Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмц.Параскевы Пятницы. Мчч.Терентия,Неониллы,чад их. Прп.Стефана Савваита, твор.канонов. Прп.Иова,игум.Почаев. Свт.Димитрия,митр.Ростовск. Свт.Арсения I,архиеп.Сербск. Прп.Феофила Киевск,Христа ради юрод. Сщмч.Кириака,Патр.Иерусалим. Прп.Иоанна Хозевита

10 Ноябрь 2017 г. Пятница

   Св. мц. Параскева, наречен. Пятницею, жила в III в. в Иконии в богатой благочест. семье. Родители  особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греч. значит  Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева высокую нравственность девств. жизни, дала обет безбрачия. Она хотела посвятить жизнь Богу и просвещению язычников верой Христовой. На этом пути суждено Параскеве  приобщиться к Страстям Христовым чрез телесн. муки.
 За исповедание правосл. веры озлобившиеся язычники привели её к город. властителю. Ей предложили принести жертву идолу. Уповая на Бога, она отвергла это, претерпела великие мучения: привязав к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, затем, устав, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил св.страдалицу, исцелил истерзанное тело. Не вразумившись Божеств.знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли голову.
   Св.Параскева Пятница пользовалась у правосл. народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочест. обычаев. В древних рус.месяцесловах и святцах имя мученицы пишется: "Св.Параскева, нареченная Пятница". Храмы св.Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину  придорожные часовни.
 Рус. народ называл мц.Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы св.Параскевы особо почитались предками. Рус. иконописцы изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. 
 Иконы св.мученицы охраняют семейное благополучие. По церк. верованию, св.Параскева-покровительница полей и скота. В день памяти приносят в церковь для освещения плоды, к-рые хранятся как святыня до след. года. Кроме того, св.Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Св.мученица - целительница от тяжелых душевных и телесных недугов. Параскева Пятница особо почитаема на Руси как помощница в жен. заботах, покровительница семейн.очага и домашнего хоз-ва, подательница хороших женихов, покровительница сельхоз.работ. Ей молятся об исцелении детей, о даровании дождя, когда гроза или град.

Молитвы Параскеве Пятнице
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, неимущым вся имения твоя расточивши. Ты силою благочестия, целомудрием же и праведностию яко лучами солнечными просияла еси, посреде неверных свято поживши и безбоязненно тем Христа Бога проповедавши. Ты от дней юности твоея, от родителей научена бывши, дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа благоговейно чествовала еси, Егоже ради и сама волею пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцелена бывши и восприемши неизреченную светлость, неверныя мучители удивила еси. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоея в капище язычестем вся идолы долу повергши, во прах сокрушила еси. Ты, свещами опаляема сущи, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и темже пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, неистовыя беззаконники попалила еси, и мног народ людей к познанию истиннаго Бога привела еси. Ты, во славу Господа мечное усечение во главу приемши, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, и душею твоею на небеса в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа, Царя Славы, востекла еси, иже тако о тебе возгласити благоволи: "Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!" Темже и мы, днесь во храм сей [твой] сошедшеся, поклонение ти радостно приносим, и взирающе на святую твою икону, со умилением вопием ти: О всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас грешных, да терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниих нам дарует; да подаст же благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всем благое поспешение благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему императору, возлюбленному нашему отечеству, да низпослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианом да подаст твоими святыми молитвами в вере и благочестии утверждение и в христианской любви преспеяние: да очистит нас грешных от всякия скверны и порока; да оградит нас святыми Своими ангелы, да заступит, сохранит и помилует всех Своею благодатию, и наследники и причастники Небеснаго Своего Царствия вся ны соделает, яко да твоими святыми молитвами, всеславная невесто Христова Параскево, спасение улучивше, прославим вси пресвятое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва, чтомая в Московской Параскивеевской церкви, на Пятницкой
          О святая преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелиа Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице: буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселишися: моли Всемилостиваго, иже словом очи слепых отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных: разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших: испроси у Отца светов свет благодати душевным и телесным очесем нашым: просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безъочесным сладкое зрение. О великая угоднице Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовани, мрака же греховнаго избывше, во свет истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисиятельное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Тропарь, глас 4
  Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 3
  Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное Безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.
Величание
  Величаем тя, страстотерпице Христова Параскево, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

  Св. мчч. Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия - претерпели мученич.кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились отречения от истинной веры. Св.мученики обезглавлены.
Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4
  Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша
Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4
  Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и подружии его,/ тепле убо стецемся,/ да приимем исцеление,/ сии бо благодать приемше от Духа Святаго// исцеляти недуги и болезни душ наших.

   Прп.Стефан Савваит, творец церк. канонов, подвизался в  лавре св. Саввы в Палестине в IХ в.  

 Иов, игум. Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), род. в сер.ХVI в. в Покутье в Галиции. В 10 лет пришел в Преображенский Угорницкий м-рь, на 12-м году принял монашество. С юности прп.Иов известен благочестием, строгой подвижнич. жизнью, рано удостоен священ.сана. Ок. 1580 г., по просьбе известного поборника Православия кн. Константина Острожского, возглавил Крестовоздвиженский м-рь у г.Дубно, управлял им более 20 лет в обстановке гонений на Православие со стороны католиков и униатов.
 В нач.ХVII в. удалился на Почаевскую гору, поселился в пещере недалеко от древней Успенской обители, известной чудотв.Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив св.отшельника, избрали игуменом. Прп. Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток с братьями, много работал, сажал деревья, укреплял плотины близ м-ря.
  Принимая деят. участие в защите Православия и рус.народности, прп.Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 г. против унии. После 1642 г. прп. Иов принял вел. схиму с им. Иоанн. Иногда он затворялся в пещере на 3 дня или на неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием кроткого сердца.
   По свидетельству ученика и составителя жития прп. Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался прп. Иов в 1651 г., прожив более 100 лет, после 50-летнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 г. совершилось прославление прп. Иова.
Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4
 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4
  Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.
Молитва преподобному Иову Почаевскому
  О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправо¬мыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губи-тельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многораз¬личных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скон¬чании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

  Свт. Димитрий, в миру Даниил, род. в декабре 1651 г. в мест. Макарове в 40 верстах от Киева. Отец  дослужился до звания сотника и остаток дней посвятил служению Церкви. Он отвлекался от дома воен. занятиями. Под влиянием добродет. матери отрок Даниил возрастал в страхе Божием и благочестии.
 Нач. образование Даниил получил дома. Родители научили читать. В 11 лет отправили в Киевское Братское училище. Благодаря усердию в занятиях Даниил преуспевал в науках. В классе риторики Даниил в совершенстве изучил обороты речи, к-рые поражали слушателей его поучений, приобрел непобедимую силу убеждения, к-рая проявились в борьбе с раскольниками.
 Даниил отличался благонравием, рано обнаружил склонность к жизни подвижнической. Он не участвовал в детских играх. Свободн. время проводил в чтении Свящ. Писания, житий святых и в молитве. С рвением посещал храм, где возносил усердные молитвы Господу.
  В 15 лет Даниил оставил училище. Киев переходил то к полякам, то к русским. Училище в 1665 г., когда Киевом овладели поляки, разрушили. Даниил прекратил научн.занятия, пробыв в школе 3 года. Испросив благословение родителей, в 18 лет поселился в Кирилловском м-ре. Игум. м-ря Мелетий Дзик знал Даниила, т.к. ранее был ректором Киевск. училища. 9 июля 1668 г. постриг Даниила в иночество и нарек  Димитрием. Инок строго соблюдал монаст. правила и в смирении и послушании проходил иноч. подвиги, стараясь подражать в добродетелях прп. Антонию и Феодосию, др. печорским подвижникам. 
 Менее чем за год после пострижения по просьбе настоятеля посвящен в сан иеродиакона в день Благовещения Пресв. Богородицы в 1669 г., наречен на Киевскую митрополию. В сане иеродиакона Димитрий был в Кирилловской обители долго. Повиновался настоятелю, смиренно служил братии, беспрекословно исполнял послушания, в церковь приходил первым и уходил последним. В келье молился, писал, что поручал игумен, и усердно продолжал научн. занятия.
Так подвизался до 1675 г. В Густынском м-ре находился Черниговский архиеп. Лазарь Баранович. Ему представлен св. Димитрий для посвящения в иеромонаха, что совершено 23 мая в день Сошествия Св. Духа. Св. Димитрию было 24 года. Архиепископ пригласил св.Димитрия быть проповедником при Черниговской соборной церкви. Более двух лет св.Димитрий проповедовал в церквях Черниговской еп. Поучая народ закону Божию, приносил большую дух. пользу. Слава о вел. проповеднике разнеслась по Малороссии и Литве, и обители приглашали его к себе.
 В июне 1677 г. Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский м-рь для поклонения чудотв. иконе Пресв. Богородицы, писанной св.Петром, митр. Московским, и остался в Литве. В м-ре готовились к торжеств. перенесению иконы из старой церкви в новую. Прибыли Белорус. еп. Феодосий, настоятель Виленского Свято-Духова м-ря Климент. После праздника Климент взял Димитрия в свой м-рь. Более 2-х мес. Димитрий пробыл в Вильно, по просьбе еп. Феодосия отправился в Слуцк и, поселившись в Братском Преображенском м-ре, 14 месяцев проповедовал слово Божие.
 Св.Димитрия неоднократно приглашали возвратиться в Малороссию. В феврале 1679 г. прибыл в Батурин, где  милостиво принят гетманом. Поселившись в Николаевском Крупицком м-ре, Димитрий ревностно подвизался в посте, молитве, чтении душеполезн. книг; проповедовал слово Божие. Слава о его добродет. житии распространилась по всем обителям. Братия Кирилловского м-ря обратились к нему с просьбой принять начальствование. Но св.Димитрий, по смирению, также удерживаемый гетманом, отклонил просьбу и отправил в Кириллов м-рь благодарств. письмо. 
В 1681 г. скончался игум. Максаковского Преображенского м-ря. Братия обратились к св. Димитрию быть игуменом. По уединен. месту Максаковская обитель соответствовала строгой иноч. жизни, и он принял предложение максак. иноков, отправившись с гетманским письмом в Чернигов к архиеп. Лазарю Барановичу за указом. Архиепископ милостиво принял Димитрия. Как бы провидя будущее, Лазарь сказал:"Не читая письма, говорю: да благословит вас Господь  не только игуменством, но желаю вам митры: Димитрий да получит митру". Прощаясь на др.день, Лазарь подарил ему хороший посох.
 Вступив в управление обителью, св.Димитрий не изменил строгоиноч. жизни. Подвизаясь в бдениях, молитве и добрых делах, подавал пример христ. смирения. Недолго максак. иноки наслаждались словом и св. жизнью Димитрия. 1 марта 1682 г. назначен игуменом в Николаев. Батуринский м-рь. Но он хотел предаться богомыслию, молитве и богоугодн.занятиям. 26 октября 1683 г. сложил с себя управление обителью, оставшись простым иноком. Вскоре призван  к вел. делу составления Миней-Четьих, к-рыми принес вел. пользу рус.народу.
  В 1684 г. архим. Киево-Печерской лавры был Варлаам Ясинский. Он мечтал о вел.труде составления житий святых. Этот труд необходим, ибо из-за татарских набегов, литовских и польских разорений Церковь лишилась многих  книг и жизнеописаний святых. Варлаам остановил внимание на св.Димитрии, к-рый прославился ревностью к душеспасит. трудам. Выбор одобрен согласием проч.отцов, братии лавры. Варлаам обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Киевскую лавру и принять на себя труд составления житий святых.
 Сознавая нужды Церкви, Димитрий покорился требованиям Варлаама. Возлагая надежду на помощь Божию и на молитвы Пречистой Богоматери, Димитрий в июне 1684 г. с вел. тщанием проходил  послушание. Прошло 2 года, как сложил с себя игуменство и в уединен. келье совершал вел. труд. Случилось ему быть с архим. Варлаамом в Батурине. С радостью встретили его гетман и новый митр. Гедеон и  убеждали принять управление Николаев.м-рем. Димитрий отказался, но уступил усердным просьбам и 9 февраля 1686 г. переселился в Батурин. Оставив Киевскую лавру, св.Димитрий не оставил дела. С усердием составлял жития святых и окончил первую четверть Миней-Четьих, заключающую 3 мес. - сентябрь, октябрь и ноябрь. Труд св.Димитрий представил архим. Варлааму. Прочитав рукопись с соборн. старцами, Варлаам приступил к печати житий святых. Св. Димитрий прибыл в лавру, под его наблюдением в 1689 г. напечатана 1-я книга Миней-Четьих.
  Вскоре св.Димитрий прибыл в Москву. Вместе с гетманом отправлены для объяснения с патриархом по нек-рым церк.вопросам св.Димитрий и Иннокентий, игум. Кириллова м-ря. 21 июля 1689 г. они представлены царю Иоанну Алексеевичу и царевне Софии. В тот же день св. Димитрий представлен патр. Иоакиму. Спустя мес. св. Димитрий с гетманом были в Троице-Сергиев. лавре. Здесь жил царь Петр, скрывшийся от покушений цар. Софии. В лавре Димитрий видел патриарха. "Он благословил мне, грешному, продолжать писание жития святых и дал на благословение образ Пресв.Богородицы в окладе".
 Возвратившись в м-рь, св.Димитрий с ревностью трудился над составлением житий святых. Он оставил настоят. покои, устроив в уединен. месте келию, к-рую назвал "скитом".В то время, как св.Димитрий трудился над 2-й книгой Миней-Четьих, новый моск. патр. Адриан прислал похвальную грамоту. Грамоту привез Варлаам, возведенный в Москве (31 августа 1690) в сан митр.Киевского.Патриарх просил нового митрополита и будущего архимандрита лавры о содействии св. Димитрию,"искусному, благоразумн. и благоусердн. делателю". Св.Димитрий решил посвятить себя исключительно Четьим-Минеям. Живя в уединен. келье, составил вторую книгу о 3 мес. - декабре, январе и феврале, и 9 мая 1693 г. привез ее в Киево-Печерск. типографию. Пока св.Димитрий наблюдал за печатанием труда, новый архиеп. Черниговский, св. Феодосии Углицкий, убедил его принять управление Петропавлов. обителью.
 Во время пребывания в м-ре, в январе 1695 г., окончено печатание второй четверти Четьих-Миней. За книу патр. Адриан Димитрию прислал др. одобрит. грамоту. Св. Димитрий готовил 3-ю книгу, заключающую март, апрель и май.
В нач. 1697 г. св. Димитрий назначен настоятелем Киевского Кириллова м-ря, а чрез 5 мес., 20 июня, посвящен в архим. Черниговского Елецкого Успенского м-ря. Так исполнилось благожелание Лазаря Барановича: Димитрий получил митру. Возведенный в сан архимандрита, предался трудам  с большим рвением. Но не забывал монаст. благоустроения, помогая советом и делом.
  Прошло два года, и св.Димитрий переводится в Спасский Новгород-Северский м-рь. Это последний м-рь, к-рым он управлял. Здесь окончил третью четверть Миней-Четьих, что напечатана в январе 1700 г. Архим. Иоасаф Кроковский с братиею в знак особого уважения к составителю житий святых прислал в дар икону Пресв.Богородицы, пожалованную царем Алексеем Михайловичем Киевскому митр. Петру Могиле во время венчания на царство.
  В 1700 г. имп. Петр Великий в заботах об отдален. областях  владений поручил Киевскому митр. Варлааму "поискать из архимандритов или игуменов, или др.иноков, доброго, благонепорочн. жития, к-рому  в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божией милостью проповедовать в Китае и в Сибири ". 
  Св. Димитрий в нач. 1701 г. вызван в Москву.  23 марта рукоположен в митр. Сибирского и Тобольского. Сибирь - страна суровая, а здоровье св. Димитрия  расстроено непрестан. занятиями. У него было близкое сердцу занятие, к-рое начал в Киеве и мог продолжать  там, где сосредоточивалось просвещение, а не в глухой и далекой Сибири. Он слег. Государь посетил больного и, узнав причину болезни, дозволил остаться в Москве в ожидании ближ. епархии. Вакансия вскоре открылась: скончался Ростовский митр.Иоасаф, и св.Димитрий 4 января 1702 г. назначен его преемником.
 В Ростов прибыл 1 марта, во 2-ю неделю Вел. поста. Он посетил Спасо-Яковлевскую обитель. Войдя в собор Зачатия Божией Матери, где мощи свт.Иакова Ростовского, новый архипастырь, узнав по откровению свыше, что в Ростове суждено окончить многотрудную жизнь, назначил для себя могилу в правом углу собора. Совершив в Успенском кафедр. соборе литургию, святитель произнес пастве красноречивое слово, где изложил взаимн. обязанности пастыря и паствы.
 Вступив в управление Ростов. митрополией, свт.Димитрий предался заботам о церк. благоустроении. Святитель старался искоренять злые нравы, зависть, неправду и др.пороки. Особенно огорчало святителя духовенство невежеством и пренебрежением к проповедованию Слова Божьего. Священники плохо знали обязанности. Встречались те, кто на пирах рассказывал о грехах дух. детей, открытых на исповеди. Др. ленились ходить к больным для исповеди и причастия. Святитель скорбел, узнав, что священники не воздают должного почитания Пречистым Таинам Христовым. В январе 1702 г. был в г.Ярославле, зашел в сельскую церковь, спросил у священника, где Животворящие Христовы Тайны. Тот не понял. Святитель вновь спросил, где Тело Христово. Священник молчал. Сопровождавший владыку опытный иерей спросил, где запас. Священник вынул из-за угла "сосуд зело гнусный" и показал хранимую в нем «вел.святыню, на к-рую и ангелы взирают со страхом».
Святитель заботился об искоренении таких недостатков. Димитрий написал 2 послания пастырям. Они во многих списках разосланы священникам, чтоб те списывали для себя, чаще прочитывали и согласно им исполняли обязанности. В 1-м послании святитель увещевал пастырей оставить злонравие, запрещал рассказывать о согрешениях дух. чад. Именем Господа умолял не презирать нищих и убогих. Во втором послании св. Димитрий повелевал, чтоб священники, под страхом грозного суда Божия, не только сами воздавали должное поклонение Святым Таинам, но и др. тому поучали.
 Св. Димитрий открыл при архиер. доме училище. Собрав более 200 чел., детей священнослужителей, разделил на 3 класса и для каждого класса поставил  учителя. Училище - предмет особого попечения святителя. Он посещал классы, выслушивал учеников, испытывал их познания. В свободное время собирал способных учеников, толковал книги из Ветх. Завета; летом, проживая в архие.селе Демьянах, объяснял ученикам Новый Завет. Заботился о нравств. воспитании. В воскресенье и праздники они приходили в соборную церковь к всенощному бдению и литургии. После первой кафизмы, во время чтения слова или жития, ученики должны подойти к святителю под благословение, давая знать о присутствии. Он не оставлял труда над житиями святых. Прошло 3 года, как прибыл св. Димитрий в Ростов, и в сентябре последняя книга, заключающая  июнь, июль и август, отпечатана в Киево-Печерской лавре. Так закончено вел.дело составления Миней-Четьих, потребовавшее 20-ти лет трудов.
 Но св.Димитрию предлежал в Ростовской пастве др.важный подвиг. Было в то время множество раскольников, главные учители к-рых, укрываясь в Брынских лесах, чрез потаенных проповедников сеяли зловредн.учение. Святитель по несколько раз объезжал епархию, проживал подолгу в Ярославле, чтоб обличать невежество отступников Церкви. В один из приездов в Ярославль св.Димитрий, совершив  литургию в соборе, возвращался домой, когда к нему обратились двое неизвестных с вопросом о бородобритии
 Св.Димитрий узнал, что среди его паствы есть люди, сомневавшиеся в спасении, ибо им по указу царя обрили бороды. Они думали, что с бородой лишились образа и подобия Божьего. Святитель доказывал, что не в бороде образ Божий и подобие, а в душе. Он написал сочинение: "Об образе Божьем и подобии в человеке" и разослал его по епархии. По повелению государя сочинение  напечатано три раза.
  Вскоре св. Димитрий написал обширное соч-е "Розыск о Брынской вере", раскрывшее дух раскола. Святитель  доказал, что вера раскольников - неправая, учение - душе вредное, дела - не богоугодные. Св.Димитрий хотел составить "Летопись, сказующую деяния от начала миробытия до Рождества Христова". Он знал, что редко у кого есть славян. Библия. Ее могли приобрести люди богатые, бедняки лишены дух.пользы, какую доставляет чтение этой богодухновен. книги. Даже в среде дух-ва не все знали порядка библ. повествования. Поэтому святитель хотел составить краткую библ. историю, чтобы каждый мог приобрести ее за недорогую цену и познакомиться с содержанием Библии. Он успел описать события только за 4 600 лет. Вслед за этим думал приступить к составлению краткого толкования на Псалтирь.
  Свт. Димитрий был знаменит. проповедником и часто обращался к пастве с краснореч. словом назидания. Никакие труды не отвлекали его от проповедования Слова Божия. Мудро управлял паствой свт. Димитрий, никогда не прибегая к суровым мерам. Особо ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам.
  Несмотря на множество дел по управлению епархией, св.Димитрий ежедневно приходил в церковь,  совершал литургию и произносил проповедь; принимал участие в крестных ходах, как бы далеки они ни были. Слуг и живших с ним святитель поучал осенять себя крестным знамением и тихо прочитывать молитву "Богородице Дева, радуйся" всякий раз, когда бьют часы. Когда кто-то из слуг был именинник, он благословлял образом или жаловал деньгами. Учил усердно поститься, избегать объедения и пьянства. Принимая пищу, чтоб поддержать телесн. силы, святитель на первой неделе Вел. поста вкушал один раз, - раз вкушал и на Страстной неделе, в Вел. четверток.
 Достигнув высшего свт. сана, св.Димитрий сохранял смирение. Он отличался бескорыстием. В его сердце не было скупости, любостяжания и сребролюбия. Все подаяния и доходы тратил на церк.нужды или на благотворение неимущим.
 Завещание, в к-ром святитель повторил желание быть погребенным в Спасо-Яковлевском м-ре, объявил другу, митр. Стефану Яворскому. Свт. Димитрий скончался в 58 лет 28 октября 1709 г., чрез день после тезоименитства. За несколько дней до кончины донесли о прибытии в Ростов царицы Параскевы Феодоровны для поклонения чудотв. иконе Толгской, к-рую из-за непогоды перенесли в Ростов. Святитель призвал казначея иеромон.Филарета и пророчески объявил о близости кончины, сказав, что зенмную царицу не встретит, а с Небесной скоро увидится.
    За три дня до преставления св Димитрия болезнь, давно таившаяся в груди, обнаружилась с особой силой в кашле. В день тезоименитства, 26 октября, совершил литургию в соборе, но поучения говорить уже не мог, и одного из певчих заставил прочитать по тетрадке. На др. день пришел Варлаам, архим. Данилова м-ря в Переславле. К святителю прислала письмо инокиня Варсонофия, кормилица царев. Алексея Петровича, постриженная в мон-во св.Димитрием. Варсонофия молила святителя посетить ее. Св. Димитрий отправился к ней с архим. Варлаамом. Потом едва мог дойти до кельи, опираясь на служителей.
 Он позвал певчих для пения им сочинен. дух. песней: "Иисусе мой прелюбезный", "Надежду мою в бозе полагаю", "Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость". Отпустив певчих, святитель удержал Савву Яковлева, усердного переписчика его соч-ний. Св.Димитрий рассказывал ему о жизни, как проводил ее в юности, как молился Богу, Пресв. Матери и всем угодникам, сказав: "И вы, дети, молитесь так же".
 Св.Димитрий приказал всем разойтись, сам ушел в комнату, где наедине предался усердной молитве к Богу. Утром служители вошли и нашли святителя скончавшимся на коленях, в положении молящегося. Так молитва, услаждавшая жизнь святителя, сопроводила его  к смерти.
Весть о преставлении святителя разнеслась по Ростову. К гробу его стеклось множество народа,  плакавшего о потере  пастыря. Прибыла в Ростов царица Параскева Феодоровна с дочерьми, царевнами Екатериною, Параскевою и Анной (буд.царицею) Иоанновнами, повелела отслужить соборную панихиду. В день погребения, 25 ноября, митр.Стефан совершил литургию и погребение. Тело св.Димитрия перенесено в Яковлевский м-рь, и в Зачатьевском соборе предано земле.
   Ок.43 лет тело св. Димитрия почивало под спудом. В сентябре 1752, когда разбирали ветхий пол Зачатьевского собора, нашли деревянный сгнивший сруб, где вместо крыши положены вдоль толстые бревна, провалившиеся внутрь, и увидели гроб святителя. Он поврежден: крыша разломана обвалившимися бревнами, виднелись не поврежденные тлением покров, митра и вся свт.одежда. Оказалось, что руки святителя, крестообразно сложенные на груди, нетленны; лишь у правой руки 4 перста переломились от обвалившейся вовнутрь гроба доски, левая рука отделилась от локтя; все проч. части тела целы. Услышав об обретении св. мощей, народ поспешил к новоявлен. угоднику Божьему, и при гробе его открылись исцеления, к-рые подаются верующим  до сих пор.
Тропарь, глас 8:
  Православия ревнителю, и раскола искоренителю, российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженнее, моли Христа Бога, спастися императору нашему Николаю Александровичу, и всему наследию, и державе его.
Кондак, глас 8:
  Звезду российскую от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу, и спасет правоверием душы наша.

Свт.Арсений, архиеп. Сербский, большую часть жизни провел иноком в Жигском м-ре. В 1233 г. за строго подвижнич. жизнь посвящен во архиепископа Сербии. После 33-летнего мудрого управления паствой святой отошел ко Господу в 1266 г. Мощи его  в основанной им Печерской обители.
Тропарь святителя Арсения, архиепископа Сербского, глас 8
 Милости наставниче и благоутробия сокровище,/ еже всем отверзл еси,/ правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение,/ отче наш, иерарше Арсение,/ нищих был еси заступник:/ тем моли Христа Бога,/ просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак святителя Арсения, архиепископа Сербского, глас 2
 В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/ разумно чада твоя питая,/ языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/ Христе, Ты еси Свет неизреченный.

 Прп.Феофил (в миру Фома Андреевич Горенковский), Киевский, иеросхимонах, Христа ради юродивый, род. в 1788 г. в семье священника в г. Махнове Киевской губ. Мать не любила его, с детства скитался. В 7 лет стал сиротой, но, опекаемый Церковью, зачислен в нач. классы Киево-Могилянской академии.
 В 1810 г. из академии направили диаконом в г. Чигирин, но из-за недостат. голос. данных, перевели пономарем в Обухов. Чрез 2 года вернулся в Киев, стал послушником Братского м-ря. 11 декабря 1821 г. принял постриг с им. Феодорит. Стал экономом Братского м-ря. Но желал пустынножительства и просил отпустить его в с. Лесники под Киевом, где, по преданию, прп. Феодосий Печерский проводил время постов.В затворничестве отказано, он решился на особо трудное подвижничество – подвиг юродства Христа ради.
 9 декабря 1834 г. принял схиму с им. Феофил. По воспоминаниям современников, академ. рук-во не приняло «грязного, оборванного монаха Феофила», но паломники ежедневно шли к нему, глубоко почитая старца, прославившегося пророчествами.
 С 1849 г. до кончины иеросхимон. Феофил провел в Китаевской пустыни. Скончался 28 октября 1853 г. Немало исцелений свершилось после смерти старца, «ибо многие недужные и болящие, для к-рых бессильна была челов.помощь, вразумляемы были в сновидениях, прибегнув к молитве блж. Феофила и по своей вере удостоились получить исцеление».
 К известн. пророчествам прп. Феофила относятся предсказания основания в Киеве Покровского жен. м-ря, Преображе. пустыни Киево-Печерской лавры и Свято-Троицкого Ионинского м-ря.
 27 июля 1993 г. канонизирован решением Свящ. Синода Украинской Правосл Церкви. Мощи святого открыты для поклонения и постоянно находились в Свято-Троицком соборе Китаевской пустыни. 24 февраля 2009 г. состоялось перенесение мощей прп-ного из Троицкого храма Китаевск. пустыни в храм Двенадцати апостолов.
Тропарь
 От юности Христа возлюбил еси, блаженне Феофиле, и тому единому работати пламенне возжелел, непрестанною молитвою и юродством в пустыни Китаевой подвизался еси, угодником печерским подражая. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, преподобне отче наш.
Кондак
 От мира суетнаго изшел еси и в дебрех Китаева вселился еси, преподобне отче наш Феофиле. Непрестанным псалмопением и юродством своим многих на путь спасения наставил еси. Сего ради вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.

   Сщмч. Кириак, патриарх Иерусалимский, был тем иудеем, к-рый показал св. царице Елене место захоронения Животворящего Креста Христова. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до Крещения имя Иуда) искренно уверовал во Христа – Бога Истинного и стал христианином. За чистую и добродетельную жизнь Кириак удостоен избрания и возведения на Иерусалимский патриарший престол.
Во времена яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в 363 г., Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.

   Прп. Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587-596), прославился борьбой с евтихианской ересью, также благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Род. в египетском г. Фивы, еще юношей долго подвизался с дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о св. жизни Иоанна, по повелению императора, его поставили епископом г. Кесарии. Но святой, стремясь к уединению, удалился в Хузевскую пустыню (между Иерусалимом и Иерихоном) и подвизался там до конца (VI).

 

 


 

 

 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения