Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Амвросия, еп.Медиоланского (397). Прп.Антония Сийского (1556). Прп.Нила Столобенского(1554). Мц.Филофеи Румынск.(1060). Прп. Иоанна,постника Печерского(ХII). Мч.Афинодора(ок. 304). Прп.Павла Послушливого. Селигерской( Владимирской) ик.Божией Матери

20 Декабрь 2019 г. Пятница

  Свт. Амвросий род.в 339 г.  Родители  из аристократ. семьи с христ. традициями: среди родни св.дева Сотирия, принявшая муч-ство при имп. Диоклетиане. Отец, Аврелий Амвросий, занимал высок. пост префекта Галлии, управлял западн.провинциями империи. После его гибели мать свт. Амвросия с малолет. детьми уехала в Рим. Старшая сестра приняла мон-ство. Брат, чиновник, позже  помогал Медиоланск. епископу. Амвросий изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование для гос. карьеры. Его образованность велика: он свободно владел оратор. ис-вом на лат., греч. яз., увл-ся философией и лит-рой, особо Платоном.
 Вначале Амвросий  - адвокат в Сирмии. Префект за усердие назначил его советником. Ок. 370 г. на посту консуляра (губернатора) провинции с центром в Медиолане (совр. Милан), где с кон. III в. была одна из западн. имп. резиденций. Осенью 374 г. умер Медиоланский еп. Авксентий I, сторонник арианства, что привело к борьбе православных и ариан. В городе пошли беспорядки, Амвросий яв-ся в собор, где выбирали нового епископа. Раздался дет. голос: "Амвросий – епископ!" – и избрали его. Амвросий не ожидал этого: не крещен, откладывал таинство на поздний срок, как нередко делалось. Горожане отправили прошение императору. Пришел указ об избрании Амвросия, принял сан, крещен правосл. епископом,чрез неделю рукоположен. На хиротонии был имп. Валентиниан I.
 Амвросий усердно изучал Свящ. Писание по толкованиям Оригена, свт.Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого. Вскоре свт. стал одним из лучших проповедников Запада. Боролся с арианством. Свт. Амвросий  выступил за никейское исповедание. В 376 не без труда удалось установить на кафедре Сирмия правосл. еп. Анемия. Свт. Амвросий сблизился с сыном Валентиниана I, запад. рим. имп.Грацианом, к-ый поддержал никейское Православие.
 В сентябре 381 г. после 2-го Вселенского Собора в Константинополе, утвердившего правосл. Символ веры, свт. Амвросий провел в Аквилее Собор 32 епископов, где зачитал писания Ария и спрашивал мнение по каждому пункту ариан. доктрины. Имп. Грациан, боровшийся с язычеством (лишены  доходов жрецы и весталки), в 382 г. приказал убрать из зала рим. сената алтарь богини Ники с ее статуей, установлен. при Августе, удален. при Констанции II (337-361) и возвращен. имп. Юлианом Отступником (360-363). Требование вернуть алтарь Ники сплотило язычников, во главе с сенатором Симмахом, образован. римлянином. Депутацию Симмаха не  принял  император под воздействием сенаторов-христиан, папы Дамаса и свт. Амвросия. В 383 г. Грациан убит в Галлии сторонниками узурпатора Магна Максима.
 В Италии воцарился 12-летний брат Валентиниан II. В 384 г. Симмах, получив должность префекта Рима, с префектом  Италии составил реляцию в защиту алтаря Ники, а летом Валентиниан II принял их . Речь Симмаха в защиту "былой славы Рима" принята благосклонно, но свт. Амвросий,отправил императору увещев. письмо, затем трактат с опровержением Симмаха. Депутации отказано. Когда в Италию вторгся Магн Максим (388), Симмах написал в его честь панегирик, но не достиг цели: узурпатор отнесся к язычникам прохладно.
 Когда Феодосий I Великий сверг Максима, Симмаху пришлось оправдываться за панегирик и искать убежища в храме. Но Феодосий колебался в вопросе возвращении алтаря после визита депутации с Симмахом. Свт. Амвросий избегал встреч с императором и усовестил его: Феодосий отказал Симмаху. 13 июня 389 г. состоялся триумф. въезд императора в Рим, где он разрешил сохранить только те языч. статуи, что украшали город и были произ-ниями знаменит. мастеров,  проч. разрушены. В короткое правление Евгения (393-394) алтарь Ники возвращен в сенат, лишь повторный триумф Феодосия I поставил точку в истории одного из главных символов языч. Рима.
 После гибели Грациана в Медиолан переехал Валентиниан II, начались столкновения между свт. Амвросием и матерью юного императора Юстиной, благоволившей арианам, к-рых было много при дворе. В 385 г. Валентиниан приказал передать арианам базилику города. Свт. Амвросий отказал, горожане выступили в защиту епископа. На Пасху 386 г. из дворца посланы комиты с военными, чтоб занять базилику. Ариан. партия офиц. узаконена имп.Эдиктом, базилику предполагалось передать бежавшему с Востока ариан. еп. Авксентию II, самого свт. Амвросия решили отправить в ссылку.
 Вызванный на диспут, арбитром к-рого должен быть император, свт. Амвросий не яв-ся, сказав, что в делах епископов судьями могут быть только епископы; против Авксентия составил письм. речь, а императору ответил, что государь не имеет власти над тем, что посвящено Богу, и не может требовать передачи храма Божия. Несмотря на угрозы, свт. Амвросий заперся в базилике и 3 дня с народом, воодушевляемым молитвами и пением гимнов, .выдерживал осаду.
 Когда солдаты, страшась отлучения, стали переходить на сторону епископа, император уступил. Выяснилось, что авторитет святителя непререкаем даже для противников. Блест. проповеди свт. Амвросия привлекали в Церковь много неофитов, среди к-рых 32-летний Августин, принявший св. Крещение на Пасху 387 г. от свт. Амвросия, к-рого уважительно именовал "папой".
Напряжен. отношения с Медиоланским епископом не мешали Валентиниану II и Юстине возлагать на него важные поручения. Так, в 383-84 гг. свт. Амвросий возглавил посольство к Магну Максиму, подчинившему все земли империи на Западе, кроме итал. префектуры. Посольство свт. Амвросия выиграло время, чтоб перекрыть дороги чрез Альпы.
 В январе 388 г. Максим вступил в Рим, но потерпел поражение от Феодосия, к-рый казнил его, возвратив престол Валентиниану II. Молодой император после смерти Юстины сделал свт. Амвросия одним из самых приближенных людей. Пользуясь доверием правителя запад. империи, Медиоланский епископ сблизился с имп.Феодосием I, правившим восточ. частью, и использовал авторитет для влияния на принятие решений.
  Но Феодосий не раз подчеркивал несогласие со свт. Амвросием и издал ряд указов, не вполне благоприятных для Церкви. Особен. напряжения отношения Феодосия и свт. Амвросия достигли летом 390 г. Во время волнений в Фессалонике убит имп. военачальник гот Ботерих и несколько высших офицеров; император позволил готам отомстить горожанам - в итоге убито 7 тыс. жителей. При известии о побоище свт. Амвросий удалился из Медиолана, где пребывал Феодосий, уклоняясь от встреч с ним. Из уединения свт. Амвросий направил императору письмо, где изобличал его преступление и призывал к раскаянию. Епископ объявил императору, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния .
 Феодосий пришел в собор, но не допущен к св. причастию свт. Амвросием, сказавшим, что тайного покаяния недостаточно. Несколько мес. император не получал Св. Причастия от епископа. Наконец на Рождество 390 г., сложив знаки цар. достоинства, он с покаянием яв-ся в храм и вымолил прощение.
 В 392 г. на престол возведен Евгений, к к-рому свт. Амвросий отнесся с недоверием из-за его языч. настроений, хотя тот пытался привлечь его на свою сторону. Избегая встречи с узурпатором, свт. Амвросий покинул Медиолан. Вскоре Феодосий I казнил Евгения.
 В 395 г. Феодосий Великий скончался. Власть над Запад. Рим. империей перешла к сыну Гонорию (395-423), опекуном к-рого был полководец Стилихон. Влияние Медиолан. епископа при дворе заметно уменьшилось. Из-за обострения болезни не участвовал в обществ. делах. Последние годы занимался лит.тв-вом, диктуя соч-ния секретарю Павлину. Умер свт. Амвросий чрез 3 года после имп.Феодосия, похоронен в одной гробнице с мчч. Гервасием и Протасием, мощи к-рых обретены им в 386 г. в базилике, получившей его имя. В кон. ХIX в. подлинность мощей подтверждена. Почитание свт. Амвросия как на Западе, так и на Востоке возникло после кончины, о чем говорят появивш. в V в. латин. и греч. жития. В катол. традиции свт. Амвросий с блж. Августином и свтт. Иоанном Златоустом и Афанасием Великим явл-ся наиболее чтимыми отцами и учителями Церкви.

Тропарь святителя Амвросия Медиоланского, глас 4
 Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Амвросие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак святителя Амвросия Медиоланского, глас 3
Божественными догматы облистая,/ помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие,/ чудодействуя же силою Духа,/ страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,// Христа Бога моли, спастися душам нашим.

  Родители прп.Антония Никофор и Агафия -зажиточные благочест. поселяне д.Кехты, вышедшие из Новгорода. Молитвы о даровании сына услышаны Господом. В 1478 г. род. сын Андрей. С детства был чист сердцем, кроток, незлобив, все любили его. В 7 лет его отдали обучаться грамоте. Он научился иконописанию, что очень нравилось ему. Часто посещал храм Божий. Сел. работы не привлекали, ибо хотел служить Господу. Творения св.отцов и учителей Церкви изучал с великим рвением.
Никифор и Агафия почувствовали приближение кончины, сказали: «Поручаем вас Богу и Пречистой Матери. Соблюдайте заповеди Божии. Милость Господня да будет с вами во веки».
Андрею было 25 лет. Он переселился в Новгород, прослужил одному боярину 5 лет. По его совету вступил в брак. Жена чрез год умерла, св.Андрей увидел волю Божию. Продав имение, раздал бедным, ушел из Кехты служить Господу.
 Прп-ный направился в обитель Пахомия у оз. Кено. Недалеко от обители его застала ночь. Святой просил Господа указать путь. Во сне яв-ся муж с крестом в руках: «Возьми крест, вступи на подвиг твой. Ты будешь наставником множества иноков». Осенил крестом: «Сим побеждай лукавых духов».
  Святой ночь провел в молитве. Утром войдя в обитель, припал к ногам основателя, со смирением просился в иноки. Пахомий указал на трудность иноч. жизни, но ничто не удерживало избранника Божия. Прозревая буд. подвижника, Пахомий принял Андрея, облек в иноч. одежды, назвав Антонием в честь прп. Антония Великого, когда прп. Антонию было 30 лет. Пахомий руководил новым иноком, взяв в келью.
 Антоний раньше всех явл-ся в храм Божий. Отличаясь здоровьем, выполнял самые трудные работы, занимался земледелием, трудился на поварне, усердно работая на братию. Трудом умерщвлял плоть и очищал душу. Спал мало, соблюдал строгий пост, пищу вкушал мало чрез день. Братия относились к нему с любовью. Но св.Антоний тяготился похвалой. Когда в обители не стало иеромонаха, прп.Пахомий и братия просили Антония принять сан священства. Он отправился в Новгород к архиепископу и принял свящ. сан. Подвижник вел еще более строгую жизнь.В монаст. больнице прп. Антоний ухаживал за больными: готовил воду, омывал, стирал одежды, утешал. Прп-ный просил Пахомия благословить его на подвиг уединения.
 Антоний искал пустын. место для подвигов. Его сопровождали 2 инока Кенской обители. Он со спутниками поплыл по р.Онеге до реч. Шелексны. Поднимаясь по течению непроходим. дебрями, иноки пришли на р.Емцу, к порогу Темная Стремнина. Там поставили хижину, затем небольшой храм свт. Николая и кельи. К ним присоединилось 4 инока. Место было в густых лесах, расположено вдали от жилищ. Сурова природа, суровы и подвиги иноков. 7 лет провел св.Антоний, молясь и трудясь. Но враг челов.рода внушил жителям деревни мысль, что с основанием обители землю возьмут. Жители изгнали отшельников.
Прп.Антоний направился на север. Снова начались странствования. Однажды он молился с братией, подошел рыбак Самуил, попросил благословения. Св.Антоний просил указать место для иноч. подвигов. Самуил привел иноков к Михайлову озеру, откуда вытекает р. Сия. Пустын. место отстояло на 78 верст от Холмогор. Единств. обитателями были дикие звери. Звероловы порой приходили сюда.
  Блж. Антоний поставил часовню и кельи. Так в 1520 г основана знаменит. Сийская обитель. Прп-ному было 42 года. Он с иноками вырубал лес, копал землю. Подвижники питались ягодами, корнями, грибами. Не хватало масла, хлеба, соли, терпели голод. Иноки роптали. Но Господь помог прп. Антонию. Неожиданно яв-ся купец, доставил муку, масло, хлеб, дал ср-ва на строение обители. 
Сборщик дани от новгород. владыки Василий Бебрь, думая, что у прп. Антония много денег, подговорил разбойников ограбить их. Но Господь охранил иноков. Разбойникам показалось, что обитель охраняет много вооружен. людей. Гонимые ужасом, они побежали. Когда сообщили Бебрю, тот понял, что Господь защищает иноков, пришел к прп. Антонию, упал на колени и раскаялся. Старец кротко простил его.
 Слух о подвигах прп-ного распространялся, многие доставляли ср-ва для жизни. Нек-рые принимали пострижение. Когда число учеников умножилось, прп. Антоний послал в Москву учеников. Вел.князь вручил грамоту на землю, к-рую занимал м-рь, пожертвовал церк. утварь и ризы.
 Прп. Антоний усердно строил деревян. храм Пресв. Троицы. Местную икону Живонач. Троицы писал сам. Когда прп. Антоний с братией был на работе, от непогашен.свечи храм сгорел. Братия хотели разойтись. Но утешились, что местная икона Пресв. Троицы осталась неповрежденной. Построили новый храм, и икона торжественно внесена в него. Вскоре от нее по молитвам святого получали исцеления. Прп-ный выстроил 2 церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, прп. Сергия Радонежского, к коему прп-ный часто обращался в молитвах. Когда обитель устроили, братия просили подвижника принять игуменство. Смирен. подвижник принял управление м-рем. Несколько лет управлял обителью. Ежедневно явл-ся в храм, стоя на Божеств. литургии, не опирался на жезл, не прислонялся к стене. За братией следил, чтоб соблюдали благочиние: не переходили с места на место, не выходили из храма без нужды.
 После молитвы подвижник первый шел на работу, подавая пример. Собирал труды отцов и учителей Церкви. Проводя ночи в молитве, ненадолго забывался сном после трапезы. Пища была скудна, одежда ветха, с заплатами, посторонние не узнавали в нем главу обители. Заботливо обходил м-рь, пекарню и поварню, ободрял братию, несущих тяж. послушания, советовал избегать праздн. бесед. Посещал прп. Антоний монаст. больницу, наставлял болящих. Для ухода за больными поставил надзирателя. Установлено строгое общежитие — равная для всех пища и одежда. Хмельн. пития запрещались. Заботился подвижник о нищих: обязал иноков подавать нескудную милостыню, делал это сам.
 Слыша о строгой жизни святого, миряне просили его молитв, нек-рые вступали в число братии. Иноков было 70 чел. Многие отличались святостью, дух. трудами; один из них, Иона, составил житие дух. наставника. Прп. Антоний тяготился славой. Избрав Феогноста, опытного в дух. жизни, оставил игуменство. Сначала св.Антоний поселился на ост. Дубницкого озера, поставил малую хижину и часовню свт.Николая, подвизался в безмолвии, непрест. молитве и трудах: рубил лес, очищал место для посева, копал землю, сеял хлеб, питался от трудов своих, а оставш. хлеб отсылал в м-рь. Ночью молол муку, в летн.ночи обнажался до пояса и отдавал тело на съедение комарам.
 Вскоре прп. Антоний ушел в уедин. место на оз.Падун, и, поставив келью, предался молитв. подвигам. Место окружено горами и высок. лесом. Келья была у подножия гор. Вторая пустыня прп-ного располагала к богомыслию и молитве. Подвижник сколотил из бревен плот, удил рыбу для пропитания. Обнажал голову и плечи на съедение комарам. Так прожил 2 года вне обители, в обеих пустынях.
 Феогност отказался от игуменства. Братия просили прп-ного, чтоб снова принял игуменство. Прп. Антоний управлял обителью, подавая пример подвижничества. От старости не мог выполнять тяж. работы, но не ослабевал в молитве и посте. Тогда проявился у прп. Антония дар чудотворений. Пред праздником Преображения иноки ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. Прп-ный, ободрив, вновь послал к Красному мысу. Иноки закинули сеть и поймали такое кол-во рыбы, что долго питались и после праздника.
 От суров. подвигов и старости тело прп. Антония высохло, он сгорбился, не ходил, водили его братия. Ожидая кончину, братия просили указать преемника. Прп-ный поставил строителем обители Кирилла, а игуменом— Геласия. Геласий был за морем, Кирилл в м-ре. Подвижник обратился к нему с предсмертн. наставлением: блюсти монаст.устав в церк. службе, в пище и питии, равно любить братию и быть всем слугой; монаст. дела обсуждать с братией на трапезе и без совета с ними не делать ничего, чтоб не было неудовольствий; посещать больных братий. Затем обратился к братии, уговаривал не ослабевать в молитве, иметь любовь и единомыслие, удаляться гнева, повиноваться старшим, хранить чистоту тела и души, иметь пищу по уставу м-ря, избегать пьянства, соблюдать общежит. устав. Подвижник передал завещание о правилах иноч. жития.
 Накануне кончины прп-ный приобщился Св. Таин. 7 декабря 1556 г., пред утреней, предал Господу душу, прожив 79 лет; из них 37 в пределах Сийских, в обители и пустынях. Братия погребли мощи в храме Живонач. Троицы, на правой стороне, близ алтаря.
  Много чудес совершилось при св. мощах. Чудеса при гробе прп. Антония побудили братию Сийского м-ря хлопотать пред царем Иоанном Грозном о причтении прп-ного к лику святых. Совершено спустя 23 года после кончины прп-ного, в 1579 г.: прп. Антоний причтен к лику святых Рус. Церкви.
Тропарь, глас 1
 Желанием духовным распалився, и мятежи мирския отринув, ко единому же Богу любовию прилепился еси, и Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселився; идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпении мнозе житие ангельское проходил еси, в наставлении Божественнаго разума, и множество монахов собрал еси мудре, ихже посещая не остави, Антоние преподобне отче наш, Пресвятей Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Кондак, глас 8
 От юности преподобне плоть твою в постех и молитвах источил еси, и крест твой взем, Христу последовал еси; темже и к вышним течение радостно совершил еси, идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши. И ныне стадо твое посещая, поминай чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти: радуйся, богомудре Антоние, наставниче пустынный.

Молитва преподобному Антонию Сийскому
 О всеблаженне отче наш, преподобне Антоние, теплый заступниче и помощниче с верою призывающим тя, избави нас молитвами си ко Господу от всякаго обстояния бесовскаго и изми нас, окаянных и недостойных рабов твоих. О чудотворче Антоние, от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети нас и свести во ад живых, прости нас, отче, елико согрешихом ти, и исторгни нас от греха и всякия напасти, приходящия грехов ради наших. Подаждь душам нашим утешения, всади в сердца наша страх Суда Божия и избави нас от врагов наших, видимых и невидимых, тебе бо имамы тепла молитвенника и заступника, иже в бедах сущии и в грехи впадшия. Ты бо явися столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, целомудрия наставник, убогим и сиротам заступник и хранитель прибегающим к тебе. Кто убо по достоинству может похвалити равноангельное твое житие и кто может изчести твоих трудов подвизи и слезы ко Господу, воистинну яко солнца светлейши возсияша твоя исправления. Ревнитель бо бысть всех святых преподобных и праведных и учитель духовный, поборник, и заступник, и молитвенник, Пресвятей Троице предстоя. Ты яко мир оставил еси и яже в мире, и нас в покаяние приведи ко Господу молитвами си, отче всечестнейший, да и мы сподобимся вечных благих, идеже наслаждаешися Небесныя славы желаемаго Иисуса Христа, Истиннаго Бога нашего и Сладчайшаго Владыки и Господа всех. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. 

 Прп. Нил Столобенский род. в  Новгород. обл. Родители неизвестны. Пострижен в м-ре Псков. обл. "Крыпец". Отсюда ушел в пустыню в Ржевский уезд, поселился близ р. Черемхи. Питался травами, желудями, проводя время в посте и молитве. Диавол устрашал Нила, явл-сь в виде зверей, гадов. Святой молитвами отгонял их, ограждая себя крест. знамением, молясь непрестанно Богу. Так жил Нил 13 лет.
 Однажды, после молитвы, Нил уснул и услыхал голос, зовущий идти на о. Столобенский. Прп-ный узнал, что остров на оз. Селигер, в 7 верстах от г .Осташкова Тверской губ. Прп-ный обошел остров, увидел, что удобен для уединения. Взойдя на гору, сотворил молитву и сказал, что здесь поселится во век века. В горе выкопал пещеру, прожил зиму, устроил келью и часовню. Жил в вел. подвигах и молитвах, в посте и трудах, пища - злаки и ягоды, овощи и плоды земли, к-рую возделывал. Но диавол устрашал его. Однажды с полчищем бесов окружил келью, оцепил веревками, грозил стащить в озеро, но святой молитвою отогнал бес. полчище.
  Нечест. жители у Столобен.острова зажгли лес, думая, что огонь сожжет келью. Святой стал на молитву об избавлении от напасти. Господь сохранил его: пламень погас, дойдя до горы.
 Однажды, когда прп-ный был на работе, разбойники напали, требуя отдать сокровища, святой сказал, что сокровище в углу кельи. В углу была икона Богородицы. Разбойники ослепли, со слезами умоляли о прощении. Прп-ный помолился Богу, разбойники прозрели. За подвиги прп. Нил приял дар прозрения. Богобоязн. жители посылали рыбу. Однажды послали с рыбою товарища. Святой, провидя, что тот осквернил себя прелюбодеянием, не принял рыбу. Рыбаки послали другого, прп-ный с радостью принял рыбу и, благословив, отпустил. Один человек хотел нарубить деревьев для дома, вдруг загремел гром, послышался глас, запретивший рубить лес. Лошадь не сдвинулась с места. Увидев чудо, человек обещал не делать так.
 Прп-ный подвизался на о.Столобенском 27 лет, пред кончиной ископал в часовне место для погребения и поставил гроб. Когда святой почувствовал приближение кончины, молил Господа удостоить причастия Св.Таин. На остров прибыл игумен Никольск. м-ря Сергий и причастил Нила. Прп-ный, войдя в келью, сотворил молитвы, окадил св.иконы и келью; потом, опершись на дерев. костыли, преставился 7 декабря 1554 г. В 1665 г. в м-ре произошел пожар, сгорели все дерев.строения, в т. ч. храм. Для богослужений построена времен. дерев. церковь, а 27 мая 1667 г. над гробницей прп. Нила заложен новый камен. храм. Во время копания рвов земля осыпалась, обнажив гроб.
Так обретены нетлен.мощи прп. Нила. По благословению митр. Новгородского Питирима (на Новгород. кафедре с 1664 по 1672, затем Патр. Всероссийский) в этот день установлено ежегодное празднование обретения св. мощей прп.Нила.
 В апреле 1671 г. перенесли их в Богоявленский храм. С 17 мая 1756 ежегодно совершалось обнесение св. мощей вокруг м-ря, позднее крестн. ход из Осташкова. Ныне св. мощи прп.Нила почивают в Знаменском храме в г. Осташкове Тверской епархии.
Тропарь, глас 4:
  Яко светильник всесветел явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 8:
 Отечества преподобне удалився, в пустыню вселился еси, и на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси. Поминай нас чтущих память твои, да зовем ти: радуйся Ниле отче наш.

Св. мц. Филофея Румынская была румынско-болгарск. происхождения, род. в 1206 (по др. дан. в 1060) г. в г. Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать валашского рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха часто наказывала девочку за то, что часто ходила в церковь и раздавала деньги и дом. вещи сиротам и нищим. Отец ругал за это. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и сохраняла чистоту.
  Однажды, когда мачеха послала отнести обед отцу в поле, Филофея поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный, что ему осталось мало еды, выбранил жену, но та посоветовала подкараулить девочку. Он выследил Филофею и поймал, когда раздавала пищу бедным детям. Разгневан.отец бросил в нее топор, поранив ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охвачен. угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но оно стало тяжелым, как камень. Несчастн.отец побежал к архиеп. Тырнова и признался в грехе.
 Архиепископ со священниками и народом с гор. свечами и ладаном собрались к чудотв. телу, чтоб отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники молились Богу и мц. Филофее, называя множество м-рей, церквей и соборов по южн. и северн. берегам Дуная, чтоб узнать, где святая хотела оставить мощи. Когда назван был м-рь в Арджеше, мощи св. Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица желает переселиться в Валахию, архиепископ из Тырнова написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар св. мощи.  большими почестями св. мощи доставлены в Арджеш и возложены в княж. церкви м-ря Куртя-де-Арджеш.
   В Румынии св. Филофея пользуется большим почитанием. Во время засухи и по особым случаям совершаются паломничества к ее мощам и молебны.

 Иоанн Печерский, постник (XII в.). Память 7 декабря, в Соборе прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех прпп.отцов Киево-Печерск. Подвизался в Киево-Печерск. м-ре в XII в., погребен в Ближ.пещерах.

Св. мч. Афинодор, из Сирской Месопотамии, с юных лет вел иноч. жизнь. По доносу схвачен и осужден правителем страны Елевсием на жестокие пытки. Мучениям святого сопутствовали чудеса, к-рые обратили многих язычников в христ. веру. Когда решили усечь святого мечом, палач упал,  рука отделилась от плеча. Святой же предал дух свой с молитв. воздыханиями к БогуС

 Время жизни прп. Павла Послушливого (Повинника) неизвестно. Сохранилось краткое житие, где говорится, что он - сын состоят. родителей, оставил мирск. жизнь, достигнув совершеннолетия. Название "Послушливый" прп-ный получил за глубок. смирение и полное отречение от собств. воли. Однажды прп-ный перемешал рукой кипящ. смолу, не получив при этом ожога. Часть братии отнеслась к нему как к богоносн. подвижнику, но нек-рые принимали его с недоверием. По молитвам инокам в особом видении показано, что он истин. подвижник. Ночью они восхищены в рай, беседовали с иноком Павлом, к-рый позволил унести на память по цветку или ветке. Пробудившись, они обнаружили цветы и ветки из рая в руках.

 Селигерская (Владимирская) икона Божией Матери - келейный образ прп.Нила Столобенского,основателя Ниловой пустыни в Тверской обл. Однажды он был вне кельи за работой. На него напали разбойники. Угрожая святому, требовали отдать сокровища. Прп-ный сказал: «Сокровище в углу кельи; войдите и возьмите». Грабители ринулись в келью, где в углу была икона Пресв. Богородицы.
 Только разбойники подошли к иконе Владимирской Божьей Матери, сразу ослепли. Со слезами умоляли Нила о прощении. Прп-ный помолился Господу о раскаявш. преступниках, и они прозрели. Затем долго поучал их в келье о душев.спасении, убеждая вернуться к трудолюб. жизни. Разбойники дали слово не возвращаться к прежнему занятию.
 Чтоб избежать людск. внимания, прп.Нил попросил никому не рассказывать о дивном обращении на путь добродет. жизни. Бывшие разбойники много лет хранили в тайне историю, рассказав после кончины св. Нила. Прп.Нил преставился 7 декабря 1554 г., в воспоминание чего празднование Селигерской иконе Пресв. Богородицы. Поскольку икона Божьей Матери находилась в келье прп. Нла, ещё одно название – «Келейная» Владимирская икона Богоматери.
 После этого блж. Павел отправился в Иерусалим, затем на Кипр. Ведя уедин. жизнь, преставился Богу на горе Паригори. Пред кончиной глас Божий сказал: "Взойди, Павел, на гору и прими конец жития".
 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения