Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Ианнуария еп., мчч.Прокула,Соссия,Фавста диак.,Дисидерия чт.,др. Мч.Феодора в Пергии,мат.Филиппии,Диоскора,др. Обрет.мощ.прп.Феодора Санаксар. Мчч.Исакия,Аполлоса,Кодрата. Свт.Максимиана, патр.Констант. Прав.Алексия Бортсурман.

04 Май 2018 г. Пятница

Сщмч. Ианнуарий был епископом в г. Путиолы на юге Италии. В то время Италия принадлежала имп.-соправителю Максимиану Еркулию, начавшему гонение на христиан. Наместником обл. был Тимофей, слепо выполнявший повеления императора. Когда к Тимофею доставили еп.Ианнуария, он предложил тому отречься от веры. Получив твердый отказ, приказал бросить исповедника в раскаленную печь. Подобно трем еврейским отрокам, св. Ианнуарий остался невредим в огненной печи, ибо ангел Господень охладил жар.
  Тимофей  решил, что это чародейство, и велел жестоко пытать мученика. Вся земля покрылась кровью. Рядом стояли два клирика – диакон Фавст и чтец Десидерий, они пролили слезы при муках св. Ианнуария. Узнав, что они христиане, их связали, со св.Ианнуарием отправили в Путиолы, заключили в темницу. Там томились в узах несколько христиан: Прокул и Соссий, диаконы из г. Путиолы, два мирянина, Евтихий и Акутион. Все осуждены на съедение зверям.
  На след. день их бросили зверям на растерзание. Но Бог сомкнул звериные пасти, и ни один из зверей не прикоснулся к мученикам. Наместник Тимофей, объясняя это чудо особым христ. искусством, метался в ярости. Внезапно ослеп, стал звать на помощь. Свт. Ианнуарий отличался добротой. Он пожалел несчастного и помолился о своем враге. Тимофей прозрел телесно, но не душевно. Ок. 5 тыс. собравшихся  на казнь мучеников уверовали во Христа. Наместник, исцеленный от слепоты, не только не воздал хвалы Иисусу Христу и Его верным служителям, но приказал немедленно казнить их.
 Еп. Ианнуарий с др. мучениками выведены из города и обезглавлены. Их тела взяты христианами в различные города. Каждый город хотел иметь у себя предстателя пред Богом. Мощи еп.Ианнуария перевезены в Неаполь, положены в храме, где покоятся и сегодня.
 Молитвами св. Ианнуария в Неаполе совершались многочисленные чудеса. Так, при извержении вулкана Везувия в кон.V в., когда городу угрожала опасность, народ в страхе собрался у гроба св. Ианнуария, моля о помощи. По молитвам святого извержение Везувия прекратилось. Известны др. чудеса, ниспосланные по молитвам святого.

  Св. мчч. Феодор, мать Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий пострадали в царствование имп.Антонина Пия (138-161) в Пергии Памфилийской. Для воен. службы набирали красивых и здоровых юношей, с другими к военачальнику Феодоту приведен юноша Феодор.Военачальник принуждал юношу принести жертву идолам. Он не подчинился уговорам, угрозам, военачальник приказал положить его на раскален. сковороду и поливать расплавленной смолой. Тотчас свершилось чудо: началось землетрясение, из трещины хлынул поток воды и погасил огонь.
 Оставшийся невредимым мч.Феодор воздал хвалу Богу и предложил военачальнику попытаться с помощью идолов повторить чудо. Военачальник предложил языч. жрецу Диоскору лечь па раскален. сковороду, призвав на помощь Зевса. Но св. Диоскор ответил, что он уверовал во Христа и бросит идола Зевса в огонь. Военачальник приказал взойти на сковороду. Мч. Диоскор припал к ногам св. Феодора и просил помолиться о нем. Затем взошел на сковороду, громко взывая ко Господу: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричислил к числу рабов Твоих. Приими с миром мою душу", - и скончался, избавившись от тяжелых мук.
 Св.Феодора продолжали мучить. Его привязали к диким лошадям. Но у город. стены лошади упали и разбились, а мч.Феодор остался невредимым. Два воина, Сократ и Дионисий, увидели, как к св.Феодору сошла огненная колесница, на к-рую поднят влачимый мученик. 
  Воины с изумлением воскликнули "Велик Бог христианский!" Их схватили и на др. день с мч. Феодором бросили в раскаленную печь. Но небесная роса охладила печь, святые остались живы. Наутро военачальник приказал посмотреть кости сгоревших мучеников. Воины с удивлением рассказали, что три юноши невредимы, а к мч. Феодору пришла мать, Филиппия, к-рая укрепляла мучеников в подвиге.
 Военачальник предложил св.Филиппии спасти сына, уговорив принести жертву идолам. Но святая ответила, что до рождения сына ей открыто, что сын будет распят за Христа. Услышав это, военачальник приказал распять св. Феодора на кресте, а остальным мученикам отсечь головы. Три дня св. мч. Феодор висел на кресте, вознося молитвы Богу до своего преставления.
Кондак святых Ианнуария и Феодора, глас 3
 Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

 Св. мчч.Исакий, Аполлос и Кодрат были язычниками, служили при дворе имп. Диоклитиана (284-305). Во время страданий св. вмч. Георгия они были среди зрителей. Его вера, мужество и чудеса пробудили в них веру во Христа. Святые всенародно объявили себя христианами, упрекали императора за жестокость. Их приговорили к смерти. Мч.Кодрата усекли мечом, а мчч. Аполлоса и Исакия уморили голодом (+303).

  Прп.Феодор Санаксарский род. в 1718 г. в с. Бурнаково Ярославской губ. в родовом имении блгч. дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, при св. крещении наречен Иоанном. Когда ему было 6, умерла мать. Вскоре отец женился. Родители воспитывали Иоанна в вере и благочестии.
 Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его определили на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие произвели в сержанты. Живя в столице среди беспечных товарищей и раздольного быта молодой Иоанн Ушаков мог потерять благочестивые природные наклонности, но Господь сподобил его прийти к покаянию.  Во время шумного собрания гвардейцев, в разгар веселья, один из юношей упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн осознал непрочность того, что называют счастием. 
 Юноша решился оставить всё: воинский чин, друзей, родителей, тайно бежать в пустыню. Наскоро собравшись, он выехал из столицы с одним слугой как бы в родит. дом. Отъехав несколько верст, юноша отпустил слугу, переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келью, жил в ней более трех лет, подвизаясь в посте, молитве и терпении.
  Местное начальство усилило гонения на раскольников, селившихся в северных лесах, и пустынников, проживавших без документов. Иоанн вынужден перейти в Площанскую пустынь Орловской губ. Там его поселили в одной из отдаленных келий в лесу. Но при очередной проверке Иоанн был взят. При допросе сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, потому доставлен в Санкт-Петербург к имп. Елисавете.  Многие собрались посмотреть на молодого подвижника. За 6 лет Иоанн сильно изменился, трудно в изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца, веселого товарища по столичным забавам. 
  От великого воздержания Иоанн был сух и бледен лицом, одет во скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он попросил: «Дайте мне умереть монахом». Он просил разрешения подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монашеского пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
   После трех лет послушания 13 августа 1748 г. 30-летний Иоанн Ушаков пострижен в монахи с именем Феодор. При постриге присутствовала имп. Елисавета Петровна. Зная подвижническую жизнь прп.Феодора, государыня была по-матерински милостива. Наследник Петр Феодорович повторял, что в «Александро-Невском монастыре только один монах – Ушаков», уважая его благочестие и добродетели.  Петербургские жители, хотящие жить богоугодно, приходили к нему за советом и утешением. Но ученые монахи в обители из зависти, затем из ненависти жаловались, что простой монах привлекает народ, беспокоит обитель. Настолько возросла эта злоба вражия, что к смерти готовился св.Феодор, но терпел великодушно, молясь за обидчиков, хотя имел возможность доложить императрице о беззакониях. 
 Потерпев 9 лет, прп. Феодор просил начальство Лавры отпустить его в Саровскую пустынь. Преподобный исходатайствовал у Свящ. Синода отпускные грамоты для дух. чад, желавших следовать за старцем в Саров, и в 1757 г. выехал из Петербурга. 
  Прибыв в г. Арзамас и не доезжая 60-ти верст до Сарова, старец поместил учениц в девичьем Никольском м-ре, сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре умножившиеся ученицы преподобного переведены в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.
 Прожив в Саровской пустыни два года, о.Феодор, видя растущее число учеников, счел неудобным руководить ими, т.к. был лишь послушник саровский. Наученный горьким опытом старец просил отцов саровских дать обедневшую Санаксарскую обитель в трех верстах от уездного г. Темникова, на левом берегу реки Мокши.
 В 1759 г. преподобный переселился в Санаксарскую пустынь с учениками. Единственная церковь обители была ветха, деревянные кельи и ограда развалились, кровли сгнили. Много старания приложил старец для возрождения Санаксарской обители.  13 декабря 1762 г. прп. Феодор рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем
 Высочайшим указом от 7 марта 1765 г. велено Санаксару именовать монастырем. Построена каменная двухэтажная церковь. Из учеников старца вышло несколько настоятелей, вдохнувших новую иноческую жизнь в упадавшие м-ри. Преподобный управлял двумя м-рями: своим и женским Алексеевским (община в Арзамасе), к-рый  основал.
  По несправедливому обвинению в 1774 г. прп.Феодора выслали монахом в Соловецкий м-рь, препоручив начальнику м-ря следить за ним. 9 лет прожил св.страдалец в Соловецком м-ре в самом строгом заточении. По ходатайству его учеников дело о.Феодора пересмотрено, велено возвратить старца в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха. 
 И опять многие приходили для наставлений к о. Феодору. Настоятель, бывший ученик старца, посчитал себя униженным, стал жаловаться епархиальному начальству, будто тот смущает обитель. Вход к о. Феодору, даже с дух. нуждами, был воспрещен. По прошествии нескольких лет, в 1788 г., настоятель о.Венедикт умер. После его кончины преподобный, получив свободу и разрешение на выезды, поехал в Арзамас к дух. детям. Это посещение Арзамасской общины было последним. Потом он заехал в Саровскую пустынь и поспешил в Санаксар. Там после беседы с учениками душа прп.старца Феодора мирно разлучилась с телом. Тело его, лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления.
Тропарь, глас 4
 Ревностию Крестителю уподобляяся, / от юности Богови угодив, / старец благодатный множеству ученик явился еси, / с ними же ликуеши на Небесех. / Феодоре преподобне отче наш, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
 Мира суету и вся яже в нем тленная оставив, преподобне, / в Санаксарскую обитель вселился еси, / идеже ангельски пожив, /многим путь был еси ко спасению, / сего ради и Христос тебе даром разсуждения и учительства обогати, / темже и мы вопием ти: // спасай ны, Феодоре, святыми твоими молитвами.

     Свт. Максимиан, Патриарх Константинопольский, родился в Риме от богатых и благочестивых родителей. На собственные средства он устраивал гробницы для погребения умерших, прославившихся святостью жизни.
 Св. Максимиан был прост и любил жить вдали от мирской суеты. В Константинополе за чистую и добродетельную жизнь Патриарх Сисиний (426 - 427) поставил его во пресвитера. По низложении с Константинопольского престола еретика Нестория (428 - 431) инок-пресвитер возведен на патриарший престол 25 октября 431 г., в правление св. царя Феодосия Младшего (408 - 450).
Скончался св. Патриарх Максимиан мирно, 12 апреля 434 г., в Великий четверг.

Св.Алексий (Гнеушев) род. 13 мая 1762 г. в сел. Бортсурманы Симбирской губ. в семье священника. После Нижегородской семинарии (1784) женился, поставлен диаконом в с. Бортсурманы. чрез 13 лет рукоположен в пресвитера.
 Вначале не отличался строгостью жизни и иногда забывал меру в употреблении вина. Однажды попросили причастить умирающего из соседн.деревни. Отец Алексий выгнал прочь присланного человека, говоря, что состояние больного не так безнадежно, подождет до утра, но ночью, испытывая муки совести, пошел к больному. Но тот был мертв, а возле постели о. Алексий увидел ангела, держащего св. Чашу. Потрясенный о.Алексий упал на колени пред покойным и провел ночь в молитве. С той поры каждый день служил Божеств. Литургию, соблюдал монашеское молитв. правило. Ежедневно совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.
 Во время, свободное от служб и келейных молитв, принимал прихожан. Иногда  давал посетителям дух. наставления, но делал это с великой кротостью. Св. Алексий был суров только к колдунам и ясновидящим, а также людям, к-рые обращались к ним. Он раздавал бедным все, что оставалось после щедрых дарений, из к-рых всегда выделял часть на украшение церкви.
 Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, исцелял больных св.молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
 Также сподобился многих откровений. Когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, внезапно услышал небесное пение и увидел Пресв.Богородицу с вмц. Варварой. Она чудесным образом исцелила его. Во времена наполеоновского нашествия (1812) прав. Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, внезапно увидел ангела, к-рый возвестил, что силы небесные двинулись на помощь и враг будет сокрушен.
 За 9 лет до кончины св. Алексий вышел за штат и отстранился от приходских и семейных дел, но литургию служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы жил в маленькой келье, единств. окно к-рой выходило на церковь. Он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел стариком, маленького роста, худым и согбенным, но лицо его, напоминавшее прп. Серафима Саровского, излучало дух.радость, освещавшую все вокруг..
 В последние 30 лет св. Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в к-рой похоронен согласно желанию. По ап. заповеди о. Алексий молился непрестанно, принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему не приносили еды в эти дни.
 Он вел великую битву против сил тьмы, мог утешать скорбящих, призывая их к терпению. В годы служения он приходил к тем, кто просил его помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные посту и молитве, он покидал келью только, чтобы пойти в церковь.
 Местные помещики и землевладельцы из соседних губерний почитали его за св. жизнь, приходили к праведнику, писали письма, просили благословения. Все почитали его за вел. святого и молитвенника, обладающего даром исцеления.
 1 января 1848 г. о.Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам уже не мог совершать церк. служб, но попросил отвести его в церковь. Дойдя до полного истощения, завершил жизненный путь, полный скорбей, в Вел. четверг 1848 г., сидя у окна, к к-рому подошел, чтобы благословить людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, др. тихо плакали. О.Алексий благословлял их, пока рука не опустилась в последний раз. Он погребен в саду при Успенской церкви с. Бортсурманы, напротив алтаря.
 Прп. Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижнич. трудам св. Алексия. Хотя они не встречались, св. Серафим знал о нем благодаря дару прозорливост.  Когда христиане из тех мест, где жил св. Алексий, приходили к прп. Серафиму, отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из с.Бортсурманы.

 

                             

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения