Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Иоанна,ученика св.Григория Декаполита(ок.820-950). Мчч.Виктора, Зотика,Зинона,Акиндина,Севериана(303). Свт.Космы исп.,еп.Халкидонск., прп.Авксентия(815-820). Ммч.Иоанна Нового из Янины(1526). Максимовской ик.Божией Матери(1299)

01 Май 2018 г. Вторник

 Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита, род. в конце VIII в. Учеником прп.Григория Декаполита стал в юности, принял от него иноческий постриг в Солунском м-ре. Под его руководством прп.Иоанн достиг высокого дух. совершенства.
 Когда имп.Лев Армянин (813-820) возобновил гонение на православных христиан за почитание св.икон, прп.Григорий Декаполит с прп. Иосифом Песнописцем и учеником прп. Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, св.Григорий и Иоанн защищали православие, проповедуя почитание св. икон.
 После многих трудов прп.Григорий скончался (около 820 г.),  вскоре отошел ко Господу верный ученик Иоанн. Прп.Иосиф Песнописец перенес мощи св.Григория и Иоанна в построенную им церковь свт.Николая Чудотворца.
Кондак преподобного Иоанна, глас 4
  Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

Св. мчч. Виктор, Зотик, Акиндин, Зинон, Севериан и Кесарий пострадали при имп. Диоклитиане (284 - 305). Когда он начал жестокое гонение на христиан, одним из первых пострадавших был св. вмч. и победоносец Георгий. Его непоколебимая вера и мужество во время страданий привели многих язычников ко Христу. Святые, пораженные тем, что св.Георгий не потерпел от мучилищного колеса вреда, во всеуслышание объявили, что они тоже веруют во Христа. По повелению судьи св. мученикам отсекли головы в Никомидии (+ ок. 303).

 Свт.Косма, еп. Халкидонский, и прп. Авксентий, его сподвижник, жили в IX в., когда иконоборцы преследовали приверженцев Православия. Свт. Косма, уроженец Константинополя, в молодости ушел в м-рь и принял иноч. постриг. Позже рукоположен в сан епископа Халкидонского и ревностно защищал правосл. веру от еретиков-иконоборцев. Прп. Авксентий был помощником святителя в этой борьбе.
 Иконоборцы многократно пытались склонить святителя на свою сторону, но он остался верен Православию. Свт. Косма не подчинился указу имп. Льва Армянина (813-820) об удалении св. икон из храмов. За это изгнан с кафедры и сослан в заточение. Когда святителя возвратили из ссылки, он с прп. Авксентием продолжал отстаивать почитание св. икон. От непрестан. гонений свт. Косма ослабел телом, но был тверд духом. Свт.Косма (+ок.815-820) и прп. Авксентий до конца хранили правосл. веру.

Св.мч.Иоанн род. в греч.области Эпир, в г.Янине, у благочест. родителей. Осиротев в молодости, св.Иоанн направился в Константинополь. На средства от родителей приобрел небольшую лавочку на городском базаре и занялся ремеслом.Он был трудолюбив, честно выполнял заказы, дела шли успешно. Но душа святого стремилась не к земным благам, а к Царству Небесному.
 Св.Иоанн жил в трудные времена. Константинополь был под властью турок, христиане подвергались притеснениям. Многие ремесленники и торговцы, христиане, перешли в магометанство. Св. Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал неизменивших вере. Отступники возненавидели св.Иоанна и желали ему гибели. Святой не боялся: в душе возникло стремление пострадать за веру во Христа.
 В Вел.пятницу он пошел к дух.отцу и просил благословения на мученич. подвиг. Священник посоветовал юноше подготовиться к подвигу постом и молитвой, чтобы во время мучений не отречься от Христа. Св.Иоанн горячо молился Господу об укреплении сил. В ночь на Вел. субботу увидел себя во сне стоящим в огнен.печи и поющим славословие Господу. Истолковав видение как указание идти на мученичество, св.Иоанн принял Св. Тайны и испросил у священника благословение идти на подвиг.
 Когда св.Иоанн пришел на рынок, завидовавшие ремесленники упрекали его, что обещал отречься от Христа, но не выполняет этого. В ответ мученик во всеуслышание объявил, что христианин и никогда не отречется от Христа. Завистники предали его судье. Судья пытался уговорить св. Иоанна перейти в магометанство, т.к. ценил его как умелого и честного мастера. Но мученик исповедал себя христианином. Несколько дней его морили голодом, жаждой и беспощадно били. Мученика приговорили к сожжению на костре. Св.Иоанн с радостью встретил приговор. Когда его подвели к костру, смело вступил в пламя. Мучители, видя, что св. Иоанн готов сгореть на костре, вытащили из огня и усекли мечом (+1526). Голову и тело мученика бросили в костер. Христиане собрали кости мученика, уцелевшие от огня, благоговейно перенесли в соборный храм.

 Максимовская икона изображает Пресв. Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митр.Максима, принимающего из пречистых Ее рук омофор. Икона , в длину 2 аршина 4 вершка, в ширину 1 аршин 1 вершок, украшена серебряною чеканною, позолочен. ризою с жемчужным убрусом. На иконе надпись:“Сей святый и чудотв. образ Пресв. Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима митр.ополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнага шествия в келии своей мала уснув, абие видит, аки яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: “Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, — и подаде ему омофор, глаголя: Прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы”. Он же прием, возбудися от сна, и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же с объят бысть на много час, абие поведа великому князю Андрею, построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим”. Омофор хранился в соборе, в золотом ковчеге 112 лет; но при нашествии на Владимир царевича Талыча, что было в 1412 г., 30 июля, омофор с проч.соборными драгоценностями скрыт в тайное место, доселе неизвестное, ключарем Патрикием, замученным в соборе от татар, старавшихся  исторгнуть от него жесточайшими муками сию тайну.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения