Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Патапия (VII). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика,Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мчч.62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.Прп.Кирилла Челмогорского (1368). Мц.Анфисы в Риме (V)

21 Декабрь 2019 г. Суббота

 Прп. Патапий род. в 380 г. в египетском г. Фивы. Отец - правитель области, из известной в Египте семьи, врач и философ. Он и жена отличались благочестием, побуждали сына изучать Свящ. Писание, особенно Евангелие. Когда стал старше, родители пригласили из Александрии знаменит. наставников для обучения мальчика естеств наукам, математике, философии и риторике.
 Патапия влекло к подвижнич. жизни. Учения Климента и Оригена, история дух.борьбы, что они вели, наполнили его благоговением и покаянием, как и жития свт.Афанасия  и прп. Антония Великого, почти его современников. Он уходил из города в пустыню, где жили подвижники. Он учился вникать во внутр. жизнь и движения души. В 13 лет молитвами спас молодого человека Аммона, к-рый упал с высокой скалы с верблюдом. Патапий набрел на них в пустыне, ухаживал до рассвета, пока родители не нашли их. За ночь исцелился и верблюд. Аммон рассказал, что был укутан светом, его сила возвратила умирающего к жизни. 
Отец отвез Патапия в Александрию, в знаменит. катехизат. школу. На Патапия оказал большое влияние слепой учитель Дидим. Когда Патапий закончил учебу в Александрии и вернулся в Фивы, отец умер. Патапий знал, что его ждет должность управляющего финансами провинции. Юноша умолял мать отпустить в пустыню, где  вел бы жизнь подвижника. Она дала благословение, Патапий отправился в м-рь Тавенниси, посвятил себя молитве, посту и бдениям. 10 лет жил там, изучая Свящ. Писание и жития святых, стал известен Египту как чудотворец. Когда слух о его учености и добродетелях достиг др. страны, из Фив прислали делегацию дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, боясь гордыни, тайно ушел в пустыню.
  Пока был в пустыне, Фивы поразила эпидемия чумы. Много погибло. Оставшиеся, зная о благодат. силе молитв Патапия, просили спасти их. Патапий ответил отказом. Ночью же тайно яв-ся в город, босиком, одетый в латан. накидку, какую носили анахореты. Входил в дома, молился, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди искали посланного от Бога врача, но он покинул город тихо, как пришел. Жители поняли, что это Патапий.
  Благоговейн. почитание чудотворца росло, в келью в пустыне приходили монахи, получая наставления. Тяжело заболел игумен пустын. м-ря Серапион. Братья принесли его к Патапию, Святой преклонил колена с монахами и просил Господа об исцелении. Когда коснулся болящего, тот исцелился. Люди приводили страждущих телесно и душевно. У молодой вдовы парализовало сына. Мать, услышав о монахе-чудотворце, повезла мальчика к нему. Они долго добирались, не зная, где келья подвижника. Прп. Патапий молился высоко на склоне горы и поспешил вниз, опустился на колени, умолял Господа исцелить малыша. Ребенок встал, начал ходить, женщина поняла, что это св.Патапий.
Когда прп.Патапий поселился в пустыне, патриархом Александрийским стал Кирилл, с кем он учился в Александрии. Но в Египте процветал языч. культ. Храм культа был местом языч. обрядов. Патриарх устроил крест. ход с мощами св.бессребр. Кира и Иоанна, дев-мцц. Феоктисты, Феодоты и Евдоксии и матери Афанасии  к этому месту. Он просил св. Патапия в Александрию для участия. Со всех концов собрались монахи, клирики и миряне. Чрез 6 дней крестн. хода процессия прибыла в д. Менути, где положили св. мощи. Совершались чудеса. Камен.идол развалился от мощей св. Кира и Иоанна. 
 Патр. Кирилл предложил Патапию поехать в Константинополь в кач-ве советника, но тот возвратился в пустыню. Ученики Патапия строили рядом кельи.
 В 428 г. прп-ный, оставив братию, отправился в Константинополь. В пути корабль попал в шторм. Мачта ударила капитана. Пассажиры сбились на палубе. Вдруг голос приказал спуститься в трюм, чтоб команда спасала корабль. Монах Патапий взял на себя управление. К утру шторм стих. Пассажиры увидели, что от гибели их спас св.Патапий, причем не пострадал и капитан, к-рого считали умершим.
 В то же плавание заболел член команды, гребец-египтянин Сечнути. Он просил Патапия помочь. Святой ухаживал за ним, а вечером уединился для молитвы. О Сечнути забыли, а утром пришли в ужас, ибо больного смыло волной. Святой сидел в стороне. Шторм усилился, капитан решил пристать к критск. берегу, чтоб переждать бурю. В маленькой бухте увидели, что на берегу ждет Сечнути. Все поняли, что спасением Сечнути обязан молитвам Патапия, и преклонили колена, чтоб принять благословение. Сечнути умолял Потапия взять в ученики, святой согласился. Капитан  решил стать христианином. Патапий поговорил с ним о Христе и Церкви, крестил. Все благодарили Бога, что Он послал на помощь св. человека.
 Когда корабль проплывал мимо Коринфа, капитан сказал: «Отче, проплываем мимо моего дома. Я хочу повидаться с семьей, рассказать, что стал христианином. Может, они крестятся». Они оказались в коринфском местечке Афнеон. Христиане просили св. Патапия остаться. Столетия спустя, после обретения мощей св. Патапия, в этих местах особо чтили его память. Когда жил здесь, правители, христиане, просили стать епископом, но он отказался.
 В Коринфе прп.Патапий бывал в Геранипских горах, отделенных от Коринфа перешейком. У подножия гор была пещерка, где на пути в Патры ночевал св.ап. Андрей. В 1345 г. имп. Иоанн Кантакузен построил над пещеркой храм св.ап.Андрея. Во времена прп. Патапия в пещерке был небольшой скит с 7-ю монахами. Потапий присоединился к ним, учил аскетич. жизни и молитве, чему научился в м-рях Египта. Но прп. Патапий стремился найти уединен. место, чтоб в молчании предаться умной молитве. Выше по склону Геранийских гор обнаружил пешеру, служившую первым христианам, где укрывались от гонителей. Он поселился в пешере недалеко от учеников и полюбил тихое место. Однажды сказал, чтоб похоронили в любимой пещере в Геранийских горах .Желание святого исполнилось чрез века.
 Вскоре узнал, что недалеко в горах есть монаш. община, спустя время 2 общины объединились, чтоб учиться дух. жизни у св. Патапия. Как-то ночью мон. Арсений заболел. Св. Патапий с братией пошел к нему в келью. Они горячо молились о выздоровлении, и Арсений исцелился.
  В 435 г., прожив 7 лет в Коринфе, прп.Патапий покинул скит в Геранийских горах и продолжил путь в Константинополь. С ним поехал монах Сечнути. В Константинополе яв-сь инкогнито во Влахернский м-рь. Потапий не сказал, кто такой, продолжал поститься, молиться и бодрствовать, все считали его простым монахом. Ему назначили послушание — быть в м-ре привратником. Однажды у ворот увидел похорон.процессию. Умерла молодая женщина, родители рыдали. Процессия поравнялась с воротами, где сидел Патапий, вдруг усопшая перекрестилась, опустилась на колени у его ног, назвала. Так братии стало известно, кто живет рядом. В Константинополе к нему пришел слепой, попросил дать свет. Видя веру, святой перекрестил и слепой стал видеть.Таких исцелений было множество.
 В 82 года в 463 г., когда святому пришло время переселиться в небес. обители, у одра собрались ученики. Молясь, предал дух Богу. Ученики похоронили его в константиноп. храме св. Иоанна Предтечи.
  После захвата Константинополя турками св. мощи перенесены в пещ. скит в горах над Коринфом, как просил за тыс. лет до того. Местные монахи знали о пещере. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом. Мощи св. Патапия укрыли за запад. стеной пещеры, обратив лицом к иконостасу. Местн. христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, назвали «пещерой св.Патапия». Никто не знал, что здесь покоятся мощи, — христиане, перенесшие их, сохранили в тайне, чтоб уберечь святыню от осквернения.
 В нач. ХХ в. свящ. Константин Сосание часто приходил сюда по крутым скалам, чтоб послужить в скромной часовенке. Отец Константин,высокого роста, решил увеличить часовню, алтарь. В 1904 г. начал реконструкцию, решил снести древнюю стену в запад. части пещеры. Ему яв-ся во сне монах: «Будь осторожен, снося стену, ибо с обратн.стороны нахожусь я — св. Патапий Египетский». На след. день за стеной обнаружены св.мощи, покрытые листьями, издающ. благоухание. На груди святого лежал большой дерев. крест, в руке древний свиток, где написано, что это мощи прп. Патапия Египетского. После обретения любой мог приложиться к откр. мощам. Местн. христиане даже отрезали частицы, чтоб иметь святыню дома. Многим яв-ся во сне святой, обличая дерзость, требуя вернуть частицы,-они поспешно возвращены. С тех пор как обретены мощи прп. Патапия, многим явл-ся в видениях. Говорил: «Идите в мой дом в Лутракионе». По его предстательству происходят исцеления от рака в разных концах света — в Греции, Швеции, Америке. Австралии.

Тропарь преподобного Патапия, глас 8
  В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Патапие, дух твой.
Кондак преподобного Патапия, глас 3
  Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,/ цельбу недугов просят прияти,/ решение же в житии прегрешенных,/ ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,// Патапие преподобне

  Св. апп. от 70: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор - посланы Господом Иисусом Христом для благовестия после избрания 12 апостолов (Лк.10,1-24).
  Ап. Сосфен до принятия христ-ва был начальником коринф. синагоги. Ап.Павел обратил его в христ-во, сделал помощником в трудах Во время мятежа против ап. Павла подвергся побоям. Обращаясь к Коринф. Церкви, ап.Павел приветствует ее от лица обоих: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат..."(1Кор.1,1). Позже св. ап. Сосфен поставлен епископом в Колофоне (Малая Азия).
 Аполлос, из Александрии, был блестяще образован. человеком. Главным местом служения был Коринф. Там он долго подвизался и многих обратил к вере. В конце проповедовал на Крите, был еп. Кесарии. О св.ап. Аполлосе в Деяниях св. Апостолов говорится: "Некто иудей, именем Аполлос, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он наставлен в начатках пути Господия и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
 Когда вознамерился идти в Ахаию, братья послали к тамошним ученикам, располагая принять его: и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо опровергал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос" (Деян.18, 24-28). 
 Св. Аполлос много помогал ап.Павлу. Ап. Павел  говорит о распространении христ-ва у коринфян: "Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог" (1Кор.3,6). Позже св.Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
  Св.ап. Кифа, по преданию, епископствовал в Иконии. Сведения о нем не сохранились. Предполагают, что о нём упоминает ап. Павел (1 Кор.15,5).
  Св.ап.Епафродит был сподвижником ап.Павла, к-рый, посылая его к филиппийск. христианам, говорит о его самоотверж. труде на ниве Христовой: "...я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей... он болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтоб не прибавилась мне печаль к печали... Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне" (Флп.2,25-30). Св.Епафродит был епископом в Адриании (Италия).
  Ап.Тихик, родом из Малой Азии, был учеником и спутником св. ап. Павла. Во время первого заключения апостола доставлял послания к Ефесянам и к Колоссянам. Сменил ап. Сосфена на Колофонской кафедре.
 Ап. Кесарь проповедовал, был епископом Диррахии - области в Средней Греции. Все апостолы мирно преставились к Богу. Вместе с ними Церковь вспоминает и ап. Онисифора.

 При имп.Зеноне (474-491) правитель Вандальского королевства в Севе. Африке Гунерих при пособничестве ариан. епископов воздвиг жестокое гонение на православных. Когда верующие собрались в одном из храмов и тайно совершали Бож. литургию, войска варваров ворвались в церковь. Часть молившихся бежала, а 300 чел., наиболее твердых в вере, предали себя добровольно на мучения и обезглавлены. Из 62 иереев двух сожгли, остальным отрезали языки. Но силой Божией они продолжали проповедовать и опровергать ариан. лжеучение.

  Прп.Кирилл Челмогорский, просветитель чуди, род. в г. Белоозере, был пострижеником обители прп. Антония Римлянина, где 6 лет проходил разл. послушания, а затем, после трехлетнего странствования по пустыням, поселился в дикой Каргопольской стороне. Здесь, по указанию свыше, избрал для постоянного пребывания г. Челму. Много пришлось испытать прп.Кириллу от чуди, но его подвижн. жизнь и кроткие наставления расположили многих к принятию св. Крещения. 
   В конце прп.Кирилл устроил обитель и храм Богоявления Господня. Прп-ный провел на Челмн. горе 52 года и скончался в 82 года.
Тропарь преподобного Кирилла Челмогорского, глас 4
  Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне/ яко солнце светозарное,/ лучами благодати озаряющи весь мир/ и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых Ангел, и мирской народ,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся;/ отче преподобне Кирилле,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди,/ иже любезно тебе почитающия
Кондак прп. Кирилла Челмогорского
 От юности, преподобне, вся оставль житейская, красная же и лепотная,/и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/ в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/ отонюдуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/ Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/ о приходящих с верою и просящих своих согрешений оставление даровати,/ чтущим любовию святую память твою.

Св.мц. Анфиса, жена римского сановника,  крещена свт. Амвросием Медиоланским. Она отказалась от предложения жены градоначальника Сунильды принять арианское крещение и была сожжена.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения