Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Софонии(635-605 до Р.Х.). Прп.Феодула Цареградск. Прп. Саввы Сторожевского(Звенигородского)(1407). Прп.Иоанна молчальника,бывшего еп.Колонийского(558). Сщмч.Феодора, архиеп. Александрийского(606). Прп.Георгия Черникского

16 Декабрь 2019 г. Понедельник

   Св. Софония, один из 12-ти малых пророков, из колена Симеонова, из горной страны Варафа, знатного рода, жил при иудейском царе Иосии, сыне Амона, за 600 с лишним лет до Р.Х. Царь Иосия, заботясь о восстановлении Богопочитания, почти забытого иудеями, искоренял идолопоклонство. Он восстановил храм Соломона, разрушил языч. жертвенники, умертвил идол. жрецов, велел строго соблюдать закон Моисея. Но народ, укоренившийся в нечестии, трудно обратить к Богу. Иудеи из страха пред властью открыто не служили идолам, таили приверженность к языч. нечестию. Поэтому Господь, – говорит Свящ. Писание, – не отложил вел.ярости гнева Своего, какою воспылал на Иуду (4 Цар.23,26.). Он созревал для суда Божия, к-рый вскоре разразится над ним. Среди языч. тьмы Софония сиял благочестием. Как истин. израильтянин, глубоко скорбел о нечестии народа, как  созерцатель тайн Божиих, чистый умом и сердцем, горячо молился об обращении его на путь истины и спасения. В ответ на молитву было к Софонии слово Господне (Соф.1,1). Бог избрал его пророком, велел возвестить иудеям грозную кару, что ожидает их за служение идолам. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам, побуждая народ к покаянию. Коротка была проповедь, но по силе напоминала пламен. речи вел.прор.Исаии и Иеремии.
  Возвещая кару иудеям,Софония предсказывал гибель языч. народов. Обращаясь к Иерусалиму, пророк видит, что остается тот упорным в заблуждении. Иерусалим, по словам пророка, не «приемлет увещания, не слушает гласа, на Господа не надеется и к Богу не приближается». За это город будет разорен, погибнет и земля Иудейская».
 Но Софония не ограничился печал. предсказаниями, его взор проникал в благодат. времена, когда яв-ся Утеха Израилева и Чаяние языков, а с Ним радость и мир для земли. Созерцая наступление этих времен, Софония говорил, что не весь Израиль и не вся земля будут уничтожены в вел. день суда Господня. После грозных наказаний Господь даст оставшимся народам уста чистые, чтоб они единодушно служили Ему. От Израиля останутся люди кроткие, к-рые будут благоговеть пред Господом
 Св. Церковь видит в словах Софонии указание на благодат. мессианские времена, в частн. на вход Иисуса Христа во Иерусалим, когда весь Сион, с ваиями в руках, с криками «Осанна сыну Давидову» встречал Его как царя. В Вербное Воскресение читается паремия из книги св.Софонии, где пророк говорит о радостн. дне, ожидающем Сион.
  Так пророчествовал Софония, предсказывая грозный суд Божий, чтоб побудить грешников к покаянию, возвещая милость Господню – устроение Царства Божия на земле во дни Мессии, дабы укрепить смиренных.
 Он скончался в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме
Тропарь пророка Софонии, глас 2
  Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Софонии, глас 4
 Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.

    Прп. Феодул Константинопольский, Ефесский, после смерти жены удалился в Ефесс и там подвизался на столпе 38 лет. После многих трудов и подвигов он скончался около 440 г.
Тропарь преподобного Феодула Цареградского, глас 8
 В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.
Кондак преподобного Феодула Цареградского, глас 2
 Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.

 Прп.Савва Сторожевский,Звенигородский, в юности ушел от мира, приняв пострижение от прп.Сергия Радонежского, был одним из первых его учеников и сподвижников. Под рук-вом наставника прп. Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию.
 Прп-ный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Святой питался растит. пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижнич. жизнь прп. Саввы снискала всеобщую любовь; он поставлен во пресвитера и назначен прп.Сергием духовником братии. Наставления прп.Саввы настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему  души.
 Прп. Савва  был образом простоты и смирения, Когда вел.кн.Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем, устроил на р.Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению прп.Сергия, стал Савва. В 1392 г. братия Сергиевой Лавры, по удалении игум. Никона на безмолвие, умолила прп.Савву принять игуменство. Шесть лет прп. Савва, прибегая к молитв. помощи прп.Сергия, был нгастоятелем. По примеру прп.Сергия св.Савва молитвою извел источник воды за северной стеной м-ря.
 С большой любовью и почтением относился к прп.отцу кн.Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын прп.Сергия. Он избрал прп.Савву духовником, просил дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в обитель, но князь умолил остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной, преподобный принял предложение кн.Юрия Димитриевича и пред иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал небольшой деревян. храм Рождества Пресв. Богородицы (1377), недалеко поставил малую келью для себя. В 1399 г. преподобный устроил м-рь, с любовью принимая ищущих безмолвного жития. Много потрудился прп. Савва при устройстве обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах воду, обнес м-рь деревян. оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келью для безмолвного жития.
 За высокую добродет. жизнь Господу угодно прославить преподобного даром прозорливости. В 1399 г. преподобный благословил дух. сына, кн. Юрия, уходившего в военный поход, предсказал победу. Молитвами св.старца войскам князя дарована скорая победа. Трудами прп.Саввы в обители выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
 Скончался св. Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 г. Почитание преподобного местными жителями началось по его кончине. Чудодейств. целит. сила, истекавшая от его гроба, его многочисл.явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее". В грамоте 1539 г. прп. Савва называется чудотворцем. В сер.XVI в. составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз прп. Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.
 Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило рассказ о том, как прп.Савва спас его от свирепого медведя.
  Как повествует житие прп.Саввы XVI в., в конце XV в.(1480-1490 гг.) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, к-рый исполнил повеление и написал икону прп.Саввы.
    Празднование прп. Савве установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.
Тропарь преподобного Саввы, глас 8
     Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы, глас 2
   Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

 Прп.Иоанн Безмолвник - епископ г. Колонии, был для паствы примером христ.жизни. Притесняемый правителем, лишен архиерейской кафедры и удалился в обитель св. Саввы Освященного, где прославился в подвигах безмолвия, молитвы и пустынножительства. Преставился преподобный в 104 года (+558).

 Св.еп.Феодор род. в Египте в Александрии. К сожалению, ист.записи не донесли точных данных о времени жизни и подвигах св. еп.Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.
 Пламен.проповедник, сильный в слове и делании церковном, еп. Феодор вызывал яростную ненависть александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали, издевались: возложили терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер - и волны вынесли его невредимым. Пораженные язычники отвели свт. Феодора к правителю города, к-рый приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужеств.исповедника. Тогда св. мученик предан рим. воинам и казнен, как ап. Павел, - через усекновение мечом

 Прп. Георгий Черникский род. в 1730 г. в благочестивой правосл. семье в Cэлиште Сибиуском. С юности загорелся духом монашеского жития. Однако в то время австрийские властители Трансильвании подавляли православие, особенно правосл. монашество, склоняя верующих к унии. Поэтому в 19 лет юноша ушёл в Валахию и поступил в услужение ко греч. митр. Роска, к-рый находился в Бухаресте.
    В 1750 г. отправился с дух. отцом в Константинополь,  затем на Св.Гору Афон. Здесь поселился в Ватопедском м-ре,  пострижен в рясофор и поставлен во диакона. По кончине наставника-митрополита стал учеником прп. Паисия (Величковского) в Ильинском скиту. Там, в 1752 г., пострижен в мантию старцем Паисием, а в 1754 г.  поставлен во иеромонаха. Во время пребывания на Афоне с большим рвением и большой дух. пользой продвигался по лестнице дух. совершенствования, постигая радость жизни во Христе.
 В 1763 году с 64 др. учениками,последовал великому старцу в Молдавию, в Драгомирнский м-рь. 12 лет он служил в этой обители иеромонахом, духовником и экономом. После подпадения Буковины под власть римо-католич. Австрии, в 1775 г. с Драгомирнской братией во главе со старцем Паисием перешёл в Секульский м-рь. В 1779 г. последовал за св.Паисием в Нямецкую лавру, где прожил ок. двух лет.
 В 1781 году, желая освежить память своего ученичества, по благословлению старца  отправился на Афон. Прибыв в Бухарест, остановлен здесь митр. Унгро-Влахийским Гриогрием II и старым другом, учеником св. Паисия, иеромонахом Макарием. После их упорных уговоров согласился взять на себя возрождение монаш. жизни в скиту Черника, к-рый находился в запустении более 30-ти лет. Его задача - устроить в этом краю Валахии м-рь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому.
 С помощью христиан о.Георгий начал восстановление соборного храма и келий. Он много времени уделял совершенствованию дух. жизни монашествующих. В м-ре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Свящ. Писания, творений св.отцов Церкви и молитв. деланием несли многочисл. послушания, занимались перепиской рукописей и физ. трудом. Жертвенным и одарённым пастырством зажёг очаг дух. жизни в Черникской обители и всего за 5 лет собрал общину в 103 насельника.
 В 1785 г. тяжело занемог и, ожидая скорой кончины, составил завещание, в к-ром предписал порядок жизни монаш. общины. Но вскоре поправился и продолжил пастырский подвиг.
 Ввиду его успехов в Чернике в 1793 г.митр. Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский м-рь. С апреля 1794 г. о. Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них игуменов-наместников, особенно на время отсутствия. В обоих м-рях ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу.
Св.Георгий продолжал управлять обоими м-рями до конца жизни. Преставился 3 декабря 1806 г., оплакиваемый многочисл. братией двух обителей. Погребён в Черникском м-ре, перед храмом св. Лазаря, где впоследствии захоронен митр. Нифонт. После кончины св. Георгий снискал почитание как пастырь высокой дух. жизни, руководитель двух вел. монаш. центров Валахии, возобновитель монашеского жития по афонским и паисиевским образцам.
 На заседании Свящ. Синода Румынской Правосл. Церкви 20-21 октября 2005 г. старец Георгий прославлен в лике преподобных. Торжественное объявление канонизации состоялось в день его памяти, 3 декабря того же года, в м-ре Черника. Решением Свящ. Синода Рус.Правосл. Церкви от 21 августа 2007 г. имя святителя включено в месяцеслов Русской Церкви .


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения