Версия для печати
На страницу списка праздников

Вмч. Димитрия Солунского. Воспомин. вел. и страшного трясения (землетрясения) в Царьграде. Мч.Луппа. Прп.Афанасия Мидикийского. Прп.Феофила Печерского, архиеп.Новгородск.Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарск.

08 Ноябрь 2018 г. Четверг

   Св. вмч. Димитрий Солунский был сыном рим.проконсула в Фессалониках (совр. Салоники, славян. название - Солунь). Шел 3-й век христианства. Рим. язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников христианских, усиливало гонения. Отец и мать св. Димитрия были тайными христианами. В тайной дом. церкви в доме проконсула мальчик  крещен и наставлен в христ. вере. Когда умер отец, а Димитрий достиг совершеннолетия, имп. Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 г., вызвал его и, убедившись в образов-сти и военно-администрат. способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийск. обл. 
  Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении хрис-ва. Среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали славяне,  охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Есть мнение, что родители Димитрия были славян.происхождения. В отношении к христианам воля императора выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднич. подвигов предоставляет тайному подвижнику.
 Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы казнить христиан, открыто учил жителей города христ. вере и искоренял языч.обычаи и идолопоклонство. Составитель жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник "вторым ап.Павлом", т.к. именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих. Св. Димитрию предназначено последовать за св. ап. Павлом и в мученич. кончине.
 Когда Максимиан узнал, что назначенный проконсул - христианин, и многих римс.подданных, увлеченных его примером, обратил в христ-во, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, желая расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, св. Димитрий заблаговременно повелел служителю Луппу раздать имение нищим. Сам предался посту и молитве, готовясь к мученич. венцу. 
Когда император вошел в город, вызвали Димитрия, он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность рим. многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и ангел сошел к нему, укрепляя в подвиге. Император же предался  гладиаторск.зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных в борьбе христиан. 
 Отважный юноша Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к наставнику Димитрию и просил благословить на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами св. угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал казнить св. мч. Нестора и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего на подвиг св. Димитрия.
 На рассвете 26 октября 306 г. в подземную темницу св. узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель св. Лупп собрал на полотенце кровь св. вмч. Димитрия, снял с пальца имп. перстень, знак высокого достоинства, также омочил в крови. Перстнем и др. святынями, освященными кровью св. Димитриям, св. Лупп исцелял недужных. Император повелел схватить и умертвить его. 
  Тело св.вмч.Димитрия выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно предали его земле. При св.равноап.Константине (306-337) над могилой св.Димитрия воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строит-ве храма на месте ветхого обретены нетлен. мощи св.мученика. С VII в. при раке вмч. Димитрия началось чудесное истечение благовон. мира, и вмч. Димитрий получает церк. именование Мироточивый. 
 Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его св.мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно св. Димитрий таинственно проявлял волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас. Может, потому имя св. Димитрия Солунского особо почитаемо в славян. народах после просвещения их светом Еванг. истины. Греки считали св. Димитрия славян. святым по преимуществу.
  С именем св. вмч. Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые страницы рус.летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но св. Димитрий послан на нас от Бога". Рус.воины  верили, что находятся под особым покровительством св.вмч.Димитрия. В рус.былинах вмч. Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой рус. народа.
  Церк.почитание св. вмч. Димитрия в Рус. Церкви началось после Крещения Руси. К нач. 70-х г. ХI в. относится основание Димитриевского м-ря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий м-рь. Обитель построена сыном Ярослава Мудрого, вел.кн. Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона св. Димитрия Солунского из собора Димитр.о м-ря сохранилась до наших дней и находится в Гос. Третьяковской галерее. В 1194-1197 гг. вел. кн. Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, св. мч. Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (фресками).
  Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотв. икона св. Димитрия Солунского из иконостаса собора ныне в Москве в Третьяков.галерее. Написана на доске от гроба св. вмч. Димитрия, принесенной в 1197 г. из Солуни во Владимир. Одно из ценнейш. изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти прп.инока-иконописца Андрея Рублева.
   Почитание св. Димитрия продолжалось в роду св. Александра Невского. Св. Александр назвал старшего сына в честь св. вмч. Младший сын, св. блгв. кн.Даниил Московский (†1303), воздвиг в Москве храм св. вмч. Димитрия в 1280-х г., к-ый явился первым камен.храмом в Моск.Кремле. Позже, в 1326 г., при кн. Иоанне Калите, он разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор. 
 Память св. Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воин. подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с к-рой св. Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".
  В дух. опыте Рус. Церкви почитание св.о вмч. Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, вел. кн.Московского Димитрия Донского (†1389). Со времен построенного вел. кн. Димитрием белокамен.Кремля (1366) Москва называоась Белокаменной. Молитвами своего Небесного покровителя, св. воина Димитрия Солунского вел. кн. Димитрий одержал ряд блестящих воен.побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на р. Воже татарск.войско Бегича (1378), сокрушил воен. мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресв.Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за к-рую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерус. нац. подвигом, сплотившим вокруг Москвы дух. силы рус. народа. 
 Князь Димитрий Донской был великим почитателем св.вмч. Димитрия. В 1380 г., накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриев. собора - икону вмч. Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Моск. Успенском соборе устроен придел во имя вмч.Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена для общецерк. поминовения Димитриевская родит. суббота.   В первый раз эта панихида  совершена в Троице-Сергиевом м-ре 20 октября 1380 г. прп. Сергием Радонежским, в присутствии вел. кн.Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжеств. поминанием героев Куликовской битвы, в т.ч. схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

 Мч.Лупп жил в кон.III в. - нач.IV в., был верным слугой св. вмч. Димитрия Солунского. Присутствуя при кончине господина, он омочил одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, перстнем и именем вмч. Димитрия св. Лупп творил в Солуни чудеса. Он разбил языч. идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией сохранен невредимым. Св. Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению имп. Максимиана Галерия усечен мечом († после 306 г.).

 Прп. Афанасий Мидикийский их любви к иноч. жизни тайно ушел из родит.дома, но  возвращен отцом. Через нек-рое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский м-рь в Вифинии. Он был сподвижником прп. Никиты и скончался ок. 814 г. На могиле выросло кипарис.дерево, от к-рого, по благодати Божией, шли исцеления. 

  Свт. Феофил, архиеп. Новгородский,  избран по жребию после смерти свт. Ионы († 1471) и возведен в сан архиеп. Новгородского 15 декабря 1472 г. в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни.
 Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгород.паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали народ против вел. Моск. кн. Иоанна III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Нек-рые из новгородцев хотели перейти на сторону Литвы, изменив Моск. князю, и готовы пойти на вероотступничество. Свт. Феофил останавливал мятежных новгородцев: "Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смирен.келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа". Сохранилась отречен. грамота святителя, написан.в 1479 г. 
 Ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены просить пощады,  многие обязаны жизнью заступничеству святителя.
  В 1480 г. свт.Феофил отправлен Иоанном III на заточение в Моск. Чудов м-рь и "сидел полтретья лето, ту и преставися". По преданию, когда свт. Феофил лежал больной в Чудовом м-ре, во сне яв-ся Новгород. свт.Нифонт (†1156), похороненный в пещерах прп. Антония Печерского, напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Св.архиепископ отправился в Киев, уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась,он получил откровение, что не дойдет живым до пещер, но тело упокоится в них. Это исполнилось.
  Память совершается также с Собором Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Вел. поста, с общим Собором Киево-Печерских отцов.

  Прп. Димитрий (ХIV в.), основатель Архангельской Цилибинской пустыни в Вологодской епархии, был любимым учеником свт.Стефана Пермского. Преподобный построил для новообращенных храм Арх. Михаила. Под этим храмом он выкопал пещеру и долгое время жил там в уединении.
 


 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения