Версия для печати
На страницу списка праздников

Иконы Богоматери «Знамение». «Знамение» в Новгороде. Прп.Палладия. Вмч.Иакова Персянина. Обрет.мощей блгв.кн.Новгородск., Всеволода. Свт.Иакова,еп.Ростовск. Блж.Андрея Симбирск. Прп.Романа чудотв. Собор номчч.и испп.Радонежск. Прмчч.17 монахов Индии.

10 Декабрь 2019 г. Вторник

 Икона Божией Матери"Знамение" изображает Пресв.Богородицу,сидящую и молитвенно поднявшую руки; на груди ее, на фоне круглого щита (сферы), благословляющий Божеств. Младенец - Спас-Эммануил. Подобное изображение относится к числу  первых Ее иконописных образов. 
 В усыпальнице св.Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на коленях. Изображение отн-ся к IV в. Известен древний византийский образ Богоматери"Никопеи" VI в., где Пресв. Богородица изображена сидящей на троне и держащей пред собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. 
 Иконы Божией Матери"Знамение" появились на Руси в XI-XII вв., а называться стали после знамения от новгород. иконы в 1170 г. В этот год силы рус.удельн. князей, возглавляемые сыном Суздальского кн.Андрея Боголюбского, подошли к стенам Вел.Новгорода. Новгородцы уповали лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились, умоляя Господа не оставлять их. На 3-ю ночь услышал архиеп.новгородский Илия голос, повелевший взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресв.Богородицы и вынести на город. стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна вонзилась в иконописн.лик Богородицы. Из глаз истекли слезы, икона повернулась ликом к городу. После Божеств. знамения на врагов внезапно напал ужас, они стали сражаться друг с другом, а ободренные Господом новгородцы устремились в бой и победили.
  В воспоминание чудесн. заступничества Царицы Небесной архиеп. Илия установил праздник в честь Знамения Божией Матери, к-рый доныне празднует вся Рус.Церковь. Афон. иеромон. Пахомий Логофет, присутствовавш. на праздновании иконе в России, написал на праздник 2 канона. На нек-рых новгород. иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечн.Младенцем, изобр-ся чудесные события 1170 г. Чудотв.икона 186 лет после знамения находилась в церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 г. для нее выстроен в Новгороде храм Знамения Пресв. Богородицы, ставший собором Знаменского м-ря.
 Многочисл.списки с иконы Знамения известны по России. Многие просияли чудесами в храмах наименованы по месту явления чудес. К спискам отн-ся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и др..

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Знамение” Новгородская
 О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
 Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем; темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
 Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивных граду Твоему даровала еси; темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание
 Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси.

 Курская икона"Знамение" Божией Матери (1295) - одна из древнейших икон Рус. Церкви. В XIII в., во время татар.нашествия, когда Рус. гос-во испытывало бедствие, г. Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Однажды в окрестностях охотник заметил лежавшую у корней дерева икону ликом к земле. Охотник увидел, что изображение подобно иконе "Знамение" Новгородской.
 Одновременно с яв-нием иконы произошло  первое чудо. Как только охотник поднял св.икону с земли, на этом месте забил источник чистой воды 8 сентября 1295 г. Охотник не оставил икону в лесу, построил на этом месте небольш. дерев.часовню, в ней поставил образ Богоматери. Узнали жители Рыльска, стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
 Икону перенесли в Рыльск, поставили в новом храме Рождества Пресв. Богородицы. Икона пробыла недолго, исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Жители Рыльска неоднократно относили в город, но икона непостижимо возвращалась на прежнее место. Поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления образа. Особая помощь Божией Матери чрез икону связана с важными событиями в истории России: освоб. войной рус. народа во время польско-литов. нашествия 1612 г. и Отеч. войной 1812 г. С иконы сделано несколько списков, к-рые также прославились.

 Молитва Пресв. Богородице пред иконою "Знамение" Курская-Коренная
 Царица наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь

 Икона Божией Матери "Знамение"Абалацкая (1637) написана Матфеем, протодиаконом Тобольского кафедр. собора в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабл. крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресв. Богородицы.  Храм построен в 1637 г. после неоднократн. чуд. явления образа Знамения Пресв. Богородицы, с предстоящ. свт.Николаем и прп. Марией Египетской благочест. вдове Марии. По написании храмов. образа расслабл. Евфимий исцелился. При торжеств. перенесении иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений.
 По внешн. виду Абалацкая икона сходна с Новгород.иконой Знамения с тем отличием, что на Абалац. иконе Пресв. Богородице предстоят свт. Николай и прп. Мария Египетская. Известно много чудотв. списков Абалацкой иконы, чтимых по всей Сибири.
Тропарь Божией Матери пред иконой Абалацкой (Знамение), глас 4
 Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Абалацкой (Знамение), глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва Пресв. Богородице пред иконой "Абалацкая"
О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!

   Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотв.образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, свт. Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону в числе др. моск. святынь в новую столицу. В 1747 году для иконы выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. Пред нею совершались молебны во время народ. бедствий, напр., во время чумы 1771 г., холеры 1831 г. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царск.Села. Молитва пред образом Знамения Пресв. Богородицы, именуемой Царскосельская, помогала также при пожарах и кораблекрушениях.
 На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы. В позднейшее время на иконе изображались также ап.Петр, св. Захария, Алексий, человек Божий, св. прав. Елисавета.

 Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 году инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки.  Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.
Икона спустя 6 лет по написании прославилась многочисл. чудесами и стала главной святыней м-ря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явствен.изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисл. богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено ок. 70 случаев исцеления.

      Верхнетагильская икона "Знамение" находится в Знаменском храме Верхнего Тагила. По преданию, принесена в один из урал. горных заводов бурлаками, к-рые до этого жили в скиту с монахами. 
 Мирная трудов.жизнь схимников им наскучила, они разграбили обитель. Нагружен. добычей бурлаки покидали скит, но вдруг услышали от иконы Пресв. Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» голос, требующий забрать образ из скита. Испуг.грабители икону отнесли в город.
 Икона Божьей Матери являла чудеса в Невьянском заводе, затем, когда в Верхне-Тагильском заводе построена церковь, перенесена туда. Камен. Знаменский храм, освящённый в 1876 г.,, существует доныне. В годы сов. власти не закрывался.
 Чудотв. образ Божией Матери «Знамение» у левого клироса на аналое под стеклом. Торцевая часть иконы опалена огнём пожара,  1861 г. образ огнём не повреждён. Отлич. особен-стью Верхнетагильской иконы явл. изображение с прав. стороны от Божией Матери херувима, а с левой – серафима.

  Корчемная ик. Божией Матери «Знамение» - чудотв. образ в муж. м-ре ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязан. обл. По преданию, в Рязани жила вдова, одержимая недугом пьянства. Когда истратила все, взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму  «Красная», что у церкви прп. Симеона Столпника, обменять образ на вино. Корчемник укорял женщину, что иконы, к-рыми родители благословляют детей, должно хранить и передавать из рода в род.
 Но вдова не смогла преодолеть губит. страсть, хотя обещала выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил в красном углу. Чрез несколько дней женщина, отдав долг, поставила икону в доме на прежн. место. Наутро икона исчезла. Утром вставший на молитву корчемник увидел икону и решил, что в его отсутствие вдова принесла образ. Но домочадцы не подтвердили его предположение.
 Вскоре к корчемнику пришла вдова, рассказав об исчезновении иконы. Корчемник показал икону, женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же не лишай покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени не пила вина. 
  О чудесном возвращении иконы в корчму прошел слух среди горожан. Жители Рязани и приезжие шли поклониться образу, пред к-рым корчемник зажег лампаду, священник церкви прп. Симеона Столпника совершал молебны. Благочест. люди делали приношения на поддержание неугасим. огня. Даже те, кто приходил в корчму за вином, сначала обращались к иконе Божией Матери и опускали в кружку деньги  на покупку масла для лампады. Икону звали «Явленная Корчемная».
 Образ прославился многими чудесами, исцелениями и утешением в скорбях. О ней узнали в России. К месту пребывания чудотв. образа приходило много паломников. После закрытия корчмы в сер. XIX в.,по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, икону крестн.ходом перенесли в церковь прп. Симеона Столпника. Корчемн. икона «Знамение» поставлена для поклонения при открыт. дверях посреди часовни на аналое.
С этого времени по прошению прихожан установлено празднование в честь иконы по храмов.уставу 27 ноября/10 декабря. Накануне икону крестн.ходом переносили из часовни к всенощн. бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие установлено в понедельник Светлой седмицы.
 В 1848 г. Россию поразила холера. В Рязани особо сильной была в июне-июле. Горожане с молебн. пением носили икону по домам, после чего, за исключением жителей 2-х домов, никто не умер. В том же году после усердн. молитвы пред иконой «Знамение» прекратилась засуха.
 12 октября 1882 г. часовня, где была икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал. До восстановления часовни икона пребывала в церкви прп. Симеона Столпника.
 По просьбам благочест. рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Пред ней купцы просили благословение накануне город. ярмарок, новобрачные - покровительство в предстоящ.семейной жизни. Усердием молящихся икона украшена зол. ризой с драгоцен. камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом.
 В нач.20-х гг. XX в., когда часовню закрыли, икону перенесли в церковь прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церк. ценностей «в пользу голодающих Поволжья» икона «Знамение» сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам, что хочет взять образ домой, чтоб аккуратно снять драгоцен. ризу, а на след. день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывшая прислуга семьи - Александра Ивановна.
 В кон. 50-х гг. XX в. она жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в доме. Пред иконой горела неугас. лампада; в расколотой на 2 части икон. доске (трещина пршла по лику Богоматери) трудно узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим, к-рый перенес 8 сентября 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, и, поставив в приделе свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафист. пение.
Вместе с ним молилась алтарница храма монахиня Августа, к-рая узнала святыню. Она хранила у себя рукописн.«Повествование...» об иконе. Передав его архим. Авелю, рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования иконе «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедр. собор на торжеств. богослужение. Реставратору Шибаеву отправлена икона на реставрацию, а архимандрит просил изготовить список.
 Когда муж. м-рь ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель, она стала одной из главных святынь. Икону украсили ризой зол. шитья. В наст. время икона пребывает в Богословском соборе м-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря на аналой посреди храма, пред ней служится водосв. молебен. 
 В 2004 г. по благословению Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II икона внесена в список чтимых РПЦ чудотв. икон. 10 декабря 2000 г. в рязан. Свято-Троицк. м-ре освящен надвратный храм Корчемн. иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицк.м-ре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией. 
Молитва Пресв. Богородице пред иконой«Знамение» Корчемная
 О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамения» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебя с Ним, во веки веков. Аминь.

 Св. Палладий, из Галатии, в 19 дет прибыл в Александрию, где посвятил себя подвигам иноч. жития, сначала в окрестностях города, чрез 3 года в Нитрийской пустыне и Скитской, где пребывал в строгом безмолвии 9 лет. Болезнь заставила его оставить пустыню, переселился в Палестину, в Вифлеем, чрез год в Вифинию, где граждане г. Еленополя избрали его на епископ. престол.
 Св. Палладий пользовался особым доверием св. Иоанна Златоустого, был горячим приверженцем вел. учителя. Когда св. Иоанн Златоуст попал под несправедл. гонение, Палладий, известный приверженностью к святителю, вынужден скрываться, пока не прибыл в Рим. Император Западной Рим. империи Гонорий к посольству, имевшему ходатайствовать о Иоанне Златоусте пред восточ.имп. Аркадием, присоединил и Палладия.
  Но послы римские вернулись ни с чем, а Палладий сослан в Сиену, откуда по смерти Аркадия, переведен в Антиною. Через 4 года возвратился на свою кафедру, где составил книгу, «Лавсаик»; где описал подвиги и чудеса прпп. мужей и жен Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и Рима IV и нач.V века. К кон. жизни св. Палладий переведен на еп. кафедру в г. Аспуку, в Галатии, гдес миром скончался.
Тропарь преподобного Палладия, глас 1
 Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

 Св.вмч. Иаков Персянин (Рассеченный) род. в IV в. в благочестивой христ. семье, богатой и знатной. Жена была христианкой. Детей супруги воспитывали в благочестии, прививая любовь к молитве и Свящ. Писанию. Иаков занимал высокую должность при дворе перс. царя Ездегерда (399–420) и его преемника Варахрана (420–438).В одном из воен.походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам. Узнав, жена и мать Иакова написали ему письмо, где призывали покаяться. Получив послание, Иаков осознал тяжесть греха и, представив ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что молится Господу Иисусу Христу, донесли царю. На допросе св. Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал веру в Истин.Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не поколебали его. Царь приказал предать святого мучит. смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. При пытках св. Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарств. молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеян.грех. Истекающий кровью мученик обезглавлен

Тропарь великомученика Иакова Персянина, глас 4
 Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша.
Кондак великомученика Иакова Персянина, глас 2
 Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем.

   Св.блгв.кн.Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, род. и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 гг. княжил его отец, св. блгв. кн.Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132). В 1117 г., когда вел.кн.Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, сделав его соправителем, мол. Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.
  Много доброго сделал св. кн. Всеволод для Новгорода. Со свт. Нифонтом, архиеп. Новгородским, воздвиг много храмов, среди к-рых собор вмч. Георгия в Юрьевском м-ре и храм св. Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь святого, чье имя носил его первенец Иоанн, умерший в младенчестве. В Уставе князь даровал льготн. грамоты собору Св. Софии и др.церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, истратил всю казну. Кн. Всеволод был доблестн.воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
В 1132 г., по смерти св. вел.кн. Мстислава, Киев.кн.Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода наследником, выступили против племянника.
 Не желая междоусобиц, св. князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен уходить от них.
 Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 г. предпринял победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 гг. на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не простили поражения князю.
 Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а св. Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиер.дворе, а когда прибыл кн. Святослав Ольгович, "пустиша из города". Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему Вышгород. волость под Киевом, где в Х в., в годы правления сына Святослава, жила св. равноап. вел. кн.я Ольга. Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила неправедно обижен. потомка: в 1137 г. жители Пскова, помнившие походы новгород.-псков. войска под вод-вом князя, призвали его на псков. княжение, на родину равноап. Ольги. Это был первый псков.князь, избранный по воле псковичей. Славным деянием св. блгв. кн. Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка 1-го камен. храма Живонач. Троицы на месте деревянного, времен равноап. Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Св. Троица".
 Только год княжил во Пскове св. Всеволод - 11 февраля 1138 г. скончался в 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любим.князя, не было слышно церк. пения от народ. плача.
 Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийск. собора, чтоб взять в Новгород св. тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Новгородцы молили даровать хоть малую частицу св. праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого.
 Псковичи положили св. Всеволода в храме св. вмч. Димитрия. Рядом с гробом поставили боев. оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".
 27 ноября 1192 г. обретены мощи св. кн.Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в к-ром освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 г., в первый день Пасхи, св. мощи перенесены в главный храм собора.Никогда не нарушалась глуб. дух. связь города св. равноап. Ольги со св. князем: он навсегда остался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 г., когда разрушена крепостн. стена и поляки готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестн. ходом принесли на место сражения св. мощи кн.Всеволода, и враг отступил.При явлении чудотв. Псково-Покров. иконы св.блгв.кн.Всеволод-Гавриил был среди Небесн. защитников Пскова.

Свт.Иаков, еп. Ростовский, по преданию, принял постриг в Копырском на р.Ухтоме м-ре, в 80 км от Ростова. Долгое время был игуменом м-ря, в 1385 г. поставлен еп.Ростовским при митр. Пимене и вел. кн. Димитрии Донском.
 Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростов.бояре, недовольные еп. судом, изгнали св. Иакова из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к оз. Неро, разостлал на воде свт. мантию, и, осенив крестн.знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, свт. Иаков вышел на берег у места буд. м-ря. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Кроткий епископ простил, но назад не вернулся.
 На берегу о.Неро поставил келью и построил небольшую церковь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому м-рю. Скончался свт. Иаков здесь 27 ноября 1392 г.
  Свт. Иаков боролся с иконоборческой ересью Маркиана, появившейся в Ростове в кон. XIV в. Древнее житие святителя не сохранилось, не знал даже свт. Димитрий Ростовский.
Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского, глас 4
  Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.
Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского, глас 8
   Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.

  В семье бедного симбирск. мещанина Ильи Ивановича Огородникова 4 июля 1763 г. (по стар. ст.) род. Андрей. Мальчик был слабым: несколько лет не ходил, был нем, хотя произносил два слова – «мама» и Анна. Андрей с братом и сестрой воспитывался родителями в истинной правосл. вере.
   В 7 лет, научившись ходить, отрок стал носить шившиеся ему длинные рубахи, единственное прикрытие наготы. В любое время года отрок Андрей ходил без обуви и головного убора. Уже в 7 лет буд. праведник выбрал нелегкий путь - подвиг юродства Христа ради (до смерти жил лишь милостыней), подвиг постничества (употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды) и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отд. звуков).
   Во все дни блж.Андрей укрощал плоть, передвигаясь только бегом - если стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову. Многие поступки Андрея, казавшиеся странными, приносили только благо. Известен случай, когда вытащил кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, на дне к-рого нашли мертвую змею. Был у него дар исцеления. Больные, обращавшиеся с просьбой о молитве, получали от Андрея небольшие кусочки хлеба, поданные ему ранее, и получали исцеление.
  Обладал он даром прозорливости, безошибочно определял, что человек скоро умрет. Когда, в 1841 г. 28 ноября (по стар.ст.), блж.Андрей  предал дух Господу, событие стало всеобщим горем. Канонизация Андрея Огородникова-праведника как местночтим. святого Ульянов. епархии, состоялась 3 июня 1998 г. Могила блж. старца уже была местом постоянного паломничества.

   Св.прп.Роман Антиохийский род. в г.Росе и подвизался в окрестностях Антиохии, стяжав дары прозорливости и исцелений.По его молитвам,Господь даровал многим бесплодным женщинам радость материнства.
  Св. Роман был строгим постником, под власяницей носил тяжелые вериги. Много лет прожил святой в затворе, не разжигая огня.Достигнув глубокой старости, с миром отошел ко Господу (V).

В годы безбожных гонений XX в. к сонму широко известных св.заступников Радонежской земли присоединились многие новомученики и исповедники. Празднование в их честь было внесено в месяцеслов по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 марта 2011 г. В Соборе Радонежских новомучеников и исповедников празднуются:
•    Присп. Родион (Федоров), архим. (+ 1933, память 28 мая)
•    Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
•    Мц. Татьяна Гримблит (+ 1937, память 10 сентября)
•    Прмч. Маврикий (Полетаев), архим. и с ним мчч. Владимир Правдолюбов и Василий Кондратьев (+ 1937, память 21 сентября)
•    Сщмч. Афанасий Докукин, свящ. (+ 1937, память 26 сентября)
•    Сщмч. Симеон Лилеев, прот. (+ 1937, память 30 сентября)
•    Сщмч. Павел Преображенский, прот. (+ 1937, память 8 октября)
•    Сщмч. Василий Архангельский, прот. (+ 1937, память 31 октября)
•    Сщмч. Илия Громогласов, свящ. (+ 1937, память 22 ноября)
•    Сщмч. Василий Парийский, свящ. (+ 1937, память 25 ноября)
•    Сщмч. Иоанн Смирнов, прот. (+ 1937, память 27 ноября)
•    Прмч. Кронид (Любимов), архим., наместник Троице-Сергиевой Лавры (+ 1937, память 27 ноября)
•    Прмч. Ксенофонт (Бондаренко), игум. (+ 1937, память 27 ноября)
•    Прмч. Серафим (Крестьянинов), игум. (+ 1937, память 27 ноября)
•    Сщмч. Феодор Дорофеев, свящ. (+ 1937, память 27 ноября)
•    Сщмч. Александр Туберовский, свящ. (+ 1937, память 10 декабря)
•    Сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (+ 1938, память 10 января)
•    Мч. Иоанн Попов (+ 1938, память 26 января)
•    Прмцц. Анна (Макандина), послушница и Матрона (Макандина), мон. (+ 1938, память, 1 марта)
•    Прмч. Феофан (Графов), иерод. (+ 1938, память 5 марта)
•    Сщмч. Николай Беневоленский, прот. (+ 1941, память 3 мая)
•    Сщмч. Василий Соколов, прот. (+ ?, память 17 мая)
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения