Версия для печати
На страницу списка праздников

Мч.Нестора Солунского. Прп.Нестора Летописца. Мцц.Капитолины и Еротииды Печерского.Нестора Некнижного, Печерского. Обрет. мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском.Мч.Марка и иже с ним.

09 Ноябрь 2018 г. Пятница

  Как-то царь Максимиан, известный гонениями на христиан, придя в г.Солунь, заключил в темницу св. Димитрия Солунского за исповедание Христа, а сам предался зрелищам и присутствовал на гладиаторск. играх. Он хвалился своим борцом Лием, из Вандальского племени, говоря, что его никто не  одолеет. Лий был вторым Голиафом: ростом превосходил всех, видом и характером подобен зверю, а голос  походил на рев льва. От взгляда его и голоса трепетали все, крепость тела удивительна, сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и никто не мог устоять. Он убил множество людей храбрых и сильных, был любим царем за силу. Царь не мог насытиться кровью, потому любил того, кто телесную силу обратил на пролитие челов. крови. Для Лия царь устроил среди города обширный помост на столбах, где Лий  проводил состязания в силе на виду у всех. Под помостом натыкано множество копий острием вверх, чтобы Лий сбрасывал побежденных на острые копья, пронзенные к-рыми они умирали.
   Царь с воинами смотрел на это с удовольствием, любовался борцом. Смотрел на зрелище и солунский народ, где было много верующих. Видя проливаемую этим зверем челов.кровь, они вздыхали, ибо Лий убил много христиан, к-рых насильственно влекли на помост и принуждали бороться..
   В г. Солуне жил юноша Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к вмч. Димитрию Солунскому, у коего научился св.вере. Видя неповинно убиваемых христиан, решил вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к св. Димитрию в темницу, рассказал, как много христиан убил Лий в тот день, попросил помочь молитвами к Господу..
 Св.Димитрий Солунский сотворил на лбу его крестное знамение, благословил,  предсказал победу и муки. Приняв благословение, св.Нестор пошел к месту состязания, снял верхние одежды и  возгласил. что хочет бороться с Лием. Видя  смелость юноши, царь, сожалея о его красоте и молодости, спросил, почему он хочет сражаться. Нестор ответил, что поможет Христос, во имя К-рого он выходит на битву. Поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему идти на помост, думая, что он погибнет.
   Св.Нестор осторожно поднялся, Лий, смеясь,наступал на него. Нестор оградил себя крестным знамением и воскликнул:" Боже Димитрия, помоги мне!" Бог укрепил Нестора против Лия. Малый ростом Нестор оказался сильнее великого Лия. Схватив, сбросил великана на острые копья. Лий с позором погиб. Народ солунский, особенно христиане, видя неожиданную победу, воскликнул:" Велик Бог Димитрия!"
   Царь пошел в палаты, горюя о любимце Лие. Он разгневался на св. Нестора, повелел схватить его. Узнав, что и Димитрий Солунский повинен в смерти Лия, т.к. укрепил Нестора на подвиг, царь повелел казнить обоих. Св. Димитрий исколот копьями, а св. Нестор усечен мечом.
Тропарь мученика Нестора, глас 4
  Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.
Ин кондак мученика Нестора Солунского, глас 4
 Благочестия непобедимаго воина/ и истине согласника и оружника/ вси по достоянию восхвалим Нестора великаго днесь/ и к нему возопием:/ моли Христа Бога о всех нас.
Кондак мученика Нестора, глас 2
 Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.

   Прп. Нестор Летописец род. в 50-х гг. ХI в. в Киеве. Юношей пришел к прп. Феодосию, стал послушником. Постриг прп.Нестора преемник прп.Феодосия игумен Стефан. При нем он посвящен во иеродиакона. О его высокой дух.жизни говорит то, что он в числе др.прп.отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (позже Новгород. святителя), прельщенного в иудейское мудрствование.  вместе со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для души. Тот, кто читает книги, беседует с Богом или св.мужами».
   В м-ре прп. Нестор нес послушание летописца. В 80-х гг. написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением св. мощей в Вышгород в 1072 г. В 80-х гг. прп. Нестор составил житие прп.Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престол. праздника Печерск.обители, игум.Иоанн поручил ископать из земли для перенесения в храм св. мощи прп.Феодосия.
  Главным подвигом жизни прп.Нестора было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель труда прп.Нестор. Необычайно широкий круг источников (рус.летописн.своды и сказания, монаст. записи, визант. хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные ист.сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с церк.точки зрения, позволил прп. Нестору написать историю Руси как составную часть всемирн. истории, истории спасения челов. рода.
  Инок-патриот излагает историю Рус. Церкви в главных моментах ее становления. Он пишет о первом упоминании рус.народа в церк. источниках—в 866 г., при св. патр. Константинопольском Фотии; повествует о создании славян.грамоты свв. равноап. Кириллом и Мефодием, о Крещении св. равноап. Ольги в Константинополе.
  Летопись прп. Нестора сохранила рассказ о первом правосл. храме в Киеве (под 945) об исповеднич. подвиге св. варягов-мучеников (под 983 г.), о «испытании вер» св. равноап. Владимиром (986) и Крещении Руси (988). Первому рус.церк.историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
 Время прп.Нестора было нелегким для Рус. земли и Рус.Церкви. Русь терзали княж. междоусобицы, кочевники-половцы разоряли города и села, угоняли в рабство, сжигали храмы и обители. Прп. Нестор- очевидец разгрома Печерск.обители в 1096 г. В летописи дано богословск. осмысление отечеств.истории. Дух.глубина, ист. верность и патриотизм « Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мир. письменности.
     Прп.Нестор умер ок.1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение вел.труда. Его преемниками стали игум. Сильвестр, придавший совр.вид «Повести временных лет», игум. Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игум. Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» прп. Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником традиций печерск. подвижника стал свт.Симон, еп.Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рисуя события, связанные с жизнью свв.угодников Божиих, свт. Симон нередко ссылается, среди др. источников, на Летописи прп. Нестора.
   Прп. Нестор погребен в Ближних пещерах прп. Антония Печерского. Память Церковь чтит также с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

   Св. Капитолина, из богатого и знатного рода, все имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святую усекли мечом.
  Ее служанка Еротиида избита палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимой, она усечена мечом. Св. мученицы пострадали в 304 г.

   Прп. Нестор Некнижный, именуемый так в отличие от прп. Нестора Летописца, подвизался в Дальних пещерах. Оставив мир, Нестор Некнижный так усердно служил Господу, что, слушая богослужения, никогда не воздремал, а, молясь, старался мыслить только о Боге и о том, что устами произносил пред Богом. Память его 27 октября/9 ноября, вероятно, из-за тезоименитства с мч. Нестором Солунским. Не лишен интереса рассказ архиеп. Воронежского Антония о посещении имп. Александром I Киевских пещер. В 1816 г., 9 сентября, император посетил лавру. Архим. Антоний, наместник лавры, сопровождал государя, кратко рассказывал императору о жизни преподобных, к коим с благоговением прикладывался. При приближении к мощам св. Нестора архим. Антоний сказал: «Здесь почивают прп.Нестор Некнижный». Государь: «Как это прп. Нестор Некнижный? Там (в Ближних пещерах) был Летописец, отец истории... Некнижный, значит, не знал грамоты?» «Так, Ваше величество, — отвечал архим. Антоний, — он не умел читать. Но слово Божие научило его мудрости не земной, но вышней, и он при молитвах сподобился видеть ангелов и предузнал кончину». Государь, обращаясь к кн.Волконскому, сказал: «Угодник Божий не имел суетного просвещения, но чистое сердце и живую веру. Пламен.молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Государь, осенив себя крестным знамением, сделал земной поклон:«Прп. отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке.
Имя прп. Нестора Некнижного есть в общей службе преподобным Дальних пещер: «Слово Божие, вразумляющее человеки, не книжныя мудрости научи тя, Несторе святе, но вышния; ею же зрел еси при молитве Ангелы, и кончину свою предвидел еси, тоя и нас причастники сотвори, молим тя, память твою почитающе». Память его также с Собором отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября, в 3-ю Неделю Великого поста.

   Св.блгв.кн. Андрей Смоленский в Переяславле-Залесском был сыном смоленского кн. Феодора Фоминского. В юности, тяготясь распрями братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении 30 лет прослужил пономарем в храме свт.Николая, ок. к-ого погребен.
   После кончины обнаружили наследств. княж. перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Обретение мощей св. блгв. кн. Андрея Смоленского произошло в 1539 г. по ходатайству прп. Даниила Переяславского.

Св. мч. Марк Фиваидский за исповедание христ. веры в Азии принял мученич. кончину после долгих и жестоких истязаний.
 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения