Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского (620).Прп.Нила постника (V). Прор. Ахии (960 г. до Р.Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Иконы Божией Матери "Милостивая"

25 Ноябрь 2019 г. Понедельник

 Иоанн Милостивый, сын кн. Епифания, род. на Кипре. Воспитан в благочестии. По воле родителей женился, имел детей, но вскоре лишился их. Усердно служил Господу, молясь и совершая богоугодн.дела. Особо был милосерд ко всем, терпящим бедствия от нищеты. За это Бог прославил его. Патр. престол Александр. церкви остался без пастыря, имп. Ираклий почтил Иоанна саном патриарха. Святой стал архипастырем Александрийск. церкви. Став патриархом, Иоанн выступил против ереси Петра, по прозван. Фуллон, что добавил к трисвятой песне: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас", – будто в Господе пострадало Божество Искоренив ересь, св.Иоанн посвятил себя ревностн. исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него с пустыми руками, всех утешал в скорбях. 
  В нач. пастырства Иоанн призвал церк. экономов, дал поручение переписать нищих. Всем св. Иоанн повелел выдавать нужное для пропитания. В то время персы напали на Сирию и Палестину, сожгли св .г. Иерусалим, взяли честное древо Св. Креста, в плен много христиан. Блж. Иоанн отправил корабли с золотом, пшеницей для выкупа пленников, многих вызволив из заключения. 
 Патриарх выбрал 2 дня в неделю, когда сидел при церк. дверях, принимая всякого, выслушивая просьбы, защищая обиженных. Как-то церк. экономы сообщили св. Иоанну, что в толпе убогих стоят хорошо одетые девицы, просящие милостыню, а им давать? Патриарх ответил, что нужно подавать, как Христос велел.
 Он рассказал, что в 16 лет на Кипре во сне увидел прекрасную деву, на голове - масличный венок. Проснувшись, увидал, что стоит наяву, спросил, кто она. Та сказала, что старшая дочь Царя, предложила стать его подругой. Святой сказал, что это яв-сь Милосердие, а масличный венок - символ его, что милостыню нужно подавать всегда.:
  Утром святой по дороге в церковь встретил нищего, отдал ему верхнюю одежду. У церкви встретил одетого в белые одежды человека, передавш. 100 серебр. монет. Святой понял, что сон – правда. 
  Однажды, когда св.Иоанн шел в больницу к больным, его встретил странник, что просил милостыню. Иоанн приказал слуге дать 6 серебр. монет. Странник удалился, но, желая испытать святого, переменил одежду и, встретив блж.Иоанна, умолял помочь. Иоанн вторично дал 6 серебр.монет. Слуга сказал, что это тот же нищий. Странник, вторично получив милостыню, переоделся и в 3-й раз попросил у патриарха милостыню. Слуга сказал, что нищий просит 3-й раз. Святой подал 12 монет, считая, что Христос искушает его.
  Один купец, став нищим, просил помочь. Святой дал золота. Купец купил товар, но, потерпев кораблекрушение, снова потерял всё. Иоанн заметил, что тот имел золото, собранное неправдой, смешал его с церк-м.  Иоанн дал золота вдвое больше. В 3-й раз купца постигло злоключение. Товар погиб в море, он рыдал, сидя дома, желая убить себя. Святой призвал купца, сказав, чтоб тот уповал на Бога. 
 Иоанн дал купцу церк. корабль с пшеницей. Внезапно сильный ветер понес корабль в неизвест.страну. Купец, узрев в видении св.Иоанна Милостивого, управлявшего кораблем, уверен, что по молитвам святого все будет хорошо. Чрез 20 дней пристал к Британии. В стране был сильный голод. Народ раскупал пшеницу. Купец прибыльно продал её, рассказал о чуде, что произошло по молитвам св. Иоанна.
  Он отличался кротостью, смирением и незлобием. Двое клириков за  прегрешение наказаны времен. отлучением. Один покаялся, другой в гневе на патриарха делал много худого. Совершая Божеств. Литургию, Иоанн вспомнил про этого клирика. Выйдя из алтаря, припал к его ногам, прося прощения. Клирик, увидав  смирение патриарха, сам упал, с плачем прося прощения. Иоанн, помирившись, возвратился к алтарю и с чистою совестью произнес  молитву Господню: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6:12). Клирик  проводил богоугодн. жизнь, сподобился свящ. сана.
  Не менее поразителен пример кротости св.Иоанна. Содержатель гостиницы в Александрии обесчестил ругательствами племянника святого, Георгия. Тот пожаловался. Кроткий и смиренный Иоанн сказал, что ближнему все простит, позвал надсмотрщика над гостиницами и приказал, чтоб  с  человека, к-рый обесчестил Георгия, не брали церк.подати. Иоанн вместо наказания и мести оказал содержателю гостиницы благодеяние.
 Блж.Иоанн приказал сделать гроб, но не отделывать, приказал экономам, чтоб они в праздники в присутствии всех громко говорили: " Владыка! твой гроб не доделан; прикажи доделать, ибо  ты не знаешь, в какой час смерть явится". Так св.Иоанн,памятуя о смерти, всегда был готов к ней. 
  Однажды вельможа увидел постель святого, покрытую худым одеялом. Он послал патриарху одеяло в 36 золотых. Иоанн, не желая оскорбить вельможу, взял одеяло и оделся им на одну ночь. Днем святой отправил одеяло на рынок, чтоб купить одеяние убогим. Когда продавали одеяло, проходил мимо вельможа. Он снова отослал его к Иоанну. Взяв одеяло, святой снова послал продать его. Вельможа вторично купил его и отослал к Иоанну. Иоанн в 3-й раз послал продать одеяло, но вельможа и в 3-й раз, купив, отослал к нему.. Иоанн велел сказать вельможе:  " Кто утомится первый: я - продавать, или ты покупать и отдавать мне? "
  Св.Иоанн приобрел от вельможи много золота, к-рое раздал убогим. Блаженный привлекал к подаянию милостыни и скупых, и сребролюбцев. Зная, что еп.Троил скуп, Иоанн пригласил навестить убогих. Заметив, что у Троила есть золото, предложил подать милостыню. Троил, стыдясь, раздал милостыню и истратил много золота. Потом пожалел. Дома Троил слёг в постель. Св.Иоанн пригласил его на обед. Троил сказался больным.  Иоанн захватил золото, отправился навестить и  попросил расписку, что тот передаст награду от Господа, что предназначалась ему. Троил написал:  "Боже милосердый! Даруй награду Иоанну, патр. Александрийскому, за золото, что я раздал нищим, ибо он возвратил мне его".
  Иоанн вновь позвал его на обед. Святой молился Богу, дабы избавил Троила от сребролюбия. Ночью Троил узрел прекрасный дом, над дверьми золотую надпись: "Обитель и вечный покой еп. Троила", обрадовался.  Но явился грозный муж, сказал слугам, что Господь велел убрать надпись, т.к. это обитель Иоанна, патр. Александрийского, к-рый купил её у Троила. Проснувшись, Троил скорбел, что лишился дома на небе и укорял себя за любовь к золоту. Он поспешил к блж.Иоанну, рассказал все.Иоанн с кротостью преподал ему наставление. Троил сделался  милостивым.
 Св.Иоанн часто навещал больных, к-рым прислуживал, напутствовал умирающих, молитвами помогая при кончине, часто совершая Божеств. литургию за умерших. Один пленник из Кипра был в Персии в тяжком заключении. Родителям оплакивали его, как умершего. Трижды в год справляли память о нем, делая приношения в церковь. Чрез 4 года сын бежал из плена и возвратился домой. Родители рассказали, что 3 раза в год совершали поминовение. Сын спросил, в какие дни делали это. Они отвечали, что  в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы. Сын сказал, что в те дни приходил в темницу со светильником величеств.муж, оковы ниспадали, он был свободен. В ост. дни снова пребывал в оковах.
   Иоанн опасался осуждать людей за грехи, в особенности иноков. Один раз он несправедливо осудил инока, после чего никогда не принимал  доносов. Юный инок ходил по Александрии с молодой  красивой девицей. Люди решили, что он ведет беззакон. жизнь, сказали об этом. Патриарх приказал схватить обоих, подвергнуть телесн. наказанию и запереть отдельно в темнице. Ночью инок яв-ся патриарху во сне, показал  израненные от побоев плечи. Патриарх утром дал приказание привести инока. Инок пришел с трудом, ибо от множества ран едва двигался. Патриарх  попросил снять одежду. Все увидели, что он евнух. Патриарх, видя изранен.тело, сожалел и, послав за оклеветавшими его, отлучил на 3 года от Церкви, а у инока просил прощения. Инок сказал, что девица - еврейка, желавшая стать христианкой. Он крестил ее в церкви и, по простоте сердца, ходил с нею, думая поместить в жен. м-ре. С тех пор блж.Иоанн устроил для успокоения странств. иноков м-рь и воздерживался от осуждения.
 Случилось, что персы напали на страну. Иоанн решил удалиться в Константинополь. Когда отплыл от Александрии, заболел. В видении увидел мужа с золот. скипетром, призывающего его. Святой понял, что приблизился конец жизни. Приплыв на родину в Кипр, достигнув родного г. Амафунта, с миром преставился ко Господу. Блаженный погребен в родном г. Амафунте, в церкви св. Тихона чудотворца,  с двумя почивающими там епископами. Когда хотели с ними положить св. Иоанна, то тела, раздвинувшись, как живые, отделились друг от друга и в середине дали место Иоаннову телу. 
Тропарь, глас 8:
  В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпевый, нищыя возлюбивый, и сия удовливый: но молися Христу Богу, Иоанне милостиве блаженне, спастися душам нашым.
Кондак, глас 2:
 Богатство твое расточил еси убогим, и небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре: сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените!,// спастися душам нашим.

 Прп. Нил род. во 2-й пол. IV в., был учеником св. Иоанна Златоустого,  родом из Константинополя, где получил прекрасное воспитание, изучил книжн.премудрость и был великолепн.оратором. Он женился, имел сына и дочь, назначен префектом, вел добродет. жизнь, но пороки при цар. дворе заставили опасаться за спасение.Познав суету мира, Нил стремился к спасит. пути, ведущему к жизни вечной, исполненной бесконечн. блаженства. Он убедил супругу дать согласие на удаление из мира. Раздав имущество нищим, отпустили на свободу рабов и рабынь, разделили попечение о детях. Супруга Нила взяла дочь, он сына Феодула, с к-рым  удалился из Константинополя. Супруга Нила с дочерью удалилась в Египет, в жен. м-ре приняла иночество, стала ревностно служить Господу.
 Блж.Нил с сыном Феодулом удалился на Синайскую гору и, поселившись в пустыне, подражал жизни пустын. отцов, проводя время в посте, подвигах, молитве и бдению, умерщвляя плоть различн. иноч. трудами. Он поселился в пещере, выкопанной собств.руками, где подвизался 40 лет. Многие обращались к нему за наставлениями и молитвою. 
  Когда прп-ный услышал о ссылке св. Иоанна Златоуста в заточение, безбоязненно возвысил из глубок. безмолвия  голос и обличил имп. Аркадия, написав ему послание с  обличением.
 Когда проводил отшельн. жизнь в подвигах иночества, для испытания любви к Господу  послано особое искушение. На пустыню  сделали набег варвары, многих св.отцов убили, иных взяли в плен.С др. отвели в плен Нилова сына Феодула. Нил горько рыдал о сыне, когда услыхал, что обречен варварами на принесение в жертву языч. богам. Но Бог сохранил Феодула  невредимым, т.к. его выкупил  еп. Емеса, назначивший его  церк. клириком.
 Узнав, Нил  отправился в г. Емес, с честью принят епископом, к-рый  рукоположил в сан пресвитера и просил жить при нем. Когда блж.Нил решил снова удалиться в Синай, епископ возвратил ему сына. Блж.Нил, вторично придя с сыном к месту первонач. пребывания в Синае, прожив здесь много лет, с миром преставился ко Господу. От прп. Нила осталось много душеполезн. слов, писем о предметах веры и христ. благочестия.
Тропарь преподобного Нила, глас 8
 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ниле, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Нила, глас 8
 Хврастная страстей яже от телесе востания/ сечительно, Ниле блаженне,/ во бденной твоей ссекл еси молитве,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких мя бед свободи, да зову ти:// радуйся, отче всемирный.

    Пророк Ахия из г. Силома  жил в царствование Соломона и Иеровоама. При Соломоне  предсказал Иеровоаму разделение царства Соломонова и отпадение от него 10-ти колен, образовавших царство Израильское. 
   Встретив Иеровоама в поле, Ахия разодрал  на себе одежду на12 частей и велел взять Иеровоаму 10 частей в знак того, что Господь Бог Израилев отдает в его руки 10 колен, исторгнув царство из руки Соломона, и отдаст ему Израиль, если он будет ходить путями Божиими.
  Впоследствии, по случаю болезни Авии, сына Иеровоамова, Ахия предсказал жене Иеровоама истребление дома Иеровоама за его нечестие и рассеяние израильтян за Евфратом. Пророчество Ахии исполнилось, начиная с немедленной смерти Авии. 

   Прп.Нил Мироточивый род. в Греции. Воспитывался дядей, иеромон.Макарием. Достигнув положенного возраста, преподобный принял монаш. пострижение, удостоен рукоположения в иеродиакона,потом и во иеромонаха. 
  Желание больших подвигов в иноч. делании привело дядю и прп. племянника на Афон, где Макарий и Нил подвизались на месте Св. Камни. По преставлении блж. Макария преподобный, поднимаясь на более высокие дух. подвиги, поселился на месте, неприступном ни для какого живого существа.
 По отшествии к Господу преподобный  прославлен обильным истечением целит. мира, за к-рым приезжали христиане из самых отдален.стран Востока.
Тропарь в честь обретения мощей прп. Нила Мироточивого, глас 1
  Монашествовав богоугодно в Горе Афонстей,/ в молитвах и постех Бога взыскал еси/ и стал еси приятелище чистое Духа,/ облиставая верным добродетелей лучи,/ имиже осияваеши, Ниле, вопиющих тебе:/ слава прославльшему тя Богу,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. 

   Икона Божией Матери «Милостивая» написана, по преданию, ап.Лукой и передана им египет. христианам. В 980 г. доставлена в Константинополь. Название  "Киккотиса" получила, по одной версии, от горы Киккос, что на о.Кипр. Здесь она находится в имп. обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на Кипр, чудотв.образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала в одной из первых христ. общин в Египте, затем  перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (кон.ХI - нач. XII в.).
  В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении открыто, что его стараниями чудотв.образ, написанный еван.Лукой, будет пребывать на о.Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божеств.откровения. Только после вмешательства силы Божией, после болезни и чудесн.исцеления имп. дочери, святыня с почетом отправлена на остров. Там, на горе Киккос, от к-рой икона получила второе название, с помощью императора построен в ее честь храм и устроен м-рь.
 Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее совершались многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможн. недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейств. силу св. иконы веруют не только христиане, но и иноверцы,прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". Многочисл. чудеса от иконы по прибытии на остров записаны в монаст.книгах. Благодатною силой от этой иконы многократно во время засухи проливались дожди, немые говорили, отрок, почти уже мертвый, выздоровел. Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, т. ч. ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может видеть За дерзновенное приподнимание завесы многие подверглись наказанию.. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.
Новый оклад изготовлен в 1795 г. Старый оклад 1576 г. можно увидеть в храме Киккского м-ря. Внутрь старого оклада вставлена др. икона Богоматери. Сегодня можно увидеть лишь старый оклад XVI в., с др. иконой внутри, а саму икону, нарисованную ап.Лукой, увидеть нельзя.
Головной убор Богородицы, повторенный в старом окладе 1576 ., - рус. кокошник, чисто рус. головной убор. На многих иконах Богородицы на голове изображена корона. Но здесь вместо короны кокошник. Не происходит ли название иконы – Киккская или Кокосская от рус.о слова кокошник? Согласно одной из достоверных версий, название восходит к растущему в этой местности кустарнику “коккос”». Но поскольку звуки Ш и С в старых текстах часто переходят друг в друга, то слово кокошник вполне могло перейти в «греч.» слово кокос. Откуда получилось название киккос. Возникает простая мысль, что знаменитая Икона Киккской Богоматери – это «Икона Богоматери в кокошнике».
Более того, название киккская практически тождественно с рус. словом кика, что означает жен. головной убор, «кокошник с высоким передом». Возможно, вид Богородицы в русском кокошнике стал настолько возмутительным в глазах ученых XVII века, что пришлось закрыть икону.  Но след кокошника сохранился в названии иконы и в старом окладе 1596 г. Не исключено, что на самой иконе, кокошник изображен более откровенно. Более того, возникает много др. вопросов. Почему старый оклад оставляет открытым почти все изображение Богородицы, а новый оклад XVIII в. глухо закрывает икону?
Ныне список с этой иконы особо чтим в жен. Никольском м-ре г. Мукачева.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения