Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Зосимы,игум.Соловецк. Сщмч.Симеона,еп.Персидск., мчч.Авделая,Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика,Азата,мц. Аскитреи, др. Прп.Акакия,еп.Мелитинск. Обрет.мощ.прп.Александра Свирск. Мч.Адриана. Свт.Агапита,папы Римск.

30 Апрель 2018 г. Понедельник

  Прп. Зосима, игумен Соловецкий, основатель иноч. общежития на Соловецком острове, род. в Новгород. епархии, в с. Толвуе у Онежского озера. С юности воспитывался в благочестии, после смерти родителей раздал имущество и принял постриг. В поисках уедин. места прп-ный отправился на побережье Белого моря, в устье Сумы встретился с прп. Германом, тот поведал ему о пустын. мор. острове, где с прп. Савватием прожил 6 лет.
  Ок.1436 г. отшельники, благополучно совершив мор. плавание, пристали к Солов. островам. Бог благословил место поселения видением прп. Зосиме церкви на воздухе. Прп-ные построили келью и ограду, начали возделывать землю. Однажды поздней осенью прп. Герман отправился на материк за припасами. Из-за осен. непогоды не смог вернуться. Прп. Зосима провел зиму один. Много искушений претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голод. смерть, но появившиеся 2 незнакомца оставили запас хлеба, муки и масла. 
  Весной вернулся на Соловки прп. Герман с рыбаком Марком, привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, прп. Зосима устроил дерев. церковь Преображения Господня с трапезной. По просьбе прп. Зосимы из Новгорода прислан в новосозд. обитель игумен с антиминсом для соборн. храма. Так положено начало знаменит. Соловецкой обители.
 В суровых условиях отдален. острова иноки организовали хоз-во. Но настоятели, к-рых присылали на Соловки из Новгорода, не выдержали жизни в непривычно трудн. условиях, братия избрали игуменом прп. Зосиму.
 Прп. Зосима занялся устроением внутр. быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 г. перенес на Соловки с р. Выг мощи прп. Савватия. Обитель терпела притеснения от новгор. бояр, к-рые отнимали у иноков уловы рыбы. Прп-ный отправился в Новгород искать защиты у архиепископа.  По его совету обходил дома бояр и просил не допускать обитель до разорения.
 Влият. богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать прп. Зосиму, но раскаялась, пригласила на обед, во время к-рого он увидел, что 6 знатнейших бояр сидят без голов. Прп.Зосима поведал видение учен. Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 г., когда при взятии Новгорода Иоанном III бояре казнены.
 Незадолго до кончины прп-ный приготовил гроб, в к-ром погребен за алтарем Преображен. храма. Позже над могилой устроена часовня. Мощи его с мощами прп. Савватия 8 августа 1566 г. перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
 Много чудес засвидетельствовано, когда прп. Зосима с прп.Савватием явл-сь гибнущим в мор. пучине рыбакам. Прп. Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, у него им. "пчельник". К прп. Зосиме часто прибегают в болезнях. Множество больнич. храмов, посвященных ему, свидет-ет о вел. целит. силе его молитв пред Богом.
Тропарь преподобного Зосимы, глас 4
 Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.
Кондак преподобного Зосимы, глас 8
 Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.
Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
 О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

 Сщмч. Симеон, еп.Персидский, пострадал во время гонения на христиан от перс. царя Сапора II (310-381). Епископ г.Селевкии - Ктезифона. Святителя оклеветали в связях с греч. гос-вом и враждебных действиях против перс. царя.
В 344 г. царь издал указ, по к-рому христиане обложены тяжелым налогом. Когда нек-рые отказались платить (это представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Св.Симеона как мнимого врага перс. царства привели на суд в железных оковах с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Св. епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему не воздал должных почестей. Святитель ответил, что его привелиотречься от Бога.
Царь убеждал поклониться солнцу, угрожал истребить христ-во в стране. Но угрозы не поколебали мужеств. святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан, бывший наставник царя. Он поклонился епископу, но святитель укорил в том, что он, будучи христианином, из страха пред царем поклонился солнцу. Евнух раскаялся, сменил одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал.Царь спросил, что случилось. Тот открыто сказал, что горько раскаивается в отступничестве и не будет поклоняться солнцу, а только Единому Богу. Царь удивился внезапной решимости старца и ласково убеждал не унижать богов, к-рым поклонялись отцы. Но Усфазан был непреклонен, его осудили на смертную казнь. Единств. просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили город, что он умирает не за преступление пред царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.
Узнал о кончине мч. Усфазана и свт.Симеон, возблагодарил Господа. Когда его вызвали к царю, свт. Симеон вновь отказался поклониться языч.богам и исповедал веру во Христа. Царь велел пред святителем усечь мечом христиан в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, сами клали головы под меч. Так обезглавлен спутник свт. Симеона свящ. Авделай. Когда очередь дошла до свящ. Анании, он затрепетал. Тогда один из вельмож, св. Фусик, тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: "Не страшись, старец, закрой глаза и ты увидишь Божеств.Свет Господа Иисуса Христа". Так выдал себя. Царь приказал вырвать св.у Фусику язык и содрать кожу. Со св. Фусиком замучена его дочь мц. Аскитрея. Последним подошел к палачу свт. Симеон и с молитвой положил голову на плаху (+13 апреля 344). Всю пасхальную неделю продолжались казни. Мученич. кончину принял  св. Азат евнух, близкий св.у Фусику язык и содрать кожу. Со св. Фусиком замучена его дочь мц. Аскитрея. Последним подошел к палачу свт. Симеон и с молитвой положил голову на плаху (+13 апреля 344). Всю пасхальную неделю продолжались казни. Мученич. кончину принял  св. Азат евнух, близкий царю сановник. Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем 100 и еще 150.

Св. мч. Адриан пострадал во времена имп. Декия (249-251). Его заточили в темницу. Во время языч. праздника всех заключенных христиан выпустили, чтобы принесли жертву идолам. Св. Адриану приказали бросить на жертвенник благовон. смолу. Но св. мученик сбросил лежавшие на жертвеннике приношения, разбросал огонь и разрушил жертвенник. Язычники с яростью набросились на него, били палками, железными прутьями, забрасывали камнями, затем бросили в раскален.печь (+ 251).

Свт. Агапит, Папа Римский, был ревностным поборником Православия. Благочест. жизнью заслужил всеобщее уважение, возведен на папский престол в 535 г.
Готфский король Теодорик Великий направил св. Папу Агапита в Константинополь для переговоров о мире. По дороге свт. Агапит встретил хромого и немого человека, исцелил его от хромоты, а после причащения Св. Тайн немой заговорил. В Константинополе святитель исцелил слепого нищего.
В в Константинополе собран Поместный Собор. Свт. Агапит принял в нем участие и ревностно отстаивал правосл. учение против еретика Севера, к-рый учил, что Тело Господа Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно челов-кому.. Свт. Агапит скончался в Константинополе в 536 г.

Прп.Акакий, еп.Мелитинский, род. в благочест. семье в армян. городе Мелитина. Родители долго были бездетны и, молясь о ребенке, обещали посвятить его Богу. Поэтому Акакия отдали еп.Мелитинскому Отрию на служение Церкви. Свт. Отрий был твердым поборником Православия. Когда возникла ересь Македония, свт. Отрий на II Вселен.Соборе (381) отстаивал правосл.учение о Св. Духе как Третьем Лице Св. Единосущной и Нераздельной Троицы.
Святитель с любовью воспитывал Акакия, поставил чтецом, посвятил в сан диакона и во священника. Св.Акакий преданно служил Церкви, обучал взрослых и детей Свящ. Писанию, правосл. исповеданию христ. веры. Среди учеников был светильник Церкви –прп. Евфимий Великий.
После кончины свт.Отрия на еп. престол Мелитины возведен св. Акакий. Он мудро управлял епархией. Твердой верой, смирением и подвигами святитель стяжал дар чудотворения. Однажды, когда в засушливое лето святитель совершал Божеств. литургию в открытом поле, вино в Св. Чаше растворено внезапно прошедшим дождем, напоившим землю. По его молитве разлившаяся во время наводнения горная река не пошла дальше камня, положенного им на берегу. На одном из островов р. Азар святитель, несмотря на сопротивление язычников, устроил храм Пресв. Богородицы. Строители храма по нерадению или по злому умыслу непрочно построили свод. Во время литургии свод прогнулся. Народ в страхе устремился из храма. Но святитель остановил бегущих: "Господь Защититель живота моего, кого устрашуся?" (Пс.26.1). Свод остановился и как бы повис в воздухе. Когда кончилось Богослужение и святитель последним вышел из храма, свод рухнул, не причинив никому вреда. После этого храм отстроен вновь.
Свт. Акакий был участником III Вселенского Собора (431) и отстаивал правосл. исповедание двух естеств (Божественного и человеческого) Спасителя и Его бессеменного Рождества от Пресв. Девы Богородицы. Свт. Акакий с миром отошел ко Господу около 435 года.

  Прп. Александр Свирский род. 15 июня 1448 г., в день памяти прор. Амоса и при Крещении назван в честь его. Пребывая вдали от ист. событий, прп. Александр, светоч мон-ва, в глубине лесов Рус. Севера творил иную, дух.историю, удостоившись необыч. даров Св. Духа.
 Родители, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского сел.Мандеры, на берегу р. Ояти, притока р.Свири. У них 2-е детей, к-рые выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь сына. Они усердно молились, услышали глас: "Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении к-рого утешение Бог подаст Своим Церквам".
 Амос рос особым отроком. Всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха, носил скудную одежду, так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. В совершенолетие встретился с валаам. монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых м-рю вещей. Валаам слыл м-рем высокого благочестия и строго подвижн. жизни. Разговорившись, юноша заинтересовался рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнич. жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника яв-ся ангел Божий, указавший путь на остров.
 7 лет жил Амос в м-ре как послушник, ведя суров. жизнь. Дни проводил в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнажен. до пояса, покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утрен. пения птиц.
 В 1474 г. Амос принял постриг с им. Александр. Чрез несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал сын. По примеру сына родители ушли в м-рь и приняли постриг с им. Сергий и Варвара. После их смерти прп. Александр, по благословению игумена м-ря, поселился на уедин. монаст. острове, где в расщелине скалы устроил келью и продолжил дух. подвиги. 
 Далеко разнеслась слава о его подвигах. Тогда прп-ный в 1485 г. удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу озера, к-рое позже звали Святым. Тут прп-ный устроил хижину (Позже у Святого озера, в 36 верстах от буд. гор.Олонца и в 6 верстах от р. Свири, прп. Александр основал м-рь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях у оз. Рощинского, устроил "отходную пустынь", на месте к-рой возник Александро-Свирский м-рь.) и в одиночестве прожил 7 лет, питаясь тем, что собирал в лесу. Святой испытывал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавол. искушений. Но Господь поддерживал дух. и телесн.силы праведника. Однажды, когда, страдая тяжкими недугами, прп-ный не мог встать с земли, даже приподнять голову, лежал и пел псалмы. Ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, ознаменовал святого крестным знамением и исцелил.
  В 1493 г. на жилище прп-ного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседн. владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, умолил прп-ного рассказать о жизни. С тех пор Андрей часто посещал прп. Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с им.Адриана. Позже основал Ондрусовский м-рь и прославился св.жизнью.
  Андрей Завалишин не умолчал о подвижнике, несмотря на обещание. Широко разнеслась слава праведника, к нему собрались иноки. Тогда прп-ный уединился от братии, устроил отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там встретилось множество искушений. Бесы принимали зверин. облик, свистели по-змеиному, понуждая прп-ного бежать. Но молитва святого разгоняла бесов.
  В 1508 г., на 23-м году пребывания в заповедан. месте, ему было явл. Живоначальной Троицы. Прп-ный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, прп-ный увидел вошедших к нему Трех Мужей, облачен. в светлые белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли ярче солнца. Каждый держал в руке жезл. Прп-ный пал в страхе, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся".
  Прп-ный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь повелел исполнить указанное. Прп-ный спросил, во имя кого церковь. Господь сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Св. Духа, Единосущной Троицы". Тотчас прп. Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. 
 В истории Рус. Правосл. Церкви это Божеств. нисхождение известно как единственное. После явления прп-ный стал думать, где строить церковь. Во время молитвы к Богу услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, прп-ный увидел ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел прп. Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". Потом обратился к прп-ному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.
 В том же году построена деревян.церковь Живоначальной Троицы (в 1526. на ее месте воздвигнута каменная). Братия упрашивала прп-ного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить свт. Серапиона, архиеп. Новгородского, чтоб убедил прп.-ного принять сан. Прп. Александр ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Братия умолила принять игуменство.
  Став игуменом, прп-ный стал еще смиреннее, чем прежде. Одежда была в заплатах, спал на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом попросил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. "Я празден", - сказал прп-ный и стал рубить дрова. В др. раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, прп-ный часто молол за др-х хлеб ручными жерновами. Ночью прп-ный обходил кельи и, если слышал суетные разговоры, легонько стучал в дверь, утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.
  Под конец жизни прп. Александр задумал построить камен. храм Покрова Пресв.Богородицы. Заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресв.Богородице, прп-ный сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: "Чадо, бодрствуй, в этот час будет чудное и ужасное посещение". Послышался голос: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Прп-ный поспешил в предсение кельи, его осиял вел. свет,над всем м-рем. Посмотрев, прп-ный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтар. месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на руках, а множество анг. чинов предстояло Ей.
 Прп-ный упал, не стерпев вел.света. Богородица сказала: "Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, всем она будет изобиловать не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду у обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри, сколько иноков сошлось в твою паству, к-рые должны наставиться на путь спасения о Имени Св. Троицы". Прп-ный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия сказала: "Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей". И стала невидима.
 Пред кончиной прп-ный проявил удивит. смирение. Он призвал братию: "Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите ногами". Братия отвечала: "Нет, отче, не можем сотворить этого". Тогда прп-ный указал не хоронить его тело в обители, но в отходн. пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, прп-ный 30 августа 1533 г. отошел ко Господу.
 Дивными чудесами прославился прп. Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 г. ученик и преемник прп-ного, игум.Иродион, составил его житие. В 1547 г. началось местное празднование памяти прп-ного, составлена служба ему. В 1641 г., 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, обретены нетлен. мощи прп. Александра Свирского и установлено общецерк.празднование: в день преставления - 30 августа и в день прославления (обретение мощей) - 17 апреля. 


    

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения