Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа ( ок.313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754). Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп.Фомы.Блж. Иоанна (1503) и родителей его блжж. Стефана (1446)и Ангелины Бранковичей, правителей Сербских

23 Декабрь 2019 г. Понедельник

 Св.мчч. Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при имп. Максимине (305-313).Св. Мина послан императором из Афин в Александрию для подавления смут между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто проповедовал христ. веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым и приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя был язычник, отличался благочестием. Пораженный долготерпением св. Мины при истязаниях и чудес. исцелением после страшных пыток, уверовал в Бога. Максимин прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, к-рым подвергнуты свв. Мина и Ермоген, ни чудеса, явл. Богом в те дни в городе, не смягчили императора, а ожесточили его. Император собственноручно изрубил св.Евграфа, секретаря св.Мины, а св.мчч.Мине и Ермогену приказал отрубить головы.
  Мощи св.мучеников, брошенные в железном ящике в море, обретены и перенесены в Константинополь. Имп. Юстиниан построил храм св.мч. Мины Александрийского. Св. Иосиф Песнописец составил канон в честь св.мучеников.

Тропарь мучеников, глас 8
  Воздержанием страстей огнепальныя/ умертвивше зраки и движения, Христовы мученицы/ прияша благодать недуги отгоняти немощных/ и живше и по кончине чудодействовати./ Воистинну чудо преславно,/ яко кости наги источают исцеления,// слава Единому и Создателю Богу.
Кондак мучеников, глас 1
   Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно/ священными сладкопении почтим вси,/ яко почествовавшия Господа,/ и страдальчествовавшия за Него,/ и лика Безплотных на Небесех достигшия,// и чудеса точащия.

  Память свт. Иоасафа, еп.Белгородского, празднуется 10/23 декабря. в день преставления, 4/17 сентября, в день обретения мощей, 6/19 июля вместе с Собором Радонежских святых. Свт. Иоасаф род. в знатн. благочест. малорос. семье Горленко. Брат и сестра постриглись под им. Пахомий и Анастасия. Отец, Андрей Димитриевич, любил уединен. семейн. жизнь, не выезжал из поместья ок. Прилук. Придворн. жизнь, воен. служба не привлекали его. В конце  поселился в маленькой келье в лесу, чтоб предаться молитве. Мать Мария Даниловна была дочерью гетмана Апостола.
 Буд.святитель род. 8 сентября 1705 г. в Рождество Пресв. Богородицы, во время литургии, наречен Иоакимом. Первенец, было еще 2-е детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисл. потомство, и Прасковья Андреевна Квитка.
 Однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце, размышляя о судьбе старшего сына. Вдруг увидел небо, объятое пламенем, посреди Пресв.Богородицу, у ног - распростерт. Иоакима, услышал глас:"Довлеет Ми молитва Твоя". Ангел накрыл отрока еписк.мантией. По воле Божией, отец забыл об этом, вспомнил по кончине сына.
 В  8 лет Иоаким поступил в Киевск. Братск. академию, где учились отец и дядя, получало образование малорос. двор-во. Господствовало монастырское направление: преподаватели - иноки, воспитанники в подрясниках. Посещал Иоаким Печерскую лавру, в нем зрела решимость посвятить себя иноч. жизни. Но родители благословения не дали. Он поступил послушником в Межигорский м-рь.
  В 18 лет, чрез 2 года, его постригли в рясофор с им. Иларион. Он открыл тайну родителям, они приняли это как волю Божию, послали сыну благословение. Чрез 2 года Иларион принял постриг в мантию с им. Иоасаф. Его посвятили в свящ. сан, занимал дух. и администр. должности. Слова сестре пред кончиной раскрывают эти годы: "Сестрица, суровые подвиги в начале не дают веку дожить!" В это время он расстроил здоровье.
 9 лет он был настоятелем Спасо-Преображенск. Мгарского м-ря под Лубнами и наместником Троице-Сергиевой лавры (совместно с Мгарск. м-рем). Он восстановил обители, пострадавш. от пожаров, поднял их дух.жизнь, обретя администр. опыт.
 В 1748 г. архим. Иоасаф поставлен еп.Белгородским. В Белгород прибыл 6 августа, отслужил в соборе первую литургию архиер. служением. Его епархия, очень обширная, впоследствии разделена на три. Дух-ва мало - паства невежественна и суеверна. 
 Однажды Иоасаф увидел во сне, что в притворе некоей церкви находится на груде мусора икона Пресв. Богородицы, и услышал: "Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма. Образ предназначен быть источником благодати, а они повергли его в сор!" Показанную во сне икону святитель нашел в Вознесенской церкви г. Изюма-Замостья именно такой. Долго молился пред ней, приказал поставить в храме и, проведя в Изюме 3 дня, каждый день приходил молиться. Это икона Пресв. Богородицы, именуемая Песчанской.
 Раз на собрании дух-ва свт. Иоасаф увидел священника, к-рому 130 лет. Святитель хотел узнать причину долголетия, священник покаялся в страшном грехе: местный помещик, опоздавший к литургии, заставил совершить ее вторично, что запрещено св. каноном, не говоря о том, что храм однопрестольный. Не успел испуганный иерей совершить первый возглас, как услышал: "Остановись, что ты делаешь?" Священник содрогнулся, но продолжал литургию. Голос продолжал:"Не дерзай, проклят будешь!" Обезумев, несчастный ответил: "Сам ты проклят!" и совершил литургию. Святитель ужаснулся: "Несчастный, ты проклял Ангела Хранителя св.места. Вот причина долголетия".
  Он пошел со священником на место, где прежде стояла церковь. Оно было запахано. Там велел совершить Божеств. Литургию и после прочитать молитву св. прав. Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..." Затем благословил его и прочитал разрешение грехов. Склонилась голова старца на плечо святителю, и, примиренный с Богом и совестью, он тихо скончался. Святитель сам отпел его и похоронил на том месте.
  Свт. Иоасаф имел дар слез, при каждом бое часов читал молитву: "Буди благословен день же и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родился и распятие претерпе и смерть пострада. О Господи Иисусе Христе, в час смерти моей приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистой Матере Твоея и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь!"
Он рубил дрова для бедных, ночью разносил, одетый в бедную иноч. одежду. Его письма к матери говорят о нежности, а пред строгостью его трепетала епархия. Он помогал узникам, посылал обеды со стола бывшему белгород. воеводе Пассеку в тюрьму. Губернатор возразил, святитель перечислил его грехи, сказал, если попадет в то же положение, может рассчитывать на милосердие.
   В июле 1754 г. святитель посетил в последний раз родит. дом. Семья ждала его на крыльце. Отец смущен, что должен преклониться пред сыном, и, когда преосвященный вышел из экипажа, отец выронил трость, поднимая её, поклонился сыну в ноги. Но святитель все понял и тут же был у ног отца.
  Святитель узнал, что в имении родных строится храм, что придел без крыши, сделал строгий выговор, что о своем доме больше заботятся, чем о храме Божием. Войдя в церковь во время проскомидии, увидел, что просфоры из темной муки, а мука поставлялась родными. Он остановил богослужение, взял просфору, показал матери и жене брата, сделал выговор.
  Отца постоянно посещал в уединении. Из родит. дома заехал во Мгарский м-рь, оттуда в Белгород, но в кафедр. город не доехал. Изнемогая от болезни, остановился в Граивороне - имении, принадлежавшем архиер.дому. Сюда приехали мать, брат и сестра. Сестра просила молиться за нее и детей, но он ответил, что сам нуждается в молитвах, ибо готовится в путь многотрудный. После соборования, исповеди и причастия Св. Христ.Таин свт. Иоасаф скончался 10 декабря 1754 г. в 4 час. 20 мин. пополудни, в 49 лет. В час кончины игум. Хотмыжского м-ря Исаия видел во сне, что свт.Иоасаф, глядя в окно на солнце, сказал: "Как солнце ясно, так светло предстал я в час сей Престолу Божию".
  Несмотря на скорбь родных, сомнений в святости святителя не было. Со страхом вошли к отцу сообщить горестную весть. Но он сказал: "Вы пришли с известием о смерти сына Иоасафа. 10 декабря был голос:"Сын твой, святитель, скончался", - и залился слезами: - Умер Иоасаф, умерла и молитва!"
 Когда тело почившего привезли в Белгород, рыдания народа заглушали пение. Хоронили его на ср-ва архиерейского дома, т.к. у него осталось 70 копеек. До половины февраля 1755 г. он лежал в открытом гробу, тление не коснулось его. Похоронили его в Троицком соборе, где брат устроил алтарь для свершения заупокойных литургий. Через 2 года обнаружено нетление св.мощей. Исцеления совершались издавна, но особо обилие было, когда свт. Иоасафа причислили к лику святых (4 сент. 1911).

Тропарь святителя Иоасафа, глас 3
     Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.
Кондак святителя Иоасафа, глас 8
 Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

     Мч. Гемелл Пафлагонянин за дерзновенное обличение имп. Юлиана Отступника (361-363) в г. Анкире (Галатия) предан жесточайшим мучениям. С него содрали кожу и пригвоздили ко кресту.

  Прп. Фома Дефуркин род. в Вифинии. С юности полюбил иноч.житие и ушел в один из окрестных м-рей. К тому времени, когда визант. сановник Галоликт основал на реке Сагарисе м-рь, прп. Фома был опытным иноком, братия избрала его настоятелем новой обители. Отсюда прп. Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве. Многие козни диавола претерпел преподобный в уединении.
  Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды имп.Лев VI Мудрый(886-911) прибыл в обитель к св. Фоме за советом. Не найдя прп-ного в обители, император отправил к нему посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот вынес запечатан. ответ, разрешивший сомнения императора. Сведений о преставлении прп-ного не сохранилось.

  Память св.блж.правителей в Сербии Иоанна и родителей Стефана и Ангелины Бранковичей. Прав. Иоанн, сын св. властителей Стефана Бранковича и Ангелины, род. в Албании, где в то время жили родители, рос в Италии, куда переселилась семья. В род. доме получил христ. воспитание и образование. Особ. роль сыграли монахи, часто гостившие в доме родителей, т. ч. Иоанн возрастал на прочном фундаменте правосл. веры и богоугодной жизни.
После смерти супруга прав. Ангелина с сыновьями Георгием и Иоанном, с одобрения венгер. короля Матии Корвина, перенесла мощи мужа в Купиново. Братья приняли от венг. двора достоинство сербск.царей. Они прибыли в обл. Срем в феврале 1486 г., старший брат Георгий получил в управление земли, к-рыми владел его предок Вук Бранкович. Спустя 10 лет оставил престол, принял мон. постриг, затем стал архиереем.
Младший брат Иоанн стал единств. серб. правителем. «Благословен. и христолюб. деспот», как назвали летописцы, женился на дочери серб. вельможи Елене Якшич.
  Как сербский царь прав.Иоанн вел, с одн. стороны, борьбу против иноверн. турок, нападавших с юга, а с др., противостоял попыткам католиков склонить народ в унию. Блгв.правителем двигало желание освободить от иноверн.порабощения сербск .края, что превосходило его скромные силы. 
  Уже в июле 1501 г. царь Иоанн и белград. бан Георгий вторглись в порабощенную турками Сербию и дошли до Смередева. В декабре Иоанн с всадниками взял в плен 300 турок. В нач.1502 г. Ахмед-паша Херцегович просил у деспота, чтоб ходатайствовал пред венгер. королем о мире. Позже Иоанн был представителем венгер. стороны в переговорах с вел.везирем. В сентябре 1502 отправил брата Максима в Венецию для переговоров о совместн. борьбе против турок. В конце октября вновь воевал с турками в Боснии. 
  Уповая на Творца, Иоанн помогал серб. м-рям, прося монахов молиться о спасении сербск.народа и его семьи. С матерью и братом делал большие пожертвования на нужды святогорских м-рей, помогал многим близлежащим обителям. Согласно преданию, он с братом воздвиг и обновил м-ри Прибина Глава, Месич, Фенек, Дивше, Беочин, Шишатовац и др.
Прав.царь Иоанн прожил недолго. «Лета живота его были малочисленны, но зато исполнены многими добрыми делами и богоугодн.подвигами», – пишет о нем прп. Иустин (Попович). Он отошел ко Господу после внезапно постигшей болезни 10 декабря 1502 г. и погребен в церкви ап. Луки в Купиново рядом с отцом.
 В 1507 г. Максим и Ангелина в мон. ризах отправились с мощами родных в Валахию, а через два года вернулись в Срем. С помощью родственников Якшичей и валашского воеводы воздвигли в 1512 г. м-рь Крушедол, где и положили мощи свв. Стефана и Иоанна.
 О начале почитания св.Иоанна Нового известно из жития мч.Георгия Кратовского, где сообщается, что Иоанн «объявился» через три года после смерти. Прав. Ангелина упоминает о сыне как о святом в письме рус.вел. кн.Василию III в 1509 г. В службе св. Иоанну Новому говорится, что его нетлен.мощи источают чудеса. Действительно, останки святого прославлены чудотворениями и благодатной силой. Известен случай исцеления одного одержимого бесом агарянина. Исцелился и юноша, пролежавший в болезни 8 лет. 
В Крушедоле мощи святого почивали до 1716 г., когда м-рь захвачен и сожжен турками. После этого сохранились небольшие части мощей свв. Бранковичей, среди к-рых часть стопы св.Иоанна. Эти святыни почивают обители по сей день.
 В рус.рукописи имя св. Иоанна Бранковича упоминается в 1612 г. Житие святого напечатано в Белградском Сербляке в 1861 г. В службе святому много ист. свидетельств об отношениях сербов и венгров в Среме.
 Образ св.Иоанна Нового, царя сербского, сохранился в росписях м-ря Крушедол и на иконах, где он часто изображен с остальными св. Бранковичами.
Тропарь блаженного Иоанна, царя Сербского, глас 4
   Дивен, творяй преславная чудеса/ и прославляяй по кончине славящия Тя,/ нетленная телеса их являя/ и чудо действии люди обогащая/ во славу святаго Имене Своего,/ даровавый нам тело угодника Своего Иоанна,/ молящагося о душах наших.
Кондак блаженного Иоанна, царя Сербского, глас 8
 Приидите, достодолжно почтим Иоанна, новыя благодати служителя новопрославленнаго,/ славу веры нашея и нашего молитвенника,/ созывает бо пети благодарными гласы/ и прославити Прославльшаго святыя Своя/ и молится о творящих память его и о зовущих ему:/ радуйся, Иоанне, новое процветение. 


               

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения