Версия для печати
На страницу списка праздников

Апп от 70-ти Филимона, Архиппа,равноап.Апфии. Блгв.кн.Михаила Тверск. Мц.Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана,Тивуртия и Максима.Мч.Менигна.Мч.Прокопия чтеца.Прп.Агаввы исмаильтян.Прав.Михаила воина,болгар. Блгв.Ярополка,в.Крещ.Петра,кн.Владимиро-Волынск.

05 Декабрь 2019 г. Четверг

  Св.апп. от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия были учениками и сподвижниками св.ап.Павла. В послании к Филимону апостол именует св. Архиппа сподвижником. Ап.Архипп был епископом г. Колоссы во Фригии. Ап. Филимон был именитым гражданином, по принятии Крещения от св.ап.Павла с супругой обратил дом в дом молитвы, где собирались верующие и совершались Богослужения, они посвятили себя и служению больным и обездоленным. Св. Апфия, супруга, принимала странников, больных, служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия. 
 Св.ап.Павел руководил Филимоном. К нему направил первоверх. апостол Послание, где передал благословение "Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви" (Флм.1 Онисим, о к-ром идет речь, - бывший раб Филимона, ап.от 70-ти. Филимон рукоположен в сан епископа ап.Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии стал архипастырем г. Газы.  

  Св. блгв.кн. Михаил Тверской род. в 1272 г. после смерти отца - вел.кн.Ярослава Ярославича, родного брата св. блгв. кн. Александра Невского. При поездке в Орду кн.Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался, учился он под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава.
 В 1285 г. он построил каменный храм Спаса Преображения на месте деревян. церкви Космы и Дамиана. По смерти вел.кн.Андрея Александровича Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняж. престол, но моск. кн. Юрий Данилович не подчинился ему, стремясь к великокняжеской власти.
Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, к-рый принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал вел.князем. Но он не успокоился и начал междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татар. отряды во главе с Кавгадыем.
 Однако тверичи, возглавляемые св. кн.Михаилом, 22 декабря 1317 г. наголову разбили Юрия. Захвачено много пленных, в т. ч. Кавгадый, к-рого св. Михаил отпустил, и жена моск.кн. Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Кн. Юрий оклеветал св. кн. Михаила пред ханом, обвинив в отравлении Кончаки.
Хан разгневался, угрожая разорением княж. вотчины Михаила, потребовал его для ответа. Не желая проливать кровь рус. воинов в неравной борьбе с ханом, св. Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это смерть. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученич. подвиг у дух. отца игумена Иоанна.
В Орде над св. князем устроен неправедный суд, к-рый признал его виновным и приговорил к смерти. Св. Михаилу надели тяжелую деревян.колодку и отдали под стражу. В заточении св.Михаил постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за послан. страдания. Он просил не оставить его в мучениях.Так как руки св. страдальца закованы в колоду, отрок княжеский держал пред ним книгу и перевертывал листы Псалтири. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Пред приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Долго кочевал с Ордой св. князь-узник, терпя издевательства. По милости Божией он не был лишен христ. утешения: его посещали правосл. священники, игум.Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Св. Христ.Таин, получив перед смертью христ. напутствие.
 Михаил с твердостью терпел унижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Св. Тайн, готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что кн.Юрий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали людей Михаила, он же стоял и молился.
 Злодеи повергли его на землю, били ногами. Один из них, Романец, вонзил нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Кн.Юрий послал тело вел. князя в Маджары. Многие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, оставив его в хлеву, позже избегали останавливаться у церквей. Обнажен.тело св.мученика брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью 2 сторожа приставлены охранять тело, но их объял страх, и они убежали. Наутро тела не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлых облака осияли место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскали звери, ни один из них не коснулся его.Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый".
 Из Орды тело св. князя перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Через год, в 1319 г., в Твери узнали о судьбе князя. По желанию супруги, кн.Анны, по просьбе тверичей мощи перевезли в Тверь. Сняв крышку гроба, народ увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском м-ре. 
  Местное празднование св блгв. князю началось после перенесения мощей в Тверь, а на Соборе 1549 г. состоялось общецерк. прославление святого. 24 ноября 1632 обретены нетлен. мощи. Св. князь часто оказывал благодатн.помощь Рус. земле. В 1606 г. поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону св. блгв.Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиеп. Феоктиста, что явившийся всадник - св.Михаил.
Тропарь благоверного князя Михаила Тверского,глас 8
 Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.
Кондак благоверного князя Михаила Тверского, глас 2
Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны. 

Св.мц. Кикилия была римлянкой из богатого знатного рода. В юности приняла христ. веру, молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу. Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила  девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к еп.Урбану, скрывавшемуся в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, он уверовал во Христа и обратил в христ-во брата Тивуртия. Братья роздали часть имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями.
Правитель Аммах повелел схватить братьев и привести на суд. Он потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языч. богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Св. Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, твердо стоять за Христа.
Правитель, желая избежать влияния св. проповедника на народ, приказал вывести мучеников за город и казнить. Отрядом воинов командовал Максим.  Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Св. братья ответили, что оставляют земную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел узнать учение христиан. Он привел св. Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их. Узнав об этом, св. Кикилия пришла к Максиму со священником, и он с семьей принял св.Крещение.
 Когда на след. день мчч. Валериана и Тивуртия обезглавили, св. Максим всенародно исповедал, что видел, как св. души восходили к Небесам. За это св. мч. Максим насмерть забит плетьми (230).
 Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что св. Кикилия раздала  имущество нищим и проповедью обратила в христ-во 400 чел., приказал казнить ее. Три дня ее морили жаром и дымом в накаленной бане, но благодать Божия хранила ее. Тогда ее решили обезглавить. Палач ударил мечом святую, но лишь ранил ее. Св. мученица страдала три дня, утверждая в вере окружающих, и скончалась с молитвой на устах.

Св.мч.Менигн, простой ремесленник, занимался отбеливанием холстов. Господь даровал ему Свою особую милость. Дважды он слышал глас с Неба, призывавший пострадать за Христа. Во время гонения на христиан при имп. Декии (249-251) произошло чудо: христиан вывел из темницы ангел. Узнав об этом, св. Менигн возрадовался и всем сердцем возлюбил Спасителя. Вспомнив Небесный призыв пострадать за Христа, он разорвал висевший на площади указ Декия, предписывавший преследовать христиан, и объявил себя последователем Христа. За это схвачен и после жестоких пыток обезглавлен (+ 250). Из уст мученика вылетела белоснежная горлица.

 Св.мч. Прокопий был чтецом в Иерусалимской церкви. вел строгую подвижнич. жизнь, за что стяжал от Господа дар изгонять бесов. Ревностный проповедник Слова Божия схвачен и приведен на суд в Кесарию Палестинскую. За отказ принести жертву идолам обезглавлен.

  Прп.Агавва,родом исмаильтянин, подвизался в Сирии. Был послушником у прп.Евсевия, научился внутренней молитве и безмолвию, 38 лет жил отшельником. Святой никогда не надевал обуви, на чреслах носил вериги, никогда не сидел и не лежал. День и ночь прп.Агавва проводил стоя или преклонив колени, непрестанно творя молитву. Его жизнь в подвиге завершилась мирной кончиной.

   Св.Михаил воин, из старинного болгарского рода, из числа первых христиан Болгарии, жил в г. Потуке во время правления имп.Михаила III Пьяного (855-867). Ребенком его называли "святое дитя". С юности он вел непорочную жизнь, постился, щедро раздавал подаяние бедным, посещал больных, был кроток и смирен. 24-х лет св. Михаил поставлен начальником воинской дружины. Турки пошли войной на христиан. Св. Михаил в боях воодушевлял мужеством дружину. Когда союзники болгар, греки, бежали с поля сражения, он пал на землю и со слезами молился о спасении христиан. Потом повел воинов на врага. Ворвавшись в середину враж.рядов, разметал их, сам остался невредим.
 При возвращении после войны, избавил жителей одного города в Раифской пустыне от громадной змеи, выходившей из озера и поедавшей детей. Вернувшись домой, св.Михаил чрез несколько дней предал дух Господу. Множество чудес совершал он после смерти, подавая исцеления притекающим к нему с благоговением.
 Перенесение мощей святого из Потука в Тырнов совершено в 1206 г., а в начале XIX в. их перенесли в Валахию.

   Св.блгв.кн. Ярополк Изяславич, в св. Крещении Петр, был внуком Ярослава Мудрого, правнуком равноап.Владимира. Он разделил печальную участь отца, вел. кн.Киевского Изяслава, изгнанного братьями из Киева. Ярополк ездил с различными поручениями от отца к польскому королю, германскому императору и Римскому епископу св.Григорию VII (1073-1085). По смерти вел. кн. Святослава в 1078 г. кн.Изяславу возвращен великокняжеский престол, а Ярополк получил Вышгород. После смерти отца ему дан в удел г.Владимир-Волынский, откуда его старались изгнать Ростиславичи.
На пути из Владимира в Звенигород Галицкий Ярополк вероломно убит Нерядецем, который был в свите (+ 1086). Убийца, вероятно, подкуплен Ростиславичами. Тело Ярополка перенесено в Киев и 5 декабря погребено в церкви св.Петра, которую он сам начал строить. Многие церк. памятники, начиная с летописи прп.Нестора, свидетельствуют, что убиенный блгв.кн.Ярополк почитался в числе св.угодников Божиих.
Тропарь благоверного Ярополка, глас 4
 Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/ страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/ и пролиял еси кровь твою,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ ихже подвигом ревнуя благочестно,/ Господеви взывал еси усердно:/ даруй ми кончину, якоже братиям моим,/ да и аз омыю грехи моя кровлю моею/ и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./ Темже, днесь сошедшеся в память твою,/ верою и любовию славим Господа,/ укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/ якоже бо агнец незлобивый,/ от раба заколен еси,/ и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/ Егоже моли, присноблажеенне,/ спасти Отечество твое/ и сыновом Российским спастися.
Кондак благоверного Ярополка, глас 3
Возсия днесь преславная память твоя,/ благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/ созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./ Темже, к тебе днесь притекающе,/ с любовию взываем радостно:/ блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/ и свята селения, приимшая дух твой,/ идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/ не забуди нас, воспевающих тя,/ но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/ да избавимся от всех бед и скорбей,/ инее присно память твою почитающи.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения