Версия для печати
На страницу списка праздников

Апостола и евангелиста Матфея(60). Прав.Фулвиана, кн. Эфиопского, во св. крещении Матфея(I).Сщмч. Филумена,Святогробца(1979).

29 Ноябрь 2019 г. Пятница

 Св. ап. и еванг. Матфей,сын Алфея, Левий (Мрк.2:14.Мф.9:9.Лк.5:27), жил в галилейском г.Капернауме. Человек состоятельный, занимал должность мытаря. Соотечественники чуждались его. Но Господь остановил на презираемом мытаре Свой выбор. В Капернауме Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу увидел сидящего у мытницы Матфея и сказал идти за Собой.
Услышав слова Господа, мытарь встал и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не удивлялся, что Учитель зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем принял Его и беспрекословно пошел за Христом.
 В радости Матфей приготовил в доме угощение. Господь не отрекся от приглашения. Собралось в доме Матфея соседи, друзья, знакомые - все мытари и грешники, - и возлежали за столом с Иисусом и учениками. Там случилось быть книжникам и фарисеям. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, они говорили ученикам Его, как Он может есть с ними.
 Господь сказал им, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
 Матфей, оставив достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик, не отлучался от Него. Вскоре удостоился причисления к 12 апостолам (Мф.гл.10; Мрк.3:13-19;Лк.6:13-16). С др. учениками Матфей сопровождал Господа в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Божеств. учению, видел чудеса, ходил с проповедью, был свидетелем крестн.траданий, искупит. смерти Спасителя и вознесения Его.
 После вознесения Господня и сошествия Св. Духа на апостолов Матфей был в Палестине, с др. апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вскоре они  разошлись из Иерусалима для проповеди веры Христовой. Пред отбытием его из Иерусалима христиане из иудеев просили передать письменно учение Христа.  Об этом просили и бывшие в Иерусалиме апостолы. Св.Матфей, исполняя это, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
 Удалившись из Иерусалима, св.ап.Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию,обошел Эфиопию, на к-рую пал жребий, и просветил ее светом еванг. разума. Наконец, наставляемый Св.Духом, пришел в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в г.Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника Платона, создал небольшую церковь. Сам восшел на гору и пребывал в посте, усердно молясь Богу об обращении неверных.Яв-ся Господь в образе прекрасного юноши, держа в правой руке жезл. Отдав жезл, велел сойти с горы и водрузить его при дверях устроен. церкви.
 Жезл, - говорил Господь, - вырастет в высокое дерево, древо принесет обильные плоды, величиною и сладостью превосходящие все плоды. От корня истечет источник чистой воды. Омывшись в источнике, людоеды получат благолепие лица, а кто вкусит от плода, позабудет зверские нравы, станет добрым и кротким.
Матфей, приняв жезл от Господа, сошел с горы и исполнил то, что велено. У князя г. Фульвиана жена и сын были одержимы бесами. Апостол изгнал бесов, исцелившиеся кротко последовали за ним. Еп.Платон встретил его вместе с клиром, и св. Матфей, приблизившись к церкви, водрузил данный  Господом жезл. Тот стал вел. деревом с многолиственными ветвями, на нем были плоды, большие и сладкие, а из корня истек источник. Все вкушали плоды и пили чистую воду. А св. ап.Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал людям слово Божие на их языке. Все уверовали в Господа, крестил их апостол в чудотворном источнике. Крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, вышли из воды, получив телесную и душевную красоту. 
  Князь обрадовался исцелению супруги и сына, но потом, по наущению бесов, разгневался на апостола, что народ оставляет идолов, и решил погубить его. Ночью апостолу явился Спаситель, повелев мужаться, обещая пребывать с ним.  Утром апостол в церкви с верующими воспевал хвалу Богу, а князь послал четырех воинов взять его.Когда они пришли к храму Господню, их объяла тьма, они едва смогли возвратиться. Когда спросили, почему они не привели Матфея, они рассказали все. 
Разгневался Фульвиан, послал воинов с оружием, повелев силою привести Матфея, а кто будет защищать его, убить. И эти воины воротились ни с чем, ибо в храме небесный свет осиял апостола, и воины, не в силах смотреть на него, испугались, бросили оружие, прибежали назад полумертвые от страха, рассказав все.
Разъярился Фульвиан, пошел сам с множеством слуг, чтобы схватить апостола. Но едва приблизился к апостолу, ослеп,просил, чтобы дали проводника. Он умолял Матфея просветить ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на глазах князя, даровал прозрение. Князь прозрел, но злоба ослепила его, вел. чудо он приписал волхвованию. Взяв за руку апостола, повел его к дворцу, как будто желая почтить его, но замышляя сжечь апостола Господня, как волхва. Но апостол, провидя лукавые замыслы, обличил князя, говоря, что готов все перенести во Имя Господа.
 Князь повелел воинам схватить св. Матфея, растянуть на земле лицом верх, руки и ноги крепко прибить гвоздями. Слуги собрали ветви и хворост, принесли смолу и серу и, положив это на св.Матфея, зажгли. Огонь разгорелся, все думали, что апостол сгорел, но пламя угасло, и св. Матфей оказался невредим и славил Бога. Народ воздал хвалу Богу, а Фульвиан разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу,назвал святого волхвом.
 Он приказал принести еще дров, положив на Матфея, зажечь, а сверху поливать смолою; принести 12 золотых идолов и,поставив у огня, призвал их на помощь, чтоб Матфей не избавился от пламени и обратился в пепел. Св.Матфей молился Господу, чтоб показал силу Свою, явил бессилие идолов.
 Внезапно пламень с громом устремился на зол. идолов, они растаяли, ак воск, опалены многие из стоявших вокруг; а из расплавившихся идолов вышло пламя в виде змея и устремилось на Фульвиана, т. ч. не мог убежать, пока не воззвал с мольбою к апостолу об избавлении от гибели. Пламень угас и огнен.змей исчез.
 Фульвиан хотел вывести святого из огня, но тот, сотворив молитву, предал душу в руки Божии.  Князь велел принести золотой одр и положить тело апостола, не поврежденное огнем, и, одев в драгоцен. одежды,  с вельможами внес во дворец. Но он не имел совершенной веры, потому велел выковать железный ковчег, плотно залить оловом и бросить в море, сказав, если Бог охранит Матфея,т.е.Он  Единый Бог, Ему будем поклоняться, оставив богов наших, не смогших себя избавить от гибели в огне.
 Ночью явился еп.Платону св. Матфей, попросил на восточном берегу взять его мощи, вынесенные на сушу.Утром епископ с верующими нашел железный ковчег с мощами св. ап.Матфея. Пришел и князь с вельможами и, уверовав в Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея как при жизни в огне, так и по смерти в воде. 
Припадая к ковчегу с мощами апостола, просил у него прощения в прегрешениях и изъявил желание креститься. Еп.Платон огласил его и, научив истинам св.веры, крестил. Когда возложил руку на голову его,чтоб наречь имя, послышался глас:
  - Назови его не Фульвианом, а Матфеем.
 Приняв в крещении имя апостола, князь подражал жизни св.Матфея. Передав княжескую власть, отказался от мира, предался молитве в церкви Божией и еп.Платоном удостоен пресвитерского сана. Через три года епископ умер, пресвитеру Матфею явился св.ап.Матфей, чтобы тот принял еписк.престол после блж.Платона. Приняв епископство, Матфей много трудился в благовествовании Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем сам отошел к Нему после долгой богоугодной жизни.
Тропарь, глас 3:
 Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.
Кондак, глас 4:
 Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

 Филуме́н Святогро́бец или Филуме́н Киприо́т - архимандрит Иерусалимской правосл. церкви, игумен греч. правосл.м-ря при Колодце Иакова в Наблусе (Сихем), в Самарии, на Западн.берегу Реки Иордан. Зверски убит неизвестными. Канонизирован Иерусалим. церковью 11 сентября 2009 г. в лике святых как священномученик.
 Род. в 1913 г. на Кипре. Родители, из селения Орунда в р-не Морфу, недалеко от Никосии, Георгий и Магдалина Хасаписы, были благочестивы и имели 13ь детей.
В 1927 г. с братом-близнецом Александром стал послушником в м-ре Ставровуни. В 1934 г. переехал в    Иерусалим, начал обучение в гимназии Иерусалим. правосл. церкви. В 1937 г. принял монаш. постриг с им.Филумен и 5 сентября рукоположен во иеродиакона. Окончив обучение в 1939 г., Филумен исполнял разл. послушания в Иерусалим. патриархии, нек-рое время жил в лавре Саввы Освященного. 1 ноября 1944 г. Филумен рукоположен во иеромонаха. Был настоятелем разл. храмов и м-рей в Иерусалиме, Яффе, Рамалле.
8 мая 1979 г. назначен игуменом м-ря у Колодца Иакова в Самарии. Вскоре после назначения группа неизвестных потребовала убрать кресты и иконы от колодца Иакова, заявив, что христ. символика мешает молиться в этом священном для них месте. Архим. Филумен отказался, напомнив, что Колодец Иакова остаётся правосл. святыней многие сотни лет. В ответ была угроза, что если архимандрит не уйдёт с этого места, должен готовиться к худшему. Выкрикивая угрозы в адрес христиан, неизвестные ушли. 29 ноября 1979 г. во время вечерни убит неустановл. лицами в м-ре — ему нанесли удары топором по лицу, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы на правой руке. После убийства совершено осквернение храма: разрублено распятие, разбросаны и осквернены свящ. сосуды. Тело архим. Филумена погребено на кладбище братства Гроба Господня на горе Сион.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения