Версия для печати
На страницу списка праздников

Ик.Божией Матери «Взыграние»,Угрешской. Мчч. в Мелитине. Прп.Лазаря Галисийск.Мч.Феодота корчемника. Мчч.Меласиппа, Кассинии и сына Антонина.Прп.Зосимы Ворбозомск.Обрет. мощей прп.Кирилла Новоезерск.Мчч.Авкта,Тавриана и Фессалоникии.

20 Ноябрь 2019 г. Среда

 Много лет икона была символом Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Моск. обл.). Во время похода св. вел. кн. Дмитрия Донского на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно яв-сь икона свт. Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появивш. образ, князь воспринял это как Божье благословение: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – дал обет в случае победы создать м-рь. 
 Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» яв-сь 7 ноября 1795 г. в 18 верстах от Москвы и в 6 с половиной верстах от стан. Люберцы Моск.-Казанской железн. дороги, при д. Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском м-ре, основан. Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 г., на месте обретения др. иконы — Николая Чудотворца. Так появился Угрешский м-рь с соборн. храмом свт. Николая, прозванный Николо-Угрешским, в к-ром позже  яв-сь чудотв.икона «Взыграние». 
 «Взыграние» — древняя рус. икона, писанная с греч.образца. В Византии образ почитался древней чудотв. святыней. Во время разорения обители в 1918 г. икона исчезла и долгое время считалась утраченной. В 2003 г. в возрождён.обители раздался телефон.звонок, и неизвестная женщина сообщила, что хочет пожертвовать м-рю икону Божией Матери. Когда-то семья приобрела икону у коллекционера, к-рый сказал, что она связана с Николо-Угрешским м-рём. 
 Благочест. семья решила пожертвовать образ м-рю. Прибыв на квартиру к дарительнице, монахи обнаружили ик.Божией Матери «Взыграние», по описанию  схожую с утерянной. Когда образ привезли в м-рь и установили на место, где когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись–вернулась утерян. святыня.
  Существует несколько разновидностей образа. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Афоне. 
  Икона «Взыграние» или «Взыграние Младенца» - рус. название одного из вариантов иконографич.типа Божией Матери Елеусы. Этот тип известен среди правосл.Богород. икон давно. Большинство исследователей говорят о визант. происхождении иконографии. Образ особо почитался на Балканах (совр. Греции, Македонии, Сербии).
 На Руси иконография «Взыграния» известна в 1-й пол. XVI в. Известн. списки- моск. и костром. иконы Божией Матери «Взыграние». Взыграние Младенца напоминает позу Младенца в сцене Сретения, когда Спаситель, влекомый силой жертвен. предназначения, от Матери вырывается на руки Симеона Богоприимца, провозглашающего Его страстной путь.
  Иконы Богоматери «Взыграние» есть в Моск. Новодевичьем м-ре и в Ватопедскиой обители на Афонской горе. Богоматерь изображена с сидящим на правой стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее руками и прильнувшим левой щекой к Ее правой щеке. Тип икон Богородицы "Взыграние"-разновидность иконографии "Умиление".  Иконы подобного рода распространены в осн. на Балканах, но и в рус. ис-ве изредка встречаются такие образы. Иконография близка к "Умилению", с той разницей, что Младенец представлен в позе свободной, как бы разыгравшимся. В композиции  присутствует характерн. жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этом скрыта бездна нежности и доверия, к-рые открываются внимат. взгляду. .
 Об образе «Взыграние» Угрешская известно мало. Явление относится к 1793 г. Оно произошло в Николо-Угрешском м-ре. Офиц. празднование установлено в 1795 г. 7 ноября по церк. стилю. Ныне образ «Взыграние Младенца» в алтаре Спасо-Преображенского собора.
 Икона Божией Матери «Взыграние младенца» – одна из любимых в рус. народе. Она отвечает за полноту материнства, поэтому в правосл. христ-ве принято пред родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь икон «Взыграние младенца» и «В родах помощница».  Беременность и предст. роды – события, к-рые показывают Божеств. величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Пред этой иконой молятся и женщины, желающие иметь детей. 
   Молитва пред иконой
   Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.
   О, Преславная Матерь Божий, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о, Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце.И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения.  Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

  Св.мчч.Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий,Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Анакита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот, Амонит замучены за веру Христову в III в. Св.мч.Иерон род. в г.Тиане в Великой Каппадокии. Воспитанный благочест. матерью, был кротким, добрым. Императоры-соправители Диоклитиан и Максимиан (284-305) послали в Каппадокию большой воен. отряд во главе с Лизием для искоренения христ-ва и, кроме того, набрать в имп. войско здоровых и сильных воинов. Среди др. Лизий приказал взять на воен.службу и Иерона, обладавшего большой физ. силой.
 Иерон отказался служить императорам, гнавшим христиан. Его хотели привести к Лизию, но он, вооружившись бревном, обратил в бегство воинов и с 18 единомышленниками укрылся в пещере. Воинам Лизия не удалось взять пещеру штурмом. По совету Кириака, одного из друзей Иерона, Лизий снял осаду пещеры и увел отряд. Кириак, успокоив Иерона, уговорил не сопротивляться властям.
 Он с др. новобранцами отправлен в г. Мелитину. Иерону было видение, где предвозвещалась его мученич. кончина. Воинам в Мелитине Лизий предложил принести жертву языч. богам. Иерон и 32 воина отказались, открыто исповедав веру во Христа. Гонитель приказал бить мучеников, а Иерону отсечь руку. Едва живых мучеников бросили в темницу, а наутро обезглавили. Богатый христианин Хрисанфий выкупил у Лизия голову св. Иерона. Когда гонения прекратились, на месте, где казнили св.мчч., построил храм, куда положил св.главу. Тела тайно погребены христианами. В царствование имп. Юстиниана при строит-ве храма св. Ирины мощи св. мчч. обретены нетленными.
Тропарь мучеников, глас 4
 Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников, глас 8
 Лик мученический ясен, полк светоносен,/ сошед к нам разумно,/ Церковь днесь просветил есть чудными зарями./ Темже, празднующе честную память их,/ просим от Тебе, Спасе наш:/ тех молитвами от бед избави нас,// да поем Ти: аллилуия.

Прп.Лазарь Галисийский род. в Лидии, в г. Магнезии. Образованный и боголюбивый, Лазарь стал иноком в обители св.Саввы, основанной вел. подвижником благочестия в Палестине. Провел 10 лет в обители, стяжав любовь братии пред высотой монаш. подвига.
Рукоположенный Иерусалим. патриархом во пресвитера, прп.Лазарь возвратился, поселился недалеко от Ефеса на пустын. горе Галисийской. Удостоен видения: огнен.столп восходит на небо, его окружали ангелы, пели:"Да воскреснет Бог и расточатся врази Его". На месте, где явлено чудо, построил храм Воскресения Христова, принял подвиг столпничества. К нему стекались иноки, жаждущие дух. окормления словом и примером святого. Так возник м-рь.
 Получив откровение о скорой кончине, оповестил братию, но по слезн. молитве всех Господь продлил земн. жизнь св. Лазаря на 15 лет. Скончался в 72 года в 1053 г. Братия похоронила его в столпе, на к-ром подвизался.Прославлен посмерт.чудесами.
Тропарь прп. Лазаря Галисийского глас 8
 Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Лазаря Галисийского глас 4
Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

  Св.мч.Феодот и св.мцц. 7 дев: Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия - жили во 2-й пол. III в. в Анкире, Галатийской обл. и мученически скончались за Христа в нач. IV в. Св.Феодот был "корчемником", имел гостиницу, женат. Достиг высок. дух. совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Беседами приводил иудеев и язычников к христ. вере, а грешников - к раскаянию. Св.Феодот восприял от Господа дар исцелений, врачевал больных возложением рук.
  Во время гонения имп. Диоклитиана (284 - 305) на христиан в г.Анкиру назначен известный жестокостью правитель Феотекн. Многие бежали из города, оставляя дома и имущество. Феотекн оповестил христиан, что должны принести жертву идолам или будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество расхищали.
  В стране наступил голод. В эти дни св. Феодот в гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал от преследования, из запасов давал в разорен.церкви необходимое для Божеств. литургии.Бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь осужденным, убеждая быть верными Христу. Феодот погребал останки св.мчч., тайно унося или выкупая у воинов. Когда в Анкире христ. церкви разорены и закрыты, Божеств. литургию совершали в его гостинице. Понимая, что предстоит мученич. подвиг, св. Феодот в беседе со свящ. Фронтоном предсказал, что ему вскоре доставят мученич.мощи на место, выбранное ими. В подтверждение св. Феодот отдал перстень священнику.
 Тогда смерть за Христа приняли 7 св. дев, из которых старшая, св. Текуса, была теткой св.Феодота. Св.девы - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия - с юных лет посвятили себя Богу, жили в молитвах, посте, воздержании, добрых делах и достигли старческого возраста. Приведенные на суд св. девы мужественно исповедали пред Феотекном веру во Христа и преданы истязаниям. Правитель предал их бесстыдн.юношам на осквернение. Св.девы горячо молились Богу. Св.Текуса упала к ногам юношей, сняв покрывало, показала седую голову. Юноши опомнились, и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтоб святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как языч. жрицы, но св. девы отказались. Их приговорили к смерти. Каждой на шею привязан тяжелый камень, и 7 св. дев утоплены в озере. Ночью св.Текуса яв-сь во сне св. Феодоту, прося похоронить по-христиански. Св.Феодот, взяв с собой друга Полихрония и др.христиан, пошел к озеру. Было темно,путь указывала горящ.лампада. А пред стражей, поставленной язычниками на берегу озера, яв-ся св.мч.Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на др.сторону озера. Христиане подошли к телам св.мучениц, увезли к церкви, предав погребению. Узнав о похищении тел св. мучениц, правитель приказал хватать без разбора христиан и предавать мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, указал на св. Феодота,как виновника похищения тел.
 Св.Феодот готовился к смерти за Христа; вознеся со всеми христианами усердн. молитвы, завещал отдать тело свящ. Фронтону, к-рому ранее отдал перстень. Святой предстал пред судом. Ему показали орудия мучений, обещали почести и богатство, если отречется от Христа. Св.Феодот прославил Христа, исповедал веру в Него. Язычники предали святого истязаниям, но сила Божия поддержала св.мученика. Он остался жив, отведен в темницу.
Утром правитель приказал истязать святого, но понял, что поколебать его невозможно. Он велел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но буря помешала воинам сжечь тело. Воины в палатке стерегли его. Свящ. Фронтон вел осла с поклажей вина. Ок. места, где лежало тело св. Феодота, осел упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело христ. Феодота. Священник возложил св. останки на осла и привез их на место, указанное св.Феодотом, с честью предал земле. 
Позже он воздвиг здесь церковь. Св.Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 г. Описание жизни и мученич. подвига св. Феодота и страдания св.дев составил сподвижник св.Феодота и очевидец смерти Нил, находившийся в г. Анкире в период гонения на христиан имп.Диоклитиана.
Тропарь священномученика Феодота, глас 4
   И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак мученика Феодота Анкирского и иже с ним, глас 2
 Страдальчески подвизався добре, со сострадальцы твоими, Феодоте,/ и венцы почести приясте с честными страстотерпицами девами.// Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Прп.Зосима Ворбозомский был основателем монастыря Благовещения Пресв. Богородицы на острове Ворбозомского озера в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан м-рь еще в XV в., т.к. известно, что в 1501 г. настоятелем был игум. Иона, ученик прп. Зосимы. М-рь входил в число многочисл. пустыней (небольших м-рей), к-рые, образуя иноч. "Заволжье", располагались вокруг Кирилло-Белозерского м-ря. Скончался прп. Зосима в 1-й пол. XVI в. 

  Прп.Кирилл Новоезерский род. в благочест. семье. Однажды мать Кирилла молилась в храме, и младенец трижды, при чтении Евангелия, при пении Херувимской и в момент пресуществления Св. Даров, возгласил во чреве. С детства любил уединение и молитву, мечтал об иноч. жизни. В 15 лет ушел из дома в Псково-Печерскую обитель. Пути в м-рь не знал, шел, уповая на Господа и на Пресв. Матерь. Возле города встретил старца-монаха, к-рый проводил его и благословил: "Бог да благословит тебя, чадо, и сподобит ангельского образа, и да будешь сосудом избранным Божественного Духа". Стал невидим. Отрок понял, что это посланец Божий.
 Настоятель м-ря прп. Корнилий прозорливо увидел явлен. на отроке благодать. Он облек его в иноч. образ с им. Кирилл. Инок в 15 лет удивлял братию подвигами: постом и молитвой, изнурял плоть, помышляя окончить дни в пустыне.
 Однажды к родителям, что оплакивали его, пришел старец из м-ря прп. Корнилия, рассказал о сыне в обители. Мать Кирилла, уговорив мужа отнести в обитель часть имения, приняла иноч. образ с им. Елена и вскоре скончалась. Отец пришел в обитель, игум.Корнилий повелел Кириллу видеться с ним. Не смея ослушаться, инок пал к ногам родителя, моля о прощении, что тайно ушел. Отец простил Кирилла и остался в обители. Прп.Корнилий нарек ему имя Варсонофий, дал на обучение сыну. Чрез 3 года мирно преставился.
 Сын с еще большим усердием служил Господу в послушании не только игумену, но и братии. Он жаждал обойти Рус.землю, поклониться святыням и избрать пустыню для жизни в безмолвии. Получив благословение прп. Корнилия, прп.Кирилл ушел в поморск. страны, скитаясь по пустыням, питаясь древесн. корой и лесн.ягодами. В подвиге странничества провел ок. 20 лет, обошел Моск., Новгород., Псковск.земли, но никогда не заходил в дома, не брал милостыни. Днем странствовал, а ночь проводил в молитве в притворах храмов, не пропуская церк. служб.
  Однажды прп. Кириллу было явление небес. света, указавшего место, где основать обитель. Он, дойдя до Тихвинского м-ря, провел там 3 дня и 3 ночи в непрестан.молитве к Пресв. Владычице. Во сне Матерь Божия сказала:"Угодник Пресв. Троицы, пойди к Белоозеру, и явит Сын Мой место упокоения для тебя".
 Пошел прп-ный к Белоозеру. Там увидел небольшой остров, от к-рого восходил огнен. столп. Под многовек.елью блж.Кирилл устроил шалаш, 2 кельи: одну для себя, другую для буд.братии; отшельник соорудил 2 малые церкви Воскресения Христова и Одигитрии. Всё преодолевал терпением и постоян. молитвой. К нему собралась братия.
  Много было случаев благодатн. исцеления по молитвам прп-ного, Господь сподобил его дара провидения. Предчувствуя кончину, прподобный призвал братию. В последний раз поучал святой дух. чад. Долго безмолвствовал, но вдруг горько зарыдал. "Отхожу я ко Господу в жизнь вечную. Умоляю вас, не изнемогайте в постах и молитвах, соблюдая себя от наветов вражьих. Блаженный причастился,сказав"Слава Богу за всё!", предал душу 4 февраля 1532 г.
Тропарь прп.Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца, глас 8
  Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим
Кондак прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца, глас 8
  Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

   Св. Фессалоникия была дочерью языч. жреца. Когда нечестивый отец узнал, что его дочь стала христианкой, безжалостно избил ее и выгнал из дома, лишив всяких средств к пропитанию. Св. Авкт и Таврион пытались заступиться за христианку и вразумить ожесточивш. отца. Жрец донес,  они были схвачены. Исповедав пред мучителями веру во Христа и претерпев жестокие пытки, святые были обезглавлены. После их мученич. кончины умерла и св.Фессалоникия. Тело ее погребено в г. Амфиполе в Македонии вместе со св.мчч. Авктом и Таврионом.
Тропарь мучеников Авкта и Тавриона, глас 4
  Таврион славный и Авкт дивный, огневи противистася и всем инем казнем,/ молитвами возмогающа;/ та убо молением сердца похваляюще,/ верою пресвятую и честную память ею совершим,/ душам просвещение почерпающа.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения