Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии(304). Прп. Арсения (VIII–Х). Прп. Аркадия Новоторжского (ХI). Прп.Мардария затворника Печерского (ХIII). Свт. Дорифея, митр. Молдавского (1693)

26 Декабрь 2019 г. Четверг

 Св.мчч.Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа  при имп. Диоклитиане (284-305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших мучения, был пресвитер Аравийской церкви мч.Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородн. военачальник св. Евстратий, тайный христианин, решил открыто исповедать веру, за что подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. 
 После жестоких мучений его сожгли, а мч.Авксентия обезглавили. Увидев мучен. смерть, св. Мардарий, из  простого народа,  исповедал веру, повешен вниз головой. Пред кончиной произнес молитву: "Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...", к-рая читается в конце 3-го часа и на полунощнице.
 Мч.Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги, отсекли голову мечом. Молодой воин св.Орест исповедал себя христианином, предстал пред судом, приговорен к сожжению на раскален. железн. ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой св.Евстратия. Предсмертн. молитва св.Евстратия ("Величая, величаю Тя, Господи...") читается на субботн. полунощнице. Мч. Евстратий скончался 13 декабря
Тропарь мучеников глас 4
Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем,/ славу земных презревших,/ солнца светлаго Евстратия,/ премудраго витию со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/ и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.
Кондак мучеников глас 3
Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/ биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/ облистал еси богознаменьми, пречудне,/ угасил еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуем, всеблаженне,// мучениче Христов Евстратие.

   Св.мц. Лукия жила ок. 600 г. в Сиракузах. В Риме был м-рь Св. Луции. Первые описания её мученичества отн-ся к V—VI вв. Лукия была дочерью богатого римлянина из Сиракуз, к-рый рано умер. Мать хотела выдать дочь замуж, но Лукия приняла обет безбрачия и не согласилась на помолвку. После исцеления матери на могиле св. Агаты в Катании от кровотечений та согласилась с обетом дочери. Отвергнут. жених возбудил против христианки Лукии жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичн. дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тыс.мужчин не могли сдвинуть Лукию с места. После разнообр. пыток и чудес убита ударом меча, пред этим вырвали глаза.
  Мощи св.Лукии погребены в катакомбах в Сиракузах. В 1040 г. похищены освободившим город от арабов Георгием Маниаком и увезены в Константинополь, оттуда в 1204 г. в Венецию. Там похоронена в церкви Св. Лукии. В 1860 г. церковь снесена под постройку железнодорож. вокзала Санта-Лючия. Св.мощи перенесены в церковь св.Лазаря и Лукии. В 1935 для головы изготовлена серебр. маска.
 В Сиракузах над катакомбами, где первоначально погребена святая, воздвигнута церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарн. образ в к-рой написал Караваджо. В кафедр. соборе Сиракуз в одной из боковых капелл помещена часть мощей (кисти) Луции, возвращённая из Венеции. Вместе со свв.и Розалией и Агатой Луция считается покровительницей Сицилии. Св. Луции молятся при заболеваниях глаз, кровотечениях, шейн.болях и дизентерии. Она явл-ся покровительницей бедных, слепых, раскаявшихся блудниц, больных детей и покровительницей гг. Сиракузы и Венеция. Заступницей её считают окулисты, адвокаты, крестьяне, электрики, стекольщики, кучера, ножовщики, швеи, посыльные, мебельщики, шорники, портные, писари и ткачи.

Прп. Арсений, сын богатых, знатных и благочест. родителей, из Константинополя. Император сделал его военачальником и патрицием Киверриотским. Однажды, когда он плыл с войском по морю, началась буря. Корабли потонули. Спасся лишь св.Арсений. Он принял монаш-во, изнурял плоть постом, бдением и веригами. После подвигов пришел на гору Латр в Малой Азии. Там умертвил молитвой и крестным знамением вредоносн.аспида, потом переселился в ближний Келливорский м-рь на северн. стороне горы, где выбран игуменом.
 Из м-ря прп.Арсений удалился в пещеру, где молитвой прогнал зверей. Собралась братия. Обыкновенно целую неделю сидел в тесной келье, а в воскресенье принимал пищу и поучал братию. Прп. Арсений достиг такого совершенства, что питаем ангелом, жезлом превратил горькие воды в сладкие и, сотворив много чудес, мирно скончался среди братии. Время жизни прп.Арсения полагают между VIII и Х вв.

Тропарь преподобного Арсения, иже в Латре, глас 8
 В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Арсение, дух твой.
Кондак преподобного Арсения, иже в Латре, глас 8
 Иже на земли вся оставль и Христовым стопам последовал еси тепле,/ Того, славне, на рамо свое честный крест взем,/ умертвил еси труды постническими телесная желания, всеблаженне./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Арсение.

 Прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский, из Вязьмы, родители - простые благочест. люди, с детства научившие молитве и послушанию. Кроткий, проницат. и целомудр. юноша избрал подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, в лесу, на церк.паперти. Блж. беззаботность и близость к природе придавали юному Аркадию одухотворенность и отрешенность от житейск.суеты.
 В церкви, углубившись в молитву, св. Аркадий часто плакал слезами умиления и дух. радости. Его советы точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытн.наставник, прп.Ефрем, Новоторжский чудотворец, помогал юному подвижнику избегать дух.опасностей в трудн. подвиге юродства. 
  После того как вязьмичи стали свидетелями чудес по молитвам блж. Аркадия, он, избегая славы, удалился в верховья р.Тверцы. Прп. Аркадий разделил труды дух. наставника прп. Ефрема Новоторжского, участвуя с ним в основании храма и обители св. блгв. кнн.   -страстотерпцев Бориса и Глеба.
  Поступив в новоустроен.м-рь, прп.Аркадий принял мон-во и взял на себя подвиг полного послушания дух.отцу - прп. Ефрему. Прп. Аркадий никогда не пропускал Литургии и явл-ся к заутрене первым с  наставником. После преставления прп. Ефрема прп. Аркадий подвизался по заветам старца, пребывая в молитве, посте и молчании. Чрез несколько лет (по нек-рым данным, 13 декабря 1077) мирно отошел ко Господу.
  В 1594 г. в одной из церквей г. Вязьмы устроен придел прп. Аркадия. Совместн. празднование прпп. Аркадию и Ефрему Новоторжским установлено при митр. Дионисии в 1584- 587 гг. Мощи прп.Аркадия, прославлен. исцелениями, обретены 11 июля 1677 г. в камен.склепе Борисоглебск. собора Торжка. 14 августа 1798 г. их положили под спудом, в камен. гробу, служившем ранее местом упокоения прп. Ефрему.
 В 1841 на  лев. стороне Борисоглебск. соборн. храма устроен придел прп.Аркадия. Торж. празднование 300-летия со времени обретения св. мощей прп.Аркадия состоялось в г.Торжке в 1977 г.
Тропарь прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, глас 4
 От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.
Кондак прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, глас 2
К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас. 

   Прп.Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII в. По рукописн.святцам, в тропаре и кондаке наз-ся "нестяжательным", по надписи у мощей - "бескелейным". Имя вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с прп.Аммоном, где он наз-ся "рачителем нищеты". Погребен в Дальних пещерах. Память также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп.Мардария, затворн. Печерск., в Дальн.пещ-х глас 4
  Бывый, блаженне Мардарие,/ нестяжатель Христа ради,/ и Того за многая твоя благодеяния/ в сердце твое вселивый,/ молися о нас, поющих тя.
Кондак прп. Мардария, затворн. Печерск., в Дальних пещ-х глас 2
Вышних ища, нижних не стяжал еси,/ и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/ со Ангелы жити сподобился еси./ Мардарие славне,/ с нимиже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.

Свт. Досифей, митр. Азовский, Молдавский, зачинатель румын. стихосложения и книжности,  почитается как один из величайш. правосл. архиереев Молдавии. Димитрий Барилэ род. в Сочавском краю у благочест. родителей 26 октября 1624 г. Отец был чиновником или купцом, под старость ушел в м-рь. С детства учился у лучших наставников, какие были в Молдавии. Позже обучался в школе при м-ре Трех Святителей, основан. в Яссах господарем Василием Лупу при содействии Киевск. митр. Петра (Могилы), затем направился в школу Львовск.правосл. братства, где изучал богословие, еврейск. греч., латынь, церк.-славян-й, румын.и польск. языки.
 Будучи скромным и кротким, с ранних лет обладал мудростью и ревностью о Боге, прошел монаш. школу в м-ре Побрата (или Пробота), где обучался молитве, послушанию, смирению. В 1649 г. принял монаш. постриг, возведен во иеродиакона и иеромонаха. Он быстро преуспевал в любви и молитве, скоро стал духовником и настоятелем обители. Укрепляя братию в аскетизме и знании Свящ. Писания, Досифей улучшил монаст. школу, к-рая взрастила многих образован. монахов, ожививших дух.жизнь обители. Он также занимался книжн. трудами.
 В 1658 г. Досифей избран еп. Хушским, а с 16 декабря 1659 по 1671 г. был еп. Романским. Став архипастырем, был примером кротости и терпения, способствуя восстановлению храмов и м-рей. В 1671 г. влад. Досифей стал митр. Сочавским и всей Молдав. земли. Из-за разрушит. войны, после Хотинской битвы османов с силами Яна Собеского 11 ноября 1673 г. митр. Досифей бежал в Речь Посполитую, где пребывал до возвращения в Молдавию в 1675 г..
 Досифей, желавший освобожения Молдавии из турец. ига, был соратником господаря Василия Лупу. Чрез посредство Николая Милеску Спафария, румына, пользовавшегося влиянием при цар. дворе, Досифей получил из Москве книгопечатн. оборудование и устроил типографию в Яссах, где печатал богослуж. и дух.книги. Он сам, еще на Романской кафедре, впервые перевел ряд основополаг. церк. книг на румын. язык, составил знаменит.«Псалтирь в стихах», сыграл ключев. роль в утверждении румын. яз. в жизни Церкви.
Митр.Досифей видел надежду на будущее Молдавии в рус. царстве. При его участии в 1674 и 1683-1684 гг. велись переговоры о переходе Молдавии в рус.подданство, ему принадлежит известн.изречение: «Свет идёт к нам из Москвы…»
Во время митрополитства м-ри Молдавии отл-сь высотой дух. жизни. Митр. Досифей, сам аскет и молитвенник, посещал обители и скиты, отшельников по всей епархии, удовлетворяя нужды и учась подвижничеству, о чем писал в «Житиях святых». Митрополит как сокровищем дорожил мощами св. Иоанна Нового, к-рые перенес в Ясский собор. В неспокойн. времена устраивал ходы с мощами, чудеса и знамения происходили от мощей в утешение людям.
 Когда война армий Осман. империи и Речи Посполитой вновь привела Молдав. землю к разорению, в 1686 г. митр. Досифей и часть клира ушли с отходящ. польск. войсками на север и увезли мощи св. Иоанна Нового. Остановившись в Жолкве (ныне Украина) во владениях польск. короля Яна Собеского, он сохранял мощи св. Иоанна.
Из Москвы получил архиер. мантию и милостыню. Вскоре по реком-ции Николая Милеску Спафария Досифей прибыл в Россию.С 1696.в Москве митрополит приобрел уважение Петра I идеей освобождении румын от турок. После покорения Азова рус. войсками, когда принято решение об учреждении Азовск. митрополии, на новую кафедру назначен митр. Досифей. Но он так и не приехал в Азов, скончавшись в Москве в 1701 г.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения