Версия для печати
На страницу списка праздников

Апп.от 70-ти Аристарха, Пуда,Трофима (ок.67). Мцц.Василиссы,Анастасии (ок.68). Мчч. Месукевийск. – Сухия, дружины: Андрея,Анастасия, Талале,Феодорита,Ивхириона, Иордана,Кондрата,др.(100–130). Мч.Саввы Готфского

28 Апрель 2018 г. Суббота

 Св.апостолы Аристарх, Пуд и Трофим из 70-ти апостолов, к-рых Господь Иисус Христос послал перед Собою с Еванг. благовестием (Лк.10,1-24). Св. ап. Аристарх, сотрудник св. ап. Павла, стал епископом сирийского г. Апамеи. Имя его неоднократно упоминается в книге Деяний св.апостолов (Деян.19,29; Деян.20,4; Деян.27,2) и в Посланиях ап. Павла (Кол 4,10;Флп.1,24).
 Св. ап. Пуд упоминается во 2-м Послании ап. Павла к Тимофею (2 Тим.4,21). Занимал высокое положение члена рим. Сената. В доме святой принимал первоверх. апостолов, собирал верующих христиан. Дом его обращен в церковь, получившую назв. "Пастырской". В ней, по преданию, священнодействовал сам св.ап. Петр.
 Св. ап. Трофим происходил из г.Едессы. Имя его есть в Книге Деяний св. апостолов (Деян.20,4) и во 2-м Послании ап. Павла к Тимофею (2 Тим.4,20). Он был учеником и спутником св. ап. Павла, разделяя с ним скорби и гонения.
 Все 3 апостола приняли мученич.кончину в Риме при имп. Нероне (54-68), одновременно со св.ап.Павлом (+ ок.67).
Кондак апостолов. глас 4
 Явися апостольский честный сей праздник,/ просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим:// явися Свет, и прииде избавление.

Св. мцц.Василисса и Анастасия жили в Риме, были просвещены светом христ. веры св. апп. Петром и Павлом. Они посвятили себя служению Господу. Когда имп. Нерон (54-68) преследовал христиан и предавал их на мучения и казни, св. Василисса и Анастасия безбоязненно подбирали тела мучеников и предавали честному погребению.
 Об этом донесли Нерону. Св.Василисса и Анастасия заключены в темницу. Их подвергали жестоким пыткам: били кнутом, строгали железными крючьями, опаляли огнем. Но св. мученицы оставались непреклонны и мужественно исповедовали веру во Христа. По повелению Нерона они усечены мечом.

 Св. мч. Сухий и 16 сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказ. Албания - гос-во на территории Азербайджана). Сопровождая дочь албанск. правителя Сатенику, супругу армян. царя Артаксара (88-123), св. Сухий и 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город разрушен римлянами позднее, в 163 г.). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещен. и рукоположен. во иерея св. ап. Фаддеем . Вельможи уверовали во Спасителя и решили посвятить жизнь служению Богу. Все 17 новообращ. грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, удостоились видеть Иисуса Христа.
 У места Крещения св.мученики воздвигли честный крест и наименовали "Крестом Благовещения". При Крещении иерей Хризос дал святым новые имена: старшему - Сухий (вместо Багадраса), сподвижникам - Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.
После мучен. кончины блж. Хризоса св. Сухий стал дух. рук-лем братии. Вскоре все переселились в дикую местность на гор. Сукакети, недалеко от горн. селения Багреванди. Здесь бывшие вельможи вели самую строгую подвижн.жизнь, пищей служила скудная горн. растительность, питьем - холодная ключ. вода.
 Новый правитель языч. Албании Датианос узнал, что его бывшие вельможи приняли христ-во и поселились в молитв. уединении. Он поручил приближенному Барнапасу с отрядом воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал св. Сухия и сподвижников, но они, соблюдая обет служения Богу, отвергли уговоры.
 По приказу Барнапаса св. Сухий и его сподвижники крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, св. Кондрат, за ним др. мученики стали петь 21-й псалом. После сожжения их тела изрублены и разбросаны по гор.Сукакети, отчего мученики получили название Месукевийских (правил. - Сукакетских). Это свершилось в 123 г. (по др. - в 130 г.; афонск. пергамент. рукопись XI в. Иверского м-ря указ. 100 год).
Св. останки мучеников оставались не погребенными и нетленными до IV в., когда положены во гробы и преданы земле местными христианами (имена св. мчч. начертаны на скале).
 Св. сщмч. Григорий, просветитель Армении, воздвиг там церковь и основал обитель. Позже там открылся целебн. источник.

    Св. мч. Савва, готф, жил в IV в. Среди готфов проповедовал христ-во еп. Вульфил. Среди крестившихся был св. Савва. Став христианином, вел добродет. жизнь, был воздержан, прост, молчалив (но заставлял умолкнуть идолослужителей), избегал женщин, молился, пел в церкви, заботился о ее благоустройстве, проповедовал христ-во.
  Готфские князья и судьи под влиянием языч. жрецов начали гонение на христиан, принуждали к вкушению идоложертв. мяса. Многие язычники, чтобы сохранить жизнь близким и родным, принявшим христ-во, подавали вместо идоложертв. обычное мясо. 
  Некоторые христиане согласились на такой обман, но св.Савва заявил, что христианин должен открыто исповедовать веру. За это жители селения, где жил св. Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане св.Саввы решили принести клятву, что среди них нет христиан. Но св. Савва заявил: "Не клянитесь за меня, потому что я - христианин". Жители поклялись, что в селении один христианин. По приказанию судьи привели св. Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может навредить, отпустил его.
  Гонение продолжалось. Один из готфских военачальников Афарид в Святую Пасху напал на селение. Св.Савва собрался встречать вел. праздник с еп.Гуфиком, но возвращен ангелом в селение. Туда вернулся из Греции пресвитер Сапсал. Воины схватили свящ. Сапсала и св. Савву, к-рому не дали даже одеться. Священника везли на телеге, а св. Савву, обнаженного, вели за телегой по терновнику, били палкой и бичами. 
  Господь невидимо хранил мученика, и когда наутро они достигли города, св. Савва сказал мучителям: "Посмотрите на мое тело, есть ли следы от терновника и от ударов?" Воины удивились, увидев мч. невредимым, без малейшего следа мучений. Св. Савву растянули на осях телеги и били весь день. Ночью благочест. жещина встала приготовить еду домашним, увидела привязан. мученика и освободила его. Он помог ей по хозяйству.
 Днем по приказанию Афарида св. Савва подвешен к перекладине дома. Ему и священнику поднесли идоложертв. мясо и пообещали отпустить, если они вкусят его. Свящ. Сапсал ответил: "Мы скорее согласимся, чтобы Афарид распял нас ". Св. Савва спросил: "Кто прислал мясо?"- "Владыка Афарид", - ответил слуга. "Есть один Владыка - Бог на Небесах", - произнес мученик. В ярости слуга ударил св.Савву копьем в грудь. Думали, что мученик умрет, но он не чувствовал боли:"Твой удар для меня не сильнее, если бы  ударил мягкой шерстью".
 Афарид велел предать св.Савву смерти. Свящ. Сапсала оставили связанным, а св.Савву повели к реке Муссова утопить. По дороге святой радостно благодарил Бога, что сподобил пострадать за исповедание Его.
 Слуги рассуждали: "Почему не отпустить этого неповинного человека? Афарид не узнает, что мы отпустили его". Св. Савва услышал: "Исполняйте приказанное вам! Я вижу ангелов, пришедших взять мою душу!" Мученика бросили в реку, привязав к шее большой обрубок дерева.
  Св. Савва пострадал 12 апреля 372 г. в 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей христианин Иуний Саран перенес мощи св. Саввы в Каппадокию, где они приняты с честью свт. Василием Великим. 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения