Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Вонифатия(290), мчч. Илии, Прова, Ариса египтян. Мчч.Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Григория, еп.Омиритского(ок. 552), свт.Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского(VI). Прп.Илии Муромца,Печерского, в Ближних пещерах (1188)

01 Январь 2018 г. Понедельник

  Св.мч.Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды, состоял с ней в беззакон. сожительстве. Оба, предаваясь нечистоте и пьянству, чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть грех. Господь пожалел их и дал возможность очистить грехи кровью и закончить грешную жизнь покаянием. 
 Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи св.мчч., то их молитвами легче получить спасение, ибо под их воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели.  Она снарядила Вонифатия на Восток, где шло жестокое гонение на христиан, просила привезти мощи какого-либо мученика, чтоб стал их покровителем. 
  Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: "А что, госпожа, если не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь мое тело с честью?" Аглаида отнеслась серьезно к  словам и укорила, что он, отправляясь на св.дело, позволяет вольности. Вонифатий задумался и все время пути был сосредоточенным. 
 Приехав в Киликию, в г. Тарс, Вонифатий оставил в гостинице спутников и пошел на город. площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем  пыток, видя просветл. благодатью  лица св. мучеников, Вонифатий по влечению сердца бросился к ним, целовал ноги, просил молитв,чтоб пострадать с ними. 
  Когда судья спросил Вонифатия, кто он, Вонифатий ответил: "Я христианин",- и отказался принести жертву идолам. Его  предали мучениям: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, влили в горло расплавл. олово, но силой Господней остался невредим. 
Окружавшие судилище люди возмутились, бросали в судью камни, затем устремились к языч. капищу, чтоб низвергнуть идолов. Утром, когда волнения затихли, судья приказал бросить св.мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу вреда: его оросил сошедший с небес Ангел,смола вылилась, обожгла  мучителей. 
  Св.Вонифатий приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Видя чудо, ок. полутысячи чел. уверовали во Христа. Спутники св.Вонифатия, прождав 2 дня в гостинице, стали разыскивать, предполагая, что он предался легкомысл. времяпрепровождению. 
 Сначала поиски были безуспешны, потом они встретили очевидца мученич. смерти святого. Свидетель привел их туда, где лежало обезглавл. тело. Спутники св.Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли в Рим.
 Накануне их прибытия Аглаиде во сне яв-ся ангел и велел принять бывшего раба, теперь покровителя, сослужителя ангелов. Аглаида призвала клириков, с  почетом приняла св. мощи, построила на месте погребения храм св.мученика,положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим имение, она удалилась в м-рь, где провела в покаянии дни и при жизни стяжала дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мч. Вонифатия. Особо мч. Вонифатию молятся о преодолении страсти пьянства. 
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.
КОНДАК, ГЛАС 4 
 Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

 Мчч. Илия, Пров и Арис, из Египта, самоотверженно служили в темнице узникам-христианам во время гонения Максимина (305-313). За это схвачены, претерпели тяжкие мучения и преданы смерти (+ 308).

 Полиевкт Кесарийский пострадал в Кесарии Каппадокийской в начале IV в. За успешное обращение ко Христу язычников после тяжких мучений был сожжен. Память его чтится вместе с мч. Тимофеем, диаконом. 

 Свт. Григорий, еп.Омиритский, сын Агапия и Феодотии, от юности исполнен благодати Божией и имел дар исцелений и чудотворений. Промысл Божий вел его к святительскому служению. В сане диакона в Медиолане он услышал предсказание о своем жребии от старца-отшельника, затем получил подтверждение от др.старца-схимника, подвизавшегося в горах.
 Когда Григорий пришел к схимнику за наставлением, произошло чудо: старец явился в огненном столпе, а ночью он видел его молящимся над землей. Старец открыл св.Григорию, что ему надлежит, помолившись в Риме св. Вонифатию и Аглаиде, направиться в Александрию, принять сан епископа и укреплять веру Христову в г. Негране, в Эфиопии. Чтобы у Григория не оставалось сомнений, старец показал, что ему известна сокровенная тайна: в видении св. Григорию являлись св. первоверх. апп. Петр и Павел и возложили на него архиерейский омофор.
 Выполняя Божие повеление, св. Григорий, после недолгого пребывания в Карфагене, где был диаконом, прибыл в Рим. Там удостоился явления св.ап. Петра у гроба св.Вонифатия и Аглаиды, который дал послушание помочь христианам, страдающим за Имя Господне в Негране. Ночью он видел во сне ап.Павла,что поднес ему чашу с елеем в знак получения благодати святительства.
 Войсками царя Эфиопии Елезвоя освобожден от царя Дунаана из еврейского рода Омиритский г. Негран, где восстановилось христианство. Но церк. иерархия истреблена еврейскими завоевателями, поэтому Елезвой отправил послов к патр. Александрийскому просить для Неграна епископа и клир для храмов. После молитв патриарху явился св.ап.Марк, повелев найти диакона Григория и, посвятив  в сан пресвитера, затем епископа, отправить к Елезвою.  Во время хиротонии явлена над св.Григорием  благодать Божия: лицо просияло неземным светом, от одежд исходил благовонный фимиам.
 Прибыв в Омирит, св.Григорий восстановил христ. святыни и проповедовал истину язычникам и иудеям. Свт.Григорий помазал на царство нового царя Авраамия, который велел креститься подданным. Знатные евреи обратились к царю с просьбой, чтобы он назначил состязание в вере между ними и христианами, обещая, если победят христиане,иудеи примут Крещение. Через 40 дней состоялся диспут, что шел несколько дней. Свт.Григорий опроверг доводы еврейского старейшины, раввина Ервана, пользуясь текстами Ветхого Завета. В видении Ерван увидел св.прор.Моисея, который поклонялся Господу Иисусу Христу. Пророк сказал Ервану, что тот противится истине и будет побежден. Благодатью Божией христианская правда одолевала, но Ерван не хотел быть побежденным и сделал последнюю попытку. Он дерзко сказал: «Если хочешь, чтобы я душой уверовал в твоего Христа, признал, что твой Бог – Бог Истинный, – покажи мне Его, епископ!» Святитель ответил: «Великого ты просишь. Не с человеком споришь,  с Богом. Но, чтобы утвердить веру, Господь сотворит знамение». 
 В страхе ждали христиане, что будет дальше. Св. Григорий, имея непоколебимую веру в Бога, стал молиться. Он вспоминал тайну воплощения Бога Слова, чудеса земной Его жизни, Тридневное Воскресение и Вознесение, призывал силу Животворящего Креста: «Яви Себя, Господи, – молил свт. Христов, – ради славы Святого Имени Твоего!»
  Когда он кончил молитву, земля сотряслась, отверзлось небо, и в  облаке, в пламени сходил на землю Иисус Христос, слышан глас: «Ради молитвы епископа Григория исцелит вас Распятый отцами вашими».
 Подобно Савлу, что на пути в Дамаск ослеп от Небесного света, ослепли евреи и просили св. епископа исцелить их. Приняв св.Крещение, все  исцелились. Раввин Ерван получил христианское имя Лев.
 После чуда свт.Григорий  более 30-ти лет управлял омиритской паствой. Почил  в 552 г., погребен в усыпальнице Великой церкви.

 Свт.Вонифатий Милостивый, еп.Ферентийский, с детства отличался нестяжательностью и нищелюбием. Когда видел на улице бедного человека, снимал одежду,отдавал неимущему к огорчению матери-вдовы.
 Однажды он раздал все запасы хлеба на год, но Господь сотворил чудо по его молитве, и житница вновь наполнилась зерном. Св. Вонифатий стал епископом города Ферентины, к северу от Рима. И при высоком положении был так же нестяжателен и милостив к людям, мудро управлял паствой, уча отдавать последнее ближним.

 О жизни прп.Илии Муромского, (Чоботова) ист. источники сохранили мало сведений. Известно, что жил в XII в., был иноком Киево-Печерской обители. Его нетлен. мощи доныне почивают в Антониевых пещерах. Народн. предание отождествляет прп. Илию с известным рус. богатырем Ильей Муромцем, о жизни к-рого известно из древнерус. былин и сказаний. В летописи его имя упоминается один раз (Ростовская летопись), где сказано, что в миру он был воеводой. 
 Cогласно преданию, Илья Муромец род. в с.Карачарово близ Мурома. Его родители, Евфросиния и Иоанн, крестьяне. В младенчестве Илия тяжело заболел и на многие годы прикован к постели. Молитва научила терпению, он со смирением нес свой крест, за все благодаря Бога. Такое устроение души Ильи Муромца было примером мужества и послужило к назиданию христиан. За чистое сердце и великое терпение Господь исцелил Илию, наделив  огромной силой. В то время ему исполнилось 33 года.
 Исцелившись, Илья Муромец поступил на службу к киевскому князю. Судя по тому, что в Ростовск. летописи он называется воеводой, можно судить о нем как о человеке с хорошим мат. достатком, известном ратными подвигами. Однако ни слава, ни богатство не прельстили прп. Илию: любовь к Богу и желание стяжать Небесное Отечество владели его душой.
 Поэтому в расцвете сил он оставил княж. службу и принял монаш. постриг в Киево-Печерской обители прп.Антония. Имущество Илья Муромец раздал бедным и на украшение храмов Божиих. После кончины погребен в Антониевых пещерах. Паломник XVI в. Леонтий пишет: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко крупные люди; рука левая пробита копьем, а правая рука изображена крестным знамением».
 Прп. Илия почивает в молитв. положении, сложив персты правой руки так, как принято  в Правосл. Церкви - 3 первые перста вместе, а 2 последние пригнув к ладони. В период борьбы рус.правосл. церкви со старообрядч. расколом (кон. XVII- XIX вв.) этот аргумент служил одним из  доказательств в пользу трехперстного сложения руки для крестного знамения.
 До последнего времени считалось, что кончина прп.Илии была мирной. Но исследования его мощей в недавнее время показали, что причиной смерти стала обширн. рана в области сердца. Установлен сравнительно молодой возраст почившего: от 40 до 45 лет. Исследования на самой совр. аппаратуре подтвердили, что прп. Илия обладал большой физ. силой и огромным для той эпохи ростом. Однако в детстве и молодости он страдал болезнью, в результате к-рой нарушены двигат. функции организма, т. е. был парализован. Т. о., на основе  исследований сделано заключение о тождественности образов Ильи Муромца - героя былин и прп. Илии, погребенного в Антониевых пещерах.
 В библиотеке Киево-Печерской Лавры находилась рукопись XVII в., где говорилось, что прп. Илия обладал слезным даром, и когда его спрашивала братия: «Что ты, отче, плачешь?» -отвечал, что, будучи воином, много пролил крови, о чем сожалеет. В летописи сказано, что прп.Илия творил чудеса. Скончался около 1188 г. 
Тропарь, глас 8 
 Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.
Кондак, глас 8
 Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.


 

 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения