Версия для печати
На страницу списка праздников

Блж.Матроны Московск. Прп.Иоанна Ветхопещерника. Мчч.Феоны, Христофора,Антонина. Сщмч.Пафнутия,еп.Иерусалимск. Свт.Георгия исп. еп. Антиохии Писидийской. Свт.Трифона,патр.Константинопольск. Прп. Никифора игум. Икон Моздокской и Дубенской-Красногорск.

02 Май 2018 г. Среда

 Св. блж.Матрона Московская род. в 1885 г. в с.Себино Тульской обл. в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения была не просто слепой -  у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей дух. зрение.С ранних лет блж. Матроне  ведомы не только челов. грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и обществ. бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке, шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрест. деревень, с уезда, из др. губерний. Привозили лежачих больных, к-рых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, оставляли родителям продукты и подарки. Девочка вместо обузы для семьи стала кормилицей.
  В 1925 г. Матрона перебралась в Москву, прожила в ней до конца дней. Живя ок. 30 лет в Москве, она совершала молитв. служение, к-рое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Помощь, к-рую подавала Матрона болящим, не имела ничего общего с заговорами, т. наз. народн.целительством и проч. колдовскими действиями, но имела христиан. природу. Поэтому прав. Матрону ненавидели всевозможные колдуны. Об этом свидетельствуют люди, знавшие ее в моск. период. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная дух. дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Когда началась война, блаженная просила всех  приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее дух. взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает  воинам.
  В день Матронушка принимала до 40 чел. Люди приходили с бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерениями. Иные видели в матушке народ. целительницу, к-рая в силах снять порчу или сглаз, но после общения понимали, что пред ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасит. Таинствам. Помощь людям была бескорыстна-  она ничего не брала.
  Молитвы матушка всегда читала  громко, подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам   
 Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления грехов. жизни. Так, одну посетительницу она спрашивала, верует ли она, что Господь может ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Св. Христ. Таин. Живущих в гражд. браке она благословляет венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест. Матронушка часто говорила:
  -  Если народ теряет веру в Бога, его постигают бедствия, если не кается, исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит.
  2 мая 1952 г. она почила. Пред кончиной блж. Матрона сказала:
  - Все приходите ко мне, рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам.
 8 марта 1998 г., в Неделю Торжества Православия, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, на Даниловском кладбище г. Москвы обретены честные останки блж. Матроны. После заупокойной литии в храме сошествия Св. Духа гроб с честными останками старицы Матроны доставлен в Данилов м-рь, помещен в надвратном храме прп. Симеона Столпника.
 30 апреля 1998 г. совершено перенесение честных останков в храм Св. отцов семи Вселенских Соборов, а 1 мая – в Свято-Покровский жен. м-рь. С этого момента в обитель началось паломничество тысяч верующих людей, чтущих св.память прав. старицы Матроны – Матронушки, как ласково наз. ее в народе. Сюда приходят сотни писем с просьбой помолиться блаженной, нек-рые  адресованы ей самой. Сестрами обители  заведена особая книга, куда тщательно заносятся случаи чудесного заступления верующим по молитвам блж.Матроны. Его свидетельницами не раз становились насельницы Покровского м-ря, твердо верящие, что именно блж.Матронушка помогает в восстановлении обители.
 Отпевание и погребение блж. Матроны были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.
  - После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда они умрут, запустеет могилка, разве изредка кто придет, - предсказывала блж. Матрона. - Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу.
 Еще матушка говорила, что все, кто доверит жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся:
 Тропарь блаженной Матроны, глас 2
  Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.
Кондак блаженной Матроны, глас 7
 К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Прп.Иоанн Ветхопещерник назван так потому, что подвизался в VIII в. в Лавре прп. Харитона, к-рая называлась Ветхой, т. е. древней, как старшая из палестин. обителей. Лавра была недалеко от Вифлеема, близ Мертвого моря. Св.Иоанн в молодости оставил мир, пошел поклониться св.местам Иерусалима и поселился в Лавре, где достиг высокого дух. совершенства. Рукоположен в сан пресвитера, прославился подвижнич. жизнью.

  Св.мчч.Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами имп. Диоклитиана (284-305). Они присутствовали при страданиях св. вмч.Георгия и видели чудеса, совершаемые силой Божией, веру и непоколебимое мужество св. Георгия.
  Воины уверовали в Спасителя, сбросили золотые воин. пояса и пред императором объявили себя христианами. Их бросили в темницу. На др.день император уговаривал бывших воинов отречься от Христа, но те твердо исповедовали веру и прославляли Спасителя как Истин. Бога. Император приказал бить мучеников железн. прутьями и строгать тела крючьями. Святые мужественно терпели истязания и оставались непреклонными. Диоклитиан приказал их сжечь. Мученич. кончина св. Христофора, Феоны и Антонина совершилась в 303 г.

    Свт.Трифон, Патриарх Константинопольский, с юности был иноком, отличался кротостью, незлобием, покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В Византии правил имп. Роман (919-944), к-рый хотел возвести на патр. престол младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925-928), Феофилакту было 16 лет. Император предложил прп. иноку Трифону стать местоблюстителем патр. престола до возмужания Феофилакта.
 Прп.Трифон кротко принял на себя тяготы патр. служения и 3 года мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось 20 лет (931), император предложил прп.Трифону отказаться от патр. престола. Прп.Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению прп. Трифона, т.к. жизнь его безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом еп.Кесарийского Феофила.
 Епископ лицемерно уговаривал прп.Трифона не уходить с патр. престола. Он советовал заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Еп.Феофил коварно предложил прп-ному написать на чистом листе полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил свою подпись "Трифон, милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх".
 Когда бумагу передали императору, он приказал выше подписи написать: "Я уступаю патриаршее место потому, что считаю себя недостойным этого сана". Когда подлог был прочитан в присутствии имп. сановников, слуги вывели свт. Трифона из патр. дворца. Прп.Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в м-рь. Он прожил в нем скромным иноком 2 с лишним года до кончины (+933). Тело перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.

   Сщмч. Пафнутий Иерусалимский был епископом. Он претерпел много страданий от язычников, мучим огнем, зверьми, затем усечен мечом. Предполагают, что сщмч.Пафнутий был египет. епископом и пострадал со многими египтянами, сосланными в палестин. рудники в гонение Диоклитиана (284-305).
  Мироточивые мощи священномученика прославились чудесами. Канон написан во времена иконоборчества. В последней песне канона содержится просьба о содействии священномученика к прекращению ересей, смущавших Церковь.

Прп.Никифор род.в Константинополе в богатой знатной семье. Родители воспитали сына в христ. вере. После их смерти юный Никифор раздал все имение нищим и отправился в Халкидон. Строгая жизнь в обители св.Андрея полюбилась прп. Никифору, и он остался в числе братии м-ря.
 Инок проявлял необыкновен. усердие в молитве и труде. Он показал такую силу терпения в подвижничестве, что игумен направил святого на Финикийский остров проповедником веры Христовой, поставил игуменом м-ря Пресв. Богородицы.
 Прп.Никифор пробыл на острове 33 года, привел ко Христу многих язычников. Вместо языч. капищ на острове построены храмы Божии. Почувствовав приближение смерти, прп.игумен велел отнести его на корабль:"Будьте спокойны, т.к. я отхожу ко Господу, а тело мое отвезите в обитель св.Андрея". С этими словами скончался. Корабль благополучно приплыл в Халкидон, и братия обители св.Андрея с честью погребли тело св. подвижника.

   Свт.Георгий Исповедник, еп.Антиохии Писидийской, жил во времена иконоборчества. В молодости принял иночество, прославился святостью жизни, поставлен епископом Антиохии Писидийской.
 Во время гонения на св. иконы при имп.Льве Армянине (813-820) свт.Георгий прибыл в Константинополь и на Соборе епископов обличал иконоборч. ересь, убеждая императора отказаться от нее. Когда св.Георгий отказался удалить из храма иконы по приказу императора, его сослали в заточение (+ок. 813-820).

Сщмч. Виктор, еп.Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов), род. 20 мая 1875 г. в с. Золотое Саратовской губ. в семье псаломщика. После Камышинского дух.училища закончил Саратов. дух. семинарию. В Казанской дух.академии принял мон-во с им. Виктор. В 1903 г. после Казан. дух. академии назначен настоятелем Троицкого собора г. Хвалынска. С 1905 по 1908 гг. о. Виктор состоял иеромонахом Иерусалим.дух. миссии, затем с 1909 г. был смотрителем Архангельского дух. училища.
 Вскоре св. Виктор переведен в столицу иеромон. Александро-Невской Лавры, затем с 1910 г. настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого м-ря Санкт-Петербург. епархии с возведением в сан архимандрита. В гражд. войну с 21 февраля по декабрь 1919 г. архим. Виктор явл-ся наместником Александро-Невской Лавры. До кон.был учеником проф. В. М. Несмелова, позже рук-ля Казанского филиала «Истинно-Правосл. Церкви». В 1919 г. Виктор арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.
 В январе 1920 г. состоялась хиротония во еп. Уржумского, викария Вятской еп. (Удмуртия). В 1920 г. Вятский Губернск. ревтрибунал приговорил владыку к лишению свободы до конца войны с Польшей, но чрез 5 мес. освободили. За выступления против обновленчества арестовали 25 августа 1922 г. и по постановлению ГПУ сослали на 3 года в Нарымский край, после освобождения в 1924 г. лишили права проживания в крупных городах.
 Святитель вернулся в Вятку, назначен еп.Глазовским, временно упр-щим Вятской и Омской епархиями. Арестован 14 мая 1926 г. по обвинению в ор-ции нелегал. епарх. канцелярии и выслан на 3 года с лишением права проживания в центр. городах и Вятской губ. 
 Владыка поселился в г. Глазове. С сентября 1926  поручено управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначен. Вятского архиерея Павла (Борисовского) свт. Виктор фактически управлял и Вятской епархией.
  В кон.августа-нач. сентября 1927 г. еп. Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 г., предназначенную для оглашения дух-ву и верующим Воткинской епархии. Владыка в 1911 г. пророчески писал митр. Сергию (Страгородскому, тогда архиеп.), что тот потрясёт Церковь заблуждением. Возмущённый содержанием Декларации, еп. Виктор запечатал её в конверт и отправил обратно митр. Сергию. Декларация оглашена только в Вятской еп., её не приняли, но общения с правящ. архиеп. Павлом не прервали.
Вскоре последовал указ Заместителя Патр. Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской епархии на 5 частей между соседн. епархиями, в октябре 1927 г. еп. Виктор обратился к митр. Сергию с достаточно почтит. письмом, пытаясь изменить позицию соглашательства с богоборч. властью, требующей бесконечных компромиссов. Владыка предупреждал, что если митр. Сергий не пересмотрит позицию, то «в Церкви произойдёт вел. раскол. Владыко, пощадите Русскую Правосл. Церковь...». В ответ из Синода еп. Виктору сделано предупреждение, чтоб он, как викарий Вятской епархии, «знал своё место» и во всём подчинялся правящ. архиерею, затем последовал указ о назначении еп. Шадринским с правом управления Екатеринбург. епархией. Поездка депутации к митр. Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. Еп. Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал.
 В ноябре владыка предлагает архиеп. Павлу Вятскому принести покаяние и отказаться от «Декларации», «как от поругания Церкви Божией». В декабре обращался с «Письмом к ближним», где назвал Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, если подписавшие воззвание не покаются, «надо беречься от общения с ними». В письме свт. Виктор предлагал пастве «исповедывать истинность Церкви» и путём страданий хранить души в благодати спасения.
 Вскоре состоялось совещание дух. управления Воткинской епископии, на к-ром принято постановление о прекращении  молитв.-канонич. общения с митр. Сергием (Страгородским) и единомышл. епископами как предавшими Церковь на поругание, до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление утверждено еп. Виктором и 29 декабря в 3-м письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного дух-ва, оставшаяся на стороне митр.Сергия, прекратила поминать за богослужением еп. Виктора. Большинство верующих объединились вокруг 5-и храмов, в т. ч. двух соборов, не принявших Декларации.
 В результате кратковр. визит архиеп. Павла в Вятку, архипастыр. послание от 14 декабря с разъяснением положит. результатов для Церкви, достигнутых митр. Сергием после легализации, оказались безуспешными. Свт. Виктор понял, что «действуют они без благословения митр. Петра». Вернувшись в Москву, архиеп. Павел обратился в Синод с жалобой на еп. Виктора, Синод ультимативно потребовал от еп. Виктора немедлен. выезда в Екатеринбург. епархию.
 15 декабря 1927 г. еп. Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением времен.управления Вятской епархией. Паства еп. Онисима не приняла. Назначение на место еп. Виктора нового архиерея ускорило оконч. отделение. 22 декабря Дух. Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) признало еп. Виктора дух. рук-лем.
 Владыка перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях, объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.
 23 декабря 1927 г. определением Времен.Синода он запрещён в священнослужении. Владыка не признал определения, говоря, «ведь и раньше бывало... что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и делали запрещения неподчинившимся их безумию».
 В марте 1928 г. он пишет «Послание к пастырям», где повторяет мысли «Письма к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильств. соединения Церкви (путём превращения Её в полит. орг-цию) с орг-цией гражд. власти «на служение миру сему, во зле лежащему. Позиция митр.Сергия, по мнению владыки, исключала подвиг исповедничества, т.к. он «в силу нового отношения к гражд. власти забыл каноны Правосл.Церкви и вопреки им уволил епископов-исповедников с кафедр, считая гос. преступниками, а на их места самовольно назначил не признанных народом епископов». 4 апреля 1928 г. владыка арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Пред отправкой передал приходы в управление сщмч. еп. Гдовскому Димитрию (Любимову).
 В заключении на Соловках (июнь 1928-1930) святитель работал бухгалтером на канатн. фабрике, участвовал в тайных богослужениях — «рискуя быть  расстрелянными. Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский), Нектарий (Трезвинский) и Максим (Жижиленко) асто сослужили в тайных катакомб. богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии епископов. Совершалось это в строжайшей тайне от самых близких, чтоб в случай ареста и пыток не могли выдать ГПУ тайных епископов».
 По воспоминаниям Д. Лихачёва, был в лагере с владыкой: «Дух-во на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»... Иосифлян было громадное большинство. Вся верующ. молодёжь была с иосифлянами. Дело не только в радикализме молодёжи, но в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял привлекат. Виктор Вятский... Он образован, имел печатн. богослов.труды. От него исходило сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и мог помочь, т. к. к нему относились хорошо и верили... <...> Вышел приказ заключённых постричь и запретить ношение длин. одежд. Владыку Виктора, отказавшегося приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся владыка без озлобления и страдание считал милостью..». Все посылки с материка владыка раздавал заключённым.
 Весной 1930 г. святителя переводят на материк. По постановлению ГПУ по пересмотру дела приговорён к ссылке на 3 года в Север. край и, после освобождения из лагеря летом 1931 г., сослан в село Усть-Цильму Север. края. Но чрез несколько мес-в в 1932 г. арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там проживал в с. Нерица Усть-Цилемского р-на в доме председателя сельсовета, помогая его семье в хоз-ных работах. В селе жили сослан. старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Святитель скончался 2 мая 1934 г. от воспаления лёгких. В р-ный центр его не могли отправить из-за разлившейся реки. 1 июля 1997 г. св. мощи владыки обретены нетленными на кладбище с. Нерица, несмотря на 63-хлетн. пребывание в болотист. почве. В момент обретения мощей бесновавш. хулитель Имени Божия превратился в кроткого человека. Попросили Крещения люди, 60 лет не знавшие Церкви.
 Мощи святителя отправлены в Москву, а 2 декабря 1997 г. состоялось перенесение мощей в храм св. Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского жен. м-ря г. Вятки, где пребывают поныне, источая благоухание и даруя исцеления. Причислен к лику св. новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Рус. Правосл. Церкви в августе 2000 г. для общецерк. почитания.

 Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, в XIII в. прислана св. царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 г. икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Еп. Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 гг. на месте часовни выстроен храм Успения Пресв. Богородицы, при к-ром вскоре основана жен.обитель (упраздненная с Моздокской епархией в 1799 г.). В кон. XIX в. жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величеств. храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим чрез эту икону.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения