Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок.306). Прп. Иоанна Дамаскина (776). Прп.Иоанна, еп. Поливотского(VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505)

17 Декабрь 2019 г. Вторник

  Св.вмц.Варвара пострадала при имп. Максимиане. Отец, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в г. Илиополе Финикийском. Рано овдовев, сосредоточил душевную привязанность на единств. дочери. Видя необыкнов. красоту Варвары, Диоскор воспитал ее, скрывая от всех. Он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только  языч. учителя. С башни открывался прекрасный мир Божий. Варвара задумалась о Создателе гармон. мира. Постепенно прониклась мыслью, что идолы, творение человека, к-рым поклоняются отец и учителя, не могли столь мудро устроить мир. Желание познать истин. Бога захватило Варвару, она решила посвятить этому девствен. жизнь.
  Слава о ее красоте распространилась в городе, многие просили ее руки, но она, несмотря на уговоры отца, отказывалась. Варвара предупредила его, что отцов. настойчивость приведет к трагедии и разлучит их. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнут. жизни. Он позволил выходить из башни, дал свободу в выборе друзей и знакомых. Варвара встретила в городе юных исповедниц христ.веры, что раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице. Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.
 При доме Диоскора строилась роскош. баня. По приказу хозяина рабочие сделали 2 окна на южн.сторону. Варвара, пользуясь отсутствием отца, попросила сделать 3-е окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест на камне. На камен. ступенях остался след ее ноги, из к-рого забил источник, яв-ший целебн.силу, к-рую Симеон Метафраст, описывая страдания св. мученицы, сравнивает с животворн. силой струй Иордана. 
 Когда Диоскор, вернувшись, выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала о Триедином Боге, о Сыне Божием и о тщетности поклонения идолам. Диоскор обнажил меч и хотел убить ее. Варвара убежала, он бросился в погоню. Путь им преградила гора, к-рая расступилась, скрыв святую в расселине. С др.стороны расселины был выход наверх. Св.Варвара скрылась в пещере на др.склоне горы. После долгих поисков дочери Диоскор увидел на горе 2-х пастухов. Один из них указал пещеру, где скрывалась святая.
  Диоскор жестоко избил дочь, посадил под стражу, долго морил голодом. Наконец предал ее правителюМартиану. Св. Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей. Ночью в темницу св. деве яв-ся Спаситель и исцелил раны. Святую подвергли вновь жестоким пыткам.
  Среди толпы, стоявшей у места истязаний, стояла жительница Илиополя, христианка Иулиания. Она горячо сочувствовала св. мученице - красивой и знатной девушке. Иулиания пожелала пострадать за Христа. Она обвинила мучителей. Ее схватили. Св.мучениц долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями.
 По молитвам св. Варвары Господь послал ангела, он прикрыл наготу св.мучениц. Исповедницы христ. веры св. Варвара и Иулиания обезглавлены. Св. Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь мучителей. Мартиан и Диоскор  сожжены молнией.
 В VI в. мощи перенесены в Константинополь. В XII в. дочь визант. имп. Алексея Комнина (1081-1118), кн.Варвара, вступая в брак с рус.кн.Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киев. Владимир. соборе покоятся и теперь.
Тропарь великомученицы Варвары, глас 8
 Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.
Кондак великомученицы Варвары, глас 4
 В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

  Прп.Иоанн Дамаскин род. ок. 680 г. в столице Сирии, Дамаске, в христ. семье. Отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, к-рого Сергий принял  в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. 
  На Дамасском невольничьем рынке выкупил из плена ученого монаха Коему из Калабрии и поручил учить детей. Мальчики показали необыкнов.способности и легко освоили курс светских и дух.наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
 В Византии быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 - 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Трактаты Иоанна привели императора в ярость. Но автор не был византийским подданным, его нельзя заключить в тюрьму и казнить.
  Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна составлено подложное письмо, где дамасский министр будто бы предлагал императору помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. 
  К вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресв. Богородице об исцелении. Заснув, увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший, что он исцелен, и повелевший без устали трудиться исцелен. рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.
Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил прощения и хотел вернуть прежнюю должность, но преподобный отказался. Он раздал богатство и с приемным братом Космой отправился в Иерусалим, где поступил послушником в м-рь Саввы Освященного. Нелегко было найти дух. рук-ля. Из монаст. братии согласился опытный старец, к-рый умело воспитывал в ученике дух послушания и смирения. Старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в м-ре, причем поручил продать дороже их наст. цены. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах продавца корзин. Иоанна узнал бывший домоправитель и скупил корзины по назначен.цене.
 Однажды в м-ре скончался инок и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам, написал знаменит. надгробн. тропари. За непослушание старец изгнал его из  кельи. Все монахи просили за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяж. дел - убирать из м-ря нечистоты. Прп-ный явил образец послушания. Вскоре старцу в видении указано Пресв.Богородицей снять запрет с писательства Иоанна.
 О прп-ном узнал Иерусалим. Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но прп. Иоанн вернулся в Лавру прп. Саввы, где до конца  дней проводил время в писании дух. книг и церк. песнопений, покинул м-рь только для того, чтоб обличить иконоборцев на Константинопольск. Соборе 754 г. Его подвергли тюремн. заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился ок. 780 г., в  104 лет.
Тропарь прп. Иоанна Дамаскина, глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак прп. Иоанна Дамаскина, глас 4
Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение.

С юных лет прп. Иоанн, буд.еп. Поливотский, отл-ся подвижничеством, целомудрием и милосердием. Когда ему поручено было епископское управление и попечение о людях, он усилил подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды.
   Имп. Лев Исаврянин, недостойно занявший цар. престол, начал хулить св. иконы. Прп. отец гневно обличал нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от ереси иконоборчества. В то время агаряне осадили г.  Амморию, но были с помощью Божиею отражены; христиане, попавшие в плен к неприятелю, получили свободу попечениями этого св. мужа.
Тело его сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиер. одежды, сначала переносится к св. престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место и там пребывает, поддерживаемое 2-мя иереями все время, пока совершается Божеств. служба. Молитвами прп-ного совершается множество чудес, особенно исцеления бесноватых и недужных.

 Свт.Геннадий, архиеп. Новгородский, из рода Гонзовых, был, по свид-ству современников,"муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Свящ. Писании". Вначале послушание проходил в Валаамском м-ре, под дух. рук-вом прп. Савватия Соловецкого. С 1472 г. архим. Чудова м-ря в Москве.  Ревнитель строгого уставного Богослужения.
 В 1479 - 1481 гг. архим.Геннадий с Вассианом, архиеп. Ростовским,  затем с преемником Иоасафом бесстрашно встал на защиту древнего устава в споре о хождении "посолонь" при освящении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенск. собора в Москве.)
В 1483 г. св.Геннадий начал строить в Чудовом м-ре камен. трапезную церковь свт.Алексия, митр. Московского, основателя обители. 12 декабря 1484 г. архим.Геннадий посвящен в архиеп. Новгородского. Благоговея к памяти вел. свт.Алексия, Геннадий в Новгороде не переставал заботиться о возведении храма его имени. 
 Время святительства в Новгороде св.архиеп.Геннадия совпало с грозным периодом в истории Церкви. Иудейск. проповедники, приехав под видом торговцев в Новгород, с 1470 г. сеяли между православными ересь и богоотступничество. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до свт. Геннадия в 1487 г.: 4-ро членов тайного сообщества, в хмелю обличая друг друга, раскрыли пред православными существование ереси. Как только стало известно святителю, архипастырь приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только новгород. благочестию, но и столице Православия - Москве, куда еще в 1480 г. переехали вожди жидовствующих.
В сентябре 1487 г. направил в Москву митр.Геронтию розыск. дело в подлиннике со списком обнаружен. богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипаст. деят-сти свт.Геннадия. По словам прп. Иосифа Волоцкого, "сей архиепископ, быв пущен на злодействен.еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божест. Писании и красных гор пророческих и ап. учений". 
19 лет продолжалась борьба свт.Геннадия и прп.Иосифа с сильнейш. попыткой противников Православия изменить ход истории Рус. Церкви и Рус. гос-ва.  Трудами св.исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды свт.Геннадия по изучению Библии. Еретики в нечестив. мудрствованиях прибегали к искажен. текстам ветхозаветн. книг, отличным от принятых Правосл.Церковью, архиеп.Геннадий взял на себя огромн. труд - привести в един. свод исправные списки Свящ. Писания. До того времени библ. книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отд. частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и др. учит. книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.
 Свящ.книги Ветх. Завета часто подвергались случайн. и намерен.порче. Об этом со скорбью писал свт.Геннадий в послании архиеп. Иоасафу: "Жидове еретич. предание держат - псалмы Давидова или пророчества испревращали". Собрав ученых библеистов святитель собрал все книги Свящ. Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латин. яз. те из Свящ. книг, к-рые не были обретены в рукописн.предании славян. Библии, и в 1499 г.на Руси вышел первый полный свод Свящ. Писания на славян.яз.-"Геннадиевская Библия", как ее назвали по имени составителя, к-рая стала неотъемлем. звеном в преемственности славян. перевода Слова Божия. 
 От перевода Свящ. Писания св. равноап. Кирилла и Мефодия (863 - 885), чрез Библию свт.Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатн. Острожскую Библию (1581), Церковь сохранила неизменным славян. библ. предание вплоть до так называемой Елизаветин. Библии (1751) и всех послед. печатн. изданий. Наряду с подготовкой Библии, круг церк. книжников при архиеп.Геннадии вел большую лит.работу: составлена "Четвертая Новгородская летопись", доведенная до 1496 г., переведены, исправлены и переписаны многочисл. рукописн. книги. Игумен Соловецкого м-ря Досифей, прибывший в Новгород по монаст. делам, несколько лет (с 1491 по 1494) труд-ся у свт. Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого м-ря.
 По просьбе святителя Досифей написал житие прпп. Зосимы и Савватия . Большинство книг, переписанных с благословения свт. Новгородского (более 20) для Солов. обители, сохранилось в Соловецком собр. рукописей. Ревностный поборник дух. просвещения, архиеп.Геннадий для подготовки клира основал в Новгороде школу.
  Память о свт.Геннадии сохраняется и в др. труде на благо Правосл. Церкви. В кон. XV в. над рус. умами тяготела мысль о скорой кончине мира, к-рой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира. По окончании миротворн. круга в 1408 г.на Руси не осмелились продолжить пасхалию далее 1491 г. В сентябре 1491 г. архиер. Собор Рус.Церкви в Москве, при участии свт.Геннадия, определил: "Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет". 27 ноября 1492 г. митр. Зосима "на Москве изложил соборне пасхалию на 20 лет" и поручил еп.Филофею Пермскому и архиеп.Геннадию Новгородскому составить свою пасхалию для соборного свидетельствования и утверждения 21 декабря 1492 г.
 Свт. Геннадий окончил составление своей пасхалии, к-рая, в отличие от митрополичьей, продолжена на 70 лет, и, рассылая по епархиям одобрен.Собором принятую пасхалию на 20 лет, присоединил к ней свою, с толкованием на нее и Окружной грамотой, под общ. заглавием "Начало пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет". В Богослов. толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свид-стве св. отцов, святитель писал: "Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен". Времена устроены Творцом не для Себя, но для человека: "Да разумеет человек времен премену, чтет своея жизни конец". О сроках свершения творения Божия "никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец". 
  Потому св. отцы, наитием Духа Святого, изложили миротворн.круг именно как "круг". Еретич. прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освящен. Церковью путь постоян. дух. трезвения. Св.Геннадий излагает богослов. основы пасхалии, объясняет, как при помощи Альфы, вел. миротворн. круга, можно выводить пасхалию на будущее, насколько потребуется.
 Пасхалия св. Геннадия, по его свид-ству, не была им составлена заново, но выведена на основании прежнего предания - в частн., на основании пасхалии, написан. на 1360 - 1492 гг. при свт. Василии Калике, архиеп.Новгородском (1 3 июля 1352). По правилам работы с пасхалией, утвержден. св. Геннадием, в 1539 г., при архиеп.Новгородском Макарии, составлена пасхалия на восьмую тысячу лет.
 О высокой дух. жизни и молитв. вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 г.молитва к Пресв. Богородице. Кроме известн.посланий митр.Зосиме и Симону, архиеп. Иоасафу, еп. Нифонту и Прохору, послания к Собору 1490 г., архиеп.Геннадий написал церк."Уставец" и "Преданиеинокам", живущим по уставу скитского жития. Оставив архипаст. служение, с 1504 г. святитель жил на покое в Чудовом м-ре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 г.
   Св.мощи архиеп.Геннадия положены в храме Чуда св.Арх. Михаила в Хонех, где покоились мощи особо чтимого им свт.Алексия, митр. Московского. Память свт.Геннадия также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в день, когда Церковь вспоминает всех святых, в Новгороде просиявших
Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, глас 5
  Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим.
Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, глас 2
 Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения