Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмч.Мины. Мч.Виктора и мц. Степаниды.Мч. Викентия. Прп.Феодора Студита, исп.Блж.Максима, Христа ради юродивого,Московск чудотворца. Мч.Стефана Дечанск. Прп.Мартирия Зеленецк. Ик.Божией Матери Монреальской Иверской мироточивой(РПЦЗ)

24 Ноябрь 2019 г. Воскресенье

 Св.вмч. Мина,египтянин, был воином и служил в г. Котуане под началом центуриона Фирмилиана в царствование импп. Диоклитиана и Максимиана (284 - 305). Когда соправители начали жесточайшее гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языч. праздника святой пришел в город, в к-ром раньше служил. В разгар праздн. игрищ, смотреть к-рые сошелся город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.
  Пред судом правителя Пирра святой мужественно исповедал веру, сказав, что пришел, чтобы обличить всех в злочестии. Св.Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после к-рых обезглавлен в 304 г. 
 Тело св. мученика приказано сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки, к-рые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины вмч.Мины.
Тропарь великомученика Мины, глас 4
 Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.
Кондак великомученика Мины, глас 4
 Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

 Прп.Феодор Студит род. в 758 г. в Константинополе в семье сборщика цар.податей Фотина и Феоктисты, благочест. христиан. Образование прп.Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы. В империи распространилась ересь иконоборцев, к-рую поддерживал имп. Константин Копроним (741-775). Взгляды императора-иконоборца противоречили рел.чувству Фотина, ревност. сторонника Православия, он оставил гос. службу. Родители св .Феодора, раздав имение бедным, приняли монаш. постриг.
 Феодор стал известен в столице, участвуя в многочисл. диспутах об иконопочитании. Соверш. оратор. ис-во, свободн. владение логикой и терминологией философов, глубокое знание христ. догматики, буквы и духа Свящ.Писания приносили победу св. Феодору - ревностному обличителю иконоборч. ереси.
 Церк. раздоры прекратил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покров-ством благочест. имп. Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил иконоборчество. Среди отцов Собора был блж. Платон, дядя прп. Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Блж.Платон по окончании Собора призвал племянников Феодора с братьями Иосифом и Евфимием к иноч. жизни в пустыне. Те с благодарностью приняли указание опытного в дух. жизни родственника.Оставив Константинополь, они отправились в Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота места, труднодоступность для праздных понравились старцу и племянникам, они решили остаться здесь. Постепенно к храму св. Иоанна Богослова, к-рый построили братья, стекались жаждущие монаш. подвига. Возник м-рь, игуменом к-рого стал блж. Платон.
 Жизнь инока Феодора была подвижнической. Он трудился на самых тяжел.работах, строго хранил пост, каждый день исповедовался у дух. отца - старца Платона, открывая ему дела и помыслы, тщательно исполнял наставления. Ежедневно Феодор уделял время дух. размышлениям, предстоял Богу, совершая некое тайное служение Ему. Прп. Феодор читал Свящ. Писание и святоотеч.творения, среди к-рых наиболее близки творения свт. Василия Великого.
  Чрез несколько лет иноч. жизни по настоянию дух.отца прп. Феодор принял сан пресвитера. Когда блж.Платон ушёл на покой, братия избрала прп. Феодора игуменом м-ря. Склоняясь перед желанием духовника, прп.Феодор принял это избрание, но возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером добродет. жизни, а также сердечными отеч. поучениями.
 Когда император преступил церк.каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монаш. келий. Прп. Феодор мужественно разослал по м-рям послания, где объявил имп.Константина VI (780-797) отлученным от Церкви за разорение Божеств. установлений о христ. браке. Прп. Феодора и 10 сподвижников отправили в ссылку в г.Солунь. Но и оттуда звучал обличающий голос прп-ного. Св.Ирина, возвратившая  престол, освободила прп. Феодора в 796 г., передала опустевший при Копрониме Студийский м-рь. Скоро в обители святого собралось ок. 1тыс.иноков. Для управления м-рем прп. Феодор написал устав иноч.жизни, получивший название Студийского. Прп. Феодор выступал с посланиями против иконоборцев. За догматич. соч-я, каноны и трипеснцы блж. Феостирикт назвал прп.Феодора "пламенным учителем Церкви".
 Когда имп. престол захватил Никифор, свергнув благочест. имп. Ирину, и грубо нарушил церк .установления, приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, прп.Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочест. имп. Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их была предсказана прп. Феодором.
  Чтобы избежать междоусобной брани, имп. Михаил уступил престол военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание св. иконы. В ответ на беззаконие прп. Феодор совершил крестн. ход вокруг м-ря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотв. образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил прп. Феодора и ученика Николая в ссылку, в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.
 Истязаемые палачами, к-рых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу - цар. племянника и единомышленника, велев ему покаяться в злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.
 Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил веротерп. имп. Михаил II Травлий. Он освободил из заточения всех правосл.отцов и исповедников, но запретил иконопочитание в столице. Преподобный решил поселиться в Вифинии в г. Херсонесе, близ церкви св.мч.Трифона.Несмотря на тяжелый недуг, прп.Феодор ежедневно совершал Божеств. литургию, поучал братию. Предуведав кончину, святой призвал братию и завещал хранить Православие, почитать св. иконы и соблюдать монаст. устав. Затем повелел взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов "во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси" прп.Феодор отошел ко Господу в 826 г. В тот час было видение прп. Илариону Далматскому. Воссиял свет, послышалось пение: "Это душа прп. Феодора, пострадавшего даже до крови за св.иконы, отходит ко Господу".
 Прп. Феодор при жизни и по смерти совершил много чудес: призывающие его избавлялись от пожаров, нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его св.угоднику - прп. Феодору Студиту.
 Тропарь прп. Феодора Студита, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим
 Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2
Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

  Св.мч. Виктор был воином в царствование имп. Марка Аврелия Философа (161 - 180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. 
Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который отказался от волхвований и стал христианином. 
 По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Видя чудеса, явленные Господом через св.Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. 
 Св. мч. Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II в., где и преданы погребению их честные останки.
 Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия глас 4
 Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.

 Св.мч. Викентий с детства был учеником мудрого пастыря, епископа г.Августополя (ныне Сарагосса, Испания),блж. Валерия. Когда пришло время совершеннолетия, добродетельный, образованный и красноречивый Викентий рукоположен еп.Валерием в диаконы.Епископ был косноязычным, он благословил проповедовать Слово Божие в храме, в народе диакону, прекрасному оратору.
По приказанию Диоклитиана (284 - 305), в Испанию, в г. Валенсию, прибыл правитель Дациан с полномочиями казнить христиан. Правителю донесли о мудром епископе и его диаконе-проповеднике. Скованных старца и  ученика воины-всадники повлекли за собой из Августополя в Валенсию и избитых, измученных бросили в темницу, где не давали ни пищи, ни воды. 
Первым допросу подвергли епископа. Старец говорил тихо, косноязычно, казалось, неуверенно. Тогда вышел св.Викентий. Самую прекрасную проповедь в жизни произнес святой перед судьями и собравшимся народом, исповедуя и прославляя Бога.Отправив епископа в темницу, гонитель приказал мучить св.диакона. Многие пытки прошел мученик, его, распятого на кресте, били и жгли раскаленными прутьями. Когда он сорвался с креста, то сам с радостью взошел на него, прося палачей вновь пригвоздить, чтобы испытать крестные муки Спасителя.
 После пыток мученика бросили в темницу, и стража ночью с удивлением слышала, как он пел псалмы, видела в темнице неземной свет. Наутро св.мученика сожгли в 304 г.

 Блж. Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О родителях, времени и месте рождения неизвестно. Св. Максим избрал один из самых трудных путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Русь любила юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала мудрости, высказанной доходчиво и афористично народн. языком пословиц. Слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.
 Блж. Максим жил в тяжелые для рус. народа времена. Татарск.набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил: "Не всё по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение". Не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блж. Максим говорил богатым: "Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь".
Скончался блж. Максим 11 ноября 1434 г., погребен у церкви св. кнн. Бориса и Глеба. У мощей св. угодника Божия происходили чудесные исцеления. В 1547 г. в окружной грамоте митр. Макария предписывалось: "Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому". 13 августа обретены нетленными мощи блж.Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде к-рой похоронен святой, сгорела в 1568 г. На месте построена новая церковь, к-рую освятили во имя св. Максима, Христа ради юродивого. В этом храме положены честные мощи св. Максима
Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивого глас 5
 Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.
Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого глас 2
 Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.

 Св. Стефан был старшим сыном короля Милутина. Мученической была его земная жизнь, мучениче. и кончина. Его отец, по наущению мачехи Стефана, отослал сына в м-рь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить в дороге. Свт.Николай Чудотворец яв-ся св. Стефану: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащ. время я верну их тебе». Стефан провел 5 лет в строжайшей аскезе, к-рую совершал, как совершен. монах. Он прославился мудростью; по его совету император выслал из столицы еретика Варлаама. С чудесно возвращен. зрением Стефан вернулся в родную Сербию, где правил 10 лет. Построил Дечанский м-рь, один из прекраснейших памятников сербск. благочестия, где его св. мощи почитаются даже местными мусульманами.
Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского глас 4
 В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость
Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского глас 3
 В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.

Прп. Мартирий Зеленецкий, в миру Мина, из г. Великие Луки. Родители, Косма и Стефанида, умерли, когда ему было 9 лет. Воспитывал дух. отец, священник Благовещенск. храма,  и мальчик прилеплялся душой к Богу.
 Овдовев, наставник принял иночество с им. Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом м-ре. Мина часто посещал его, затем принял там постриг с им.Мартирий. 7 лет неослабно трудились учитель и ученик в одной келье, соревнуясь в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
 В это время Матерь Божия впервые проявила особое попечение о прп. Мартирии. В полдень задремал на колокольне и увидел на огнен. столпе образ Пресв. Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от огнен. столпа, и проснувшись, еще ощущал жар на челе. По дух. совету прп. Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотв. Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление.  Прп-ный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он молил Царицу Небесную, чтоб указала, куда укрыться для прохождения подвига соверш. безмолвия, к к-рому стремилась душа. Прп-ный тайно удалился в пустын.место за 60 верст от Вел. Лук. В письме к старцу Боголепу просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он полезен братии. Не дерзая ослушаться, св. Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотв. иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию. В Смоленске ему яв-сь в сон. видении прп-ные Авраамий и Ефрем, сказав, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресв. Богородица наставит".
 Прп-ный направился к Тихвинской обители, уповая, что Матерь Божия разрешит его недоумения. Инок Аврамий, к-рый в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокров. пустыни, над к-рой было видение сияющ. Креста Господня. Получив благословение старца, прп. Мартирий взял 2 малые, одинак. иконы - Живонач. Троицы и Пресв. Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь Зеленую, ибо она возвышалась зеленым островом среди лесистой топи.
 Многоболезненно было житие прп-ного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери не смогли поколебать решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление Господа и Пресв. Богородицы, в к-рой увидел во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы яв-ся Арх. Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний прп. Мартирий вступил в воду, но образ погрузился в море. Прп-ный взмолился, и волна перенесла с образом на берег.
 Пустыня освятилась жизнью отшельника, в нее приходили многие, чтоб назидаться словом и примером прп-ного. Умножившееся братство учеников побудило прп-ного построить церковь Живоначальной Троицы, куда поставил свои молен. иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители прп. Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церк. крестом сиявший на небе Крест.
 Так положено начало Троицкому Зеленецкому м-рю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды прп-ного, и благодать Божия воссияла на нем. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именит. новгородцы посылали приношения в обитель. На ср-ва благочест. боярина Федора Сыркова построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресв. Богородицы в память о первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал путь к Богу.
 От Пресв. Богородицы прп-ный получал благодатн. подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия яв-сь ему в келье, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее св. лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтоб посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где видел Ее во сне. Подошел к образу Одигитрии и убедился, что воистину яв-сь мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал прп-ный.Вскоре после этого (ок.1570 г.) прп.Мартирий принял в Новгороде от архиеп. (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 г. был игуменом.
 Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 г. в Твери св.Мартирий исцелил умирающ. сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живонач. Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресв. Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарн. Симеона построены церкви Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцелен. царевича Иоанна.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный прп-ным м-рь.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, прп. Мартирий ископал могилу, поставил своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, прп-ный созвал братию и умолял иметь непоколебим. надежду на Пресв. Живонач. Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как он всегда уповал на Нее. Приобщившись Св. Христ. Таин, дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в дух. веселии почил о Господе 1 марта 1603 г.
 Прп-ный погребен в ископанной самим могиле близ церкви Богоматери,  затем св. мощи покоились под спудом в церкви Пресв. Троицы, под подвал. храмом  Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого м-ря, митр. Казанский и Новгородский Корнилий составил службу и написал житие прп. Мартирия, использовав личные записки и завещание прп-ного.
Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкого глас 2
 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.
Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого глас 8
 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

 Монреальская Иверская икона написана на Афоне в 1981 г. греч. монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 г. икону привез с Афона в Монреаль, Канаду Иосиф Муньос Кортес, испанец, давно принявший православие. Иосиф Муньос пишет: "24 ноября, в 3 часа ночи,  проснулся от сильн. благоухания. Подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился:  она покрыта благоухающим миром! Вскоре мироточивая икона отнесена в храм. С тех пор она постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, также звезды на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы была сухая".
 Чудотв. образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в Запад. Европе.  Везде, куда прибыла икона, она распространяла любовь и согласие, как, напр., в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церк. единению. Ее присутствие умножало молитв. жар так, что литургии, совершаемые при ней, сравнимы с пасхальными.
 Известны случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, женщина, узнав о смерти  сына, хотела лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотв. иконы, раскаялась в ужасном намерении и исповедалась.
  Икона мироточила 15 лет. В ночь с 30 на 31 октября 1997 г. хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был зверски убит в Афинах, а чудотв. Иверская бесследно пропала...
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения