Версия для печати
На страницу списка праздников

Ик.Божией Матери «Всех скорбящих Радость»(1688). Мч. Арефы и 4299 мчч.(523). Прп.Зосимы Верховского(1833). Блж.Елезвоя,царя Ефиопск. Мц.Синклитикии и двух дщерей. Прп.Арефы,Сисоя,Феофила, затворников Печерск. Свр.Афанасия,Патр.Цареградск. Прп.Георгия

06 Ноябрь 2018 г. Вторник

 Икона «Всех скорбящих Радость», написанная, по-видимому, во время перестройки храма в 1683-1685 гг., впервые прославилась в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патр. Иоакима, Евфимия, страдавшая неизлечим. болезнью-незаживавшей раной в боку, во время молитвы услышала голос, призвавший помолиться пред образом Пресв.Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия после водосвятного молебна пред иконой получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице чрез Ее чудотв. образ, получали исцеление и избавление от бед 
 В 1711 г., когда царскую резиденцию перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра имп. Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная благоговением к чудотв. иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список и перевезла в Санкт-Петербург. По др.сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой оригинал.
 Икона «Всех скорбящих Радость», вывезенная в Санкт-Петербург, помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебр. оклад с фамильными драгоценностями царевен. 
  В 1713 г. при дворце устроена богадельня, к к-рой храм отнесли после смерти царевны (1716). Во время эпидемии оспы в 1768 г. имп. Екатерина II ходила к иконе на богомолье пред тем, как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 гг. церковь полностью перестроена, икона установлена в особой нише справа от иконостаса.
  На месте храма Преображения Господня в XVIII в. выстроен храм иконы «Всех скорбящих Радость», где и сегодня находится чудотв икона. Письмен. фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в лит-ре упоминается, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру к-рой принесен образ (в память к окладу приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца пред иконой в храме поправился сын чиновника.
 Существует икона «Всех скорбящих Радость» из Тихвинской часовни у стеклян. завода в С.-Петербурге («с грошиками»). Есть несколько версий, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона - вклад купца С. И. Матвеева, имевшего торг. связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «Всех скорбящих Радость» попала после того, как её выловили из Невы. Согласно 2-й, икону прибило к берегу реки там, где построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню купец из Ладоги, спасшийся от гибели в бурю на реке. 
  Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у места, где раньше был перевоз от стеклян. завода к д.Клочки, явилась по воде Тихвинская ик.Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовню смыло и отнесло к д.Клочки, затем её восстановили на прежнем месте. Возвращены иконы. Часовня перестраивалась. До 1882 г. приписана к Скорбященской церкви над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской церкви на Калашниковской пристани.
   Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда в грозу молния ударила в часовню и та загорелась. После тушения замечено, что стекло киота разбилось, икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Это событие вызвало приток богомольцев к иконе, и еще до первого засвидетельств. исцеления от нее были случаи выздоровления (напр., расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). 1-е исцеление получившее всерос. известность, было 6 декабря 1890 г., когда излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Вера Белоногина.
 После посещения часовни в 1893 г. цар. семьей началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней, завершено в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где устроен спец. киот справа от иконостаса. Множество точных списков с иконы находились в храмах Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской губ. и в др. Так, местночтим. списки находились в церкви Иоанна Богослова в с. Рохлине Бельского у.Смоленской губ., в церкви Вознесения в Екатеринбурге.
  Скорбященская церковь разобрана в 30-х гг. XX в., часовня закрыта (сохранилась в перестроен.виде), икона перенесена в церковь Св.Троицы («Кулич и Пасха»), где находится сейчас в киоте справа от солеи. По благословению Патр. Московского и всея Руси Алексия II образ надлежит именовать «Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками» 
  Существует два иконографич. вида образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом без Него. Иногда образ Богородицы называют «Всем скорбящим Радость».Пред иконой Пресв.Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, в отчаянии, скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, о покровительстве сирот и убогих, страждущие припадками, расслаблением рук, болезнью горла, туберкулезом.

Молитвы Пресвятой Богородице пред её иконою "Всех скорбящих радость" . МОЛИТВА 1-Я
 Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь

МОЛИТВА 2-Я: Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 3-я: О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.
Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость', глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Ин тропарь Божией Матери пред ик. Всех скорбящих Радость, гл. 4
 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/ имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/ та бо, верным являющи чудеса,/ низпосылает дары целебныя./ Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/ и на Тоя пречистый образ взирающе,/ яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Присно деву Богородицу,/ и умильно глаголем:/ воззри, Мати Божия, оком милости,/ простри к нам руце Твои пречистыя,/ якоже на иконе Твоей сие зрится,/ и подаждь всем скорбящим радость,/ больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,/ яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.
Тропарь Божией Матери пред ик. 'Всех скорбящих Радость', глас 4
 Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Кондак Божией Матери пред ик. 'Всех скорбящих Радость', гл. 6
  Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

   Мч. Арефа и с ним 4299 мчч. пострадали за Христа в VI в. Арефа был правителем г. Неграна в Гравии, жители к-рого христиане. Аравийский (Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых  тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его, который есть "знамение проклятия". 
    Подступив к городу, обложил его  войском, окружил окопами и хвалился, что скоро возьмет его, а жителей истребит. Царь намеревался, если не возьмет города приступом, изнурить его голодом. В окрестностях, по деревням и пустыням нашел немало христиан и  погубил, а иных продал в рабство. Попытки взять приступом город были безуспешны: граждане мужественно защищались. Граждане запаслись продовольствием на много лет. Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью.
  Горожане, поверив, отворили город, поднося дары. Царь вошел с войском, повелел явиться почтенным мужам со своими отрядами. Вышли к нему все в городе, почтенные старцы и начальники, мужи уважаемые и богатые. Среди них находился блж. Арефа, старший возрастом, званием и почетом. Он был князем и воеводой в 95 лет, кому поручено городское благоустройство. Благодаря его мудрым советам и разумному управлению, граждане долго противились врагам. Царь повелел граждан со св. Арефою оковать цепями и заключить под стражу. После этого  разграбил имущество и дома их.
   На др.день Дунаан повелел разжечь огромный костер, бросить туда клириков Церкви, чтобы запугать христиан. Сожгли 427 чел. Правитель Арефа и старейшины посажены в темницу. Дунаан повелел , чтобы они отвергли Христа и жили по иудейскому закону. Видя непоколебимость св. мужей, царь отложил мучение их и устремился против народа, избивая многих беспощадно. Он повелел привести жен и детей св. мучеников,что были  с Арефою в оковах. Пришло множество иных жен, вдовиц, дев и инокинь. Царь угрожал муками, убеждая отречься от Христа. Не вынося упорства, повелел всех казнить.   
   Жены опережали одна другую, склоняя под меч головы. Малые дети теснились среди матерей, торопясь умереть. Усердие умереть за Христа было так велико, что изумило иудея Дунаана и его вельмож. 
   В Награне жила вдова Синклитикия, добродетельная, красивая, прекрасная душою, богатая имениями и добродетелями. Она с двумя дочерьми была дома в посте и молитве. Услышав о ней, Дунаан повелел привести Синклитикию и дочерей с почетом. Царь вкрадчиво искушал её, но благочестивая женщина была тверда.  Царь велел снять покрывало с головы Синклитикии и дочерей и с непокрытою головою и распущенными волосами водить по городу, подвергая издевательству и насмешкам. Вновь потребовал отречения. Старшая дочь, которой был 12-й год, плюнула царю в лицо. Слуги отсекли ей голову, казнили и младшую сестру. Царь повелел кровь их поднести матери, чтобы она пила. Отведав крови, она сказала, что благодарит Господа, что сподобил вкусить чистой жертвы дочерей . Мучитель повелел отсечь ей голову мечом. 
   На др. день царь призвал Арефу с его сподвижниками - 340 мужей. Старец обратился к народу и к мученикам с проповедью о твердости в мучениях за Христа.  Святой попросил казнить его первым,  чтобы первому явиться ко Христу.
    Видя их непреклонность, царь всех осудил на смерть, святых отвели к потоку Одиас, чтобы  казнить. Первому отсекли голову св. Арефе, затем всем  св. мученикам. 340 мужей приняли блж.кончину.Верующая женщина с 5-летним сыном подбежала  к телам мучеников, взяв немного крови, помазала себя и сына. Царь велел  сжечь ее на костре. Малолетний сын  обнял ноги царя и умолял о спасении матери. Царь потребовал за угощения отречься от матери. Ребенок ответил, что тот не христианин, а иудей, поэтому не возьмет ничего у него.Он просил,чтобы царь отпустил его к матери. Царь удивился разуму ребенка. Мать бросили в костер, а ребенка решили воспитать в ненависти к христианству. Но мальчик вырвался, бросился в огонь и, обняв мать,сгорел с нею.
   Князья и воеводы сожалели о  значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю, чтобы он не губил города, т.к. ежегодно доставлялось много дани. Царь избрал много тысяч младенцев и девиц из города и из всей Награнской обл., одних взял в рабство, других раздал вельможам и воинам. Город,что поклонялся Пресв. Троице, подчинил тяжкому рабству, после чего отправился в столицу. Когда иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Дунаан и  войскоо были в страхе. Огонь падал на землю в виде дождя. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Но царь так ненавидел христиан, что решил истребить их не только в стране, но и в др. царствах. Он послал послов к царю персидскому, убеждая сделать подобное  Писал  к сарацинскому царю Аламундару, обещая много золота, если он истребит христиан.
   Греч.царь Иустин, скорбя о гонении на христиан, послал письмо к александр.архиеп. Астерию, прося побудить ефиопского царя Елезвоя к войне для отмщения за кровь христиан. Он написал к царю Елезвою обо всем, что сделал Дунаан с христианами в Омиритской стране, особенно в г. Награне, и о том, что он послал послов к царю персидскому, к князю сарацинскому, просьбами и подкупом вооружая их против христиан. Иустин просил Елезвоя, имеющего смежные пределы с Дунааном, пойти войною против богохульника. Архиеп. Астерий послал также  ко всем инокамв Нитрии  в скитах, прося их молиться. 
  Весной Елезвой пошел с войском против Дунаана. Он узнал, что св. инок Зинон пребывает в келье в уединении 45 лет и получил от Бога дар пророчества. Елезвой поклялся, что в случае победы станет иноком.Старец предсказал, что он победит и отомстит за кровь неповинных. Так и случилось. Елезвой казнил всех неверных, бывших в царских палатах с царицею, и истребил  врагов Христовых.  Все возблагодарили Бога. 
 Архиепископ прислал к Омиритам епископов и священников, чтобы научить вере и крестить людей. Елезвой начал созидать церкви. Придя в мученический г. Награн, он восстановил церковь, которую сжег Дунаан, гробы св. мучеников благолепно украсил, а всех христиан объявил свободными. Оставшегося в живых сына св. Арефы поставил воеводою в городе, а всю Омиритскую землю очистил от безбожия и просветил св. верою. Прибыв в свою страну, Елезвой воздал благодарение Богу.  Ночью он вышел тайно из царских палат в скромной одежде и закрылся близ монастыря, в келье, из которой не выходил до кончины, в иночестве. Он удостоился блж. кончины и преставился с миром.
Кондак, глас 4:
Веселия ходатай нам наста светоносный днесь страстотерпец праздник, егоже совершающе, славим в вышних Сущаго Господа.
Тропарь мученика Арефы и с ним 4299 мучеников, глас 1
 Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.
Кондак мученика Арефы и с ним 4299 мучеников, глас 4
Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.

  Юношей прп. Зосима вступил на многотрудный путь монаш.о жития. Первые монаш. послушания, по совету дух.наставника и друга прп. Василиска,  проходил 10 лет в Коневском общежительном м-ре, где и принял постриг.
  Позже со старцем Василиском прп. Зосима провёл более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную молитву, обрел высокие дух.дарования. Божиим промыслом после многих искушений старец Зосима в 1826 г.прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его дух.руководством. По благословению митр.Московского Филарета (Дроздова) в том же году на пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой участке земли в Верейском уезде устроена обитель Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Прп. Зосима неусыпно трудился над устроением дух. жизни насельниц, быв примером смирения и молитвенности.
 20 ноября (3 декабря по н/ст.) 1826 г. считается Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресв.Богородицы пропели сёстры молитвы во вновь построенных келейках.
 Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением дух.жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удалённости от мирской суеты.
 Когда основные дела были окончены, он пять дней в неделю удалялся на безмолвие, приходя к сёстрам в субботу и воскресенье. Около келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти исцеляла людей, по вере прибегающих к ней. Скончался прп. Зосима 24 октября 1833 г., незадолго до смерти приняв великую схиму.
 Накануне кончины, прп.Зосима, прощаясь с сестрами, пророчески сказал: "Не расходитесь по моём исходе. Господь даст, и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, - во имя Одигитрии Смоленской ".

 Блж. Елезвой, царь Ефиопский, жил, когда Аравией управлял гонитель христиан иудей Дунаан. Благочест. Елезвой не мог равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, объявил Дунаану войну. Но поход его неудачен. Желая узнать причину поражения, Елезвой, по указанию свыше, обратился к некоему затворнику,  тот открыл царю, что поступил неправедно, решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: "Мне отмщение, Я воздам!" (Евр.10,30). Затворник посоветовал блж. Елезвою посвятить Богу последние дни, чтоб избежать гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана. Св. Елезвой дал обет Господу и, отправившись с войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После победы святой оставил царство, затворился в монаст. келье и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах († ок. 553-555).
Тропарь блаженного Елезвоя  глас 4
 Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.
Кондак блаженного Елезвоя глас 4
 Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.

  Св. мц. Синклитикия и 2 дочери (VI) пострадали от Аравийского царя Дунаана. Св.Синклитикия из знатной семьи. Овдовев в молодости, посвятила себя христ. воспитанию дочерей, сама вела целомудр. и добродет. Жизнь. Замыслив уничтожить христиан в стране, иудей Дунаан начал гонение. Вызвав св. Синклитикию с дочерьми, Дунаан пытался убедить оставить "безумие" и обещал взять в свиту жены. "Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царск. корону и жизнь?" - отвечала св. мученица.
 Дунаан приказал водить мц. Синклитикию и ее дочерей по городу как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, она говорила им, что этот "позор" для нее дороже земной почести.
 Мученицу опять привели к Дунаану, он сказал: "Хочешь остаться живой, отрекись от Христа". "Если отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной смерти?" - ответила святая. Разгневан. мучитель повелел сначала умертвить дочерей св. Синклитикии и их кровью напоить ее, а потом отсечь голову матери.

Прпп.Арефа, Сисой и Феофил, затворники Печерские (ХII-ХIII), подвизались в Киево-Печерском м-ре, погребены в Ближних пещерах.Прп.Арефа родом из Полоцка. Живя в м-ре, хранил в келье много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея об имуществе, прп. Арефа роптал на Господа, за что поражен тяжкой болезнью. Будучи при смерти, он видел, как пришли ангелы и бесы, начали спорить. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога его должно отдать им, ангелы, обратились к нему: "Несчастный, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню".
   После видения прп.Арефа возвращен к жизни. Последние дни он провел в затворе, в раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного. Скончался св. Арефа не позже 1190 г. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: "Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические".
Прп.Сисой, затворник, в общей службе преподобным Антониевых пещер называется "просиявшим в посте". Прп. Феофил в этой службе именуется как "в чудесех изящный".
   Память всем преподобным 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь прп.Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах, глас 2
   Богатство твое душевное погубити хотя враг,/ помрачил тя бяше богатством тленным исперва,/ но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти,/ душевное же невредно соблюд,/ Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо,/ тем тя чтим и ублажаем.
Кондак преподобного Арефы, затворника Печерского, глас 2
   Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобне Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.

 Свт.Афанасий I, Патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1311), в миру Алексий, родом из Адрианополя. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из м-рей принял постриг с им. Акакий. Оттуда удалился на Св. Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где 3 года служил трапезарем. В трудах и подвигах стяжал дар слез, а добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смирен. Акакий ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую гору в м-рь блж. Лазаря, где принял вел. ангел. образ с им. Афанасий, получил свящ. сан и стал экклесиархом. Святой удостоился Божеств. откровения: от распятия слышал глас Господень, призывавший к пастырскому служению.
 Спустя 10 лет, желая еще более укрепить дух в безмолвии и молитве, св. Афанасий вновь поселился на Афонской горе. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору. Но и здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Множество народа стекалось к нему за пастыр. наставлением. Образовался жен. м-рь. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут времен Патр. Иоанна Векка. По предложению благочест. имп. Андроника Палеолога, Собор архиереев и клириков в 1289 г. единодушно избрал св. Афанасия на кафедру Вселенской Церкви.
 Патриарх Афанасий с усердием исполнял новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельн. дух-ва, и в 1293 г. он покинул кафедру и удалился опять в свой м-рь, где подвизался в уединении. В 1303 г. ему вновь вручен жезл патриарш. служения, к-рое достойно нес еще 7 лет. В 1308 г. свт. Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси свт. Петра, Предстоятеля Рус. Церкви. И вновь из-за недовольства, не желая быть причиной церк. смуты, св. Афанасий в 1311 г. оставил управление Церковью и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноч. подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился свт. Афанасий в 100 лет.
Тропарь святителя Афанасия, патриарха Цареградского
 Чистоты жития светом страстное терние попалил еси/ и течением слез безплодную землю напоил еси,/ многоплодну ниву душевную соделав,/ Афанасие преблаженне,/ светило Царюграду, Патриархом удобрение,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Афанасия, патриарха Цареградского глас 2
 В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.

 Прп.Георгий (Карслидис), Новый Исповедник (1901 - 1959), иеромонах, старец, в миру Афанасий Карслидис (Καρσλίδης), род. в 1901 году в Аргирополе Понтийском (ныне Гюмюшхане, Турция), в семье строителя, в раннем детстве остался сиротой. Когда было 7 лет, воспитывавшие его родственники переселились в Эрзурум.
Вскоре ушел из дома,после долгих странствий прибыл в Тифлис, где принят в м-рь Живоносного Источника. 20 июля 1919 г. пострижен в рясофор с им. Симеон.
 Вскоре с др. монахами арестован коммунистами, брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Однако, получив 3 пулевых ранения и упав со скалы (расстреливали на краю обрыва), остался жив.
 В 1923 г. переселился в Драндский м-рь  близ Сухума. 2 сентября 1925 г. рукоположен во пресвитера митр. Иоанном (Маргишвили) и получил монаш. имя Георгий. В 1929 г. эмигрировал в Грецию вместе c несколькими семьями понтийских греков. С 1930 г. до конца жизни  жил в сел. Сипса (ныне Таксиархе), в 11 км от города Драмы, где основал небольшой м-рь Вознесения Господня, единственным насельником к-рого являлся сам. Снискал всенародную любовь и почитался как старец. Отличался строгим аскетизмом и прозорливостью. Предвидел Вторую мир. войну, болгарскую оккупацию Македонии и гражд. войну в Греции.
Старец учил:
  "Пост, бдение, молитва - дарования небесные. Нужны, однако, и дела, защита и помощь бедным... Молитва без милости мертва.
 Любите всех людей, еще и врагов ваших. Это самое основное. Всегда имейте любовь - и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит. Простим им и будем любить всех, и пусть нам делают хоть самое большое зло".
 Скончался 4 ноября 1959 г. в Таксиархе, Греция. После кончины старца последовали чудесные явления и исцеления больных. Канонизация старца Георгия (Карслидиса), Нового Исповедника, состоялась 2 ноября 2008 г. во время визита патриарха Константинопольского Варфоломея I в г. Драму. 24 декабря 2008 г. определением Свящ. Синода Рус. Правосл. Церкви имя прп. Георгия (Карслидиса) включено в месяцеслов Рус. Церкви с установлением празднования  24 октября (6 ноября н. ст.), как это установлено в Константиноп. Патриархате.
28 октября 2015 г. решением Свящ. Синода Румынской Правосл. Церкви Георгий Новый Исповедник прославлен и внесён в месяцеслов Румынской Правосл. Церкви.
 


 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения