Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Никона, игумена Радонежского, ученика прп.Сергия(1426). Свт.Григория,чудотворца,еп.Неокесарийского(ок.266-270). Прп.Лазаря иконописца(ок.857). Мчч.Ацискла,Виктории Кордувийских(IV). Мч.Гоброна, в св.Крещении Михаила,с ним 133 воинов(914)

30 Ноябрь 2019 г. Суббота

  Прп. Никон детство провел недалеко от обители прп.Сергия, в г. Юрьеве Польском. В юности Никон, услышав о прп. Сергии, пришел в обитель и просил приобщить к лику монашествующих. Но прп. Сергий не принял буд.о преемника. Предвидел прп.Сергий будущ. судьбу Никона, хотел, чтобы тот, кому суждено начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился не юношей, а в пресвитер.сане. Святой послал юношу в м-рь к ученику Афанасию Высоцкому. Никон прп. Афанасия не знал и не имел к нему той веры, какую имел к Сергию. Но не прекословил, согласился быть в удалении от прп. Сергия, совершив подвиг послушания и самоотвержения. Подвиг его награжден впоследствии. Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как он, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника.
 Прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Прозревая в нем будущее, св. старец устрашал его трудностями монашества. Прп. Никон следовал рук-ву опытного подвижника: учился умному деланию, изучал Свящ.Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Вскоре он возведен в сан иеромонаха.Блж. Афанасий любил Никона, но душа того стремилась в пустынь прп.Сергия. Два года пробыл он в Высоцкой обители, захотел видеть прп.Сергия, получить благословение. Открыл это прп. Афанасию, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, но оставил в обители. Повелел прп. Никону служить братии. Целые дни проводил в монаст. делах, а ночи в молитв. беседах с Богом. Прп.Сергий утешался дух. преуспеянием смирен. послушника, к-рый с усердием принимал поучения, ибо искренно желал быть подобным вел. старцу. Каждое послушание св. Сергия принимал с верой и исполнял без промедления.
  Предвидя особую благодать в любимом ученике, прп. Сергий повелел пребывать с собой в  келье. Здесь нашел прп. Никон высшее училище дух. любомудрия, ограждение от искушений в прозорливом рук-ве, подкрепление против немощей в молитве. Желая видеть в подвижнике соучастника дух. делания, прп.Сергий поучал его добродетели, разъяснял сущность дух.жизни.  
  Видя дух.опытность ученика, строгий игумен возложил на прп. Никона часть попечений о братии под своим смотрением, а за 6 месяцев до преставления, пред удалением для безмолвия в затвор, назначил преемником. Никон с любовью поддерживал все, что установлено прп. Сергием. По обычаю обходил монаст. службы,не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, отечески поучал не ослабевать в молитве. Наставления получали и миряне. Но бремя настоят-ва тяготило прп. Никона.
  Вспоминая безмолвную жизнь в Серпуховском Высоцком м-ре, совместные подвиги с прп. Сергием, он уединился в особую келью. 6 лет обителью руководил избран. игумен прп.Савва Сторожевский. Но и тот оставил начальствование и по просьбе звенигород. кн. Юрия  удалился в его удел, чтобы основать обитель на «Стороже». Братия обители Сергиевой, дав прп. Никону насладиться безмолвием, умоляли вступить в должность игумена. Закон братолюбия победил, старец согласился, но назначил на каждый день время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.
  Пустынная жизнь текла тихо. Слух о приближавшемся Едигее с войском привел (1408) в страх Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь наставника, дабы не погибли труды его пустынные. Раз, после молитвы, в тонком сне явились свтт.Московские Петр и Алексий с прп. Сергием. «Так угодно судьбам Божиим,—сказал Сергий,—чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но искушение будет непродолжительно, и обитель распространится более».
 Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, опустошена и сожжена. Но прп. Никон с братией удалился и сохранил святыни, иконы, деревян.сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, прп. Никон возвратился на пепелище, собрал братию и стал создавать обитель. Построен храм Пресв.Живонач.Троицы, где теперь стоит церковь Сошествия Св. Духа; освящен в 1412 г., 25 сентября, в день преставления прп. Сергия. Видели, как свт. Алексий с прп.Сергием освящали здания обители.
  Прп. ученик, подобно наставнику, пользовался уважением и любовью не только у народа, но и у князей. В 1401 г. крестил сына Димитрия у кн. Кашинского Василия Михайловича; в 1410 г., по просьбе кн.Владимира Андреевича свидетельствовал завещание его о разделе удела между детьми. Вел. кн. Василий Димитриевич чтил прп.Никона, судя по жалован.грамотам князя. При Никоне обитель приобрела земельные владения складами, частью покупкой, и много льгот в ограждение ее спокойствия.
 Никон заботливо оберегал братию от дух.опасности. По его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослуж.книг, списаны два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.
Когда исполнилось 30 лет по преставлении прп. Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма Живоначальной Троицы прп. Сергий явился благочест. мужу близ обители и повелел возвестить игумену и братии: «Векую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» Никон предпринял построение камен. церкви над гробом дух.отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 г. обретены нетлен. мощи прп. Сергия. При открытии гроба разлилось благоухание. Не только тело чудотворца оказалось нетленным, но одежды были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода. 
  Св.мощи положили в новую раку и перенесли в деревян.церковь. После открытия св. мощей обитель Троицкая стала любимым местом богомолья рус.народа, что содействовало ее обогащению. Новый белокаменный храм как место покоя св. Сергия, украшался с любовью и молитвами. Над украшением святилища трудились прп. иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Прп.Андреем написана икона Пресв. Троицы, величайшее творение иконописца, воплотившее то, что было открыто прп. Сергию. О благоустроении Троицкого храма прп.Никон заботился до конца жизни. Доныне стоит храм, освящает молящихся.
 Накануне кончины Господь в откровении указал место буд. упокоения вместе с прп.Сергием.  Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру братию и дал последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и нощной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети.
Причастившись Св. Христовых Таин, прп. Никон, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 г., погребен близ раки прп. Сергия. Над могилой прп.Никона построен ок. 1560 г. камен. храм. Мощи прп. Никона почивают под гробницей. Рака прп.Сергия отделяется камен. стеной от раки ученика. Близки были в земной жизни прпп.Сергий и Никон, близкими остаются в загробной жизни. Неоднократно они являлись и чудодействовали.

Тропарь преподобного Никона, глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Никона, глас 4
 Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

  Испанский г. Кóрдова - место рождения св. мчч. Ацискла и Виктории, принявших муч. смерть в гонение рим.имп.Диоклетиана в 304 г. О детстве св.брата и сестры неизвестно. Уроженцы Кордовы, вели прав. жизнь, воспитывались благород. матроной Кордовы Минцианой, получили прекрасное свет. образование, воспитаны в христ. вере, организовали в доме небольшую церковь, где христиане совершали Св. Евхаристию.
 Рим. имп. Диоклетиан (284-305) хотел уничтожить христ-во в империи. Он прислал в Кордову наместника Диона, к-рый с жестокостью преследовал христиан для укрепления языч.культа. Один из офицеров город. суда, узнав о брате и сестре, что вели благочест.жизнь, зная о жесток. нраве Диона, решил донести о них. Властелин приказал слугам привести хулителей языч. богов. Св. Ацискл сказал, что они христиане и готовы на муки. Дион замахнулся на мученика, но его взор пал на кроткую Викторию, он лицемерно ласково сказал мученице, чтоб забыла христ-во, иначе предаст самым жестоким  мучениям. Св. Виктория подтвердила, что они христиане. Дион велел бросить их в глубокое подземелье. Святые молили Бога об укреплении в мучениях. Язычники не давали им пищу и воду. Но брат и сестра мужественно переносили лишения. Однажды среди мрака темницы св. Ацискл и Виктория увидели яркий све, 4-х ангелов с небес. пищей, что насытила тело и укрепила дух.
 Дион размышлял, как отвратить от веры св.брата и сестру, каким пыткам подвергнуть, чтоб горожане побоялись назваться христианами. Правитель велел на площади св.узникам принести жертву идолам. Святые отказались. Правитель велел завязать рот,  бить палками св. Ацискла, а св. Виктории назначил наказание в виде ударов по ногам.
  На след. утро Дион велел приготовить огромный костер, чтоб бросить Ацискла и Викторию. Огонь был такой, что стражники не могли подойти к пламени. Святые с молитвой смело вошли в огонь. Палачи увидели св. Ацискла и Викторию с ангелами, а из пламени пение: «Слава в вышних Богу! На земли мир в человецех благоволениех!» Дион увидел, что пламя не причинило вреда святым, посчитал, что это колдовство. Святые ответили, что этоГосподь сотворил чудо. Дион приказал солдатам привести брата и сестру на берег р. Бетис и, привязав тяжелые камни, утопить. Но  Ангел Господень поддерживал мучеников - несмотря на привязанный к шеям груз, они стояли на поверхности воды. С молитвой святые вышли на берег, подошли к воинам, чтоб отвели в темницу. Многие прославляли Христа за милости, к-рые Он посылает любящим Его.
 Дион, услышав о добровол. возвращении святых в темницу, велел приготовить 2 колеса, привязать святых и вращать над огнем, чтоб пламя медленно жгло тела. Огонь по молитве святых вспыхнул так, что убил  идолопоклонников, но не причинил вреда св.мчч. Дион велел слугам разлучить святых. Палачу - отрезать груди у св. Виктории. Потом вернуть святых в темницу. Слава о святых и чудесах распространялась по Кордове. В темницу тайно приходили горожане, в т. ч. начальники и знатные матроны, передавали еду, лекарства. Христ. община росла. Многие знатн. богатые люди принимали св. крещение, в темнице слушали наставления о Боге.
 Дион велел вырвать язык св. мученице. После пытки св. Виктория плюнула в лицо тирану, и Дион ослеп. Он велел отвести к реке мученицу и предать смерти, что исполнено 2-мя стрелами из лука. На иконах св.мц. Викторию изображают с двумя стрелами в прав. руке. Дион велел привести св.Ацискла в амфитеатр, где св.мученик обезглавлен под вопли язычников.
 Тела святых взяла знатная матрона Минциана. Тело св.Ацискла погребла в загородн. имении, где устроила храм, а в XIII в. основан м-рь. Тело св. Виктории похоронено у реки, недалеко от блж. кончины. Тела святых оставались там века, источая исцеления всем, кто с верой обращался к святым. Дух-во города щедро дарило частицы мощей в разн. города и страны. С 810 г. большая часть мощей передана в Тулузу во Франции в бенедиктин. м-рь. Ост. часть мощей в Кордове с 1575 г. в церкви Сан Педро. Сейчас в Испании св. мчч. Ацискл и Виктория почитаются как заступники в грозу.
 С 29 по 30 ноября 2011 г. на время праздн. богослужения в честь св. мчч. Ацискла и Виктории Кордубских, на времен. хранение и для молитв. поклонения в храм Всех Святых на Соколе в Москве передан реликварий 1879 г. из Франции с частицей мощей св. мц.Виктории.

Св. Григорий род.в г. Неокесарии, в семье язычников. Родителей потерял рано. Познакомившись с еванг.учением, стал последователем его, приняв крещение, жил по заповедям Христа, отказавшись от богатства, гордости, славы. Григорий пребывал в воздержании, умерщвляя плоть, оберегал чистоту девства так строго, что в течение жизни не познал плот. греха. 
 Когда юношей изучал в Александрии философию и врач. ис-во с др. юношами, целомудр. жизнь возбудила ненависть сверстников. Они входили в дома блудниц как языч. юноши; а св.Григорий как христианин ненавидел это. Сверстники пустили слух, будто он жил нечисто. Они научили блудницу разнести молву о невин. отроке. Как-то святой беседовал с философами, блудница стала просить платы за совершен. плотск. грех.  Зная чистоту Григория, отгоняли блудницу. Она громко кричала святому, чтоб отдал плату. Незлобивый кротко попросил друга отдать плату, чтоб она ушла. Бог допустил духа нечистого к блуднице. Она вопила, испуская пену. Мучил ее бес, пока святой не сотворил молитвы. Это начало чудес юного Григория.
 У Григория был друг Фирмиан из Каппадокии, к-рый также хотел служить Господу. Они  учились тайнам Божеств. Писания. Среди учителей Церкви славился Ориген. Св. Григорий учился у него, затем вернулся  в Неокесарию. Граждане, видя его премудрость, хотели, чтоб стал судьей и градоправителем. Но Григорий в пустыне жил в уединении для Бога - в подвигах и трудах.
 Когда св. Григорий в пустыне упражнялся в богомыслии, узнал о нем блж. Федим, еп. Каппадокийский, решил поставить святителем: провидел, что будет вел. столпом Церкви. Св. Григорий скрылся. Блж. Федим не смог разлучить пустыннолюбца с пустыней, посвятил Григория вдали в епископа Неокесар. церкви и св. Григорий против желания повиновался принять церк. управление.
 Когда распространялась ересь Савеллия и Павла Самосатских. Св. Григорий молил Бога и Божию Матерь об открытии истин. веры. Ночью яв-сь Пресв.Дева с Иоанном Богословом в архиер. одеждах. Указывая на Григория, Пречистая велела Иоанну Богослову научить его, как веровать в тайну Св. Троицы. Григорий направился в Неокесарию, где. лишь 17 чел. веровало. Когда св.Григорий шел в Неокесарию, шел мимо идол. храма. Надвигался дождь, святому и спутникам пришлось там заночевать. В храме жили бесы, беседовали со жрецами. Св. Григорий сотворил молитвы. Устрашившись молитв, бесы оставили идолов. Утром Григорий двинулся в путь, а жрец вошел в храм принести жертву бесам. Те вопили, что не могут войти.
Жрец поспешил за Григорием, с гневом кричал, что христианин вошел в храм и боги удалились. Св.Григорий сказал, что Бог дал силу над бесам. Он написал на листке: "Григорий, сатане: войди" подал жрецу. Возвратились бесы, вновь беседовали со жрецом. Жрец снова настиг святого, спросил, почему языч. боги слушаются его. Св. Григорий поучал его. Жрец умолял показать чудо. Григорий им. Христовым повелел громадн. камню сдвинуться, и камень перешел туда, куда хотел жрец. Тот распространил весть о чуде, в Неокесарии народ узнал о чудесах Григория. Все вышли навстречу. Григорий создал церковь; ему отдавали на строение всё, что имели. В Неокесарии вера распространилась,сокрушались идолы.
 В городе по древн. обычаю совершался всенародн. языч. праздник в честь местн. божества. Театр переполнен, стремились лучше видеть, из-за чего исторгся общий вопль, все взывали к божеству, чтоб дало простор. Услыхав, св. Григорий послал сказать, что скоро будет простор. За всенарод. праздн-вом пришла язва, город огласился плачем. Болезнь в городе опустошала дома, храмы наполнились зараженными, около источников толпились томимые болезнью. Для всех стала ясна причина, обратились к св.Григорию, умоляя остановить болезнь им. Господа. И болезнь отступила. 
 Всеобщ.уважение к свт.Григорию укрепилось в Неокесарии.  Водворились справедливость и мир, зло не нарушало согласия
   В царств. Декия вышло повеление принуждать христиан к поклонению идолам, а  кто не повинуется, мучить и губить. Св. Григорий дал совет, чтоб тот, кто не может терпеть муки, укрылся. Сам  с диаконом удалился в пустыню. Мучители, придя в г. Неокесарийский, искали Григория. Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается на горе, довел воинов туда. Св.Григорий воздел руки к небу, вручая себя защите Божией,  диакону велел делать то же. Оба молились, а воины  не видели их, хотя не раз проходили мимо.
 Когда кончилось гонение, Григорий возвратился на кафедру и, собрав паству, водворял порядок. Велел праздновать память св. мчч., пострадавших во время гонения. В старости приблизился к кончине. Спросил, сколько неверующих в Неокесарии. Ему ответили, что только 17 идолопоклоников, город верует во Христа. И он предал душу Богу. Так богоугодно жил св.Григорий, чудотворец Неокесарийский, и благочестиво скончался.
Тропарь, глас 8: 
 В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления: но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак, глас 2:
 Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси, и недуги отгнал еси человеческия всемудре Григорие: чудотворец же именуешися, звание от дел прием. 

Св. прп. Лазарь иконописец жил в Константинополе. Был пресвитером, вел строгую подвижнич. жизнь и писал св. иконы. При имп.-иконоборце Феофиле (829 - 842) его схватили, после тяжелых пыток бросили в темницу. От казни святого спасла имп.Феодора. Прп. Лазарь скончался в 857 г., возвращаясь из Рима, куда отправлен с посольством по церк. делам к папе Бенедикту III (855-858). Останки перенесены в Константинополь и погребены в церкви св. Евандра.

  Мч. Гоброн, во св.Крещении Михаил, с ним 133 воина - грузин. мученики Х в. Мч.Михаил, знатного княж. рода, с юности отличался храбростью, за что прозван Гоброном (на араб. "мужественный, храбрый"). В 914 г. арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую св. Гоброном и его воинами. После 28 дней осады, вероломно нарушив перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили стойких защитников во главе с Гоброном.
 Грузинский царь Адарнасе II (881-923) выкупил многих пленных, но на выкуп св. Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая богатство, но получил отказ. Тогда на глазах у св. Гоброна истреблены 133 воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Св.Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на лбу крест и, возблагодарив Господа за мученич. венец, кротко принял смерть чрез усекновение главы 17 ноября 914 г. 
  Тело св. Гоброна и тела 133-х воинов зарыты в общую яму. Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу св. мучеников, множество больных на могиле святых получали здравие. Грузин. Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых.
 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения