Версия для печати
На страницу списка праздников

Иверск.ик.Божией Матери. Прп.Феодора Трихины. Прп.Александра Ошевенск. Мч.млад.Гавриила Белостокск. Свтт.Григория,Анастасия Синаита,патр.Антиохийск. Прп.Анастасия,игум.Синайск.горы. Свт.Николая,еп.Орхидск.и Жичск. Кипрск. ик.Бож.Матери

03 Май 2017 г. Среда

 Прп. Феодор Трихина род. в богатой константинопольской семье. В юности удалился в пустын. обитель во Фракии, принял монашество. Прп-ный был строгим постником, носил грубую, колючую власяницу, отчего прозван Трихиною, т. е. "Власяничным". Так назван и м-рь, где он подвизался.
 При жизни прп-ный творил  чудеса и исцеления. После смерти от св. мощей истекало целебное миро, к-рое излечивало болезни и изгоняло нечистых духов. Время жизни прп.Феодора неизвестно.
Кондак прп. Феодора, глас 4
 Явился еси предивен житием,/ Феодоре мудре отче,/ власяными рубы изменив/ паче царских сокровищ,/ яже на земли,/ сего ради небесную одежду восприял еси,// присно моли о нас, преподобне.

 Свт.Григорий, Патриарх Антиохийский (573-593), был игуменом м-ря Фаран недалеко от Синайской горы. Преподобный отличался твердой верой, был милостив, сострадателен к согрешавшим, смиренен и незлобив.
 Однажды, когда св.Григорий был игуменом, он посетил пустынника, спасавшегося в пещере. Пустынник умыл ему ноги. Когда святой спросил, почему ему такое почтение, старец ответил, что по Божиему откровению он видит пред собой будущего Патриарха. Действительно, после изгнания с Антиохийского престола Патр. Анастасия Синаита, св.Григорий был, против его желания, возведен на Антиохийский патриарший престол и, покоряясь воле Божией, до кончины (+ 593) с честью нес бремя патриаршего служения.

  Св.Анастасий Синаит I-й, Патр. Антиохийский, начал иноч. подвиг на Синайской горе, потому назван Синаитом. Вступил на патр. престол в 562 г. в царствование имп. Юстиниана (527-565). Тогда распространилась ересь монофизитов. Император склонился на сторону еретиков. Свт. Анастасий выступил против ереси. Он рассылал послания по церквам и ежедневно разъяснял в храме правосл. учение о 2-х естествах Господа Иисуса Христа. Все колебавшиеся в вере ждали с надеждой слова св.о Патриарха Анастасия.
  Разгневанный Юстиниан хотел низвергнуть свт. Анастасия с Антиохийского престола, но внезапно тяжело заболел. Пред смертью принес покаяние Церкви и составил молитвословие "Единородный Сыне и Слове Божий", вошедшее в чин Божеств. литургии. В нем выразил православн.учение о двух естествах Господа Иисуса Христа.
 После Юстиниана вступил на престол имп.Иустин Младший (565-578), к-рый возобновил гонение на свт.Анастасия и в 572 г. сослал его в заточение. Возвратившись в 593 г., свт. Анастасий управлял Церковью шесть лет и мирно скончался (+ 21 апреля 599). В изгнании свт.Анастасий написал несколько догмат. и нравоучит. соч-ний, а также перевел на греч.язык труд свт.Григория Двоеслова "О пастырском служении".

   Прп.Анастасий, игумен Синайской горы, род. в кон. VI в. В юности получил прекрасное светск. образование, к-рое завершил изучением богословия. В юности прп. Анастасий принял монашество, отправился в Иерусалим и поселился на Синайской горе. Игуменом Синайской горы был прп. Иоанн Лествичник, затем его брат Георгий. После св.Георгия игуменом стал прп. Анастасий, прозванный Синаит.
 Прп.Анастасий положил много трудов в борьбе с ересью акефалов, противящихся решениям IV Вселенского Халкидонского Собора (451), к-рый определил догмат о соединении в Едином Лице Господа Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого. Распространяя правосл.веру, прп.Анастасий Синаит побывал в Египте, Аравии, Сирии. Для борьбы с монофизитами оставил ученикам рук-во в форме ответов на вопросы под назв. "Путеводитель", из 24 глав. Прп.Анастасий вел беседы и с евреями, к-рые также записал; дошли его соч-я "Изъяснение Шестоднева" (12 книг). Слова, Поучения, Жития нек-рых подвижников и толкования на многие места Свящ. Писания. Прп. Анастасий Синаит скончался в глубокой старости (+ок.695).

 Прп. Александр Ошевенский род. 17 марта 1427 г. в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской вол. за несколько месяцев до кончины прп.Кирилла Белозерского, с к-рым связан дух. узами всю жизнь. Алексей (мирск. имя прп.Александра Ошевенского), 5-й сын богатого земледельца Никифора Ошевена и Фотинии, род. по молитвам матери. Божия Матерь с прп. Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству прп. Кирилла. Алексей был младшим, но родители видели в нем наследника. В детстве мальчика обучили грамоте, готовили предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить. С позволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский м-рь и остался там.
Игумен полюбил юношу за смирение и предложил принять постриг. Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, 6 лет прислуживал братии и лишь после принял иноческий постриг.
Родители переселились в с. Волосово, вниз по р.Онеге. Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, названное Ошевенской слободой. Прп. Александр просил у игумена разрешения принять от родителей благословение и прощение, чтобы уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока. Он предупреждал об опасности пустынножительства. Но прп.Александр вторично просил отпустить из м-ря. Настоятель благословил его.
 Отец предложил сыну поселиться на р.Чурьюге, обещал содействовать в устроении пустыни. Прп. Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание обители, дал обет пребывать здесь до конца жизни. Затем вернулся в Кирилло-Белозерский м-рь, нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона. Когда прп. Александр рассказал игумену в третий раз, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещал он пребывать там, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и Николая Чудотворца.
 Прп. Александр освятил место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, сам отправился к архиеп. Новгородскому Ионе (1459-1470). Тот посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Прп. Александр принял грамоты на необходимые земли. Построенный храм освящен во имя свт. Николая.
 С мужеством  преподобный трудился в обители. Старец, что приехал с ним из Кирилло-Белозерского м-ря, не выдержал и уехал. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий общежительный устав, к-рый требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келье иноки не должны быть без дела, а при послушании творить Иисусову молитву или читать псалмы. Многие из мирян приходили к преподобному за наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в м-ре, чем разгневали брата прп. Амвросия. Прп. Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели к подвигам и оставили обитель.
 Скорби за спасение дух. чад расстроили здоровье преподобного. Он не мог приподнять руку или голову, даже выговорить слово. В таком изнеможении св. Александр молился покровителю прп. Кириллу. Прп. Кирилл явился в белых ризах и сказал: "Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не оставляй места. Я буду помогать тебе". Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым, наутро пошел в церковь. Он рассказал о посещении прп. Кирилла. 27 лет преподобный трудился в обители и мирно скончался 20 апреля 1479 г.
 После кончины игумена обитель пришла в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монаст. служителю Марку было видение: обитель полна народу; седой старец крестом осеняет работающих на постройке. Др. старец, с длинной бородой, окропляет св.водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит издали. Третий старец, а это был прп.Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают свт. Николай Чудотворец и прп.Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, дьякон Матфей, к-рого постригли с именем Максим и избрали игуменом обители, как и предрек в видении прп.Александр. Инок Максим поставлен во игумена архиеп.Новгородским Сергием (1483 - 485) и восстановил обитель. При построении нового храма свт. Николая по указанию явившегося прп. Александра обретены его нетленные мощи. Тогда  написан образ , каким он являлся инокам и по рассказу знавшего его старца. Прп. Александр Ошевенский среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и негустой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он изображается на иконах.
Тропарь преподобного Александра Ошевенского, глас 4
Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.
Кондак, преподобного Александра Ошевенского, глас 8
 Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш

Род. младенец Гавриил 22 марта 1684 г. в д. Зверки Белостокского у. Гродненской губ. в семье благочест. крестьян Петра и Анастасии. Рос кротким, незлобивым, со склонностью к созерцат. уединению. 
 11 апреля 1690 г. мать 6-летнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Приближался праздник Св. Пасхи. В это время в дом пробрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез  в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ д. Зверки.
 Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли от хищных птиц. На лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного зверством, предано земле близ храма.
  Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, где погребен младенец, сгорел, но св.мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда св. мощи перенесли в монастырь, ручка чудесно зажила и покрылась кожей.
 Св. Гавриил считается целителем детей. Св. мощи его несколько раз меняли место пребывания. С 1944 по 1992 гг. хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 5
 Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.
Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 6
   Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей - иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.
Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих, немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоей Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злострадании понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящийся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

   Свт. Николай род. в день памяти свт. Наума Охридского в 1880 г. Его родители, крестьяне-фермеры, прекращали работу для ежедневной молитвы, соблюдали церк. посты, посещали Богослужения. Свт.Николай стал известным в правосл. мире за проповеди, наставления и писания.
  Он был монахом, затем иеромонахом, позже епископом Жичским в 39 лет. Во время второй мир.вой войны принял страдания в концлагере Дахау. После войны спас многие покинутые сербские м-ри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. 
  Он подвизался как архиерей и дух. наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском м-ре в Южном Кэнане, шт. Пенсильвания. Его мощи перенесены в 1991 г. в родную дер.Лелич, чтоб почивать близ мощей прп.Иустина (Поповича).

    В 392 г. на острове Кипр произошло событие, к-рое открыло для христ. мира чудотв. силу ранее безвестной иконы Пресв. Богородицы. Св. образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей острова, построенной на месте погребения прав. Лазаря.
 Однажды аравитянин, проезжая мимо, решил поглумиться над христ. святыней. Он пустил стрелу и попал в колено Пресв. Богородицы. Из раны обильно потекла кровь и обагрила землю. 
 Аравитянин от ужаса поскакал прочь, но пал на пути мертвым. Так Божеств. Провидение наказало святотатца. С древних лет Кипрская икона хранится в м-ре Ставруни на месте ее обретения, где спец-но для пребывания в ней св. образа построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы. Празднование совершается 20 апреля / 3 мая и в День Св. Духа.
 Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят 2 ангела, с пальмовыми ветвями. Слева от Богоматери изображен арх.Гавриил. Божия Матерь одета согласно иерусалимской традиции - так, как обычно одевались сирийские женщины, т. е. в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен.
Пальмовые ветви, что держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургич. понимании изображения. Маханием сорванными с пальм ветвями в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Св. Даров. В древней иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее свящ. вместилища – Богородицы.
 Чудотворные и местночтимые списки с иконы
 Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы Божией Матери до 1917 г. находился в с. Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Недалеко от села в XIV в. основан прп.Сергием Радонежским м-рь, названный Стромынской Успенской обители. В 1764 г. м-рь упразднен по указу Св.Синода, здания м-ря сломаны, а храм обители превращен в приход. церковь, на месте к-рой в XIX в. построена прихожанами новая  камен. церковь Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенской церкви находилась чудотв. икона Кипрской Богоматери, прославившаяся в 1841 г. чудесным исцелением болящей. Случилось это так. 
 В нач. 1841 г. 18-летняя дочь крестьянина с. Стромыни Марфа сильно заболела, родные и знакомые были уверены в ее близкой кончине. После того как больную исповедали и причастили Св. Христовых Тайн, ей яв-сь во сне Кипрская икона Божией Матери, стоящая над папертью при входе в местную приход. церковь. От иконы Марфа услышала голос: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». После просьб больной ее привели в церковь, чтоб сама отыскала  икону. Поиски долго не увенчивались успехом, пока, наконец, Марфа не увидела над церк. дверьми старин. икону Богородицы, в к-рой признала образ из благодат. сна. После того как в доме больной священником отслужен молебен с водосвятием пред чудотв. иконой, девушка выздоровела. Этот день, 16 февраля, стал местночтимым праздником церкви с. Стромынь.
 После чудесного исцеления смертельно болящей жители с. Стромыни и окрест. мест поспешили в церковь для служения молебнов пред новоявленным образом. Засвидетельствовано несколько случаев исцелений от паралича и расслабления. О чудесах и о возрастающем народн. почитании иконы доложено Моск. митр. Филарету, к-рый указал побольше узнать об образе, служить пред ним молебны и сообщать о выдающ. случаях чудотворения. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Богородицы стала почитаемым образом в России. Образ украшен богатой сребропозлащ. ризой.
  В ответе на запрос митр.Филарета о Кипрской иконе священником Успенской церкви с. Стромынь составлено описание, сохранившее сведения о святыне: « Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви… Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны сщмч. Антипа, с другой — мц. Фотиния. Празднование Кипрской-Стромынской иконе Божией Матери совершается 9/22 июля и в Неделю Православия.
 Еще один список Кипрской иконы Божией Матери, прославившийся чудесами, находился в Нижнем Новгороде в церкви св.Иоанна Предтечи на Слободке. По молитвам пред ней прекратилась моров. язва в Нижнем Новгороде в 1771 г. Жители  брали св.икону в дома, совершали пред ней молебны и получали исцеления.
  Божия Матерь на нижегород.списке изображена сидящей на троне, голову украшает цар. корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, правой рукой благословляет.
Празднование нижегородской иконе Кипрской Божией Матери положено 12/25 мая. 
 Кроме двух чудотворных икон Кипрской Божией Матери в дореволюционной России известны  списки, хранившиеся в московской церкви свт.Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе. Последний находился у левого столпа собора. На нем, кроме традиционных для этого иконографического типа изображений Богоматери с Предвечным Младенцем и поклоняющихся Ангелов, написана держава – символ царственной власти. 
                                                 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения