Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Филарета,митр.Моск. Прор.Авдия.Мч.Варлаама. Мчч.Варлаама,Иоасафа,Индийск.,отца Авенира. Мч.Илиадора. Мч.Азы,150 воинов. Прп.Илариона чудотв. Прп.Варлаама Печерск. Обрет.мощей прмч.Адриана Пошехонск,Яросл.Ик.В скорбех и печалех утешение

02 Декабрь 2019 г. Понедельник

 Свт.Москов.Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) род. 26 декабря 1782 г. в г. Коломне. Отец и мать из потомств.дух-ва. 20 декабря 1791 г. зачислен в Коломенск. семинарию, к-рую перевели в Тулу, ушел в лаврскую школу в обители прп. Сергия. В 1802 г. Василий - старший над семинар. больницей, где учился сострад. любви к ближним. В апреле 1802 г. проповедует в Трапезной церкви прп.Сергия. На него обратил внимание митр.Моск. Платон, бывавший в Вифанском скиту возле Лавры. В августе 1806 г. Василий назначен учителем поэзии. Митр.Платон ставит его лавр.проповедником:«Я пишу по-человечески, а он по-ангельски».
16 ноября 1808 г. буд. святитель принял постриг с нареч. в честь св.Филарета Милостивого. Чрез 5 дней митр. Платон рукоположил в иеродиакона. Филарет хотел жить в Лавре. Но с преобразованием дух.школ Комиссия затребовала в Петербург самых способных. Из Троицкой семинарии вызван иеродиакон Филарет. В Петербурге открылась академия. Старая стала семинарией, инспектором и бакалавром философии назначили Филарета. В феврале 1810 иеромон.Филарет переведен бакалавром богослов. наук с преподав. церк. истории. С 1810 по 1817 разработал курс богослов. и церк.-ист. наук в академии, первым в Петербург. академии читал лекции на рус. яз.
 В Петербурге св.Филарет много проповедовал. О нем заговорили как о новом светиле. 11 марта 1812 г. Синод назначил его ректором академии и профес. богослов.наук. Вскоре настоятель новгород. Юрьева м-ря.
  Чрез 3 года после войны 1812 г. архим.Филарет по поручению Синода составил благодарств. молебствие о спасении Отечества, к-рое совершалось ежегодно в день Рождества Христова. Бедствия России в Отечеств.войну углубили религ. настроения. В дух. исканиях нередко обращались не к вере предков, а к книгам запад. богословов. Архим.Филарет видел эти заблуждения, но не торопился осуждать, доброжелательно относился к искрен. движению  души. В мистич. поисках чувствовал дух.жажду людей.
Он участвовал в переводе Библии на рус.яз. Ответственность за перевод возложена Синодом на Комиссию дух. училищ и персонально на архим. Филарета. Святитель подобрал переводчиков. Перевел св. Евангелие от Иоанна. Им составлены «Правила» для перевода. В 1819 напечатан перевод Четвероевангелия. Но труд по переводу Свящ. Писания не  закончился.
  5 августа 1817 г. по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архим. Филарета во еп.Ревельского, викария Петербург. епархии. 15 марта 1819  еп. Филарет переведен на Тверск.кафедру в сане архиепископа с назначением членом Синода. 26 сентября 1820 г. переведен в Ярославль, где пробыл ок. года. В 1821 занял кафедру первосвт. Московского.
 В мае 1823 г. напечатан его «Христ. Катехизис Правосл. Кафолической Восточной Греко-Российск. Церкви». Книга быстро разошлпсь, вышло 2-е изд. «Катехизис» переведен на греч., англ. и др.яз.
 В 1826 моск. святитель возведен в сан митрополита. В 1836 г. обер-прокурором Синода назначен граф Н.А. Протасов, убежденный в канцел. управлении, в важности приказа. Члены Синода почувствовали его тяжелую руку. Но моск. владыка умел поставить его на место. Однажды Протасов в Синоде уселся в архиер. кресло. Митр.Филарет спросил: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов не понял. Святитель объяснил, что за этим столом восседают члены Синода и указал на стоящий в стороне обер-прокурорский стол.
 В 1832 г. митр. Филарет по поручению Синода составил «Сказание об обретении честн.мощей иже во св. отца нашего Митрофана, первого еп. Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесн. исцелениях».
Серьезное столкновение между митр. Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 г., когда Моск.архипастырь с Киевским митр-том высказались о возобновлении перевода Библии. Митр. Серафим не поддержал их; последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих, с оставлением  за ними членства. Пребывая безотлучно в Моск. епархии, митр. Филарет  участвовал в деят-сти Синода, откуда высылались бумаги на отзыв. Обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления из Петербурга, приезжал в Москву за советом, вел с ним делов.переписку.
  Авторитет митр.Филарета рос вне участия в синодальных делах. За советом приезжали архиереи со всей России. В Москве каждый иерарх считал долгом навестить «всероссийского архипастыря».
  Печалился святитель о старообрядч. расколе, расторгшем религ. единство народа. В 1834 г. составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Книга митр.Филарета, его записки по старообрядч. вопросу не остались без плодов. В 1865 г. под его влиянием к Правосл. Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия. Святитель не был безучастен к судьбе западного христ.мира. О дух.состоянии инославн.церквей судил с мудр. взвешенностью, с непоколебим. верой в истину Православия.
Вел. архипастырь, митр.Филарет был одним из столпов Российского гос-ва. К его мудрости прислушивались императоры и вел.князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Имя митр.Филарета тесно связано с реформой 1861 г. На него пал выбор, когда нужно составить обращение царя - «Манифест». При  законопослушании святитель отказывался исполнять повеления, если они противоречили христ. совести. В 1829 г. Николай I в память об Отеч. войне приказал воздвигнуть в Москве Триумф. ворота. Митр. Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда ворота  соорудили, государь пожелал, чтобы архипастырь освятил их, бесстрашн. святитель отказался, ибо «служителю Бога истинного невозможно окроплять св. водой изваяния, представляющие языч. лжебожества».
 Почти полвека митр.Филарет управлял Моск. епархией. Узы христ. любви между архипастырем и паствой укрепились после холеры в 1830 г. Признавая пользу мед. ср-в, митр.Филарет полагался на молитву и милосердие Господа.Распорядился совершать крестные ходы с молебн.пением. В Кремле митрополит с братией Чудова м-ря на коленях молился о прекращении холеры.
Важнейшей архиер. обязанностью считал совершение Литургии. Даже старцем служил всякое воскресенье, если болезнь не приковывала к одру. Несмотря на тихий голос, служение исполнено молитвенности. После богослужения, сколько бы ни было прихожан, благословлял всех, осеняя неспешным крестн.знамением. Большую радость доставляло освящение храмов, за полувек. служение в Москве освятил не один десяток церквей.
 Святитель произносил проповедь тихо, читая по бумаге. Наместник Лавры архим.Антоний спросил: «Отчего не беседуете в храме без приготовления? И в обычном разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,»-«Смелости не достает»,-смиренно ответил проповедник, к-ому дан от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митр. Филарет не придавал важного значения форм. резолюциям. В суд. решениях, к-рые принимал как епарх. архиерей, всегда справедлив. Пристально наблюдал за жизнью Моск. дух. академии. Без его ведома в академии не совершалось важного дела. По его благословению профессора начали перевод твор-й  св. отцов на рус. яз.
Любимым детищем был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 наместником Лавры архим. Антонием. При освящении скит.храма облачился в ризу прп.Сергия. Считал Гефсиманию лучшей обителью на свете.
  Иноч. подвиги современников вызывали у митр. Филарета глубокий интерес. Он почитал прп. Серафима, о житии к-рого знал из бесед с архим. Антонием, высоко ценил дух.мудрость Саровского старца: «Прекрасен совет о. Серафима - не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия». Изречения самого митр.Филарета поражают мудростью. Собеседник заговорил о частых падениях:«Дух бодр, да плоть немощна!» - «Не наоборот ли, - возразил митрополит, - плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался до рассвета утрен. правилом и совершением богослужения или молитв. участием в нем. После литургии пил чай, шли служ. занятия: доклады секретаря и служащих, прием посетителей, между 2-м и 3-м часом легкий обед, потом час или два чтение книг, газет и журналов, опять дела - доклады, служ. переписка. Обстановка в Троицком подворье в Лаврских покоях скромна. Похвалы считал вредными для души, укорял тех, кто обращался с хвалой.
17 сентября 1867 г. митр. Филарет после ранней Литургии в лавр. церкви сказал духовнику архим.Антонию: «Во сне сказано: береги 19 число».- "Владыко! Разве можно верить снам» - усомнился о.Антоний. Святитель добавил: «Мне явился отец, сказал это. Я думаю каждое 19 число причащаться Св.Тайн». 19 октября, причастившись в дом. церкви, отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись навсегда, возвратился в Москву. Он,не отказывая в приеме, просил, чтоб приходили до 19 ноября. 19 ноября 1867 г. митр.Филарет совершил Литургию в Троицком подворье. Принял посетителей, проводив их, пошел в кабинет. Келейнику, к-рый чрез несколько часов пригласил обедать, сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не было. Келейник вошел в кабинет, поспешил в бок. комнату и увидел архипастыря на коленях у умывальника. Умыв лицо, он умер.
 Отпевание Моск.архипастыря свершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова м-ря. Мощи свт. Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре с мощами свт.Иннокентия Московского. Свт. Филарет подвигом жизни стяжал благодат. дары Св. Духа.
У моск.купца было воспаление, врачи решили отнять руку. Накануне операции к жене пришла знакомая старообрядка, усмехнулась:« Обратитесь к вашему митрополиту, ведь почитаете за святого». Издевку та приняла за вразумление, просила помолиться о муже. Митрополит велел приход.священнику причастить больного и 40 дней поминать о здравии за Литургией. Больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На др.день после причастия приехали доктора делать операцию, но нужда в операции отпала.
 Крестьянин из-за метели сбился и в изнеможении упал, увидел тень и решил, что это зверь. Начал молить Бога о прощении грехов и призывать святых. Увидел старца небольшого роста в черной рясе, что спросил: «Кто ты?» Крестьянин сказал, старец взял за руку: «Не падай духом, я доведу до селения». Они легко дошли. Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спросил, за кого молиться. Старец сказал: «Молись за Филарета Московского», - и исчез. Долго ходил человек в Москве, стараясь отыскать избавителя. У Никольских ворот Кремля встретил купца, к-рый решил подать ему милостыню, но тот не принял ее, а рассказал о случившемся. Купец сказал, что его спас митрополит, указал дорогу на Троицкое подворье. Крестьянин увидел владыку, узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!»
Тропарь святителя Филарета, глас 4
 Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение// и душам нашим спасение.
Кондак святителя Филарета, глас 2
 Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,/ яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении/ от безбожных пору гание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави// и заступника Церкве нашея яви.

Св. прор.Авдий (из 12-ти, IX в. до Р.Х.), из сел.Вифарама, близ Сихема, служил домоправителем у  царя Израильского Ахава. Израиль стал приносить жертвы Ваалу. Но Авдий втайне  служил Богу. Когда нечестивая Иезавель, жена Ахава, истребляла всех пророков Господних, Авдий давал им приют и кормил. 
 Наследник Ахава царь Охозия послал 3 отряда, чтобы схватить св. прор.Илию. Один из отрядов возглавлял св. Авдий. По молитве св. Илии два отряда пожраны огнем. Св. Авдия и его отряд Господь пощадил (4 Цар.1).
Св.Авдий оставил воин. службу и последовал за прор.Илией. Позже получил дар пророчества. Боговдохновенное творение св.Авдия Книга пророчеств занимает четвертое место в ряду книг Малых пророков. Она содержит предсказания о Церкви Новозаветной. Св. пророк Авдий погребен в Самарии.

  Св.мч.Варлаам родом из Антиохии Сирийской. В престарел. летах схвачен за исповедание Христа, приведен на суд к языч.князю. Варлаама принуждали принести жертву идолам, подвергли лютым мучениям: немилосердно били волов. жилами, строгали железн. когтями. Язычники повели св. мученика к идол. храму и там, по приказанию мучителя, простерши его руку над жертвенником, где горел огонь, положили горячие уголья с ладаном, чтоб он возложил курение на жертвенник идолов. Мучители думали, что мученик от нестерпимой боли сбросит горячие уголья с ладаном пред идолами. Если б сделал так, ему сказали, что он принес жертву.
Но мученик Христов стоял непоколебо, как столп, держа на руке горящ. огонь,до тех пор держал на руке огонь, пока не сгорели пальцы и не упали с огнем на землю. Он не двинул рукою и не возложил на алтарь пред идолами угольев с ладаном. Явившись столь мужеств.страдальцем, св. Варлаам при доблестном исповедании предал душу Господу.

  Иоасаф—индийский царевич, святой Правосл. церкви. Единств. житийным источником явл-ся «Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче», авторство к-рой правосл. традиция относит к прп. Иоанну Дамаскину. Согласно житию, Иоасаф - сын язычника Авенира, к-рый долго не имел детей, после рождения сына предсказали, что примет христ-во, гонимое отцом. Чтоб избежать этого, Авенир построил для Иоасафа отд. дворец, в к-ром тот жил до юности. Иоасаф получил разрешение покидать дворец и увидел, что за его стенами есть страдания, болезни и смерть. У юноши появились мысли о суетности бытия.
  Прп. Варлаам Индийский, пустынник, пресвитер, Божием откровением узнал о страждущем в поисках истины царевиче Иоасафе. Выйдя из пустыни, прп. Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез драгоцен.камень. В виде притч, затем «от Св. Евангелия и Св.апостол», преподобный изложил ему христ. вероучение, и юноша уразумел, что драгоцен. камень есть вера в Господа, принял св.крещение, а прп. Варлаам снова ушел в пустыню.
Царь Авенир, узнав, что сын стал христианином, старался заставить Иоасафа отказаться от новой веры, но сам стал христианином. После крещения царь Авенир преставился, а св. царевич оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего старца-учителя. Чрез 2 года нашел пещеру прп. Варлаама , спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе.
 Пред кончиной прп. Варлаам отслужил литургию, приобщился Св.Таин, причастил царевича и отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из ста. Совершив погребение старца, св. Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустын. подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув 60 лет.
Тропарь преподобного Иоасафа, царевича Индийского глас 4
От духовнаго наставника научився,/ царю Иоасафе, Бога познати,/ Крещением же просветився,/ люди к вере обратил еси,/ и отцу твоему от купели приемник быв,/ царство оставив, пустыню достигл еси/ и в ней трудолюбие подвизался еси./ Моли Христа Бога со учителем твоим Варлаамом/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоасафа, царевича Индийского глас 8
Ведый твое из младенства благое изволение, Иоасафе, един сердцеведец Бог,/ и от царствия земнаго в монашеское пребывание приведый тя,/ великому Варлааму последовати сподоби./ С нимже и ныне горний Иерусалим всесветлый отечество имея,/ желаемыя доброты красно наслаждался Святыя Троицы,/ молим тя, царская красото,/ поминай нас, верою чтущия тя.

 Св. мч. Илиодор жил в царствование имп. Аврелиана (270-275) в гор. Магиде (Памфилия). От правителя этого города Аэция святой претерпел за исповедание Христ.веры жестокие мучения, обезглавлен (+ ок. 273).

 Св. мч. Аза и с ним 150 воинов пострадали в Исаврии, в Малой Азии, при имп. Диоклитиане (284-305). За исповедание христ. веры святой схвачен и приведен на суд к епарху (правителю) Аквилину. Посланные за святым 150 воинов были по пути обращены им в христ-во и приняли св. Крещение водой, чудесно истекшей по молитве св. Азы. Мученик убедил выполнить заповедь о повиновении властям и привести его к епарху. Воины со святым исповедали пред Аквилином христ. веру, за что все обезглавлены. Вместе с ними епарх казнил своих жену и дочь, к-рые уверовали, видя непоколебимость св. Азы при мучениях.

Прп. Иларион чудотворец род. в 816 г. в Кахетии (Вост. Грузия). Происходил из рода грузин. князей Вачнадзе (Донаури). Очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет знал наизусть Евангелие, 12-ти лет пострижен в мон-во в обители, основанной отцом. В 16 лет переселился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Здесь прп. Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестан. молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством известен всей Грузии. Но слава была чужда прп-ному. Приняв сан иерея, уклонился от предложенной ему в Грузии еп. кафедры в Сагареджо (в Кахетии) и удалился в Св. Землю, на поклонение Гробу Господню.
17 лет св. Иларион провел в Иорданской пустыне, живя в пещере св. прор. Илии Фесвитянина, к-рая некогда служила жилищем и св. Иоанну Крестителю. Ему во сне яв-ся Ангел Господень и призвал прп-ного поспешить в Грузию, чтоб застать в живых отца. Св. Иларион отправился на родину, где после кончины родителя устроил из отчего дома м-рь, постриг в мон-во мать и сестру, остался при этом м-ре до смерти матери. Затем отдал половину имения Давидо-Гареджийскому м-рю, а др. половину -нищей братии и отправился в Константинополь. Поклонившись святыням Царьграда, св. Иларион удалился на гору Олимп, в Малой Азии, где ок. 864 г. основал грузин. обитель. Здесь пробыл 5 лет. Стало известно о многих исцелениях, совершенных прп-ным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания.
 Избегая славы, св. Иларион отправился в Рим на поклонение гробам св. первоверх. ап. Петра и Павла. По пути посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших "сухие" ноги). На обрат. пути прп. Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел 3 года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви св.вмч. Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав помощь св. Илариона.
 Св.Иларион извещен о кончине за 40 дней, и за 3 дня до смерти приобщился Св. Тайн, простился с братией и затворился в келье. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 г.
Честные мощи опущены в камен. склеп, а чрез 40 дней прославились исцелениями. По распоряжению имп. Василия Македонянина (866-886), мощи св. Илариона перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 г. Император хотел положить их в царск. палаты, но св. Иларион явился во сне и указал, чтоб мощи его положить в новоустроен.храме Св. Апостолов, близ Босфора Фракийского. Грузин. Церковь в IX в. причислила прп. Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября.

 Прп.Варлаам, игумен Печерский,жил в ХI в. в Киеве, был сыном знатного боярина. С молодости стремился к иноч. жизни, ушел к прп. Антонию Печерскому, к-рый принял его, велев прп. Никону совершить иноч. постриг. Отец прп. Варлаама пытался  вернуть его домой, но, убедившись, что сын не вернется, отпустил его.
Когда число иноков в пещерах возросло, прп. Антоний поставил прп.Варлаама игуменом, сам переселился в др. пещеру, жил в уединении. Прп. Варлаам стал первым игуменом Киевого м-ря. В 1058 г., испросив благословение прп. Антония, прп.Варлаам построил над пещерой деревян. церковь Успения Пресв. Богородицы. Позже прп Варлаам стал игуменом новосозданного м-ря вмч. Димитрия.
 Дважды прп.Варлаам совершал паломничество к св. местам Иерусалима и Константинополя. Возвращаясь из второго путешествия, он скончался во Владимирском Святогорском м-ре на Волыни в 1065 г., погребен, согласно завещанию, в Печерской обители, в Ближних пещерах. Память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп. Варлаама, 1-го игумена Печерского, в Ближних пещерах, глас 1
 Мира красная и славу его оставль,/ притекл еси в пещеру,/ идеже от силы преуспевая в силу,/ был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме,/ еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,/ сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.
Кондак прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах, глас 2
 Отеческаго прещения не устрашился еси,/ ласканиям того не повинулся еси,/ ниже лестию низложился еси женскою, всечестне Варлааме,/ но непобедимь от тех пребыл еси,/ надеяся на Господа своего, Емуже молися о душах наших

 Обретение мощей прмч.Адриана Пошехонского, Ярославского 19 ноября 1625 г. 17 декабря 1625 г. при патр.Филарете его нетлен.мощи перенесены в основанную им обитель. Прп.Адриан Пошехонский род. в Ростове Великом в нач. ХVI в. у благочестивых Григория и Ирины. Монашеское пострижение принял в обители св.Корнилия Комельского. Среди собранной прп.Корнилием братии было много строителей и иконописцев, так что храмы созидались и украшались их трудами. Искусным иконописцем был и прп. Адриан.
 В конце жизни прп .Корнилия на м-рь совершили набег казан.татары. Св. наставник увел братию на р. Ухтому. Но татары не тронули м-рь, устрашенные видением множества воинов, и удалились.Прп. Корнилий вернулся с братией в м-рь, где преставился 19 мая 1537 г. Через три года прп. Адриан, в сане иеродиакона, захотел уйти в пустын. место и основать м-рь Пресв.Бородицы.  Господь помог преподобному.
 В Корнилиев м-рь пришел неведомый старец-черноризец. Встретив его, прп. Адриан спросил его имя, но старец не ответил. Преподобный пригласил его в келью, попросил сказать что-то на пользу душевную, и старец сказал, что может указать пустыню, где он создаст храм и м-рь Пречистой Богородицы.
Прп.Адриан отправился к настоятелю игумену Лаврентию просить благословение на пустын. безмолвие. Игум.Лаврентий дал благословение, отпустил с ним его послушника - старца Леонида. Помолившись у гроба св.Корнилия, прп.Адриан и старец Леонид отправились, предводимые таинственным черноризцем. Прп. Адриан нес написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 г., под праздник Воздвижения Креста Господня, прп.Адриан и старец Леонид прибыли в Пошехонский лес, что между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу р.Вотхи. Там старец стал невидимым.
 Изумленные путники воспели канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. Как предвестие будущей обители по селениям разнесся колокольный звон. 3 года прожили прп. Адриан и старец Леонид в пустын.одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения и поношения, затем приступили к осуществлению мечты. Подвижники отправились в Москву к митр.Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на р. Вотхе, обители Успения Божией Матери. Свт.Макарий благословил , вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена.
В Москве пошехонские пустынники нашли щедрых благотворителей. Вернувшись в пустыню 31 мая 1543 г., игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Св.Адриан раздумывал над возведением большого каменного храма и собрал значительную сумму.Но в 1550 г., в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались  грабители и после истязаний задушили прп. Адриана.
Св. мощи прмч. открыты 17 декабря 1626 г., перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе прп. Адриана совершилось множество исцелений.
Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому
 О великий чудотворче, святый и преподобномучениче, многострадальне игумене Адриане! Услыши мя, грешнаго раба своего, и иже к тебе моего моления, яко имея дерзновение ко Святей Троице, помяни мя, да отпустятся грехи моя, и Небеснаго Царствия сподоби мя, преподобномучениче, твоими молитвами.
Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского глас 4
Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.
Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского глас 4
Христа ради доблественне претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси страдания своего,/ приходящим же с верою к тебе подавши цельбы,/ о преподобномучениче Адриане, приснопамятне,/ молитвенниче о душах наших.

  Благодатью, исходящей от иконы «В скорбех и печалех Утешение», Матерь Божия исцеляет страдающих головной болью, расслаблением, немотой, косноязычием, беснованием. По преданию, икона принадлежала цареградскому патриарху свт. Афанасию III, с к-рым побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 г. впервые прибыла в Россию. После кончины святителя в 1654 г. икона доставлена в Афонский м-рь Ватопед, где пробыла до октября 1849 г., когда открыт рус. Андреевский скит. Проживавший на покое в Ватопеде митр. Григорий передал икону скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя рус.Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 г. последовало открытие скита, Виссарион благословил братию образом: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».
 Прославление образа совершилось в России в Вятской губернии в 1863 г., когда в г.Слободской губернии прибыл из Афона иеромонах Паисий, привезший икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение». Образ украшен был богатой серебряной с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери. Он помещен в жен. Христорождественском м-ре, в храме Рождества Христова. Когда о. Паисий собирался возвратиться на Св. Гору, от иконы Пресв. Богородицы произошло чудесное исцеление 18-летнего немого юноши, после чего к образу началось паломничество. Многие страждущие богомольцы получили исцеление и утешение в своих печалях от св.образа в те дни.
  Затем св.икона с почестями перенесена в жен. Преображенский м-рь г. Вятки, а в Слободском остался точный список с чудотв. образа, выполненный тем исцеленным 18-летним юношей. Духовный подъем вятчан был так велик, что «Вятские губернские ведомости» накануне Великорецкого крестного хода сравнивали со встречей афонской святыни.
  О.Паисий, отправляясь на Афон, оставил в Преображенском м-ре список чудотв.иконы, а 26 июня 1871 г. во имя иконы «В скорбех и печалех Утешение» в Вятке заложен храм, что строился более 11 лет. 31 августа 1882 г., в день Положения Честного пояса Пресв. Богородицы, архиеп. Апполос освятил храм, где каждую субботу пред образом читался акафист. Раз в два года, в память о пребывании св.иконы в Вятском крае и о чудесных исцелениях, совершались крестные ходы по епархии.
19 ноября 1866 г. в Слободском Христорождественском м-ре на список чудотв. образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» возложена присланная с Афона позолочен. риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы немого юноши, к-рый и выполнил список, в м-ре совершалась служба.В этот день установлено празднование чудотв. образа Пресв. Богородицы.
27 марта 1890 г. святыня доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В обители оставлена точная копия. Граждане города день и ночь спешили поклониться чудотворному образу.Благодать Божия прославила икону многочисленными чудотворениями.
Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе, а чтимый список– в слободском Свято-Екатерининском соборе. В 1999 г. престол одного из храмов бывшего муж. Крестовоздвиженского м-ря в г. Слободском освящен в честь чудотв. образа.
В Алексиево-Акатовом жен.м-ре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни,где написано:«сия икона написана и освящена на св. Афонской Горе в Рус. Обители Св. Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 г. икона замироточила.
Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены св. вмчч.Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, св. Иоанн Предтеча и св. ап.и еванг. Иоанн Богослов, прпп.Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, свтт. Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ украшен несколькими ризами, одна из них золотая.
Молитва: Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения