Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Петра, митр. Московск. и всея России чудотворца (1326). Мц.Иулиании, 500 мужей и 130 жен, в Никодимии пострадавших. Блгв. кн. Иулиании Вяземской(1406). Блж.Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Свт.Филарета, митр. Киевск. Мч. Фемистоклея.

03 Январь 2018 г. Среда

 Петр Московский (+ 1326), митр. Киевский и всея Руси, чудотворец, первым из рус.митрополитов жил в Москве. Память 24 августа, 5 октября (5 свт.), 21 декабря Род. на Волыни во второй половине XIII в. в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. До рождения во сне Господь открыл Евпраксии избранность сына. С малолетства косноязычен,благодаря чуд.явлению св.мужа отверзлись уста его.
 В 12 лет юный Петр поступил в м-рь. Упешно изучил книжн. науки, с ревностью исполнял монаст. послушания. Много времени уделял изучению Свящ.Писания, обучился иконописанию. Иконы, писанные иноком Петром, раздавались братии и приход. христианам. За подвижнич. жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. 
После многолет. подвигов в м-ре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединения. На реке Ратс поставил келью, подвизался в безмолвии. Позже образовался Новодворский м-рь. Для иноков выстроен храм Спаса.
 Избранный игуменом, св. Петр кротко наставлял дух.чад, никогда не гневался на провинившегося, словом и примером поучал братию. Об игумене-подвижнике стало известно за пределами обители. Нередко в м-рь приходил Галицкий кн.Юрий Львович, чтоб услышать дух. наставления св.подвижника. 
 Однажды обитель посетил митр. Максим, обходивший Русь со словом поучения. Принимая свт. благословение, игум. Петр принес в дар написан. образ Успения Пресв.Богородицы, пред коим свт. Максим до конца молился о спасении Рус. земли. В 1299 г. митр.Максим оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим вел.кн.Галицкий захотел иметь своего митрополита. Он избрал Петра и отправил в Константинополь для посвящения. Но в 1305 г. скончался митр. Максим. Патр. Афанасий с Собором в 1308 г. посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея России. 
 Св. Михаил Ярославич Тверской направил к патриарху своего сподвижника  игум. Геронтия с просьбой о поставлении на Рус. митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, в бурю, яв-сь Божия Матерь:"Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, игум.Петр, возведен будет на престол Рус.митрополии". Слова Богородицы исполнились. Когда свт. Афанасий Константинопольский возвел Петра на Рус.митрополию, передал ему свт. облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. 
Возвратясь в Россию в 1308 г.,митр. Петр год пребывал в Киеве, но угрозы городу заставили, по примеру предшественника Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда переехал в 1309 г.
 Шла борьба за великокняж. достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митр.Петр принял сторону последнего, тверитяне подвергли его обвинению пред патриархом. Для суда над свт.Петром созван в 1311 г. оправдавший его Собор в Переяславле. 
 Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Рус. митрополией. В страдавшей под татар. игом Рус. земле не было порядка, и свт.Петру приходилось менять места пребывания. Важны труды и заботы святителя об утверждении в гос-ве истин. веры и нравственности. Во время постоян. объездов епархий поучал народ и дух-во о строгом хранении христ.благочестия. Вражд.князей призывал к единству. 
 Кроткий архипастырь умел быть строгим. Он лишил еп. сана Исмаила Сарского за важное преступление относительно Церкви или Отечества, предал анафеме опасного еретика Сеита за богопротив. умствование, не хотевшего раскаяться. 
От свт. Петра сохранилось 3 послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастыр.служение, усердно пасти дух. чад. Оно закончилось изложением церк.законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от соблазнов поселяться в м-рях, дети должны определяться на воспитание и обучение в монаст.школы. Во 2-м послании Святитель призывает священников быть истин. пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении христ. и пастыр. добродетелями. В 3-м послании свт. Петр дает наставления священникам о паст. обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христовы
 В 1313 г. ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, свт.Петр отправился в Орду. Его приняли с честью, отпустили с новым ярлыком. Все льготы дух-ва подтверждены, прибавлена новая: церк. люди по всем делам, не исключая и уголовных,  подчинены суду митрополита. Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на вел. княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Моск-м, свт.Петр принял сторону последнего.
 В 1325 г. свт. Петр по просьбе вел. кн.Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340) перенес митр. кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для Рус.земли. Свт.Петр пророчески предсказал освобождение от татар. ига и буд. возвышение Москвы как центра всей России. 
 По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади 1-ю церковь каменную Успения Пресв.Богородицы."Если ты",-сказал вел.князю, - "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, будешь славнее всех князей, род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших." Св. митрополит сам построил камен. гроб в стене храма и желал видеть строит-во оконченным, но Господу угодно, что церковь Успения освящена после кончины святителя.
 21 декабря 1326 г. свт. Петр отошел к Богу. Св.тело Первосвятителя погребено в Успенском  соборе в камен. гробу, что сам сделал. Много чудес свершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Рус. Церкви со дня его преставления распространялось по всей Рус.земле. Ставленник свт.Петра, свт. Прохор Ростовский, составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимир. Соборе в 1327 г. выступал за канонизацию свт.Петра. В 1339 г., при свт.Феогносте, прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности вел.князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении гос. договоров. Новгородцы, имевшие право избирать владык у Св.Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба свт.Петра чудотворца. При гробе избирались рус. Первосвятители. О нем постоянно упоминают рус.летописи, ни одно значит. гос. начинание не обходилось без молитвы у гроба свт.Петра.
 Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 г., тогда установлено празднование. Второе перенесение мощей свт. Петра после освящения вновь построен. Успенского собора, 24 августа 1479 г., празднование 1 июля отменено. Известно также празднование проявления мощей свт.Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560).  Свт.Петр яв-ся цар. Анастасии и не разрешил никому раскрывать гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу
 Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.
Тропарь Перенесение мощей
 Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим. 

 Св.мц.Иулиания, дочь знатн. язычника Африкана, род. в Никомидии. В 9 лет обручена с неким Елевсием. Св. Иулиания поняла обман языч. веры. Она тайно приняла св.Крещение. Когда пришло время свадьбы, Иулиания отказалась от замужества. Отец уговаривал не нарушать помолвку, не добившись, жестоко избил. Африкан отдал дочь на суд епарху Елевсию, бывшему жениху Иулиании. Тот просил Иулианию выйти за него замуж, обещая не принуждать к перемене веры. Св. Иулиания предпочла принять мучения.
 Святую долго и жестоко истязали, но она после каждой пытки получала от Бога исцеление и силы. Истязанияпроходили при большом числе людей, из к-рых 500 мужей и 130 жен, видя мужество св. девы, чудес. исцеления ран, исповедали Христа. Они обезглавлены, крестившись собств. кровью. Убедившись в безуспешности попыток отвратить св.деву от Небесного Жениха, Елевсий приговорил Иулианию к смерти. Исповедница приняла приговор с радостью, прославила Господа, сподобившего ее принять мученич. венец. Казнь св. мц. Иулиании совершилась в 304 г.
Тропарь мученицы Иулиании глас 4
 Агница Твоя, Иисусе, Иулиания/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Иулиании глас 3
 Девства добротами преочищена, девице,/ и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/ даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение,/ приступающим к раце твоей:/ Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную.

 Иулиания была женой Вяземского кн.Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли со Смоленским кн.Юрием Святославичем. Вел.кн.Василий Московский дал им в удел г. Торжок. Здесь кн.Юрий прельстился красотой Иулиании, пытался склонить ее к прелюбодеянию, но усилия были тщетны. Во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил  руки и ноги, тело велел бросить в р.Тверцу. После этого, пишет летописец«...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.
 Мучимый совестью от злодейства, Юрий не мог найти покоя и пришел в Веневский Успенский м-рь, где провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. , стал местночтимым святым.
 Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по р. Тверце плывет против течения тело убиен. княгини, услышал голос, повелевший собрать дух-во и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора г.Торжка. В тот момент больной исцелился. Воля св. мученицы исполнена, и во время погребения многие чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини приходили люди с верой в благодат. помощь святой.
В 1598 г. один диакон после 40-дневн. молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Из гробницы вырвался огонь и ожег  лицо, долгое время провел он в тяж. болезни. Голос сказал: «не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Чрез 2 мес. диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Св. Иулиания наказала согрешившего, но исцелила после раскаяния.
 В 1815 г. разбирали старый Преображен. собор, стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. в соборе устроен придел в честь св.княгини. Драгоцен. рака с мощами пребывала в новом Преображенском соборе. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь св.Иулиании в 1906 г. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Арх. Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.
 Пречистая Матерь даровала св.женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. Недаром одной из главн. черт древнерус. жен. праведности было хранение целомудрия христ. брака как велик. таинства Церкви. Не девственница, а целомудр. жена воспета правосл.Русью. Блгв. княгини  прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.
Св. Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие — один из 3-х обетов, к-рые дают при монаш.м постриге (2 других — послушание и нестяжание). Поэтому она является помощницей всем, кто проводит монаш. жизнь в миру.

  Блж.Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский род. в д.Корякинской близ сел.Бобино недалеко от г. Хлынова в 1578 г. в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали сына в поле, где однажды случилась беда. В 12 лет ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря, раздался удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли домой и просили помощи у свт.Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но был как безумный – «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Родители отвели сына в Успенский м-рь к прп.Трифону, к-рый окропил его св.водой и силой молитвы исцелил.
 Вскоре Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где 3 года нес разл. послушания при Екатерининской церкви. В 20 лект родители задумали женить его, Прокопий покинул родн. дом и ушел в г. Хлынов, где, по преданию, испросил у прп.Трифона благословение на подвиг юродства. Он нес его 30 лет до смерти – терпел скорби самолюбия, язвимого насмешками, бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть от недостатка пищи и перемен погоды. При этом скрывал подвижничество. Только духовник, свящ.Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем др., именно ему подвижник исповедовался,еженедельно причащался Св. Христ. Таин. Кротостью, смирением, нестяжанием духовно лечил гордых и своенравн. жителей г.Хлынова.
 Св.Прокопий почил 21 декабря 1627 г., погребен в Трифонове м-ре, недалеко от прп.Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южн. части Успенского собора. Почитание св. блж. Прокопия началось вскоре после его кончины, но особую известность обрело после того, как 3 марта 1666 г. по его молитвам и молитвам прп.Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободск. уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяж.о недуга – святые яв-сь женщине в видении и обещали  выздоровление. В кон. XVII в. составлено житие святого.
Тропарь, глас 2
 Велию любовь ко Господу в себе имея, все претрудное житие твое во граде Хлынове, юродствуя, провел еси, блаженне Прокопие, зной и мраз, глад и жажду благодушно терпя, биения и поношения от людей безбожных радостно принимал еси, подвижниче добропобедный, любовью же и добром велиим на зло воздавая,, мнозем предрекал еси их ожидаюшее и от недугов исцелял еси, беззлобне, тем же, наслаждася ныне в сонме святых, моли Господа помиловати град и люди, тя почитающия.

 Свт. Филарет Амфитеатров был одним из самых знаменит. церк. иерархов своего времени. Доктор богословия, прославился как выдающ. проповедник и дух.наставник, подвижник благочестия. В 1841 г. принял в Киево-Печерской лавре тайную схиму с им. Феодосий. Мощи обретены в 1944 г., покоятся в Дальних пещерах.
 Митр. Филарет (в миру Федор Григорьевич Амфитеатров) род. 17 (30) апреля 1779 г. в сел. Высокое Орловской губ.в семье священника.
 Нач. образование получил у деда, в 9 лет. в 1789 г., принят сразу во 2-й класс Орловск. дух. училища. В 1795 г. как лучший ученик Федор Амфитеатров переведен в богослов. класс Севской дух. семинарии, к-рую окончил в 1797 г.
 7 (20) ноября 1798 г. Ф.Г. Амфитеатров принял монаш. постриг с именем Филарет. 9 (22) ноября 1798 монах Филарет возведен в чин иеродиакона, назначен учителем поэзии и греч. яз. Севской дух. семинарии. 13 (26) января 1799 г. иеродиак. Филарет возведен в чин иеромонаха, в 1802 г. в чин игумена, назначен ректором Севской дух. семинарии и настоятелем Севского м-ря.
 В 1804 г. в 25 лет игум. Филарет возведен в чин архимандрита, назначен ректором Оренбург. дух. семинарии. В 1805 г. архим. Филарет назначен настоятелем Уфимск. Успенского м-ря, 10 (23) ноября 1810 г. - ректором Тобольской дух. семинарии, 2 (15) декабря 1813 г. - настоятелем Волоколамского м-ря Моск. епархии, 15 (28) февраля 1814 г. - инспектором Санкт-Петербургской дух. академии. В 1814 г. архим. Филарет -доктор богословия за совокупность трудов, после чего 1 (14) октября 1814 г. назначен инспектором Московской дух. академии, 1 октября 1815 г. - ректором Моск. дух. академии и настоятелем Воскресен. м-ря Новый Иерусалим.
1 (14) июля 1819 г. архим. Филарет возведен в чин еп. Калужского и Боровского, 12 (25) января 1825 г. перемещен еп. Рязанским и Касимовским. 22 августа (4 сентября) 1826 г. свт. Филарет возведен в чин архиепископа и назначен членом Комиссии дух. училищ. 25 февраля (9 марта) 1828 г. архиеп.Филарет назначен на Казанскую кафедру, в 1836 г. назначен членом Святейшего Синода. 6 (19) февраля 1837 г. избран действит. членом Рос. Академии.
18 апреля (1 мая) 1837 г. свт. Филарет назначен митр. Киевским, где пребывал 20 с лишним лет до кончины.  В 1841 г. митр. Филарет пострижен в схиму с им. Феодосий. Митр. Филарет в разное время избран действ. или почетным членом Киевской, Санкт-Петербургской, Моск. и Казанск. дух. академий, Киевского, Московского и Казанского универ-тов и др. научн., просветит. и благотворит. учреждений. Почетным членом Академии Наук по отделению рус. языка и словесности избран 21 ноября (4 дек.) 1841 г.
 С именем митр. Филарета связано много важных событий в истории Рус. Церкви 1-й пол. XIX в. Митр. Филарет известен как выдающ. церк. администратор, крупный ученый-богослов, деятел. покровитель и распространитель просвещения, активный противник перевода Библии на рус. язык.
 Митр. Филарет почил в Бозе 21 декабря (3 января) 1857 г. в 75 лет. Имп. Николай I Павлович почитал владыку Филарета как опытного дух. просветителя. За заслуги пред Церковью и От-вом митр. Филарет награжден 26 марта (8 апреля) 1839 г. орденом Св. Ап. Андрея Первозванного, а чрез 15 лет имп. Александр II 26 августа (8 сентября) 1856 г. пожаловал митр. Филарету бриллиант. знаки к ордену. Впервые в истории Предстоятель древней Киев. кафедры удостоился высшей степени ордена. Владыка Филарет стал 3-м в истории России митрополитом, удостоенным этой награды.

Св. мч. Фемистоклей жил в г. Мирах Ликийских в царствование гонителя христиан Декия (201-251). Фемистоклей был пастухом. Во время гонения скрыл у себя христ. Диоскорида, сам вышел к преследователям. Его жестоко пытали, он принял мученич. кончину за Христа в 251 г..

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения