Версия для печати
На страницу списка праздников

Нед. 4-я по Пасхе, о расслабленном. Мцц.Агапии,Ирины, Хионии. Прав.Тавифы. Мч.Леонида,мцц.Хариессы,Ники,Галины, Калисы,Нунехии, Василиссы,Феодоры,Ирины,др. Перен.мощ.мч.Авраамия Болгар. Ильинско-Чернигов.,Тамбов. ик.Божией Матери.

29 Апрель 2018 г. Воскресенье

Св.мцц. Агапия, Ирина и Хиония были сестрами и жили в кон.III-нач.IV в. вблизи итал. г.Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочест. христ. жизнь, отклоняли домогательства многочисл. женихов. Их дух. рук-лем был свящ. Зинон. Ему открыто в сон.видении, что в ближ. время скончается, а св. дев возьмут на мучение. Откровение было и находившейся в Аквилее вмц. Анастасии, к-рую назвали Узорешительницей за то, что безбоязненно посещала в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Вмц. Анастасия поспешила к сестрам и убеждала мужественно стоять за Христа. Вскоре предсказанное исполнилось. Свящ. Зинон скончался, а 3 девы направлены на суд к имп. Диоклитиану (284-305).
 Увидев юных прекрасных сестер, император предложил отречься от Христа, обещал найти знатных женихов. Но св. сестры отвечали, что имеют Небесн. Жениха - Христа, за веру в К-рого готовы пострадать. Император убеждал отречься от Христа, но сестры не соглашались. Они назвали языч. богов идолами, сделанными чел. руками, проповедовали веру в Истин. Бога.
 По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда отвезены св. сестры. Их отдали на суд правит. Дулкицию. Когда увидел красоту их, воспылал нечистой страстью. Взял сестер под стражу, передал им, что получат свободу, если согласятся исполнить его желания. Но св. мученицы ответили, что готовы умереть за Небесн. Жениха - Христа. Дулкиций решил ночью овладеть ими насильно. Когда св. сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, он подкрался к двер, хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, подумал, что св. мученицы околдовали его, и решил отомстить.
  На суде Дулкиций велел обнажить св. мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам св. дев, а Дулкиций внезапно заснул, никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, проснулся.
 Когда обо всем донесли имп. Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал св. дев судье Сисинию. Тот начал допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в непреклонности, отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению св.Хионию и Агапию. Но их невозможно склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь св. Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мучен. венцы. В огне отошли ко Господу с молитвой.
  Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц, одежда не опалены огнем, лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На др. день Сисиний приказал привести на суд св.Ирину. Пугал ее участью старших сестер, уговаривал отречься от Христа, угрожал отдать на поругание в блудилище. Но св.мученица отвечала: "Пусть мое тело будет отдано на насил. поругание, но душа не осквернится отречением от Христа".
 Когда воины Сисиния повели св. Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина: "Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить, затем прийти к нему и доложить о выполнении". Воины так и поступили. Когда доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, т. к. не давал такого распоряжения. Светлые воины были ангелы Божие, спасшие св.мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине св. Ирину. Долго искал дорогу к вершине, но не смог найти. Тогда один из воинов ранил св. Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: "Я смеюсь над твоей бессил. злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу". Возблагодарив Господа, легла на землю и предала дух Богу за день до Св. Пасхи(+304).Вмц. Анастасия узнала о кончине св. сестер и с честью погребла их тела.

Св. мц. Леонид и св. мцц.Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе в 258 г.. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели дух. гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.

  Ильинско-Черниговская икона Божией Матери написана в 1658 г. иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. 8 дней, с 16 по 24 апреля, в 1662 г. от иконы истекали слезы. B том же году татары напали на Чернигов и разорили его. В полночь они ворвались в Троицкую обитель, вошли в церковь, опрокинули все иконы, взяли утварь, но чудотворная икона со всеми украшениями осталась неприкосновенной.
 Невидимая сила не допустила нечестивцев до нее. Царица Небесная не допустила, чтобы враги вошли в пещеру прп. Антония Печерского, где скрывалась братия обители. Внезапно, как бы устрашенные непостижимым видением, татары обратились в бегство.
 Свт.Димитрий Ростовский, заключая книгу "Руно орошенное", по исчислении 24 чудес от чудотворной Ильинской иконы, говорит: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?"

  В 1686 г. свт. Питирим приехал в Тамбов и с проч. святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, имен. Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края.  Поэтому поставлена икона на юго-западн. город. воротах. Со временем икону стали звать Тамбовской, в иконописн.образе были нек-рые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, изображены предстоящие: св. Алексий, чел. Божий, и прп. Евдокия.  Предполагают, что это небес. покровители родителей еп. Питирима, возможно, он написал образы святых.
 Позже на месте юго-западных городских врат соорудили небольшую деревян.церковь св. ап. Петра и Павла. Здесь пребывала икона. Купец Иван Уткин построил в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, Тамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь в народе стали звать по имени строителя Уткинской, а икону позже забыли.
  Но Царица Небесная сама о себе напомнила. В нач.XIX к. калужск. заштатн. священнику, к-рый страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась эта икона,было сказано: «Отыщи эту икону. Молись пред ней, получишь исцеление». После сна священник получил нек-рое облегчение от болезни, смог ходить, принялся разыскивать увиден. во сне икону. Посетив разн. селения и города, добрался до Тамбова, где, осмотрев церкви, обнаружил эту икону в алтаре Уткинск. храма, а после молитвы пред ней получил исцеление. Этот случай широко известен в городе, было несколько чудес. исцелений горожан.
 Тамбовская икона снова стала известна, когда в 1835 г. старая Уткинская церковь была значительно расстроена, по просьбе горожан правый придел освятили в честь Тамбовской ик.  Благодар. тамбовцы украшали икону: появ-сь роскошная сребропозлащён.риза, множество драгоцен.камней. Случаи исцеления от иконы не успевали записывать. В 1888 г. по распоряжению Свят. Синода из всех церквей города 16 апреля в честь Тамбов. иконы совершен крестный ход, в 1900 г. церковь именовали Богородичной.
 После 1917 тамбов. храмы разорили, пострадала и чудотв. икона. С иконы сняли ризу, выковыряли камни, сама она бесследно исчезла. В городе имеются чтим. списки чудотв. образа.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения