Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор. Аввакума.Св.мц.Миропии (III).Прпп.Иоанна, Ираклемона,Андрея и Феофила.Прп.Иссе, еп.Цилканск. Прп.Афанасия,затворника Печерского (в Ближних), прп.Афанасия, затворника Печерск.(в Дальних).Св. Стефана Уроша,царя Сербск.

15 Декабрь 2019 г. Воскресенье

 Св. прор. Аввакум, один из 12 малых пророков, из колена Симеонова, пророчествовал ок. 650 г. до Р. X. Он предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. 
 Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился ангел Господень и мгновенно перенес его в Вавилон, где томился в темнице прор. Даниил. Так пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. 
 После окончания войны с вавилонянами прор.Авакум вернулся на родину и умер в глубокой старости. При св.Константинопольском царе Феодосии Младшем (408-450) обретены его мощи.
Тропарь пророка Аввакума, глас 2
  Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим: // спаси души наша.
Кондак пророка Аввакума, глас 8
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто.

  Св.мц. Миропия род. в г. Ефесе в нач.III в, рано лишилась отца, мать воспитала ее в христ.вере. Св. Миропия, посещая гроб мц. Ермионии, дочери ап. Филиппа, брала миро от мощей и лечила больных. Во время гонения Декия (249-251) удалилась с матерью на о.Хиос, где пост илась и молилась. Однажды по повелению жестокого правителя острова замучен воин Исидор, человек глубокой веры. Св. Миропия тайно погребла тело мученика. Воинов, к-рым приказали не допускать христиан к телу Исидора, приговорили к смерти. Святая рассказала воинам, правителю о своем поступке.
 На суде  исповедала себя христианкой. Её жестоко пытали, затем бросили в темницу. В полночь в темнице воссиял свет. Яв-ся св. Исидор в окружении ангелов, они приняли душу Миропии. Темница наполнилась благоуханием. Сторож-язычник рассказал священнику, принял Крещение и мученически скончался за исповедание Христа.
Тропарь мученицы Миропии, глас 1
 Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.
Кондак мученицы Миропии,глас 3
 По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к ране твоей пречестней,/ яже держит прах твой.

 Прп.Андрей Оксиринфский подвизался со свв. Иоанном,Ираклемоном и Феофилом в египет. пустыне в IV в. Все были детьми начальников г. Оксинрих (в Среднем Египте). Обучаясь в училище, подружились и, изучив высшие светские науки, пожелали постигнуть премудрость духовную. Решив посвятить себя подвижничеству, удалились в пустыню, где встретили св. мужа, достигшего глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь его дух. назиданием, год. Когда муж умер, преподобные поселились в разных местах пустыни. Питались дикими овощами, вкушая 2 раза в неделю. Каждый уединенно проводил время в горах и пещерах, в субботы и воскресенье собирались для общей молитвы и сподоблялись св. причащения от ангела Божия. Прожив ок. 60 лет, с миром почили.
      В пустыне подвижников повстречал прп. Пафнутий, к-рый записал их рассказ о жизни. Прп. Пафнутий встретил оазис, к-рый поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали прп. Пафнутию, что в жили в г. Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить жизнь Богу. После нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. "Уже 6 лет, - сказали юноши, - мы живем здесь. Старец прожил здесь один год и преставился. Мы живем одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника". Юноши назвали себя. Это были св.Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся ангел и причащал их Св. Таин. Ради прп. Пафнутия они не ушли в пустыню, а неделю молились все вместе. В след. субботу и воскресенье св. Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук ангела Святых Таин и услышать сказанное Ангелом: "Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего".
    Прп.Пафнутий дерзнул испросить у ангела позволения до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог указал ему иной путь - возвратиться в Египет и поведать христианам о жизни пустынников. Простясь с юношами, прп.Пафнутий через три дня пути вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия встретили его с любовью. Прп. Пафнутий рассказал, что узнал о св. отцах, встреченных в пустыне. Братия записали рассказ прп. Пафнутия и распространили его по др.скитам и м-рям. Прп. Пафнутий благодарил Бога, сподобившего узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и возвратился в обитель.

 Прп.Исе (Иессей), еп. Цилканский, род. в Антиохии Сирийской в благочест. христ. семье. Отроком почувствовал влечение к дух.жизни, совершеннолетним, с благословения родителей, отправился в одну из антиох. обителей, где подвизался прп. Иоанн Зедазнийский .
 В числе 13 св. сирийских (каппадокийских) отцов, избранных по жребию прп. Иоанном Зедазнийским (повелела Пресв. Богородица), прп. Исе пришел в Грузию. Здесь с др. св. отцами наставлял людей в благочест. жизни, являя пример святости и исцеляя больных. Слава о подвигах св. 13 сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос, архиеп. Грузии Евлавий (533–544), предложил собору епископов избрать на свободн.кафедры нек-рых из этих подвижников. При затруднении, кого выбрать, т. к. все достойны еп. сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, к-рые там будут совершать Божеств. литургию. Так стали епископами иеромон. Авив  и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру.
 Прибыв в епархию, свт. Исе поражен обилием языч. обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя, часто совершая Богослужения. Труды дали всходы – в Цилканской епархии утверждалось правосл. благочестие, а с ним утвердилась Церковь Христова.
 Продолжая аскетич. подвиги, свт. Исе стяжал вел. дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из р. Ксани отделилась струя воды, к-рая, следуя движению свт. жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресв. Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив епархию, свт. Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и др. горск. народностям Главного Кавказ. хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткров. учение.
О близости кончины свт. Исе узнал по откровению свыше. Собрав паству и клир, преподал дух. наставления, приобщился Св. Таин и предал душу Господу в кон.VI в.  Св. мощи св. Исе, прославленные исцелением во время погребения его, преданы земле в храме Пресв. Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила свт. Исе к лику святых и установила память 15 декабря.

 Прп. Афанасий, затворник Печерский, в Ближних пещерах, современник архим. Киево-Печерского м-ря прп. Поликарпа. Прп.Афанасий долго и тяжело болел. Когда скончался, братия приготовила его к погребению. 
 На 3-й день игумен с братией пришли хоронить его, но увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. Отвечал: "Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу, Пресв.Матери и прпп.Антонию и Феодосию, чтоб окончить в добре жизнь здесь. Более не спрашивайте".
  После этого 12 лет жил в затворе в пещере, не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь чрез день вкушал немного хлеба и воды. Пред кончиной, собрав братию, повторил ранее сказанные слова и мирно отошел ко Господу (ок.1176).
  Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. "Однажды лежал я и кричал от сильной боли. Внезапно вошел блж.Афанасий и сказал: приди ко мне, исцелю тебя. Я хотел спросить, как пришел он. Но он стал невидим. Я поверил явившемуся и попросил, чтоб принесли меня к его мощам. Я исцелился".
  Прп. Афанасий погребен в Антониевой пещере. Память его также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп. Афанасия, затворн.Печерск., в Ближ. пещ., глас 3
  Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение.
Кондак прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближн.пещерах, глас 5
 Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

   Прп. Афанасий, затворник Печерский, подвизался в Киево-Печерской обители в ХIII в. в Дальних пещерах. Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. Не желая видеть суету мира, святой затворился в пещере, чтобы в безмолвии угодить Богу, и там непрестанно молился.
 В "Сказании о житиях святых, в пещере прп. Феодосия почивающих" говорится, что прп. Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Во многих трудах и подвигах он предал дух Богу, погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
 Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп. Афанасия, затворн.Печерского, в Дальних пещерах, глас 7
 По имени своему за труды велия/ и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе/ безсмертную ныне на Небеси/ жизнь наследовавый,/ молим тя прилежно:/ молися о нас,/ яко да и мы тояжде сподобимся получити.
Кондак прп. Афанасия, затворн. Печерского, в Дальних пещерах, глас 5
 Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плак ался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

 Св. Стефан Урош, царь Сербии, сын царя Душана Немани, род. в 1337 г. В 1346 г венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери франц. короля, но папа Римский настоял, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, поэтому св. Урош вступил в брак с дочерью Влада, кн. Валахией. По смерти отца (+1355) св.Стефан Урош стал независимым и деят. правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры,утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.
   В интересах мира в Сербии и для сохранения жизни св.Стефан вынужден удалиться к родственнику, кн.Лазарю. Престолом овладел Вулкашин, дядя св.Стефана, но боязнь соперничества не давала покоя. Через сестру, мать св. Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле как бы для примирения. 
   Встретив его с почестями как царя, пригласил на охоту. Когда, утомленный охотой, св.Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой но голове (+1367).
Тропарь св.Стефана Уроша V, царя Сербского,глас 3
  Юношески процвел еси/ во отечествии твоем, добротою украшен,/ и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/ Уроше всечестне;/ царскаго корене плод сладок,/ аще и не во время созрев,/ в Господню житницу вселился еси/ и жалость велию сродству твоему оставил еси./ Молися о нас, творящих святую память твою.
Кондак св. Стефана Уроша V, глас 6
 Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/ завистию бо убиен был еси от твоих присных,/ Божиим же Духом просвещен,/ святороднаго племене свят был еси/ и, мученическим венцем увязся,/ в чертозе Небеснем водворяешися./ Молися о нас, святе, творящих любовию память твою.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения