Версия для печати
На страницу списка праздников

Предпраздн.Рождества Христова. Прав.Иоанна Кронштадтск.,чудотв. Сщмч. Игнатия Богоносца. Свт.Антония, еп. Воронежск. Свт. Филогония,еп.Антиохийск. Свт Даниила,архиеп.Сербск. Прп.Игнатия, архим.Печерск. Новодворск. и Леньковск.ик.«Спасительница утопающих

02 Январь 2018 г. Вторник

 Св.прав.Иоанн Кронштадтский род. 19 октября 1829 г. в с.Сура Пинежского у. Архангельской губ., в семье сельского дьячка Илии Сергиева. Младенец болезненный, родители сразу окрестили его, назвав Иоанном в честь прп. Иоанна Рыльского. После крещения он поправился. Благочестивые родители, приписав это крещению, приучали его к усердной молитве. Отец с детства брал в церковь.
 Живя в крайней нужде, отрок рано познакомился с бедностью, страданиями, что сделало его вдумчивым, воспитало сострадательную любовь к бедным. Он любил природу,преклоняясь пред величием Творца.
  В 6 лет Иоанн учился грамоте. Но она плохо давалась мальчику. Это подвигло его на горячие молитвы к Богу. Когда отец, собрав последние ср-ва, отвез его в Архангельск. приход. училище, он, чувствуя  беспомощность, находил утешение в молитве. После одной из  молитв ночью "точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум ", "радостно стало на душе". Он стал лучше читать и запоминать прочитанное.
 С той поры Иоанн отлично учился: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую дух. семинарию, принят на казен. счет в Санкт-Петербург. дух.академию.В семинарии лишился отца. Заботливый сын, Иоанн хотел искать место диакона или псаломщика, чтоб содержать старушку-мать. Но она настояла на поступлении в академию.Поступив, молодой студент не оставил мать без попечения, выхлопотал канцелярск. работу и скудный заработок отсылал ей.
 Иоанн хотел посвятить себя миссионер. работе среди народов Сибири и Северн. Америки. Но Промысл Божий призвал его к иной деят-сти. Как-то во сне увидел себя священником в Кронштадтском Андреевском соборе, где никогда не был. Сон сбылся.
 В 1855 г. Иоанн Сергиев окончил академию со степенью кандидата богословия, ему предложили вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадт. Андреевского собора Несвитской Елисаветою и принять сан священника. Вспомнив сон, согласился.
 12 декабря 1855 г. свершилось посвящение в священника. Когда впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, остановился: это храм, к-рый видел во сне. Паст. деят-сть протекала в Кронштадте, многие забыли фамилию"Сергиев",звали "Кронштадтский",  сам он так подписывался.
 Брак о. Иоанна, к-рый требовали обычаи Церкви для иерея, был фиктивным, он жил с женой, как брат с сестрой. "Счастливых семей, Лиза, много. Мы посвятим себя Богу", - сказал жене, до конца оставаясь девственником.
 Хотя о. Иоанн говорил, что не ведет аскетич. жизни, но говорил по глубок. смирению. Скрывая это, о.Иоанн был велич. аскетом. В основе аскезы лежала непрестан.молитва и пост. Дневник "Моя Жизнь во Христе" говорят об аскетич. борьбе с грех. помыслами. Строгого поста требовало ежедневн. совершение Божеств. литургии, было правилом.
При первом знакомстве с паствой о.Иоанн увидел, что предстоит самоотверж. пастыр. деят-сть. Процветали безверие, иноверие, сектантство. Кронштадт - место администрат. высылки из столицы порочных людей. Много было чернорабочих, работавших в порту. Они ютились в лачугах, попрошайничали, пьянствовали. Город. жители немало терпели от этих опустившихся людей. 
 На этих нравственно погибших людей обратил внимание исполненный Христ. любви пастырь. Он начал подвиг самоотверж. паст. делания. Ежедневно был в убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными, помогал материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой без сапог. Эти кронштад. "босяки", к-рых о. Иоанн силою сострадат. любви делал людьми, возвращая чел. образ, первыми "открыли" святость о.Иоанна.
 Трогательно рассказывал о дух.возрождении ремесленник: "Мне было 22-23. Теперь я старик, но помню, как видел в первый раз батюшку. У меня семья, двое детишек. Я пьянствовал. Семья голодала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз. Вижу, молодой батюшка на руках сынишку держит и говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Батюшка как Христос на картинке "Благословение детей". Я ругаться хотел, да глаза батюшки остановили: стыдно стало... Прямо в душу смотрит. Он говорил, что у меня в каморке рай, ибо где дети, там хорошо, не нужно это менять на чад кабацкий. Не винил, оправдывал. Ушел, сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе слезы. С тех пор я человеком стал..."
 Необычный подвиг молодого пастыря вызывал нападки . Многие не признавали искренности, глумились, звали юродивым. Епархиальное начальство запретило выдавать на руки жалование, т.к. все до копейки раздавал нищим. Но глумления он мужественно переносил. С Божией помощью победил всех - за то, над чем в первые годы смеялись, поздже прославляли, поняв, что это подлинный пастырь."Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, - говорил о. Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, к-рое в нем".Открылся дар чудотворения, к-рый прославил его  в России.
Сохранилась запись о. Иоанна о первом чуде. "Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитв. помощи. Я молился, прося у Господа исполнения над болящим Его св. воли. Неожиданно приходит старушка, к-рую я знал, требует, чтоб я молился о выздоровлении болящего. Я почти испугался: как могу иметь такое дерзновение? Но старушка верила в силу моей молитвы. Я исповедал пред Господом свое ничтожество, увидел волю Божию и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал милость Свою - он выздоровел. В др. раз по моей молитве исцеление повторилось. Я в этих случаях усмотрел волю Божию, новое послушание от Бога - молиться за тех, кто будет просить".
 По молитве о.Иоанна совершалось и по его блж. кончине совершается много чудес. Излечивались молитвой и возложением рук самые тяжкие болезни. Исцеления совершались наедине и при народе, часто заочно. Написать письмо о. Иоанну, и чудо исцеления совершится. 
 По молитве о.Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чуд. пролитие дождя в месте, страдавшем засухой и лесными пожарами, после того как о. Иоанн вознес молитву. Он исцелял силою молитвы не только правосл. людей - мусульман, евреев, иностранцев. Велик.дар чудотворения - награда за его подвиги - молитв. труды, пост и самоотверж. дела любви к Богу и ближним.
 Верующ. Россия потекла к вел. чудотворцу. Наступил 2-й период  его подвигов. Вначале сам шел к народу в городе -теперь народ со всей России устремился к нему. Тысячи ежедневно приезжали в Кронштадт, чтоб получить от о. Иоанна помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадт. почта открыла особое отд-ние. Текли огромн. суммы денег на благотворительность. О. Иоанн все раздавал. Чрез его руки проходило в год не менее 1 млн руб. (сумма тогда громадная!).
 На эти деньги о.Иоанн ежедневно кормил тыс. нищих, устроил в Кронштадте "Дом Трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в родн. селе жен. м-рь и воздвиг камен. храм, в Санкт-Петербурге построил жен. м-рь на Карповке, где  погребен.
 В период всерос. славы он оставил преподавание Закона Божия в Кронштадт. город. училище и в Кронштадт. клас. гимназии, где преподавал свыше 25-ти лет. Он был замечат. законоучителем, никогда не прибегал к чрезмерн. строгости, к нравств. унижению. Успехи рождало задушевное отношение к преподаванию и ученикам. У него не было "неспособных". Уроки были скорее удовольствием для учащихся, чем тяж. обязанностью. Это живая беседа, увлекат. речь, интересный рассказ.Такой способ преподавания объяснял необходимостью дать отечеству человека и христианина, отодвигая вопрос о науке на 2-й план. Особое значение придавал чтению житий святых и приносил на уроки отд. жития, к-рые раздавал учащимся для чтения на дому.
 Этот подвиг законоучительства о.Иоанн оставил ради подвига всерос. душепопечения. Чтоб понять величие беспример. подвига, надо увидеть день о. Иоанна. Вставал в 3 часа ночи и готовился к служению Божеств. литургии. Окю 4 час. шел в собор к утрени. Его встречали толпы паломников, жаждавших получить благословение, нищих,коим раздавал милостыню. За утреней о. Иоанн читал канон, придавая этому большое значение. Пред началом литургии исповедь.
 Исповедь из-за громадн. кол-ва желавших была общая. Производила общая исповедь на участников потряс. впечатление:многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда полон, долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась.
 По свид-ву очевидцев, совершение о.Иоанном Божеств. литургии не поддается описанию. Ласковый взор, умилит. либо скорбный, сияние души, молитв. вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывист. движения, огонь сваящ. благодати, мощные возгласы, пламен. молитва – таков о.Иоанн на богослужении. Служба была непрерывн. молитв. порывом к Богу. Чтение о. Иоанна на клиросе - живая восторж. беседа с Богом и Его святыми: читал громко, отчетливо, проникновенно, голос проникал в душу. За Божеств. литургией возгласы и молитвы произносились, сдловно просветлен. очами видел он Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из глаз, но не замечал их. Иоанн во время Божеств. литургии переживал  историю  спасения, чувствовал  любовь к нам Господа, Его страдания.
 Такое служение необычайно действовало на людей. Причащающихся после общей исповеди было много, на св.престоле стояло несколько больших чаш, из к-рых священники приобщали одновременно. Причащение продолжалось более двух часов.
 Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну в алтарь, он прочитывал их и молился о тех, кого просили  помянуть.
 После службы, сопровождаемый тыс. верующих, о.Иоанн отправлялся в Петербург по бесчисл. вызовам к больным. Редко возвращался домой ранее полуночи. Многие ночи не спал.Так трудиться можно при наличии благодатной помощи Божией.
 Слава о.Иоанна была величайш. подвигом, тяжким трудом. Он появлялся-мгновенно вырастала толпа жаждущих прикоснуться к чудотворцу. Почитатели бросались за мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными.
 По желанию верующих о. Иоанн совершал поездки в города России. Эти поездки - триумф смиренного Христ. служителя. Десятки тысяч объяты сердечн. верой и благоговением, страхом Божиим и жаждой получить целит. благословение. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы бежали по берегу, многие встали на колени.
 О.Иоанн находился в цар. дворце в Ливадии при последних днях  имп.Александра III, кончина коего была в его присутствии.После совместн. коленопреклон.молитвы следовало значит. улучшение здоровья, появилась надежда на выздоровление. Прошло 5 дней, 17 октября началось ухудшение. В последн. часы государь говорил о. Иоанну: "Вы - св. человек. Вы - праведник. Вот почему вас любит рус. народ". "Да, - отвечал о. Иоанн, - Ваш народ любит меня". Умирая, Государь просил возложить руки на голову: "Когда вы держите руки на голове, я чувствую облегчение, когда отнимаете, страдаю ". О.Иоанн держал руки на главе умирающего, пока тот не предал душу Богу.
 Достигнув высок. степени молитв. созерцания, о.Иоанн спокойно принимал богат. одежды, даримые почитателями. Получен. пожертвования раздавал до копейки. Получив при громадн. стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн передал его в руку бедняка, не вскрывая пакета. Купец вскричал: "Батюшка, там тыс. руб.!" - "Его счастие", - ответил о.Иоанн. Иногда отказывался принимать пожертвования. Известен случай, когда не принял от богатой дамы 30.000 руб. Проявилась прозорливость, ибо дама получила деньги нечист. путем, в чем покаялась.
Был о.Иоанн замечат. проповедником, говорил просто, чаще без подготовки. Проповеди отличались глубиной мысли, богословской ученостью, при  доступности для простых людей. В каждом слове  -отражение силы его духа.
 Несмотря на занятость, о.Иоанн вел дух. дневник, записывая ежедневно мысли, приходившие во время молитвы и созерцания, в результате "благодатн. озарения души, к-рого удостаивался от Духа Божия". Эти мысли составили книгу "Моя жизнь во Христе". Книга-дух. сокровище и может поставлена рядом с вдохнов. творениями вел.отцов Церкви и подвижников христ. благочестия. В полном собрании соч-й о.Иоанна 1893 г. "Моя жизнь во Христе" занимает 3 тома в 1000 с лишним стр. Замечат. памятником св.личности и неисчерпаемым материалом для назидания являются три тома проповедей. Накопилось много отдельных сочинений о. Иоанна, издававшихся отдельными книжками в огромном количестве. Нет ни одного лишнего слова, нет "красивых фраз". "Моя жизнь во Христе" привлекла такое внимание, что переведена на несколько иностр. яз-в, а у англиканских священников стала любимой настольной книгой.
 Осн. мысль твор-й о. Иоанна - необходимость истин. веры в Бога и жизни по вере, в непрест. борьбе со страстями, преданность вере и Правосл.Церкви как единой спасающей. Для России о. Иоанн явил образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающе. ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и богоотступничество. Образец кротости и смирения, любви к человеку, независимо от вероисповедания, о. Иоанн с негодованием относился ко всем безбожным, матер. и вольнодумн. течениям,что подрывали веру рус. народа и тысячелетний гос. строй России.
 "Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих св. предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, вел. спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России". И грозно предрекает: "Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению".
 К тяж. подвигу служения людям в последние годы о. Иоанна присоединился мучит. недуг - болезнь, к-рую он кротко переносил. Отверг предписания врачей - поддерживать силы скоромной пищей. "Благодарю Господа за ниспосланные страдания для предочищения грешной души. Оживляет - Св. Причастие". Он приобщался каждый день.
 10 декабря 1908 г., собрав остаток сил, о. Иоанн в последний раз совершил Божеств.   литургию в Кронштадт. Андреевск. соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 г. вел. праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день кончины. В погребении о. Иоанна участвовали десятки тысяч людей, у гробницы совершалось немало чудес. От Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского м-ря на Карповке стояли огромные толпы плачущ. народа. Такого кол-ва людей не было ни на одних похоронах. Шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли "Коль славен", по дороге чрез город стояли войска. Похоронили о.Иоанна в церкви-усыпальнице, спец. устроенной для него в подвал. этаже м-ря на Карповке.Вся церковка облицована белым мрамором; иконостас и гробница - тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма) лежит Св. Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый розовый светильник. Множество лампад постоянно теплятся над гробницей. Православные молятся этому святому в любой беде и в любом затруднении, об исцелении от различных недугов, за здоровье близких, об избавлении от пьянства, наркомании и других зависимостей. А также о помощи в обучении, когда детям тяжело дается грамота.   На Поместном Соборе Рус. Правосл. Церкви 7-8 июня 1990 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский канонизован, установлена память 20 декабря / 2 января - в день блж.кончины св. праведника.
Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского глас 1
 Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.
Кондак праведного Иоанна Кронштадтского глас 3
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адоване одолеют ей.

 Сщмч. Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был учеником св.ап. и еванг. Иоанна Богослова, вместе со св.Поликарпом, еп.Смирнским. Св.Игнатий был вторым еп. Антиохийским, преемником еп. Евода, св.апостола от 70-ти.
 По преданию, когда св. Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18,3). Богоносцем наименован, т.к. имел Имя Спасителя в сердце и непрестанно Ему молился. Св. Игнатий не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церк. службе антифон. пения (на 2 лика или хора). В гонения укреплял души  паствы и горел желанием пострадать за Христа.
 В 106 г. имп.Траян (98-117), после победы над скифами приказал повсеместно приносить жертвы языч. богам, а христиан, что отказывались поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил чрез Антиохию. Ему донесли, что еп.Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродет. жизнь, хранить девство. 
 Свт.Игнатий добровольно яв-ся к императору, чтоб отвратить гонение на антиохийск. христиан. Настойчив. просьбы имп.Траяна принести жертву идолам отвергнуты св.Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Свт. Игнатий с радостью принял приговор. Его готовность к мученич. подвигу увидели очевидцы, сопровождавшие св. Игнатия из Антиохии в Рим.
 На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где св.Игнатий встретился с другом еп.Поликарпом Смирнским. Из др. городов стекались священники и верующие. Свт.Игнатий увещевал не бояться смерти и не скорбеть о нем. В послании к рим. христианам от 24 августа 107 г. просил содействовать молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мучен. подвиге за Христа:
 Из Смирны св.Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радост. известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады св. Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим св.Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Он написал еще 6 посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к еп. Смирнскому Поликарпу. Все послания дошли до наших дней.
 Рим. христиане встретили св.Игнатия с  радостью и  скорбью. Нек-оторые надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но свт. Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился с верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языч. праздника 20 декабря св.Игнатия вывели на арену цирка, он обратился к народу: "Рим. мужи, вы знаете, что осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Бога, любовью к К-рому я объят и к К-рому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтоб быть Ему чистым хлебом". 
 После этого выпущены львы. По преданию,идя на казнь, св. Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему это делает, св. Игнатий отвечал, что носит это Имя в сердце, "а Кто запечатлен в моем сердце. Того я устами исповедую". Когда святого растерзали, оказалось, что сердце нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутр. сторонах зол.надпись: "Иисус Христос".
 В ночь после казни свт. Игнатий яв-ся многим верующим во сне, чтоб утешить, а нек-рые видели его молящимся. Услышав о вел.мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи св.Игнатия перенесены в Антиохию, затем со славою положены 1 февраля в церкви сщмч. Климента, папы Римского.
Тропарь священномученика Игнатия Богоносца глас 4
 Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Игнатия Богоносца глас 3
 Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.
Молитва священномученику Игнатию Богоносцу
 О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающий к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу: ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки, ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко Ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго, и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа, испроси нам благоденственное и мирное житие, здравие, и спасение, и во всем благопоспешение, на враги же победу и одоление, да осенит Он, Милосердый, Своею благодатию и да охранит нас на всех путях святыми Своими Ангелами. Помогай нам святыми своими молитвами ко Всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней. Буди нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 Антоний Воронежский (Авраамий Гаврилович Смирницкий) род. 29 октября 1773 г. в с. Повстин Полтавской губ., Российск. империи (ныне Полтавская обл., Украина) в семье протоиерея правосл. церкви. Высшее богословское образование получил в Киев. дух. академии. По окончании хотел принять место полков. священника, но, не получив благословения Киев. митр. Самуила, сказавшего на смертн.одре, что «Смирницкому др. пути назначены», юный богослов 27 февраля 1797 г.,принял монашество и поселился в Киевско-Печерской лавре, где ему поручили заведовать сперва лавр.библиотекою, потом лаврскою типографиею.
   С первых дней иночества Антоний отдался подвигам воздержания, молитвы и смирения; имущества не имел, носил грубую власяницу, всё раздал нищим. Это снискало ему глубокое уважение и известность.
 В 1799 г. Антоний возведён в сан иеромонаха, а в 1817 г. архимандрита и наместника лавры.31 января 1826 г. хиротонисан во еп. Воронежского, где приобрел необычайную любовь и уважение. Воронежская паства благоговела пред архиереем, пред его святою, истинно подвижнич.жизнью. В Воронеж приходили издалека, чтоб принять благословение Антония и выслушать его совет. Кто не мог сделать этого, обращался письменно и никто не оставался без назидания. Его смирение необычайно: «много лет я прожил», —говаривал он, — «а добрых дел нет». На похвалы Антоний замечал: «он ещё не все знает мои слабости и недостатки»
6 августа 1832 г.сподобился открыть мощи свт. Митрофана Воронежского, затем возведён в сан архиепископа. На смертн. одре Антоний продиктовал замечат. дух. завещание. Скончался 20 декабря 1846 г. г.Воронеже. Погребён в Благовещенском соборе Митрофанова м-ря в склепе возле усыпальницы свт. Митрофана.
 В 1914 г. в Воронеже создана комиссия, к-рая осматривала останки свт. Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в к-ром находилось нетлен. тело и сохранивш. одежды, сгнил, при прикосновении рассыпался. Тело почившего владыки переложено в новый гроб, вход в могилу замурован. К Поместному Собору Православ. Рус. церкви 1917—1918 гг. подготовлены соответств. мат-лы для канонизации св. Антония.
 По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 мая 2003 г. митр. Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (Немцов) совершил причисление архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) к лику святых Воронежской и Борисоглебской епархии.

  Свт. Филогоний, еп.Антиохийский, до поставления на еп.кафедру был адвокатом, выступал в защиту нищих, вдов и сирот. Когда овдовел, его избрали епископом Антиохии. Обладая глубокими богослов. познаниями, свт. Филогоний успешно защищал Православие против арианства и этим предупредил смуту в Церкви. Во время гонения на христиан при Максимиане (305-311) и Ликинии (307-324) свт. Филогоний явил себя исповедником правосл. веры. Скончался мирно ок.323 г. В 386 г. Иоанн Златоуст произнес похвал. слово свт. Филогонию.

  Свт. Даниил Сербский, единств. сын богатых и знатных родителей, был приближенным сербск.короля Стефана Уроша Милютина. Отказавшись от светск. карьеры, принял пострижение от игумена м-ря свт. Николая в мест. Кончул на берегу р. Ибра. Подвижнич. жизнь инока Даниила была примером для братии. Архиеп.Сербский Евстафий рукоположил его во пресвитера и принял в свою келью.
 Когда пришло время выбирать игумена в Хилендарский м-рь на Св. Горе Афон, назначение получил св.Даниил. Игуменствовать святому пришлось в тяжелейшее для Св. Горы время, когда изгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшись с арабами, грабили афонские м-ри, "не щадя никакой святыни". Св.Даниил мужественно пребывал в Хилендарском м-ре, к-рый перенес штурмы, осаду и голод. Когда на Св. Горе воцарился мир, святой сложил с себя игуменство и удалился на полное безмолвие в келью св. Саввы Сербского (в Карее). Во время междоусобной войны Уроша Милютина с братом Стефаном Драгутином подвижник вызван в Сербию, где примирил братьев. На родине Даниил посвящен в еп. Банского и поставлен настоятелем знаменитого м-ря св.Стефана - королев. сокровищницы. Закончив в Банске постройку кафедр. храма св. ап. и архидиак. Стефана, св. Даниил снова вернулся к иноч. подвигам на Св. Гору.
 В др. раз святитель призван с Афона в 1325 г. для возведения во архиеп. Сербского на праздник Воздвижения Креста Господня. В торжестве приняли участие прот Св. Горы Гарвасий и святогорск.старцы. Архиеп. Даниил был примером благочестия, мудрым архипастырем. Соверш. нестяжательность, неустан. заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии св. храмов отличали его служение. В 1335 г. в Дечах святитель воздвиг храм Вознесения Господня, один из лучших христ. памятников Сербии. Собрав сведения о прошлом Сербии, святитель составил "Родослов", где описал жизнь серб. властителей и серб. первосвятителей.
 Еще при жизни свт. Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений. После 14 лет архиеп. служения свт. Даниил отошел ко Господу 19 декабря 1338 г.
Тропарь святителя Даниила, архиепископа Сербского глас 3
 Чудо явися извещения,/ делами добродетелей Божиих возсиял еси,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища утвердил еси,/ еретическаго нападения не усумневся,/ Церковию Христовою управляя,/ преподобне отче, Данииле премудре,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недугов,/ и демоны прогоняет./ Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.
Кондак святителя Даниила, архиепископа Сербскогоглас 8
 Возбранному и дивному нашел земли светильнику днесь любовию притекаем/ и песнь тебе, Богоносе, плетем,/ яко имущему дерзновение ко Господу:/ избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея.

 В общей службе Киево-Печерским святым об Игнатии, архим. Киево-Печерском, сказано: "Игнатие, пастырю иночествующих и целителю болящих, в недузех наших пособствуеши тя почитающим, да в памяти твоей песнь хвалы Богу принесем" (1 песнь канона). Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах, память совершается вместе с преподобными этих пещер 28 августа. 20 декабря прп.Игнатию положена память, вероятно, по тезоименитству его со свщм. Игнатием Богоносцем. Еще одна память - с Собором всех отцов Киево-Печерских во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь преподобного Игнатия, архимандрита Печерского глас 4
 Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/ Богоносе отче Игнатие,/ приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/ исцели, молим тя, и немощи наша,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.
Кондак преподобного Игнатия, архимандрита Печерского глас 1
 Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/ и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/ всем служил еси, Игнатие, и угождал,/ тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/ в несом; паче Господеви благоугождь и стадо Его добре; упасши,/ молися о нас, чадех твоих.

 Новодворская икона Божией Матери написана св. свт. Петром, митр. Московским, в бытность его игуменом обители на р. Рати, на урочище Малый Дворец.  Во время гонения от униатов, что разграбили Новодворский м-рь, икона перенесена иеромонахом Иаковом в Елецкий Черниговский м-рь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний(Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Сурожской обители (Черниговской епархии).
14 августа 1677 г. при перенесении иконы из старой церкви в новую во время крестного хода она благодатно явила себя чудесными знамениями.

 Леньковская (Новгород-Северская) икона именуется также "Спасительница утопающих". Она прославилась в с.Леньков на р.Десне, недалеко от г. Новгород-Северска. 
 Рядом с селом на реке был сильный водоворот, погубивший множество судов. Когда на берегу реки обретена икона Богоматери, то ради нее в этом месте был выстроен храм. Плавающие по реке останавливались помолиться в нем, после чего бросали жребий, кому плыть на барже через водоворот. 
Остальная часть команды шла пешком по берегу реки до конца опасного места. Поскольку несчастья с судами после строительства храма недалеко от водоворота почти прекратились, то икона Божией Матери Леньковская получила наименование "Спасительницы утопающих".
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения