Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Спиридона Тримифунтского, чудотворца (348). Сщмч.Александра,еп.Иерусалимского(251). Мч.Разумника(Синезия). Прп.Ферапонта Монзенского (ХVI)

25 Декабрь 2019 г. Среда

 Свт.Спиридон Тримифунтскии род. в кон. III в. на о.Кипр. Сведений сохранилось мало. Известно, что был пастух, имел жену и детей. Все ср-ва отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь наградил даром чудотворения: исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов. После смерти жены, в царств. имп. Константина Великого (306-337), его хиротонисали во еп. Кипрского г. Тримифунта. В сане епископа соединил паст. служение с делами милосердия.
 По свид-ву церк.историков, свт. Спиридон в 325 г.принял участие в I Вселенском Соборе. На Соборе вступил в состязание с греч. философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь свт. Спиридона показала немощь челов. мудрости пред Премудростью Божией: "Слушай, философ, я скажу тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Словом и Духом небо, землю, человека, видим. и невидим. мир. Слово  есть Сын Божий, К-рый сошел ради наших грехов на землю, род-ся от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения, затем воскрес, искупив страданиями первородн. грех, и совоскресил с Собою чел. род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукав. измышлений, ибо тайну эту постигнуть чел. разумом невозможно". В результате противник христ-ва стал  ревностн. защитником и принял св. Крещение. Друзьям философ сказал: "Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и ис-вом спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда вместо доказ-ва от разума из уст старца начала исходить какая-то особая сила, доказ-ва стали бессильны против нее, т. к. человек не может противиться Богу. Если кто-то из вас мыслит так же, как я, то да уверует во Христа и последует за этим старцем, устами к-рого говорил Сам Бог".
  На том же Соборе свт. Спиридон явил против ариан наглядное доказ-во Единства во Св. Троице. Он взял кирпич, стиснул его; мгновенно вышел вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се 3 стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал св.Спиридон, - так и в Пресв. Троице - Три Лица, а Божество Едино"..
 Святитель с любовью заботился о пастве. По его молитве засуха сменялась обильн. дождем, а непрерывн. дожди - вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды пришла женщина с мертв. ребенком, прося заступничества. Помолившись, вернул младенца к жизни. Мать от радости упала бездыханной. Молитва вернула жизнь и матери. Как-то, спеша спасти друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель остановлен разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку остановиться,перешел на др. берег. Судья, предупрежден. о чуде, с почетом встретил св. Спиридона и отпустил друга.
 Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи, начал Богослужение. Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в ответ сверху много голосов: "И духови твоему". Хор был велик и сладкогласнее челов. пения. На каждой ектении невидимый хор пел "Господи, помилуй". Привлечен. пением в церквь спешили люди. При приближения к церкви чудесное пение всё более наполняло слух и услаждало сердца. Когда вошли в церковь, не увидели никого, кроме епископа с церк. служителями, и не слыхали уже небес. пения, от чего пришли в вел. изумление.
  Св.Симеон Метафраст, описатель его жития, уподобил св. Спиридона патр.  Аврааму в добродетели гостеприимства. "Надобно знать, как он принимал странников", - писал близкий к мон. кругам Созомен, приводя в  "Церк. истории" удивит. пример из жизни святителя.   Однажды по наступлении Четыредесятницы в дом постучался странник. Видя, что путник утомлен, св. Спиридон сказал дочери: "Обмой ноги ему, предложи поесть". Но ввиду поста не было запасов, ибо святитель "вкушал пищу только в опр. день, в проч. оставался без пищи".Дочь ответила, что в доме нет хлеба, муки. Св.Спиридон, извинившись пред гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солен. свин. мясо и, усадив странника, принялся за трапезу, "убеждая человека подражать ему. Когда тот, называя себя христианином, отказался, он прибавил: "Не надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: "Вся чиста чистым" (Тит.1,15)".
 Др.история Созомена характерна для святителя: у него обычай из урожая одну часть раздавать бедным, др-ю отдавать нуждающимся в долг. Сам ничего не давал, просто показывал вход в кладовую, где каждый брал, сколько нужно, потом возвращал без проверки и отчета.
 Известен рассказ Сократа Схоластика, как воры решили похитить овец св. Спиридона: ночью забрались в овчарню, но невидим. силой оказались связанными. Утром святой, увидев связан. разбойников, помолившись, развязал, долго уговаривал оставить беззакон. путь и добывать пропитание честн.трудом. "Потом, подарив по овце, ласково сказал: пусть не напрасно вы бодрствовали". Часто уподобляют св.Спиридона прор.Илии, ибо так же по молитве во время засух, угрожавших о. Кипр, шел дождь.
  Все житие святителя поражает простотой и силой чудотворения, дарованной от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам  отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении открыто, что идол остался, чтоб быть сокрушенным свт. Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, когда корабль пристал к берегу, святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и епископам приближение свт.Спиридона.
 В праведности прожил св.Спиридон земн. жизнь и в молитве предал душу  Господу (+ ок.348).В истории Церкви свт.Спиридон почитается вместе со свт. Николаем, архиеп. Мирликийским. Мощи покоятся на о. Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, к-рая в Риме).
Тропарь святителя Спиридона, глас 1
 Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак святителя Спиридона,глас 2
 Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обре л еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния

Св. мч. Разумник (Синезий, по-греч. Синетос - "разумный"), родом римлянин, был чтецом в рим. церкви при папе Сиксте (257-258). При имп. Аврелиане (270-275) за мужеств.исповедание веры подвергнут пыткам и обезглавлен

Сщмч.Александр, еп.Иерусалимский, был учеником вел. учителя Церкви и писателя, пресвитера Климента Александрийского (+ ок. 217). В нач. III в. избран епископом Флавии Каппадокийской.
 При Септимии Севере (193 - 211) святитель заключен в темницу, провел в ней 3 года. После освобождения отправился в Иерусалим на поклонение св.местам,там избран соправителем преклонного годами патр.Наркисса (в 212 г). Это очень редкий случай в практике древней Церкви.
В этом сане управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет, много потрудившись в христ. просвещении. Им собрана в Иерусалиме большая библиотека творений христ.х писателей.Скончался в темнице во время гонений имп. Декия.

  Прп. Ферапонт Монзенский был иноком обители прп. Адриана на реке Монзе. Преподобный начал подвиги в Москве, где юродствовал, подражая блж. Василию Московскому, затем перешел в Костромской Воздвиженский м-рь, где, приняв монаш. постриг, прожил 13 лет. О происхождении и ранних годах жизни его сведений не сохранилось. Еще при жизни святой прославился чудотворениями.
 Однажды прп.Ферапонт яв-ся во сне 2-м инокам Павло-Обнорского м-ря Пафнутию и Андриану и повелел основать обитель на берегу р.Монзы (близ Солигалича). Избегая славы, прп-ный удалился из Воздвиженского м-ря и нек-рое время жил отшельником. 
 Когда м-рь на реке Монзе построен старцем Андрианом, прп-ный прославил его 2-мя чудесами: яв-сь во сне рыбаку из Солигалича и кузнецу из Буя, у к-рых болели сыновья, предсказал, что дети исцелятся в новоустроен. Благовещенском м-ре на р. Монзе. И действительно, привезенные в м-рь, юноши исцелились.
  Чрез нек-рое время прп.Ферапонт пришел в Благовещен. обитель и просил игумена, старца Андриана, стать дух.отцом. Во время исповеди Андриак потрясен душевной чистотой прп-ного, силой веры. 2 года пребывания прп. Ферапонта в Монзенском м-ре были временем вел.смирения, кротости и аскетич. подвигов. Каждый день, с благословения настоятеля, удалялся в лесную чащу и молился. Ночами читал и переписывал душеполезн.книги. В жизни подражал блж. Василию Московскому, к-рого называл своим сожителем, хотя лично его не видел.
Благовещен. м-рь дорог прп-ному: он содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, искал ср-ва для содержания. Прп-ный при жизни прославился даром чудотворений. 
 Предузнав день кончины, святой простился с братией и мирно почил 12 декабря 1597 г. Пред смертью просил, чтоб ему, уже умершему, дали Богоявленской св. воды. Ему дали св. воды, он проглотил ее. Обитель на реке Монзе названа Ферапонтовой.
  В летописи м-ря описаны многочисл. исцеления у гроба прп-ного. Однажды святой спас суда от гибели при прохождении чрез «пороги» на р. Костроме, против Благовещен. м-ря, причем нек-рые видели благолепн.старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Яв-сь во сне игумену м-ря, прп-ный предсказал голод 1601, велел запасти хлеба. Чрез 20 лет после кончины обретены нетлен. мощи, даже ризы были целыми.
Тропарь прп. Ферапонта Монзенского, глас 8
 Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прп. Ферапонта Монзенского, глас 8
 Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения