Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве(1051-1054). Свт.Иннокентия,еп.Иркутского(1731). Прп.Иакова, отшельника Сирийского(457). Прп.Стилиана Пафлагонского(V-VI)

09 Декабрь 2019 г. Понедельник

 Прп. Алипий столпник род. в г. Адрианополе в Пафлагонии. При рождении мать видела чудесное видение - комната наполнилась сиянием — это предзнаменование прав. жизни Алипия. Мать, христианка, рано овдовев, отдала сына на обучение еп.Феодору, сама, раздав имение нищим, подвизалась при церкви и  удостоилась звания диаконисы.
 В юности св. Алипий желал посвятить жизнь Богу и стремился к уединению, но еп. Феодор не отпускал его. Когда прп.Алипий сопровождал владыку в Константинополь, ему было видение св.мц.Евфимии, призывавшей прп. Алипия вернуться в Адрианополь и основать церковь ее имени. На средства верующих Адрианополя св.Алипий построил церковь св. мц. Евфимии на месте заброшен. языч. кладбища. Рядом с храмом  на верху языч. надгробия святой соорудил столп. 
 Прп.Алипий 53 года подвизался на столпе, молясь Богу и поучая многих. Бесы, наполнявшие языч. кладбище, нападали по ночам на подвижника, побивая камнями. Св.Алипий разобрал легкий навес над столпом, к-рый закрывал от дождя и ветра. Побежденные стойкостью святого, бесы покинули место, освященное подвигом добровольного мученичества.
 Лишь за 14 лет до смерти св.Алипий не смог стоять и вынужден  из-за болезни ног лежать на боку, перенося тяжкие страдания со смиренным благодарением. Около столпа возникли два м-ря: муж. и женский. Прп. Алипий ввел для обоих м-рей строгие уставы и до кончины управлял обителями. Скончался в 640 г., в  118 лет. Тело столпника погребено в основанной им церкви  св.мц. Евфимии. Св.мощи угодника Божия исцеляли приходивших к ним с верой.
Тропарь преподобного Алипия, глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству, сый в телеси,/ Алипие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Алипия, глас 8
 Яко добродетелей вину и постников удобрение,/ Церковь славит тя днесь и воспевает, Алипие:/ молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения/ лютых прегрешений избавление,// яко тезоименитый.

   У рус. князей, начиная с равноап. кн.Владимира, существовал благочест. обычай основывать храмы в честь тезоименитства. Так, равноап. Владимир, в св. Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы свт.Василия Великого, кн.Изяслав I (1054-1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и м-рь св. вмч.Димитрия, кн.Ярослав Мудрый (1019-1054), во св.Крещении Георгий, положил начало храму и муж. обители вмч.Георгия, также построил храм вмц.Ирины - так звали его супругу в св. Крещении.
 Храм вмч.Георгия нах-ся пред вратами Св. Софии, на его строит-во кн. Ярослав затратил большие ср-ва, в возведении храма принимало участие много строителей. 26 ноября освящен свт. Иларионом, митр. Киевским, установлено ежегодн.празднование.
Тропарь вмч. Георгия, ради освящения храма его, глас 4
  Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша
Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его, глас 2
 Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй. 

  Свт. Иннокентий, первый еп.Иркутский, род. в семье свящ.Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего пол. рода, в кон.XVII в. в Малороссии, в Чернигов. губ. При крещении наречен Иоанном, воспитылся в благочестии. Получив начал. образ-ние дома, продолжил обучение в Киев. дух. академии. Учился хорошо, увлекся словесностью, надеясь подвизаться в проповеди Слова Божия. После академии пострижен в монахи с им. Иннокентий, приняв постриг в Антониев. пещере, под Киевом.
 В 1706-1708 г. благочест. инок затребован в Москву учителем и префектом в Славяно-греко-латин. академию, затем в Петербург, где основался Невский м-рь, буд. Лавра, чтоб служить примером иноч. жития. Молод. монах привлек внимание Петра I. Опираясь на Сибирск. митр. Филофея (Лещинского), государь решил образовать в Пекине Рус. правосл. миссию, к-рую возглавит епископ. Митр. рекомендовал иеромон. Иннокентия. На 3-й седмице Вел. поста, 5 марта 1721 г., в Александро-Невск.Троицком соборе совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии самодержца свершили члены Святейш. Синода митр. Рязан. Стефан (Яворский) и Новгород. архиеп.Феофан (Прокопович).
 По Пасхе, на Свет. седмице, свт Иннокентий, еп. Бельский, выехал из Санкт-Петербурга.Сопровождали 2 иеромонаха, иеродиакон и 5 певчих с 3-мя служителями. Год добирались до Иркутска, оттуда за Байкал, стали в пограничн.с Китаем Селенгинске. Миссия дожидалась решения пекин. чиновников о праве на въезд. В Пекине большое влияние приобрели иезуиты, к-рые склонили местн. чиновников уклониться от принятия рус.епископа. Повод найден. В просьбе о разрешении на въезд свт. Иннокентий назван «богдо» ("великий»), у китайцев так звали только к императора - двум великим быть в Китае невозможно.
  В ожидании указаний из Свят.Синода еп.Иннокентий жил 3 года в Селенгинске. Не получая жалования (1500 руб. в год),  содержал себя и свиту подаяниями. Чтоб не умереть, миссия занималась рыболовством, нанималась к местн.хозяевам. Поношен.платье владыка чинил сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, что совершал в старом селенгинск. соборе. Кое-как владыка со свитой жил на даче Троицкого Селенгин. м-ря, где он и диакон писали для храма иконы.
  Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде. Пребывание в Селенгинске стало важным для проповеди Слова Божия среди монгол. племен. Используя архиер. право рукополагать в свящ. сан, святитель восполнял недостаток дух-ва за Байкалом, избавляя ставленников от далек.поездки в столицу Сибири — Тобольск.
  Лишь в марте 1725 г. получил он повеление переселиться в Иркутск. Вознесен. м-рь до новых предписаний. Управлял м-рем в отсутствие архим. Антония Платковского игум.Пахомий. Отвел высок. гостю помещение на восточ .стороне обители, на бер. Ангары, выделил участки под огород, жизнь стала стабильной, особенно летом, когда занимались огородничеством. В поисках дух. утешения к епископу стекались люди, в т.ч. дети и инородцы. В тот же год умеря имп.Петр I. Наследн. Екатерина I назначила чрезв.послом в Китай графа Рагузинского, обязав взять в Пекин еп.Иннокентия, если китайцы согласятся.
 В Иркутск Рагузинский прибыл 5 апреля 1726 г. Встретившись с владыкой, предложил вернуться в Селенгинск, сам задержался в Иркутске. Из Москвы вернулся архим. Ант. Платковский, ранее бывший в Пекине с послом Измайловым. Он хотел быть начальником миссии, расположил к себе граф.Рагузинского. Хитрость, наветы на еп. Иннокентия употребил архим. Антоний. Посол Рагузинский написал в Петербург, что быть начальником миссии может архим. Антоний. Письмо приняли без проверки. В марте след. года свт. Иннокентий получил указ переселиться в Вознесен. м-рь. Нач-ком миссии назначен архим. Антоний Платковский.
Вскоре из Петербурга пришло высоч. повеление: быть самост. еп. Иркутским и Нерченским .На новом месте свт.Иннокентий столкнулся с проблемами, что и в Селенгинске. Не на что жить, нет крыши над головой. Консистория не платила жалование. Иркутск не разросся до пределов Вознесен. м-ря, владыка ездил по плохой дороге в город и обратно. Из-за здоровья просил граждан Иркутска дать на время помещение. В 1828 канцелярия отвела дом бояр.сына Димитрия Елезова.
Более 4-х лет окормлял иркут. паству. Свт.Иннокентий не был здоров, страдал головн. болями, но подвигов, ни молитв, ни смирения плоти не оставлял. Носил власяницу, поверх подрясник из шкуры лося и кожан. пояс. Молился в пещере, к-рую выкопал за м-рем основатель обители ста. Герасим. Обходил по ночам Вознесеню храм и молился на него с 4-х сторон. Любил делать что-то своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовн.послушании, по ночам шил для учеников обувь (чарки). Посадил  в м-ре 2 кедра. Он не оставлял проповеди Слова Божия. Язычников вокруг Иркутска обращал к Церкви семьями, стойбищами. Из новокрещ. бурят появилось пос. Ясачное.
 Физ. немощи не останавливали неиссяк. любви к Богу. Этим руков-ся в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, всегда пред собой имел образ Спасителя. В его правление почти закончилось строит-во кафедр. Богоявлен. собора. При Вознесен. м-ре еще архим. Платковским устроена монгол. школа. Свт.Иннокентий поддержал полезн. начинание, открыл славяно-рус. школу для всех сословий. Первый Иркут. епископ исходатайствовал из гос. казны содержание для преемников и ср-ва на сооружение архиер. дома.
 От трудов владыка отдыхал в с. Малая Еланка, в 15 верстах от Вознесен. обители. Здесь жили направлен.из м-ря на пол. работы послушники, монахи и крестьяне.  Помогая в будние дни, следил, чтоб в воскресн. и праздн. дни заботы не отвлекали от службы Божией. В Малой Еланке организована часовня, владыка предсказывал, что на месте ее возведут храм. Пророчество сбылось в кон. XIX в. Владыка поражал прозорливостью.
  Как-то на день Кирилла, патр.Александрийского, жители с.Фекского просили его отслужить литургию. «Хорошо, — ответил он, — отслужим. Но вперед съездим по лету, а назад по зиме». Селяне не поняли, но на след. день выпал снег, владыка возвращался на санях. Однажды при крестн. ходе пошел ливень, все промокли. Только свт. одежд не коснулась ни одна капля. Такие проявления Божией благодати стяжали любовь паствы, а по кончине стали основанием к благогов. почитанию памяти.
 Очень любил свт Иннокентий служить Божеств. литургию. В последн.раз совершал в Покров Пресв.Богородицы 3 октября. Болезнь усилилась. При ухудшении владыка созывал братию, благодарил, раздавал на память кое-что из вещей, а тем, кому подарков не хватало, обещал при первом укреплении сил вознаградить. Не раз говорил, что если б положили жалованье,1-ю тыс. руб. употребил на построение камен. церкви. Жалованья не дождался. Решение о начислении содержания пришло, когда он ни в чем уже не нуждался.
 25 ноября страдания усилились. Братию и город. священников просил молиться о себе. 27 ноября 1731 г. в 7-м часу утра Господь упокоил его. О кончине доложено вице-губернатору Жолобову. Тот отобрал не только имущество владыки, но и часть монаст. достояния. Только после настойч. просьбы Жолобов выделил на погребение 300 руб. Тело владыки водворили в камен. склепе под алтарем дерев.церкви Тихвинской ик. Божией Матери, возведенной в 1688 г. старцем Исаией. После кончины святителя Господь явил суд над обидчиками его. Архим.Антоний (Платковский), обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, к-рый публично избил его, в узах провезен мимо Вознесен. обители в Петербург. Его ждало лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору угол. суда в Петербурге отрубили голову .События поразили даже закоснелых в неверии.
  Чрез 33 года после кончины во время ремонта Тихвин. церкви обнаружено, что тело, одеяние, даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя место погребения сырое. Чрез 2 года настоятель Вознесен. м-ря архим. Синесий в день храм. праздника Вознесения Господня стал свидетелем чуда. За трапезой после Бож. литургии был губернатор немец Фрауендорф.Он хотел посмотреть на нетлен. останки святителя. Сколько ни отклонял желание иноверца еп. Софроний, изменить решение не удалось. Владыка Софроний, прп.Синесий и Фрауендорф подошли к могильн. склепу, но не смогли увидеть гроба: он покрылся слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не было.
 Спустя 17 лет 1 июня 1783 г. при сильн. ветре загорелась Вознесен. обитель. Весь Иркутск прибежал на пожар, но погасить его не могли. Пламя охватило камен.строения и деревян.Тихвин. церковь.Надежд на спасение св.мощей не было. Горожане обратились к преемнику свт. Софрония, свт.Михаилу, с просьбой достать мощи из огня. «Ежели свт.Иннокентий угодил Богу, — ответил тот, — то ради св.мощей Господь спасет и церковь». Тут же огонь стих. Церковь стояла до нач.XX в. среди камен. стен м-ря как свид-во чуда.
 1 декабря 1804 г. Свят. Синод объявил: тело первого еп. Иркутского Иннокентия огласить за св. мощи с установлением празднования 26 ноября, на день преставления святителя. 12 лет пролежали мощи в Успен. храме Вознесен. м-ря и 15 октября 1872 г. возвращены под своды отстроен. храма Вознесения Господня.
 С зимы 1920 г. начались аресты насельников Вознесен. обители. подвергнут пыткам настоятель м-ря еп. Иркутский Зосима (Сидоровский). 1 февраля в м-ре арестовали иерархов Сибири, приехавших на поклонение мощам свт.Иннокентия. В 1921 г. власти совершили святотатство: мощи свт.Иннокентия вскрыты для «мед. освидетельствования». Долго считались утерянными. В 1990 г. в подсобн.помещении ярослав. церкви Николы Надеина обнаружены неизвестн. мощи. С помощью идентификации на кафедре суд. медицины Ярослав. мединститута проведена экспертиза. Описание мощей ярослав. медиками полностью совпало с данными акта в 1921 г. в Иркутске. Мощи свт. Иннокентия, оставленные на 70 лет в неотаплив.помещении, Господь хранил для явл-ния чуда Своей милости.
Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского, глас 3
 Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали
Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского, глас 4
 Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

 Иаков отшельник Сирийский подвизался на горе, недалеко от г. Кира в Сирии. Страдал тяжел. болезнью, но всегда носил вериги, пищу вкушал лишь вечером и непрестанно молился. Такими подвигами достиг высокого дух. совершенства, получив от Господа власть над бесами, дар исцелений и даже воскрешения усопших. В преклон. возрасте прп. Иаков мирно отошел ко Господу.

 Св. Стилиан род. в Пафлагонии в Малой Азии, между 400 и 500 гг. после Рождества Христова. С детства выказывал редкое устремление к св. жизни, хранил в чистоте свой дух и душу, не позволял воцариться в душе никакой земной страсти - ни сребролюбию, ведущему к гибели, ни чему иному. Душа звала к подвигу и добродетели. Достигнув совершеннолетия, св. Стилиан раздал имущество бедным.
После этого св. Стилиан принял монаш. постриг в одном из малоазийских м-рей. Благодаря суровой аскезе стяжал св. Стилиан добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Он жил в простоте и нищете, старался во всем отсечь свою волю, основанную на эгоизме, и исполнять волю своего старца. В м-ре он боролся против трех врагов - беса, мира, плоти.
 Желая еще ближе подойти к совершенству, распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, в пещеру. Дни и ночи проводил в молитве и славословии Бога, созерцая вокруг творения Его - неисчислимые звезды небесные, солнце, животных, природу. Многие годы подвижнич. жизни провел он в пустыне. Разнеслась молва о святости отшельника. Толпы людей с разных концов земли, с верой и благочестием, потянулись к пещере. Он утешал плачущих, ободрял отчаявшихся, грешников приводил к покаянию.
 Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру, даровал ему благодать покровительства малышам. Матери издалека приносили ему больных детей, и святой исцелял их. Они днями шли по пустыни, чтобы отыскать в ней его пещеру. Достигнув пещеры, они падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки и со слезами просил у Бога исцеления. И всегда получал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями.  Даже после успения святого женщины, прибегавшие к иконе св. Стилиана, получали исцеление от бесплодия.
Преставился св. Стилиан в глубокой старости. В Малой Азии, Греции, на Кипре освящали в его честь храмы.
Тропарь, глас третий
 Столп воодушевленный воздержания, столп неколебимый Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности вверился еси, обиталище Духа явился еси, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак, глас четвертый
От утробы матерния освятивыйся, яко Божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения