Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Феодора Трихины. Прп.Александра Ошевенск. Мч.млад.Гавриила Белостокск. Свтт.Григория,Анастасия Синаита,патр.Антиохийск. Прп.Анастасия,игум.Синайск.горы. Свт.Николая,еп.Орхидск.и Жичск. Кипрск. ик.Бож.Матери

03 Май 2018 г. Четверг

 Прп. Феодор Трихина род. в богатой константинопольской семье. В юности удалился в пустын. обитель во Фракии, принял монашество. Прп-ный был строгим постником, носил грубую, колючую власяницу, отчего прозван Трихиною, т. е. "Власяничным". Так назван и м-рь, где он подвизался.
 При жизни прп-ный творил  чудеса и исцеления. После смерти от св. мощей истекало целебное миро, к-рое излечивало болезни и изгоняло нечистых духов. Время жизни прп.Феодора неизвестно.
Кондак прп. Феодора, глас 4
 Явился еси предивен житием,/ Феодоре мудре отче,/ власяными рубы изменив/ паче царских сокровищ,/ яже на земли,/ сего ради небесную одежду восприял еси,// присно моли о нас, преподобне.

 Свт.Григорий, Патриарх Антиохийский (573-593), был игуменом м-ря Фаран недалеко от Синайской горы. Преподобный отличался твердой верой, был милостив, сострадателен к согрешавшим, смиренен и незлобив.
 Однажды, когда св.Григорий был игуменом, он посетил пустынника, спасавшегося в пещере. Пустынник умыл ему ноги. Когда святой спросил, почему ему такое почтение, старец ответил, что по Божиему откровению он видит пред собой будущего Патриарха. Действительно, после изгнания с Антиохийского престола Патр. Анастасия Синаита, св.Григорий был, против его желания, возведен на Антиохийский патриарший престол и, покоряясь воле Божией, до кончины (+ 593) с честью нес бремя патриаршего служения.

  Св.Анастасий Синаит I-й, Патр. Антиохийский, начал иноч. подвиг на Синайской горе, потому назван Синаитом. Вступил на патр. престол в 562 г. в царствование имп. Юстиниана (527-565). Тогда распространилась ересь монофизитов. Император склонился на сторону еретиков. Свт. Анастасий выступил против ереси. Он рассылал послания по церквам и ежедневно разъяснял в храме правосл. учение о 2-х естествах Господа Иисуса Христа. Все колебавшиеся в вере ждали с надеждой слова св.о Патриарха Анастасия.
  Разгневанный Юстиниан хотел низвергнуть свт. Анастасия с Антиохийского престола, но внезапно тяжело заболел. Пред смертью принес покаяние Церкви и составил молитвословие "Единородный Сыне и Слове Божий", вошедшее в чин Божеств. литургии. В нем выразил православн.учение о двух естествах Господа Иисуса Христа.
 После Юстиниана вступил на престол имп.Иустин Младший (565-578), к-рый возобновил гонение на свт.Анастасия и в 572 г. сослал его в заточение. Возвратившись в 593 г., свт. Анастасий управлял Церковью шесть лет и мирно скончался (+ 21 апреля 599). В изгнании свт.Анастасий написал несколько догмат. и нравоучит. соч-ний, а также перевел на греч.язык труд свт.Григория Двоеслова "О пастырском служении".

   Прп.Анастасий, игумен Синайской горы, род. в кон. VI в. В юности получил прекрасное светск. образование, к-рое завершил изучением богословия. В юности прп. Анастасий принял монашество, отправился в Иерусалим и поселился на Синайской горе. Игуменом Синайской горы был прп. Иоанн Лествичник, затем его брат Георгий. После св.Георгия игуменом стал прп. Анастасий, прозванный Синаит.
 Прп.Анастасий положил много трудов в борьбе с ересью акефалов, противящихся решениям IV Вселенского Халкидонского Собора (451), к-рый определил догмат о соединении в Едином Лице Господа Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого. Распространяя правосл.веру, прп.Анастасий Синаит побывал в Египте, Аравии, Сирии. Для борьбы с монофизитами оставил ученикам рук-во в форме ответов на вопросы под назв. "Путеводитель", из 24 глав. Прп.Анастасий вел беседы и с евреями, к-рые также записал; дошли его соч-я "Изъяснение Шестоднева" (12 книг). Слова, Поучения, Жития нек-рых подвижников и толкования на многие места Свящ. Писания. Прп. Анастасий Синаит скончался в глубокой старости (+ок.695).

 Прп. Александр Ошевенский род. 17 марта 1427 г. в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской вол. за несколько месяцев до кончины прп.Кирилла Белозерского, с к-рым связан дух. узами всю жизнь. Алексей (мирск. имя прп.Александра Ошевенского), 5-й сын богатого земледельца Никифора Ошевена и Фотинии, род. по молитвам матери. Божия Матерь с прп. Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына по ходатайству прп. Кирилла. Алексей был младшим, но родители видели в нем наследника. В детстве мальчика обучили грамоте, готовили предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить. С позволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский м-рь и остался там.
Игумен полюбил юношу за смирение и предложил принять постриг. Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, 6 лет прислуживал братии и лишь после принял иноческий постриг.
Родители переселились в с. Волосово, вниз по р.Онеге. Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, названное Ошевенской слободой. Прп. Александр просил у игумена разрешения принять от родителей благословение и прощение, чтобы уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока. Он предупреждал об опасности пустынножительства. Но прп.Александр вторично просил отпустить из м-ря. Настоятель благословил его.
 Отец предложил сыну поселиться на р.Чурьюге, обещал содействовать в устроении пустыни. Прп. Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание обители, дал обет пребывать здесь до конца жизни. Затем вернулся в Кирилло-Белозерский м-рь, нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона. Когда прп. Александр рассказал игумену в третий раз, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещал он пребывать там, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и Николая Чудотворца.
 Прп. Александр освятил место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, сам отправился к архиеп. Новгородскому Ионе (1459-1470). Тот посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Прп. Александр принял грамоты на необходимые земли. Построенный храм освящен во имя свт. Николая.
 С мужеством  преподобный трудился в обители. Старец, что приехал с ним из Кирилло-Белозерского м-ря, не выдержал и уехал. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий общежительный устав, к-рый требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келье иноки не должны быть без дела, а при послушании творить Иисусову молитву или читать псалмы. Многие из мирян приходили к преподобному за наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в м-ре, чем разгневали брата прп. Амвросия. Прп. Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели к подвигам и оставили обитель.
 Скорби за спасение дух. чад расстроили здоровье преподобного. Он не мог приподнять руку или голову, даже выговорить слово. В таком изнеможении св. Александр молился покровителю прп. Кириллу. Прп. Кирилл явился в белых ризах и сказал: "Не скорби, брат! Я помолюсь и будешь здоров. Только не оставляй места. Я буду помогать тебе". Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым, наутро пошел в церковь. Он рассказал о посещении прп. Кирилла. 27 лет преподобный трудился в обители и мирно скончался 20 апреля 1479 г.
 После кончины игумена обитель пришла в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монаст. служителю Марку было видение: обитель полна народу; седой старец крестом осеняет работающих на постройке. Др. старец, с длинной бородой, окропляет св.водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый, молодой, следит издали. Третий старец, а это был прп.Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают свт. Николай Чудотворец и прп.Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, дьякон Матфей, к-рого постригли с именем Максим и избрали игуменом обители, как и предрек в видении прп.Александр. Инок Максим поставлен во игумена архиеп.Новгородским Сергием (1483 - 485) и восстановил обитель. При построении нового храма свт. Николая по указанию явившегося прп. Александра обретены его нетленные мощи. Тогда  написан образ , каким он являлся инокам и по рассказу знавшего его старца. Прп. Александр Ошевенский среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и негустой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он изображается на иконах.
Тропарь преподобного Александра Ошевенского, глас 4
Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.
Кондак, преподобного Александра Ошевенского, глас 8
 Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш

Род. младенец Гавриил 22 марта 1684 г. в д. Зверки Белостокского у. Гродненской губ. в семье благочест. крестьян Петра и Анастасии. Рос кротким, незлобивым, со склонностью к созерцат. уединению. 
 11 апреля 1690 г. мать 6-летнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Приближался праздник Св. Пасхи. В это время в дом пробрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез  в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ д. Зверки.
 Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли от хищных птиц. На лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного зверством, предано земле близ храма.
  Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, где погребен младенец, сгорел, но св.мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда св. мощи перенесли в монастырь, ручка чудесно зажила и покрылась кожей.
 Св. Гавриил считается целителем детей. Св. мощи его несколько раз меняли место пребывания. С 1944 по 1992 гг. хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 5
 Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.
Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 6
   Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей - иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.
Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих, немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоей Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злострадании понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящийся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертнем успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

   Свт. Николай род. в день памяти свт. Наума Охридского в 1880 г. Его родители, крестьяне-фермеры, прекращали работу для ежедневной молитвы, соблюдали церк. посты, посещали Богослужения. Свт.Николай стал известным в правосл. мире за проповеди, наставления и писания.
  Он был монахом, затем иеромонахом, позже епископом Жичским в 39 лет. Во время второй мир.вой войны принял страдания в концлагере Дахау. После войны спас многие покинутые сербские м-ри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. 
  Он подвизался как архиерей и дух. наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском м-ре в Южном Кэнане, шт. Пенсильвания. Его мощи перенесены в 1991 г. в родную дер.Лелич, чтоб почивать близ мощей прп.Иустина (Поповича).

    В 392 г. на острове Кипр произошло событие, к-рое открыло для христ. мира чудотв. силу ранее безвестной иконы Пресв. Богородицы. Св. образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей острова, построенной на месте погребения прав. Лазаря.
 Однажды аравитянин, проезжая мимо, решил поглумиться над христ. святыней. Он пустил стрелу и попал в колено Пресв. Богородицы. Из раны обильно потекла кровь и обагрила землю. 
 Аравитянин от ужаса поскакал прочь, но пал на пути мертвым. Так Божеств. Провидение наказало святотатца. С древних лет Кипрская икона хранится в м-ре Ставруни на месте ее обретения, где спец-но для пребывания в ней св. образа построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы. Празднование совершается 20 апреля / 3 мая и в День Св. Духа.
 Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят 2 ангела, с пальмовыми ветвями. Слева от Богоматери изображен арх.Гавриил. Божия Матерь одета согласно иерусалимской традиции - так, как обычно одевались сирийские женщины, т. е. в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен.
Пальмовые ветви, что держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургич. понимании изображения. Маханием сорванными с пальм ветвями в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Св. Даров. В древней иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее свящ. вместилища – Богородицы.
 Чудотворные и местночтимые списки с иконы
 Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы Божией Матери до 1917 г. находился в с. Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Недалеко от села в XIV в. основан прп.Сергием Радонежским м-рь, названный Стромынской Успенской обители. В 1764 г. м-рь упразднен по указу Св.Синода, здания м-ря сломаны, а храм обители превращен в приход. церковь, на месте к-рой в XIX в. построена прихожанами новая  камен. церковь Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и свт. Николая. В Успенской церкви находилась чудотв. икона Кипрской Богоматери, прославившаяся в 1841 г. чудесным исцелением болящей. Случилось это так. 
 В нач. 1841 г. 18-летняя дочь крестьянина с. Стромыни Марфа сильно заболела, родные и знакомые были уверены в ее близкой кончине. После того как больную исповедали и причастили Св. Христовых Тайн, ей яв-сь во сне Кипрская икона Божией Матери, стоящая над папертью при входе в местную приход. церковь. От иконы Марфа услышала голос: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». После просьб больной ее привели в церковь, чтоб сама отыскала  икону. Поиски долго не увенчивались успехом, пока, наконец, Марфа не увидела над церк. дверьми старин. икону Богородицы, в к-рой признала образ из благодат. сна. После того как в доме больной священником отслужен молебен с водосвятием пред чудотв. иконой, девушка выздоровела. Этот день, 16 февраля, стал местночтимым праздником церкви с. Стромынь.
 После чудесного исцеления смертельно болящей жители с. Стромыни и окрест. мест поспешили в церковь для служения молебнов пред новоявленным образом. Засвидетельствовано несколько случаев исцелений от паралича и расслабления. О чудесах и о возрастающем народн. почитании иконы доложено Моск. митр. Филарету, к-рый указал побольше узнать об образе, служить пред ним молебны и сообщать о выдающ. случаях чудотворения. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Богородицы стала почитаемым образом в России. Образ украшен богатой сребропозлащ. ризой.
  В ответе на запрос митр.Филарета о Кипрской иконе священником Успенской церкви с. Стромынь составлено описание, сохранившее сведения о святыне: « Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви… Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны сщмч. Антипа, с другой — мц. Фотиния. Празднование Кипрской-Стромынской иконе Божией Матери совершается 9/22 июля и в Неделю Православия.
 Еще один список Кипрской иконы Божией Матери, прославившийся чудесами, находился в Нижнем Новгороде в церкви св.Иоанна Предтечи на Слободке. По молитвам пред ней прекратилась моров. язва в Нижнем Новгороде в 1771 г. Жители  брали св.икону в дома, совершали пред ней молебны и получали исцеления.
  Божия Матерь на нижегород.списке изображена сидящей на троне, голову украшает цар. корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, правой рукой благословляет.
Празднование нижегородской иконе Кипрской Божией Матери положено 12/25 мая. 
 Кроме двух чудотворных икон Кипрской Божией Матери в дореволюционной России известны  списки, хранившиеся в московской церкви свт.Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе. Последний находился у левого столпа собора. На нем, кроме традиционных для этого иконографического типа изображений Богоматери с Предвечным Младенцем и поклоняющихся Ангелов, написана держава – символ царственной власти. 
                                                 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения