Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Илариона, архиеп.Верейск. Собор Крымск.святых. Сщмч.Елевферия,матери мц.Анфии, мч. Корива епарха. Прп. Павла Латрийск.Свт.Стефана исп.,архиеп. Сурожск.Мч.Елевферия кувикулария. Прп.Парда отшельника.Прп.Трифона Печенгского, Кольск. Собор Кольск.святых

28 Декабрь 2019 г. Суббота

 Одним из видных деятелей Рус. Церкви 20-х гг. был архиеп. Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантлив. человек. Его жизнь - горение вел. любви к Церкви вплоть до мучен. кончины. Труды его отл-ся строго церк. направлением, борьбой со схоластикой. Его идеал— церковность дух. школы и богослов. науки. Его  напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Архиеп. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) род. 13 сентября 1886 г. в семье священника с. Липицы Тульской губ. С детства пробудилось стремление к учению. 
 Владимира отдали в дух.училище, затем в дух.семинарию. Затем поступил в Моск. дух.академию, блестяще закончил в 1910 г. со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии профес. стипендиатом. По всем предметам имел отл. оценки. В 1913 г. Владимир получил степень магистра богословия за фундамент. труд «Очерки из истории догмата о Церкви».
 Он мечтал об иночестве. 28 марта в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры принимает монашество с им. Иларион (в честь прмч. Илариона Нового), чрез 2 мес., 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля возведен в сан архимандрита.
 30 мая 1913 г.иеромонах Иларион назначен инспектором Моск. дух. академии. Архим. Иларион приобретает авторитет как воспитатель учащихся дух.школы, как профессор-богослов, как церк.проповедник. Выходят его богословско-догмагич. труды. Проповеди звучат с амвонов церквей, призывая народ Божий к вере и нравств. обновлению. Возник вопрос о восстановлении патриаршества, он, член Поместн. Собора 1917—1918 гг., выступил в защиту патриаршества. «Никогда,—говорил архим.Иларион,—Рус.Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество уничтожено Петром I. Но церк. сознание, как в 34-м апост. правиле, так и на Моск. Соборе 1917 г., говорит одно: «...Епископам всякаго народа, в т. ч. и русскаго, подобает знати перваго из них и признавати его яко главу».
 После прихода к власти большевики начали гонение на Церковь, в марте 1919 г. архим. Иларион арестован. 1-е тюрем. заключение тянулось 3 мес.
  12/25 мая 1920 г. хиротонисан во еп. Верейского, викария Моск. епархии. Современники пишут, что он  жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церк. проповедник и певец, блестящ. полемист, искренний, открытый. Физ. сильный, высок. роста, имел пышные рус. волосы, светлое лицо. Как проповедника и оратора его ставили наравне с Луначарским и Александром Введенским. Он пользовался авторитетом среди дух-ва, назвавшего за ум и твердость «великим».
 Еп. служение было его крестным путем. Не прошло и 2-х лет со дня хиротонии, как Иларион оказался в ссылке в Архангельске. Деят-сть продолжил после года ссылки. Святейш. Патр. Тихон с архиеп. Серафимом (Александровым) сделал ближайшим советником. Патриарх возводит еп. Илариона в сан архиепископа. Церк.деят-сть его расширяется. Он ведет переговоры с Тучковым (уполномочен.ОГПУ по церк. делам) о необходимости устроить жизнь Церкви в условиях сов.гос-ва на основе канонич. права, восстановить церк. орг-ции, составляет ряд патр. посланий.
  Для обновленцев он стал грозой, неотделимой от Свят. Патр.Тихона. 5 июля 1923 свт. Иларион совершает всенощн. бдение под праздник Владимир. иконы Богоматери в Сретенском м-ре, захваченном обновленцами. Владыка изгоняет обновленцев и вел. чином заново освятив собор, присоединяет м-рь к Церкви. На след. день в обители служит Свят. Патр. Тихон. Богослужение идет целый день и заканчивается в 6 час.вечера. Свт.Тихон назначает архиеп.Илариона настоятелем Сретенского м-ря. В посланиях лидер обновленцев митр.Антонин (Грановский), обрушивает удары на Патриарха и на архиеп.Илариона, обвиняя в контрреволюции.
  Архиеп. Иларион понимал преступность обновленцев и вел диспуты в Москве с Александром Введенским. Последнего, как говорил архиеп. Иларион, на диспутах он «прижимал к стенке», разоблачал его хитрости и ложь. Обновленцы понимали, что архиеп.Иларион мешает им, потому сделали все, чтоб лишить свободы. В декабре 1923 г. архиеп. Иларион приговорен к 3-м годам заключения. Этапом доставлен в Кемский лагерь, затем на Соловки. Когда архиепископ увидел ужас барачн. обстановки и лагерн. пищу, сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».
   Находясь на Соловках, архиеп. Иларион сохранил добрые кач-ва души, к-рые обрел в подвигах в мон-ве и свящ-ве. Те, кто был рядом, были свидетелями монаш. нестяжания,простоты, смирения, дет. кротости. Он отдавал все, что имел. Архиеп. Илариона оскорбляли, но он не отвечал, даже мог не заметить этого. Всегда весел, а, если озабочен и обеспокоен, старался прикрыть веселостью, на все смотрел дух. очами. «На Филимоновой рыболовн. тоне,— рассказал очевидец,— в 7 верстах от Соловецк. лагеря мы с архиеп. Иларионом, 2-мя епископами и несколькими священниками были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой работе архиеп. Иларион говорил переложением стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа». Благодушие простиралось на сов.власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.
  Как-то привезли на Соловки молод. иеромонаха из Казани, к-рому дали 3 года ссылки за то, что снял с диакона-обновленца орарь и не позволил служить с собой. Архиепископ одобрил иеромонаха и шутил по поводу разных сроков заключения, независимо от тяжести «преступлений». Владыку Илариона веселило, что Соловки есть школа добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия.
Однажды обокрали прибывш. партию дух-ва, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал, что их обучают нестяжанию. Владыка от шутки был в восторге. У одного ссыльного 2 раза подряд пропадали сапоги, он разгуливал в рваных галошах. Архиеп.Иларион, глядя на него, приходил в подлин. веселье, вселяя благодушие.
Любовь его ко всякому человеку, общительность были поразительны. Он был самой популярной личностью в лагере среди всех слоев. Его знала «шпана», уголовщина, преступн. мир воров и бандитов как  уважаемого чел-ка. В свободный час его видели разгуливающим под руку с каким-нибудь «экземпляром» из этой среды. Владыка разговаривал с каждым, как с равным. Это юродство скрывало от людей внутр. делание и спасали от лицемерия и тщеславия. В «артели Троицкого» (раб. группа архиеп. Илариона) дух-во прошло в Соловках хорош. воспитание. Поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочест. разговоры не стоит.
Поступающ. священника владыка расспрашивал о том, что предшествовало заключению. Привезли как-то в Соловки игумена. Архиепископ спрашивает, за что его арестовали. Игумен отвечает, что служил молебны у себя на дому, когда м-рь закрыли, собирался народ, даже были исцеления. Владыка спросил, сколько дали.. Три года? Это мало, за исцеления надо дать больше, сов. власть недосмотрела...»
  В сер. лета 1925 г. с Соловков архиеп. Илариона отправили в Ярославск.тюрьму. Там пользовался особ. льготами, ему дозволили получать книги. Архиепископ прочитывал много святоотеч.лит-ры, делал выписки, из к-рых получилось много толст. тетрадей святоотеч.наставлений. Тетради после тюрем. цензуры передал друзьям. Святитель тайком посещал тюрем. надзирателя, доброго человека, собрал у него подпольную рукопис. религ. лит-ру, копии церк.-администр. документов, переписки архиереев.
  В это время архиеп. Иларион перенес ряд неприятностей. Когда был в Ярославской тюрьме, в Рус. Церкви возник григорианск. раскол. К нему яв-ся агент ГПУ присоединиться к новому расколу. «Вас Москва любит,— заявил представитель ГПУ,— вас Москва ждет». Архиеп. Иларион мужественно отверг сладость свободы за измену. После этого архиеп. Илариону добавили 3 года.
 Весной 1926 архиеп. Иларион возвращен на Соловки. Крестн. путь продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Думали, что склонят на свою сторону авторит. иерарха. В нач. июня 1927 г., едва началась навигация на Белом море, архиеп. Иларион привезен в Москву для переговоров с архиеп. Григорием. Тот в присутствии светских лиц упрашивал архиеп.Илариона возглавить григорианский «высший церк.совет». Иларион отказался, объяснив, что дело высшего церк. совета несправедливо, задумано людьми, не сведущими в церк.жизни, в церк.канонах. Архиеп.Иларион увещевал Григория оставить вредные замыслы.
 Подобные встречи повторялись. Владыке обещали свободу, белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю»,— говорил он еп.Гервасию. Такой позиции в отношении григорианцев держался до конца.
 В смутное время, когда после обновленч. раскола проникли разногласия в среду ссыльн. архиереев на Соловках, архиеп. яв-ся наст. миротворцем. Он сумел на основе Православия объединить их. Архиеп. Иларион был среди епископов, создавших в 1926 г. церк. декларацию, определившую положение Правосл. Церкви в новых ист. условиях. Она сыграла огром. роль в борьбе с возникш. разделениями.
 В ноябре 1927 г. нек-рые из солов. епископов колебались в связи с иосифлянским расколом. Архиеп. Иларион собрал до 15 еп-пов в келье архим.Феофана, где постановили хранять верность Церкви, возглавляемой митр. Сергием. 28 июня 1928 г. владыка писал, что не сочувствует отделившимся и считает их дело вредным.
  Архиеп. Иларион безбоязненно укорял агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами, внушая ему, что лучше заключить союз с Правосл. Церковью: это позволит Церкви признать власть Советов. К архиеп. Илариону обращались за советом и спрашивали, что делать, чтоб в новых условиях достигнуть умиротворения Церкви. Он дал ответ, основанный на правосл. канонах и церк. практике:
     «...нужно просить гос.власть разрешить созвать Собор. Но кто-то должен сделать необходим. приготовления - словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен до Собора церк.орган. К организации и деят-сти этого органа у меня ряд требований, к-рые, думаю, общие с теми, кто хочет церк.устроения, а не нового смятения.
1.Времен. церк. орган должен иметь согласие Местоблюстителя.
2. По возможности во времен. церк. орган должны войти те, кому поручено Местоблюстителем митр. Петром (Полянским) или Святейшим Патриархом.
3. Времен. церк. орган должен объединять епископат, он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.
4. Времен. церк. орган задачу должен мыслить  практически — создание Собора.
Только при соборности Церкви, как считал архиеп.Иларион, будет умиротворение и утвердится норм. деят-сть Рус. Правосл. Церкви в новых условиях Сов. гос-ва.
 Крестн. путь его подходил к концу. В декабре 1929 г. архиеп. Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату, на 3 года. По дороге обокрали,  в Ленинград прибыл в рубище, кишащем паразитами, уже больным. Из ленинград.тюремн. больницы писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремн. больнице, в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу». В больнице заявили, что надо обрить, на что ответил: «Делайте со мной, что хотите». В бреду говорил: «Теперь я совсем свободен, никто меня не возьмет».
 За несколько минут до кончины подошел врач и сказал, что кризис миновал. Архиеп. Иларион прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...» С этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря.
 Митр. Серафим Чичагов, занимавший Ленинград. кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу поставили белое архиер. облачение и белую митру. Покойного облачили, перевезли в церковь ленинград. Новодевич. м-ря. Владыка страшно изменился. В гробу лежал жалкий, обритый седой старичок. Родственница покойного, увидев его в гробу, упала в обморок. Он был непохож на прежнего Илариона.
Похоронили его на кладбище Новодевичьего м-ря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия.Так отошел в вечность богатырь духом и телом, наделенный от Господа выдающ. богослов. дарованиями, жизнь положивший за Церковь. Его смерть явилась величайшей утратой для Рус. Правосл. Церкви.

Собор Крымских святых
Агафодор Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Андрей Первозванный, апостол из 12-ти, брат ап. Петра: †62; Ин. 20; Н. 30 || Апп. 12; Карел.
Василий Херсонесский, еп., сщмч.: †309; Мр. 7
Евгений Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Елпидий Херсонесский, еп., сщмч.: †311; Мр. 7
Еферий Херсонесский, еп.: †313-324; Мр. 7
Ефрем Херсонесский, еп., сщмч.: †нач. IV; Мр. 7
Иоанн Готфский, еп.: †790; М. 19; Ин. 26
Капитон Херсонесский, еп., сщмч.: †после 326; Мр. 7
Климент, апостол от 70-ти, ученик ап. Петра, папа Римский, сщмч.: †101; Ян. 30; Ап. 22; С. 10; Н. 25 || Апп. 70; Всех прп.
Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп., исп.: †1961; М. 29 || Курск.; Новомуч.; Ростов.
Мартин I Римский, папа, исп.: †655; Ап. 14
Савва Сурожский, архиеп.: †XII; Ап. 2
Стефан Сурожский, архиеп., исп.: †VIII; Д. 15

Св. Елевферий, сын знатного рим. гражданина, воспитан в христ. благочестии матерью. Добродетели его столь высоки, что в 20 он уже поставлен еп. Иллирийским. При имп.Адриане (II ) св. Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений обезглавлен в Риме с матерью св. Анфией. Епарх Корив, мучивший св. Елевферия, уверовал во Христа и также казнен
Тропарь священномученика Елевферия, глас 4
 И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Елевферие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Елевферия, глас 2
 Яко удобрение священников, преподобне,/ и предувещание страстотерпцев вси восхваляем/ и просим тя, священномучениче Елевферие:/ любовию память твою празднующия/ бед многообразных свободи,// моля непрестанно о всех нас.

 Прп.Павел Латрийский был уроженцем г.Элен в Пергаме. Рано потеряв отца, он воспитывался в обители св. Стефана во Фригии, после смерти матери всецело посвятил себя иноч.подвигам в м-ре на горе Латр, близ Милета. Желая достичь более высокого совершенства, затворился в пещере. Подвигами стяжал дар прозрения и чудотворения.
 Имп.Константин Багрянородный (912 - 959) часто писал преподобному, прося его молитв и советов. Дважды прп. Павел удалялся на остров Самос, где основал лавру и восстановил три м-ря, разоренные агарянами. Предсказав кончину, старец преставился к Богу в 955 г.
Тропарь преподобного Павла, глас 4
Яко Безплотных единовсельника/ и всем преподобным сообщника,/ всеславне Павле, поем тя и молим тя:/ молися всегда о нас,// яко да обрящем милость.
Кондак преподобного Павла, глас 8
От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески,/ мирский мятеж оставил еси,/ и был еси Божественнаго ради жительства Троицы жилище,/ и просветил еси верою приступающия тебе.// Тем зовем: радуйся, Павле пребогате.

  Свт.Стефан исповедник, архиеп.Сурожский, родом из Каппадокии, обучался в Константинополе. Постригшись в монахи, удалился в пустыню, где провел в подвигах 30 лет. Патр.Герман, по особому откровению, рукоположил его во епископа г. Сурожа (ныне г. Судак в Крыму).
 При иконоборце Льве III Исавре (716-741) претерпел мучения и заключение в темницу в Константинополе, откуда вышел после смерти императора. В глубокой старости снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался.
 Сохранилось свидетельство, что в начале IX в., во время похода в Крым, под влиянием чудес у раки святителя, принял крещение рус. князь Бравлин.
Тропарь свт. Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, глас 4
  Яко святитель со Безплотными единожитель быв,/ священномучениче Стефане,/ восприем бо Крест яко оружие,/ и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев,/ не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего,/ и отсекл еси всяку ересь лукавых./ Того ради прием мучения венец,/ избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни./ И ныне молим тя, святе,/ да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед,/ и вечныя муки.
Кондак свт.Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, глас 3
 Вышняго силою, священне, укрепився,/ царева низложил еси иконоборная шатания;/ днесь Сурожу и нам верным предлежат/ слава и богатство — святыя твоя мощи,/ ихже свыше дароносят Ангельстии чинове,/ песньми и пением славословят тя,/ великий священный Стефане.

  Св. мч. Елевферий Кувикуларий был знатным и богатым вельможей (кувикуларием) при византийском дворе. При дворц. привилегиях Елевферий не обольщался земн. почестями, помышляя о вечном. Приняв св. Крещение, стал ежедневно славить Бога псалмопением, украшал жизнь добрыми делами. Но один из рабов блаженного, по внушению диавольскому, донес императору на господина. Император пробовал отклонить Елевферия от веры Христовой, но после безуспешных попыток приказал обезглавить его, а тело бросить псам и птицам. Тело святого взял священник-христианин и с почестями предал погребению.

  Прп. Пард отшельник, Римлянин, в юности занимался извозным промыслом. Когда отправился в Иерихон, под ноги верблюдам случайно попал отрок. Верблюды раздавили мальчика насмерть. Потрясенный этим, Пард принял монаш. постриг, удалился на гору Арион. Полагая, что должен быть осужден как убийца, желая принять смерть, прп. Пард ходил в пещеру, где было логовище льва, толкал зверя, колол рогатиной, чтобы лев растерзал его, но зверь не трогал отшельника. Тогда прп. Пард снял с себя одежду и лег на той тропе, по к-рой зверь ходил на водопой. Но лев перескакивал чрез отшельника. Старец понял, что прощен Господом. Вернувшись на гору, прп.Пард пребывал там до конца в посте и молитвах; преставился в VI в.

  Прп.Трифон Печенгский, Кольский, в миру Митрофан, род. в Новгородской губ. в семье священника. Благочест. родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить себя ап. подвигам, идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни к-рых узнал из рассказов рыбопромышленников. Однажды во время молитвы в лесу услышал голос: "Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая".
 Покинув родит. дом, святой ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу р.Печенги, где обитали лопари. Вел с ними торговлю. Сначала святой ознакомился с языч.верованиями аборигенов, изучил язык, проповедовал о вере Христовой. Лопари встречали слова святого с недоверием. Св. проповеднику пришлось преодолеть много трудностей, перенести гонения и даже побои. Но постепенно мудрым, ласковым словом и кротостью ему удалось многих обратить ко Христу.
  По благословению Новгород. архиеп. Макария прп. Трифон с блж. Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных храм, а для ревнителей иноч.жития основал Троицкий Печенгский м-рь "у холодного моря, у Мурманской границы" в 1532 г. Иоанн Грозный помог ему, богато одарил м-рь преподобного. Просветитель лопарей скончался в глубокой старости в 1583 г., прожив на Печенге почти 60 лет.
  Местное празднование установлено после кончины святого. В 1589 г. шведы уничтожили Печенгский м-рь.По приказу царя Феодора Иоанновича м-рь перенесен на Колу. На месте разрушенного м-ря поставлена церковь прп.Трифона, а над могилой святого построена церковь Сретения Господня. Св.Трифон не раз приходил на помощь погибавшим мореплавателям, с верой призывавшим его имя.
Тропарь прп. Трифона Печенгского, Кольского, глас 8
  Пути, вводящаго в жизнь, наставник и учитель был еси:/ первее бо, преподобне отче наш Трифоне,/ пришел еси в часть Норвегския земли/ и в последних концех северныя страны языки просветил еси,/ породив водою и Духом Святым,/ и священная твоя чада в безплодней пустыни,/ яко древа масличная, насадил еси,/ велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси/ и монахов множество собрав./ Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестна чтуще тя,/ прилежно припадающе, вопием:/ моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за вся люди,/ почитающия память твою.
Кондак прп.Трифона Печенгского, Кольского,глас 8
 Все твое умное желание к Богу вперив,/ Того званию невозвратно от души последовал еси,/ в пустыню конечную вселився,/ и, тамо ангельски и равноапостольне пожив,/ многим путь был еси ко спасению./ Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, исповедниче Христа Бога нашего;/ радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне, отче наш.

   Собор Кольских святых установлен 28 ноября 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День празднования приурочен ко дню памяти прп.Трифона Печенгского.
В Собор Кольских святых входят:
• Прп. Аксий (Астерий) Соловецкий, Кашкаранский (+ XV)
• Прп. Евфимий Карельский (+ 1435; память 18 апреля)
• Прп. Авксентий Соловецкий, Кашкаранский (+ XVI)
• Прп. Варлаам Керетский, Архангельский (XVI; память 6 ноября, 15 января)
• Прп. Феодорит Кольский, архим., просветитель лопарей (+ 1571; память 17 августа)
• Прп. Трифон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей (+ 1583; память 1 февраля; 15 декабря)
• Прмч. Герман Печенгский, Кольский (+ 1589)
• Прмч Гурий Печенгский и иже с ним убиенные (+ 1589; память 15 декабря)
• Прмч. Иона Печенгский, Кольский, иером. (+ 1589; память 15 декабря)
• Прп. Тарасий Соловецкий, Кашкаранский (+ XVII)
• Прмч. Моисей (Кожин), иером. (+ 1931; память 25 августа)
• Прмч. Феодор (Абросимов), послушник (+ 1940; память 1 октября)
Тропарь
Светлый сонме подвижников земли Кольския , / Севера тьму сиянием веры озарившии / отцы святии, благочестием преукрашеннии, / служителие Таин Божиих благоговейнии, / боголюбивии иноцы и учителие покаяния, / миряне, чистым житием Создателю угодившии, / языка лопскаго богомудрии просветителие и наставницы, / новомученицы и исповедницы, за Христа души положившии, / в горьких работах даже до смерти Его исповедавшии, // молитеся ко Господу спастися душам нашим.
Кондак
Днесь лик святых , в земле Кольстей Богу угодивших, / предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу, / придите, христоименитии люди, / память их почтим и возопиим к ним: / Радуйтеся, отцы преблаженнии Трифоне, Феодорите и Варлааме, / со многими нашего края небесными покровители, / вы бо, яко звезды святозарныя, во мраце Севера возсияли есте, / словесы и чудесы своими вся просветивше, / и ныне молитеся Господеви / веру Православную зде незыблему соблюсти // и даровати нам велию милость.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения