Версия для печати
На страницу списка праздников

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.Архангелов Гавриила,Рафаила,Уриила,Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеремиила

21 Ноябрь 2019 г. Четверг

 Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и проч.Небесных Сил бесплотных установлено в нач. IV в. на Поместном Лаодикийском Соборе за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом отверг еретич. поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил правосл. почитание. Совершается праздник в ноябре - 9-м месяце от марта (с к-рого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, к-рый св. отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф.25,31).
 Чины Ангельские разделяются на 3 иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют 3 чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресв. Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6,2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
 После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3,24). Их имя значит:  "излияние премудрости, просвещение", ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
   За Херувимами  предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1,16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
  Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
  Господства (Кол.1,16) владычествуют над послед. чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  Силы (1Пет.3,22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют дух. крепость и мужество.
   Власти (1 Пет.3,22;Кол.1,16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
    В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
    Начала (Кол.1,16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божеств. повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую званию. Учат начальствующих исполнять должностн.обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
   Архангелы (1 Сол.4,16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях св. веру, просвещая их ум светом Св. Евангелия.
 Ангелы (1 Пет.3,22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божи, наставляют людей к добродет. и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
 Все чины Небесных Сил носят общее назв.Ангелов - по сути служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают остальных. Над всеми 9-тью чинами поставлен Господом св.Архистратиг Михаил (с еврейск. - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордивш. денницу с др.павшими духами. А ост. Ангельским Силам воскликнул:"Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"
 По церк.преданию, запечатленному в службе Арх. Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Чрез него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Арх. Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5,13-6). Сила вел. Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тыс.воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар.19,35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня 3-х св.отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан.3,92- 95).
    По воле Божией, Архистратиг перенес прор.Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рве со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
   Арх. Михаил запретил диаволу явить иудеям тело св.прор.Моисея для обожения (Иуд.1,9). Св. Арх.Михаил явил свою силу, когда чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
   С древних времен прославлен чудесами Арх.Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ прп. Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесн.спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".
   Предстательства за города русские Пресв. Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Арх. Михаила в церк. песнопениях. Архистратигу посвящено множество м-рей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства воздвигнут Архангельский собор и устроен м-рь. Арханг. соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, м-ре в Великом Устюге (нач.XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Моск. Кремля, где св.воины - князья русские - изображены под предвод-вом Архистратига Михаила.
       Из Свящ. Писания и Свящ. Предания известны также Архангелы: Гавриил-крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божеств. всемогущества (Дан.8,16; Лк.1,26); Рафаил - врачевание Божие, целитель челов. недугов (Тов.3,16; Тов.12,15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд.5,20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд.5,16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд.4,36).
  На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
  Михаил попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламен. меч), на к-рой начертан червленый крест.
   Гавриил с райской ветвью, принесенной им Пресв.Деве, или со светящ. фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.
   Рафаил держит сосуд с целит. снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
   Уриил в поднятой правой руке обнажен.меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".
  Селафиил в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
  Иегудиил в деснице держит золотой венец, в шуйце бич из трех красных (или черных) вервий.
  Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
  Иеремиил держит в руке весы.

Михаил – архистратиг (в пер. с греч."верховный военачальник") ангельского воинства, в «конце времен» возглавляющий последнюю битву с "драконом"(Сатаной), в рус.традиции покровитель князей (военных) и всех христиан, чьи души провожает к воротам Небесн. Иерусалима, помогая отворить тяжелые ставни; Наибольшим почитанием в христ-ве пользуются архангелы Гавриил, возвестивший Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа, Михаил, глава небесного воинства, и ангел-целитель Рафаил. Гавриил и Михаил входят в деисусный ряд иконостаса, располагаясь вслед за Иоанном Предтечей и Богоматерью. Главный праздник архангелов – «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» (8/21 ноября); в народе – «Михайлов день».

   Арх.Гавриил — благовестник тайн Божиих. Гавриил с еврейск.- муж Божий, крепость Божия, сила Божия. Арх. Гавриил - один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих. Он объяснил прор.Даниилу пророч.видения о царях и царствах (Дан.8), о времени пришествия Спасителя... «Гавриил, к-рого я видел в видении вразумлял меня: «Даниил! я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, я пришел возвестить его тебе: уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа и святаго города твоего, чтобы запечатаны были грехи и заглажены беззакония, чтобы приведена была правда вечная и помазан был Святый святых. Разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет…» (Дан.9,21—27).
  Арх.Гавриил наставлял св.прор. Моисея в пустыне при написании книги Бытия, передавая откровения Божии о первых летах, начиная от создания мира .Арх.Гавриил возвестил свящ. Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной, престарелой жены Елисаветы... «Ангел сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу… И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе сие» (Лк. 1,11-19).
   Архангел Гавриил явился праведным Анне и Иоакиму, возвестил, что они будут  иметь дочь, от века избранною Материю Мессии, грядущего для спасения рода человеческого.
Сей Архангел приставлен от Бога хранителем рожденной от неплодных Богоотроковицы Марии и, когда Она была введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу.
Этот предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой Две, обрученной прав.Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия действием Духа Святаго... «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она, увидев его, смутилась и размышляла, что это за приветствие. И сказал Ей Ангел: не. бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, .. и Царству Его не будет конца.» (Лк. 1, 26—35).
Арх.Гавриил явился Иосифу Обручнику, объяснив, что Отроковица невинна, ибо Зачатое в Ней от Духа Святаго... «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1,18-21).
 Когда Господь родился в Вифлееме, Арх.Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада:«Я возвещаю великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в  городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8-12).
   Архангел Гавриил предупредил Иосифа Обручника о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицею: «...се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.» (Мф. 2, 13-14).
 «По смерти Ирода, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2, 19-21).
 Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскрешении Христовом.
 По мнению богомудрых мужей, Арх. Гавриил послан для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Хвалебной песне Богоматери «Достойно есть» научил инока Афонского м-ря Архангел Гавриил.
 Посему Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и тайн Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества.
   Церковь изображает Арх.Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зерцалом из ясписа. С зеркалом изображают, т.к. Архангел Гавриил - вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свечой в фонаре изображают, потому что судьбы Божии сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.
Молитвы Святому Архангелу Гавриилу
   Святый Архангеле Гаврииле, благовести мне радость, и спасение души моей. И моли Бога о мне грешном.
   О, святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! 
    Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.
   О, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
  Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
КОНДАК, ГЛАС 2
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси  и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

 Рафаил – Архангел-целитель, врач Божий. Архангел Рафаил (имя означает «Бог исцеляет») - один из семи архангелов, предстоящих пред Престолом Всевышнего. В апокрифической Первой книге Еноха (10:7) говорится, что арх.Рафаил должен исцелить землю, оскверненную падшими ангелами, он же исцелитель человеческих недугов, покровитель врачей. 
  Архангел Рафаил сопровождал под именем Азарии Товию во время путешествия его в Раги Мидийские к родственнику Гаваилу (Тов.гл.6) и оказал много милостей этому семейству. Товит и сын Товия хотели щедро наградить спутника, но им открылось, что это Ангел Господень, посланный от Бога для исцеления Товита и невестки его за милости, благотворения и молитвы (Тов.гл. 12). По окончании путешествия Азария сказал Товиту: "Я - Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу святого".
 Молитва Архангелу Божию Рафаилу 
   О, святый, славный архангеле Божий Рафаиле! Скорый помощниче и теплый пред Богом о нас заступнице и молитвениче. Предстоя у престола святыя Троицы, испроси нам у Господа прощение согрешений наших: да преложит Он на милость  гнев Свой праведный, грехов ради наших движимый на нас. Не остави же, о, архангеле Божий, нас и ты помощию и заступлением твоим, днесь прославляющих имя твое святое. Аще и многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониях наших погибнути. Укрепи благодатию Господнею слабую волю нашу на дела благия. Буди и нам, якоже отроку Товии, путеводитель и советодатель в нашем многоскорбнем житии. Помози нам избавитися от гнетущих нас болезней, якоже ты избавил Товита от его многолетней слепоты. Егда же приблизится час скончания нашего, не остави нас, архангеле Божий, беззащитных на воздушных мытарствах против духов злобы, преграждающих восход в горняя. Да охраняеми тобою достигнем обителей Отца нашего небеснаго и купно с тобою и со всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь глас 4
  Небесных воинств Архангеле Рафаиле / молим тя мы недостоинии / да твоими молитвами оградиши нас от бед и напастей, / сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих / от недугов и всяких болезней избави нас, / яко чиноначальник выших сил.
Кондак глас 8
 Пресветлыя и страшныя Святыя Троицы / ты еси Архангеле Рафаиле славный служителю и молитвенниче / ныне молися о нас непрестанно / да избавимся от всяких бед, болезней и вечных мук тебе вопиющих: / Раду йся молитвенниче и целебниче наш.

 Уриил – просветитель верующих. Арх.Уриил — огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.Имя Уриил с еврейск. свет или огонь Божий, просветитель (3 Езд. 5,20).
Уриил, будучи сиянием огня Божественного, просветитель потемненных. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных, как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.
Об Арх.Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3 Езд.4,1-50; 5). Арх.Уриил послан Богом к Ездре предложить три подобия и показать три пути: «Я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое… Иди и взвесь тяже сть огня, или измерь дуновение ветра, или возврати день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и на это ты не отвечал мне. Ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?» (3 Езд. 4,4-11).
 Ездра спросил: «Имеющее прийти более того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет?» (3 Езд. 4, 45—46).
   Архангел Уриил ответил: «Я объясню тебе значение подобием. Ездра: И я увидел: горящая печь проходит предо мною, когда пламя прошло, я увидел: остался дым. Прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капл и и дым» (3 Езд. 4,47—50).
 Арх. Уриил указал Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, значительно меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в V в. до Р. Х.
  Итак, Архангел Уриил - служитель света истины, просветитель потемненных, наставник заблудших, возбудитель на молитву. Это Архангел людей, преданных наукам.Но нельзя забывать по примеру его  быть служителями не только света истины, а и огня Божественной любви. Как сказал св. ап. Павел: «Разум убо кичит, а любы созидает» (1 Кор. 8,1).
  Изображается св.Арх.Уриил держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз — пламень огненный, что знаменует особенно сильную ревность по Боге сего Архангела.
Молитва арх. Уриилу.
 Святый Архангеле Урииле, Светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари. О, великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами, просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов, види мых и невидимых, ныне и присно и во веки веков. Аминь

  Селафиил – особый молитвенник за людей; Архангел Салафиил побуждает молиться Господу. Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 5:16.
  Господь даровал целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием согревали хладные сердца людей к молитве, чтобы вразумляли их, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения человеческие к престолу благодати. 
   На иконе Архангел изображается стоящим в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к  груди, В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, опущенными вниз, и руками, сложенными крестом на груди, как умиленно молящийся.

Молитва Архангелу Салафиилу
 О, великий архистратиже Божий Селафииле! Ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешную, да избавит меня Господь от всех бед и болезней и от напрасныя смерти и да сподобит меня Господь Царствия Небеснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь

 Арх. Иегудиил—покровитель подвизающихся и монашествующих, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги и труды, поспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией. Иегудиил в переводе с еврейск. славящий Бога, хвала Бога.
   Всякий обязан жить и трудиться для славы Божией. На земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, часто с великим и тяжким. Но Господь не забудет никакого труда любви во имя Его (Евр. 6,10).
   Св.Арх.Иегудиил — один из семи Архангелов, покровительствовавший по Велению Божиему израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также Иегудиил - тот Ангел, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица  их и стал позади их; и вошел в середину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх. 14, 19-20).
 Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился Бог и, вручая скрижали завета, дал закон, который должны соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23,20—21). «...Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им» (Исх. 23, 23—24).
Служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей, труждающихся ради славы Божией, и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги.
  Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами— этим знаменуется награда от Бога благочестивым и св.людям и наказание грешникам за леность к благочестивым трудам. "Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией, - пишет архиепископ Херсонский Иннокентий. -  Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию"
    Молитвы Архангелу Иегудиилу
    Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня на всякое дело, и труд. Славы ради Божией. И моли Бога о мне грешном. Аминь. 
   О,великий Архангеле Божий Иегудииле, ревностный защитниче славы Божией! Ты возбуждаеши прославляти Святую Троицу, пробуди и мя лениваго славити Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя, да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит мя покланятися Богу духом и истиною.
  Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче и заступниче всех подвизающихся на пути Христовом! Возбуди мя от тяжкого сна греховной лености, и подвигом добрым подвизатися вразуми и укрепи мя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Варахиил–даятель людям Божиих благословений. Архангел Варахиил‎ — благословение Божие, в православной традиции архангел Божиих благословений, "«…через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие».
  Имя архангела известно только по преданиям. В Библии (в том числе в Евангелии) оно не встречается. Известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох14;17). Иконы и упоминания встречаются сравнительно редко. 
   В иконографии XVIII-XIX вв. Варахиил изображен с цветком в руке или «несущим на груди на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном».
  Молитва:
  О великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божию и оттоли принося благословения Божия в домы верных раб Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на домы наша, да благословит Господь Бог нас и умножит изобилие плодов земных, и подаст нам здравие и спасение, во всем благое поспешение, и на врагов победу и одоление, и сохранит нас на многая лета, всегда. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Арх.Иеремиил — внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, возношение к Богу, милосердие Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира - чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (Ин. 12;24). Иеремиил с еврейск.о - возвышение к Богу, высота Божия.
   “Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.
    “Как же и когда это будет? - вопрошал прав. Ездра. На это отвечал Иеремиил Архангел:“когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвигнет (отодвинет) и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера”(3 Езд.4;33,36-37)”. Др. словами, этот временный мир прекратит существование тогда, когда число св.праведников из людей достигнет числа отпавших от Бога ангелов.
   Прав.Ездра спросил Иеремиила: “ думаешь ли ты, что я доживу до этих дней? И что будет в эти дни?”. Отвечал архангел: «о знамениях, о которых ты спрашиваешь меня, я отчасти могу сказать тебе, а о жизни твоей я не послан говорить с тобою” ( 3 Езд. 4;51-52). Поведал Архангел Божий Ездре о многих событиях, которые случатся пред концом мира, называя их знамениями. Для человека, умеющего разбираться в смысле явлений, они будут обозначать близость кончины мира.

Молитва Архистратигу Иеремиилу

  Святый Архангеле Иеремииле, споспешниче всех призивающих правосудие Божие и поющих Богу славу. О, Великий Архангеле Божий Иеремииле, пробуди меня грешную и нерадивую к осуждению себя, а не других, и к прославлению имени Отца и Сына и Святого Духа.
 Сердце чисто и дух сокрушен во мне, укрепи и веди меня к укреплению и прославлению Господа Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

  Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24, 30—31). И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).
 Тропарь Собора Арх. Михаила и проч.Небесных Сил бесплотных, глас 4
  Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

 Кондак Собора Арх. Михаила и проч.Небесных Сил бесплотных, глас 2
 Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Молитва Архангелу Михаилу
  О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения