Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского(407). Мц.Манефы(308). Мчч. Антонина, Никифора и Германа(308)

26 Ноябрь 2019 г. Вторник

 Свт. Иоанн Златоуст, архиеп.Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей вместе со свт. Василием Великим и Григорием Богословом. Род. в Антиохии в сер. 4 в., в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углублен. изучению Свящ. Писания и молитв.созерцанию.
 Свт. Мелетий, еп. Антиохийский, любивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через 3 года св. Иоанн поставлен чтецом. После того, как свт. Мелетий отправлен в ссылку имп. Валентом, св. Иоанн с Феодором (позже епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнич. жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. 
 Когда скончалась мать св. Иоанна, он принял иночество, к-рое назвал «истинной философией». Вскоре св. Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия еп. кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана.
  В это время св. Иоанн написал «Шесть слов о священстве», велик. творение правосл.пастыр. богословия. 4 года провел святой в трудах пустыннич. жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христ. любомудрием монаш. жизни». 2 года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединен. пещере.
  Для восстановления здоровья св. Иоанн возвратился в Антиохию. В 381 г. епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Послед. годы посвящены созданию богослов. творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
  В 386 г. св. Иоанн хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Св. Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар Боговдохнове. слова получил от паствы наименование «Златоуст». 12 лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
 В пастыр. ревности о наилучшем усвоении христианами Свящ. Писания св. Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Свящ. Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания ап.Павла) и множество бесед на отд. библ.тексты, поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
 Св.Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава пастыря и проповедника росла.
 В 397 г., после кончины Константинопольского архиеп.Нектария, св. Иоанн Златоуст вызван из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице св. архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с дух. совершенствования свящ-ва. Лучшим примером был он сам. 
 Средства, к-рые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению хрис. веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую обл. Им поставлен епископ для Церкви Боспора в Крыму. Св. Иоанн направлял ревност. миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтоб вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифон. пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
 Распущенность столичных нравов, особенно имп. двора, нашла в лице святителя нелицеприятн. обличителя. Когда имп.Евдоксия, жена имп. Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали, будто святитель в поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить св.Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Имп. Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужден.народ, решивший защищать  пастыря.
   Святитель, чтоб избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуган. Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя вернуться. Но чрез 2 мес. новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный собор, постановивший изгнать св. Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошит. набеги варваров, а в октябре 404 г. умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
 Находясь в Армении, свт. Иоанн старался укрепить своих дух. чад. В многочисл. письмах (сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г. святой болезнью прикован к постели.
  Но враги не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощен. болезнями святитель, в сопровождении конвоя, 3 мес. в дождь и зной совершал последний переход. В Команах силы оставили его.
У склепа св. Василиска, утешенный явл-нием мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Св. Таин, святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 г.
 Свт. Иоанн Златоуст погребен в Команах. В 438 г. Прокл, Патриарх Константинопол. (434-447), совершая Богослужение в храме св.Софии, произнес похвал. слово памяти вел. учителя, в к-ром сравнивал свт. Иоанна Златоуста со св. Иоанном, Предтечей, проповедовавшим покаяние и тоже пострадавшим за обличение пороков.
 Народ, горевший любовью к свт. Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить, начал единодушно просить обратиться к императору с просьбой о перенесении св.мощей святителя из Коман в Константинополь. Свт. Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом.
Император отправил в Команы особых посланников с серебр. ракой, чтоб с почетом перевезти св. мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают вел. сокровища, но не могли противиться цар.указу. Когда же имп. посланцы приступили к гробу свт.Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, прося прощения за себя и за мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба свт.Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница свт. Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого.
  По прибытии мощей свт. Иоанна в Константинополь, 27 января 438 г. весь город, во главе с Патриархом Проклом, имп. Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисл. клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебр. раку и с песнопениями внесли ее в церковь св. мц.Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело свт. Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, имп. Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать.
   Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»
  В IX в. Иосиф Песнописец, Косма Веститор и др. написали песнопения в честь перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста, к-рые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.

Св. мц. Ма­не­фа, ро­дом из Скиф­ской стра­ны, схва­че­на со св. мчч. Ан­то­ни­ном, Никифо­ром и Гер­ма­ном в Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Ее для по­ру­га­ния на­гою во­ди­ли по го­ро­ду и за­тем пре­да­ли  му­че­ни­ям, из к-­рых она вы­шла нев­ре­ди­мою. Ма­не­фа со­тво­ри­ла бес­чис­л. чу­де­са, мно­гих на­учи­ла ис­тин­. ве­ре и при­ве­ла ко Хри­сту. За это осуж­де­на на со­жже­ние ог­нем. Ко­гда печь разо­жгли, ­ сама вошла в нее, где пре­да­ла ду­шу в ру­ки Гос­по­да

 Св. Антонин, Никифор и Герман пострадали при имп. Максимиане Галерии.Антонин был старцем, Никифор юношей, а Герман средних лет. Они схвачены правителем Палестинской обл. Фирмилианом, к-рый принуждал их принести жертву идолам. Святые отказались исполнить это и исповедовали Христа; за что отведены в главный город Палестины Кесарию и там обезглавлены.

 

 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения