Версия для печати
На страницу списка праздников

Апп.от 70-ти Тертия, Марка, Иуста,Артемы. Сщмч.Зиновия, еп.Эгейск.,сестры Зиновии.Сщмч.Маркиана, еп.Сиракузск. Мц.Евтропии Александрийск. Мц.Анастасии Солунск.Св.Стефана Милютина,кор.Сербск., брата Драгутина, мат.Елены. Озерянск ик.Богородицы.

12 Ноябрь 2019 г. Вторник

  Св. Тертий был 2-м епископом (после св. ап. Сосипатра) в Иконии, где обратил ко Христу многих язычников и окончил жизнь мученически. О нем упоминает ап.Павел в послании к Римлянам (16,22).
  Св.Марк, он же Иоанн (Деян.12,12), племянник ап. Варнавы, был еп. Аполлониадским (Кол.4,10). В доме его матери Марии часто находили убежище гонимые ученики Господа после Его Вознесения.
 Св. Иуст, наз.Варсавою, сын Иосифа, Обручника Пресв.Богородицы, избран на место Иуды, вместе с Матфием; епископствовал и мученически скончался в Елевферополе.
  Св. Артема был епископом в ликаонском г. Листре; скончался мирно.
  Св.ап. и еванг. Марк, назыв. также Иоанн-Марк (Деян.12,12), апостол от 70-ти, племянник ап. Варнавы, род. в Иерусалиме. Дом матери Марии примыкал к Гефсиманск.саду. Как говорит церк. предание, в ночь Крестных страданий Христа следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14.51-52). После Вознесения Господня дом матери св.Марка стал местом молитвен. собраний христиан и пристанищем для апостолов (Деян.12,12).
  Св. Марк был ближайшим сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апп. Павлом и Варнавой св.Марк был в Селевкии, оттуда отправился на о. Кипр и прошел его  с востока на запад. В г. Пафе св.Марк был свидетелем, как ап. Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12). После трудов с ап. Павлом св.Марк вернулся в Иерусалим, затем с ап. Петром побывал в Риме, по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
 Во время 2-го благовестническ. путешествия ап. Павла св. Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, затем в Египет, где с ап. Петром основал много Церквей, в т. ч. в Вавилоне. Из этого города ап. Петр направил послание малоазийским христианам, в к-ром с любовью отзывался о св.Марке, дух.сыне (1 Пет. 5,13).
 Когда ап.Павел находился в узах в Риме, ап.Марк был в Ефесе, где кафедру занимал свт.Тимофей. С ним ап.Марк прибыл в Рим, где написал св. Евангелие (ок.62-63).  Из Рима св. Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христ. училищу, из к-рого вышли такие знаменит. отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, свт. Дионисий, свт. Григорий Чудотворец и др. Ревнуя о устроении церк. Богослужения, св. ап. Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем св.Марк с проповедью Евангелия посетил внутрен. области Африки, был в Ливии, Нектополе.
  Во время путешествий св.Марк получил повеление от Св.Духа вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Поселился в доме сапожника Анании, к-рому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял св. апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, они собирались убить св. Марка. Узнав, св.апостол поставил Ананию еп-пом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.
 Язычники напали на св.Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там св.Марк удостоился видения Иисуса Христа, К-рый укрепил его. На след. день разъярен.толпа повлекла св.апостола по улицам города на судилище, но по дороге св.Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
 Язычники хотели сжечь тело св. апостола. Когда развели костер, все померкло, раздался гром, произошло землетрясение. Язычники разбежались, христиане взяли тело св.апостола, погребли в каменной гробнице 4 апреля 63 г. Память его Церковь празднует 25 апреля.
  В 310 г. над мощами св. ап. Марка построена церковь. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Церковь теснили иноверные, мощи перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
 В древней иконограф. традиции, усвоившей св.евангелистам символы из видения св. Иоанна Богослова (Откр.4,7), св.еванг. Марк изображается со львом в ознаменование могущества и царств. достоинства Христа (Откр.5,5). Св. Марк писал Евангелие для христиан из язычников, поэтому останавливается на речах и делах Спасителя, в к-рых особенно проявляется Его Божеств. всемогущество.
 Многие особенности повествования можно объяснить близостью его к ап. Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверх. апостола. Одной из центр. богослов. тем в Евангелии св.Марка явл-ся тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк.16,20) и Духа Святого (13,11) ученики его идут по миру и проповедуют Евангелие всем (13,10;16,15).

  Cщмч.Зиновий, еп.Егейский, сестра Зиновия претерпели мученич. смерть в 285 г. в Киликии. Они с детства восприняли св.христ. веру от родителей и вели благочестив. жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и св.жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления. Он избран епископом христ. общины в Киликии.
 Пребывая в свт.сане, св.Зиновий ревностно распространял веру среди язычников. Когда имп. Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан, еп. Зиновий доставлен на суд к правителю Лисию. Лисий предложил ему жизнь за поклонение языч. богам. Святой отказался. По приказу Лисия святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она пред гонителями  веру во Христа, за что отдана на муки. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскален.одре и в кипящем котле святые  обезглавлены. Пресвит.Гермоген тайно предал тела св. мучеников погребению.
Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 4
 Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 8
 Истины свидетели и благочестия проповедники,/ двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех,/ Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею,/ купно жившия и отшедшия// и мучением приимшия венец нетленный.

Сщмч. Маркиан, еп. Сиракузский, ученик св. ап. Петра, послан в Сицилию. Здесь поселился в пещере у г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Скончался мученически, убитый иудеями. Мощи в итал. г. Гаэте.

 Мц. Евтропия пострадала за Христа в Александрии ок. 250 г. Часто посещая христиан, заключенных в темницах, призывала их к перенесению страданий. За это взята на мучения гонителями христиан. На суде твердо исповедовала  веру во Христа и скончалась от жестоких истязаний.

  Прмц.Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, ее взяла под покров-во настоятельница жен. м-ря София. Игумения воспитала Анастасию в вере, в страхе Божием и послушании.
   Началось гонение на христиан имп. Декия (249-251). Градоначальник Пров, по велению его, приказал привести св.Анастасию. Благословлен. на страдальч. подвиг во Имя Господне старицей-наставницей, юная мц. Анастасия смиренно вышла навстречу вооружен. воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался лестью соблазнить ее и отречься от веры Христовой. Святая твердо отказалась. Начались жестокие пытки. Св.страдалица мужественно переносила их, славя Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчелов.издевательства над святой, вознегодовал, и правители прекратили пытки, обезглавив мученицу. Тело св. Анастасии брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над св.останками. Игумения София нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя христианами предала земле.
   Св. Анастасия Римляныня, Солунская, защищает от завистников, от болезней и несчастных случаев. Тем женщинам, к-рым она покровительствует, помогает достичь благополучия и решить матер. проблемы, наладить отношения в семье, заслужить любовь и уважение окружающих – сила молитвы неисчерпаема.
Тропарь преподобномученицы Анастасии Римляныни, глас 4
  Агница Твоя, Иисусе, Анастасия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами яко Милостив спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Анастасии Римляныни, глас 3
 Девства водами очищенна, преподобная,/ мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/ подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение,/ приступающим от сердца,/ крепость бо тебе подает Христос,// источая благодать приснотекущую.

  Св.Стефан был младшим сыном короля Стефана-Уроша I и внуком первовенчанного короля св. Стефана. Он правил Сербией с 1275 по 1320 г. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата Драгутина, верного христианина, к-рый после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В прав.жизни св. Драгутин много трудился над обращением к истин.вере еретиков-богомилов. Кончина 2 марта 1316 г.
 Св. Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал правосл. сербов и др. единоверные народы от врагов. Благочест. Стефан благодарил Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество м-рей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских м-рях.
Когда сербское королевство пало, м-ри остались очагами нац. культуры и Православия в сербском народе. Св.Стефан скончался 29 октября 1320 г., погребен в Баньской обители. Через два года открыты его нетлен. мощи. Св. Елена, благочестивая мать св. сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ г. Спича воздвигла Реческий м-рь, наделила угодьями. Пред кончиной св.Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 г.
Тропарь святого праведного Стефана Милютина, глас 3
  Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.
Кондак святого праведного Стефана Милютина, глас 4
   Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.

 Озерянская ико́на Бо́жией Ма́тери – главн. святыня и покровительница Харькова и Слобожанщины. Первообраз уничтожен в 30-е гг. ХХ в. Остались многочисл. списки, что существенно отличаются, хотя многие прославились чудотворениями. Икона писана на холсте, прикреплен. к доске. Письмо кисти древнего малорос. художника, икона южно-рус. происхождения; исполнение посредственное, писана простым мастером, копировавшим хороший образец; контуры фигур грубые, краска, обычная в памятниках южно-русских для XVII—XVIII в.—красная, голубая.
 Икона дошла в плохой сохранности, но ясно очерчивается лик Богоматери, Младенца, их положение, цвет одежд. Богородица повернула лик в сторону Младенца, на ней красный хитон и голубой омофор, на голове корона; правая рука в позе моления, левой поддерживает Младенца, что на коленях. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове корона, как у Богородицы, в левой руке держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы желтые. Начиная от плеч вокруг нимбов Богородицы и Христа звезды, видимые и теперь. Вверху иконы облака. 
  В сентябре 2010 г. истин. изображение Озерянской иконы Божией Матери воссоздано вновь, 16.09.10. освящено на месте обретения – в Озерянах, сейчас в Крестовоздвиженском храме Свято-Покров. муж. м-ря. 
  История иконы связана с местн.священником - благочест. иереем Феодором, он видел чудеса от Озерянской Богоматери и решил, что в пустын. хуторе будет муж. м-рь. В 1696 г. посетил Озерянку наместник Святогорск. Успенского м-ря Севастиан Юхновский, был очень болен. Пешком пришёл  из обители в Озерянку поклониться чудотв. иконе Богоматери и по молитвам пред нею вылечился. 
 Иерей Феодор передал икону в Озерянке Святогорскому м-рю и настоятелю архим. Вассиану Василевскому для основания в Озерянке м-ря, что с 1710 г. строился трудами Святогорского наместника о.Севастиана как Озерянская Богородичная Пустынь. Место пустынно. Окружали высокие холмы, глубокие ложбины, заросли. На холме, на левом берегу Озерянки, поставили в 1711 г. деревян. Богородичную церковь, потом церковь Рождества Иоанна Предтечи.Первое чудо от иконы яв-сь архим. Севастьяну при строителе иером. Варсонофии Хвастиченко. Пустынь небольшая. Просуществовала ок. 80 лет. В 1787 г. во время пребывания имп. Екатерины II в Харькове она подписала указ о передаче под рук-во Григория Потемкина Харьковское наместничество. По воле князя Таврического прекратили существование 15 м-рей Слобожанщины, среди них Озерянская Богородичная пустынь, Змиевской Николаевский казачий м-рь, Святогорский м-рь. Имущество изъято в казну, а братия м-рей собрана в Куряжском м-ре.
 Главный храм м-ря Рождества Пресв. Богородицы перенесён в слободу Мерефу, а икона в Куряжский м-рь, что закрыт в 1788 г., и икону перенесли в Харьковский Покровский м-рь. Но в 1796 г. Куряжский м-рь возобновлен, сюда перенесли Озерянскую икону, где была 47 лет. Стараниями бывшего генерал-губернатора Харьковского и Воронежского генерал-поручика Леванидова устроился м-рь на положении общежительного. Усердием харьковских граждан обитель приведена в добротный вид. Имп.Павлом I пожалованы м-рю мельницы, рыбные ловли и десятины земли. В 1836 г. он возведён по штату во второклассный.
 Одна из причин улучшения матер. состояния м-ря -  к Озерянской иконе все лето шёл большой поток богомольцев. Образ пребывал в особо устроенной пустыни, верстах в 30 от Харькова, подвластной с братией харьковск. училищному м-рю (ныне Свято-Покровский муж. м-рь), а по уничтожении пустыни перенесён в Харьков, со времени возобновления  м-ря в 1796 г. пребывает поныне.
 16 октября 1843 г. по докладу обер-прокурора Свящ.Синода имп. Николай Павлович утвердил просьбу обитателей Харькова о внедрении крестн. хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского м-ря в Харьков. Покровский кафедр.собор.  Это свящ. шествие достигло Холодной горы, где тысячи людей встречали чудотв. икону. На Холодной Горе устроено возвышение, где Преосвященный с дух-вом после поклонения и каждения приветствовал её коротким молитв. словом. Необходимо строит-во на Холодной Горе часовни, к-рая превратилась в приходскую Церковь.
 История сохранила много свидетельств о чудесных исцелениях пред Озеровской иконой. Сила особой благодати исходила от чудотв. иконы на месте явления - «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение». Благодаря Озерянский иконе вылечивались болезни и прекращались эпидемии
 На пожертвование жителей  в кон. XIX в. в Покров. м-ре построена Озерянская церковь. В Озерянской церкви, освящённой 21 ноября 1896 г., находилась чудотв. икона. Ещё одна Озерянская церковь построена на Холодной Горе. Во время крестн. ходов  с вершины Холодной Горы архиереи благословляли чудотв. иконой Харьков.
 О судьбе чудотворной Озерянской иконы в сов. время почти ничего неизвестно. Последний крестный ход с иконой был 31 августа до 18 сентября 1926 г. С Озерянской иконы  осталось 2 списка: один в Свято-Благовещен. кафед. соборе Харькова, дру. в Свято-Озерян. приходском храме на Холодной горе.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Озерянской, глас 3
 Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Озерянская нам, Владычице, показася;/ пред неюже души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Озерянской, глас 5
 Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози;/ елика бо хощеши, можеши.


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения