Версия для печати
На страницу списка праздников

Филип. пост. Прп.Паисия Величковского(1794). Мчч. и испп. Гурия, Самона(299-306) и Авива(322). Мчч.Елпидия,Маркелла и Евстохия(IV). Мч. Димитрия (ок. 307).Купятицкой иконы Божией Матери(1180)

28 Ноябрь 2019 г. Четверг

 Во время гонений на христиан при импп. Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в г. Едессе схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву идолам святые ответили отказом, исповедав веру во Христа. Они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили (†299–306). Христиане погребли их св. тела.
 Чрез много лет последний имп.-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви Авив, к-рого император повелел схватить за ревностное распространение веры, пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие.Святой исповедал веру во Христа и приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух Господу(†322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело неповрежденным. Мученика похоронили рядом со свв. Гурием и Самоном.
 После смерти святых совершались чудеса с теми, кто с верой призывал их себе в помощь.Однажды воин-гот, посланный в Едессу, взял в супруги благочестив. девушку Евфимию. Он поклялся ее матери Софии у гробницы мчч. Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге зла, никогда не оскорбит ее, будет любить и почитать. 
 По окончании службы в Едессе он с Евфимией возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине была жена, Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств притерпела она. У нее родился ребенок, ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к св. мчч. Гурию, Самону и Авиву – свидетелям клятвы обманщика, и Господь чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Вскоре гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен.
 Прославляя св.мучеников в акафисте, Церковь обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие».

 Рождественский, или Филиппов, пост - правосл. сорокадневный пост в честь Рождества Христова.  Начинается 28 ноября, кончается в ночь под Рождество 6 января. Зовется Филипповым потому, что начинается после поминовения ап.Филиппа.
 Рождеств. пост установлен для того,  чтобы православные принесли Господу благодарств.жертву за собранные летом и осенью земные плоды и чтобы мы приготовились к благодатн.единению с родившимся Спасителем, чтоб  ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтоб с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить Рождество Господа нашего Иисуса Христа, чтоб, кроме привычных в Рус. Правосл.Церкви  даров и жертв, принести Богу чистое сердце и желание следовать Его учению.
Пост же телесный без поста духовного ничего не дает для спасения души, даже наоборот, может стать духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, начинает гордиться собой, проникаясь сознанием собственного превосходства. Истинный пост прежде всего связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, с искоренением злых дел и прощением обид. В дни поста, естественно, смотреть развлекательные передачи по телевизору возбраняется.
 Воздержание от скоромной пищи во время поста не цель, а средство  смирить плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, необходимо поститься и духовно. Если для вас пост – просто диета, вы уподобляетесь бесам и дьяволу, к-рые никогда не питаются, т. е. как бы «держат пост».
Правила воздержания в Рождеств., Филиппов, пост строги. Запрещены мясо, сливочн.масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождеств. поста запрещена рыба, вино и масло. В ост. дни: вторник, четверг, субботу и воскресенье - разрешено принимать пищу с растит.маслом. Рыба во время Рождеств. поста разрешается в субботу и воскресенье, а также в церк.праздники. Напр. в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, во дни вел.святых. Со 2 по 6 января пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. После дня памяти Свт.Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье, накануне Рождества Христова нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом
Основа любого поста - борьба с грехом чрез воздержание от пищи. Правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со степенью подготовки к посту, с состоянием своего здоровья. Помните, люди, к-рым по болезни нельзя ограничивать себя в еде, от голода делаются раздражительными, злыми, состояние их души не благостное, а озлобленное. Нужно помнить правило, данное Господом:  «да не отягчают сердца ваша объядением и пианством». Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем дух. и физ. состоянии и испросить благословения на совершение поста

  Рус. монашество к нач. 18 в. пережило дважды и расцвет,  связанный с именами прп. Антония и Феодосия Печерских (11 в.) и Сергия Радонежского (14 в.), и  упадок. Первоначальником третьего возрождения в 19 в. стал прп. старец Паисий Величковский.
В это время число м-рей сокращалось, монашество держалось внешних форм подвижничества, а умное делание, таинств. жизнь в Боге, т.е. суть святоотеч. учения, были забыты. Тогда Господь и воздвиг инока Паисия, чей труд рассеял дух. сумерки 18 в. 
 Прп. Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) род. в Полтаве в семье протоиерея. С малых лет  прилежно занимался дух. чтением, мысль о мон-ве посещала его. Юношей обучался в  Киевской академии. Проучившись 4 года, тайно покинул, чтоб стать иноком. Промыслительно первые годы иноч. жизни провел в расстроен.м-рях. Испытав, как трудны условия для иноч. делания, подготовился к тому, чтоб облегчить путь другим.
   17-ти лет Паисий вступил в Любечский, затем в Медведовский м-ри. После подвизался в молдавск.скитах, пользуясь наставлениями старцев. Был обучен умно-сердечной молитве. Пройдя иноч. подвиги, достиг такого устроения, что вел. наставники называли его «юным старцем». Было ему 24 года. Он убежден в полезности старческого окормления. Отсутствие постоян. дух.руководства побуждало старца искать его в святоотеч. писаниях.
Из скитов старец отправился на Св. Гору Афон–родину рус. монашества и колыбель аскетич. просвещения. Здесь начал подвиг служения иночеству. Из братии, желавшей жить под его рук-вом, основал общину – скит св. Илии, прообраз буд.обителей старца и его учеников. По настоянию братии принял свящ.сан. Был известным на Св. Горе духовником. 
  В 1763 г. из-за неблагоприятных внешних обстоятельств Паисий с братией переселился в Молдавию. Вначале в м-рь Драгомирна, а когда территория отошла к католич. Австрии, – в м-рь Секул, затем, в 1779 г., – в Нямецкий м-рь. В 1790 г. прп. Паисий возведен в сан архимандрита. Кроме Нямецкой обители, окормлял Секул и др. окрестные м-ри и скиты.
 Прп. Паисием восстановлена практика старч. окормления иноков, составлен Устав братства. В м-рях возобновил лучшие традиции визант. монашества: общежитие, изучение аскетич. лит-ры, практику умной молитвы, ежедневное исповедование помыслов. 
  Важным ср-вом назидания братии были проводим.старцем беседы по святоотеч. книгам. Жизнеописание прп. Паисия повествует: «Братии собирались все в трапезной, зажигались свечи, приходил старец и, сидя на обычном месте, читал или книгу св. Василия Великого, или книгу св. Иоанна Лествичника, или св. Дорофея … или кого-нибудь из богоносных отцов … Старец объяснял читаемое, приводя места из Свщ. Писания и из отеческих книг».
Ежедневное чтение старцем святоотеч. книг и беседы имели огромное воспитат. значение для братии. Впоследствии, когда жизнь братства пришла в упадок, братия признавались, что важнейшей причиной было прекращение бесед старца.
 Будучи вождем иночества, о. Паисий служил и мирским людям. К мирянам обращены его слова: «На ваш вопрос … как возможно спастись вам, живущим в миру с женами и детьми … могу дать...совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение св. отцов … в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения».
 Прп. Паисий совершил вел. труд по разысканию, исправлению, переводу и распространению отеч. твор-й, «да не приидут сия св. книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление». В поисках книг обошел всю Св. гору Афон. Момент обнаружения первой из искомых книг он описывает так: «Не могу сказать, какой неизъяснимой радости я исполнился … я думал, что на земле вижу небесное сокровище».
  Одни из книг, к-рые среди греков пришли в полное забвение, старец переписывал сам, др. покупал за деньги, добытые собств.трудом для необходимых нужд, ограничивая себя  в пище и в одежде.
  Позже в Молдавии старец наладил работу по изучению и переводу с древнегреч. на славянский святоотеч. наследия, собрав многочисл. группу помощников и подготовив их к книжн. делу. Старец считал, что для работы с дух. лит-рой недостаточно лингв. познаний, привлекал к труду подвижников, на деле постигших дух.жизнь.
  Старец примером вдохновлял братию. На склоне лет он нес труд, превышающий челов. силы. Проводя день в монаст. трудах, ночи посвящал переводу и исправлению отеческих книг. Из-за язв, покрывавших тело, не мог лежать. Сидя на постели, обложившись книгами, сгорбившись, писал ночь напролет, забывая про раны. И делал это до последних дней. Переводы старца, отличающиеся точностью и ясностью богослов.мысли, имеют ценность и как труды ученого: источниковеда, филолога и лингвиста. Наиболее известным является славянский перевод «Добротолюбия» – сборника аскетич. творений 24-х отцов. Издание стало событием не только в истории рус.монашества, но и в истории рус.культуры. Помимо «Добротолюбия», старец Паисий перевел на славян. язык соч-ния прпп. Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, свтт. Григория Паламы, Иоанна Златоуста и др.
Тропарь, глас 2: 
 Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси, / преподобне отче Паисие, / добротолюбия подвижниче, / верных научил еси ум к Богу возводити / и сердцем к Нему взывати: / Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, // помилуй мя, грешнаго.
Кондак, глас 6:
  Избранный иноческаго жития ревнителю, / яко пчела многотрудная, писаньми отеческими души наша снабдил еси, / коегождо наставляя на путь спасения. Сего ради зовем ти// радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.
Молитва:
 О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.
  Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.
Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

  Св.мчч. Елпидий, Маркелл и Евстохий пострадали при имп. Юлиане Отступнике (361 - 363). Св.Елпидий был важным сановником при имп.дворе. Как христианина, его  со св. Маркеллом и Евстохием предали царскому суду. Мученики перенесли ужасные пытки и скончались, брошенные в огонь. На месте, где христиане погребли останки святых, было чудесное явление Христа с ангелами, и Господь воскресил Елпидия. Тогда император вновь приказал схватить св. мученика. Во время пыток, по молитве святого, рассыпались в прах стоявшие неподалеку идолы. Более шести тысяч язычников, видевших чудо, обратились ко Христу. Св. Елпидий был вновь сожжен.

 Св. мч. Димитрий из селения Дабуда, во Фракии, пострадал при имп. Максимиане Галерии и его соправителе Максимине. Фракийскому префекту Публию донесли на святого, что он христианин, и по приказанию префекта святой схвачен. На допросе Димитрий смело исповедовал Христа Богом, говорил о Св. Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благ¬сти и человеколюбии. Затем обличил  идолопоклонство, показав, как слепы те, кто разделяет его. Своими речами прогневал правителя, к-рый приказал отсечь ему голову. Так скончался св. мученик, прияв от Господа неб. венец. Честн. мощи св. Димитрия погребены верными и богобоязненными м¬жами, ис¬то¬ча¬ют исцеления  приходящим к ним.

  Явление самой древней на Белорус.земле Купятицкой ик.Божией Матери произошло в 1182 г. у сел.Купятичи на р.Ясельда Пинского уезда Минской губ. 
  Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся как в самом Печерском м-ре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 г. в Киеве, повествует, что св. икона обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот.  Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала в сундук. Вернувшись на то же место, снова увидела сияние среди деревьев. Думая, что это др.крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать отцу Василию найден. кресты, Анна не смогла их найти. Когда пришли на пастбище, то издали увидели сияние вокруг дерева, на к-ром ранее явлен крест. Принесенная в дом икона на след. день снова оказалась в лесу. Местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь Пресв.Богородицы, где поставили обретен.икону. С этого времени благодать Божия прославила св. образ Божией Матери различными чудотворениями. 
  В 1240 г. во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотв. образ сохранился в пепле неповрежденным. Вторично св. икона обретена в кон. ХV в. на месте сгоревшего храма странником-богомольцем Иоакимом, возвращавшимся на родину из Иерусалима через Полесье. Не дерзнув взять обретен.образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне с радостью воспринявшие весть о вторичном явлении чудотв. иконы, в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким  остался пономарем.
  В 1629 г. при церкви устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский муж. м-рь, в стенах к-рого подвизались будущие св.прмчч.Афанасий, игум.Брестский (†1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский ( †1678). Игумен Купятицкой обители Иларион написал соч-ние «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании к-рого участвовал Афанасий Кальнофойский, дополнив своими толкованиями.
  Во 2-й пол. XVII в. м-рь захвачен сначала католическими, затем униатскими монахами. В 1655 г. правосл. иноки во главе с наместником, архим. Лазарем Барановичем, покидая м-рь, взяли с собой св.икону Богородицы и перенесли в Киевский Софийский собор, где поместили в ряду местных икон южного придела ап. Андрея Первозванного.
  К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украин.православные, но не забывали о святыне белорус.верующие. В сер. XIX в. прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший  Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотв. иконы Божией Матери. Прошение отклонено. Отказ мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 г., а м-рю, ныне несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но правосл. бывшего м-ря монахами 200 лет назад Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотв. образ пребывал до кон. 20-х годов XX в. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Точный список с чудотв. иконы написан в XVII в., находится сегодня в Свято-Николаевской церкви с.Купятичи Пинского р-на Брестской обл. Для поклонения св.Купятицкой иконе сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона Пресв.Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения