Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.Иакова,брата Иисуса по плоти(ок.63). Перенес.мощей прав. Иакова Боровичского,Новгородского чудотворца(ок.1540). Свт.Игнатия, патр. Константинопольского(877-878). Прп. Елисея Лавришевского(ок.1250)

05 Ноябрь 2018 г. Понедельник

В субботу пред днем св. Димитрия Солунского (8 ноября) в память рус. воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г., в Церкви установлен день особого всецерк. поминовения усопших  Каждый год в последнюю субботу пред днем памяти вмч. Димитрия Солунского Церковь возносит молитвы о всех усопших от века христиан и о воинах на поле брани жизнь свою положивших.
 Поминовение защитников земли Русской установлено св. блгв. кн. Димитрием Донским после кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресв. Богородицы 21 сентября 1380 г.
 Летописцы повествуют, что после молебна об успехе похода прп.Сергий Радонежский благословил на битву кн. Димитрия и его войско с ордой Мамая и по его просьбе послал двух иноков м-ря – Пересвета и Ослябу. Благословение имело огромное значение для поддержания воинского духа. Князь одержал победу, но в ходе битвы погибло много воинов, в т. ч. инок Пересвет, к-рый сыграл огромную роль в исходе битвы. По молитвам Рус. Церкви Господь даровал победу правосл. воинству. Многие на поле Куликовом видели помощь Небесных сил бесплотных. Прп. Сергий в часы битвы стоял на молитве, прозорливо видел чрез сотни верст сражение, поминая сражен. воинов. На стороне св. Димитрия сражалась вся рус.земля, объединенная верой.
 Победа далась большой кровью. Исчислить орду Мамая не мог никто. На рус. стороне воинов было много меньше. Большинство из них легло в многочас. сече, но они устояли, обороняя Церковь, вел. князя и Отечество. Оставшиеся в живых 8 дней отпевали и хоронили убитых. И сейчас возвышаются на краю поля Куликова холмы  братских могил.
 После победы князь пробыл 3 недели в Троицком м-ре, вознося благодарств. и заупокойные молитвы о погибших на поле боя. Позже князем установлен особый день поминовения погибших воинов, а именно в субботу, предшествующую дню небесного покровителя – вмч. Димитрия Солунского. Со временем в этот день православные поминают не только воинов, но и всех умерших предков, поэтому день стал днем всеобщего поминовения усопших
 В Димитриевскую родит. субботу правосл. христиане молятся о сынах своих, отдавших жизнь не только за Отчизну, но и за свободу др. народов.  В церк. памяти вечно будут жить имена героев, чей св. подвиг остался безымянным. «Души их во благих водворятся, и память их в род и род».
В субботу правосл. христиане соберутся в храмы, чтоб помолиться за усопших родных и близких. Первые, о ком вспоминаем, молясь об умерших, - покойные родители. Поэтому суббота, посвященная молитв. памяти почивших, называется «родительской».
 Есть особые дни в году, когда Церковь с благоговением молитвенно вспоминает всех «от века», т. е. во все времена, умерших собратьев по вере. По Уставу Правосл. Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. Это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Воскресения,  Иисус Христос пребывал во гробе.
 Трогательный обычай поминать родных коренится в глубокой вере правосл. христиан, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это времен. сон для плоти и время ликования для освобожден. души. Смерти нет, говорит Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной. И каждый из нас однажды пережил подобный переход. Когда в муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, кричит. Трепещет плоть его  и пред неизвестностью грядущей жизни, когда душа покидает уютное лоно тела. Но проходит немного времени, и выражение скорби на лице усопшего исчезает, лик светлеет. Душа родилась в иной мир.
 Зная о вечном бытии челов.души «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил.
  В дни поминовения усопших правосл. христиане передают в храм записки с именами почивших родственников. Нужно помнить, что в эти записки заносят имена только тех умерших, к-рые крещены, т.е. явл-сь членами Правосл. церкви.
  О некрещеных можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни положено ставить свечи к Распятию, на спец. столик, «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они просят Бога об упокоении близких, называя имена усопших родственников. Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение (в осн. продукты). Это приношение оставляется в храме. Мы знаем, что человек, получивший это угощение, пред трапезой помолится «о всех здесь ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарн. молитва.
 Есть мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, можно без труда найти среди знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях помочь такому человеку.
  Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - это тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем сегодня о любимых людях, к-рые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность  остались. Души их не растворились в небытии, они слышат нас, нуждаются в нас. Подумаем об этом и помолимся о них.
  В Свящ. Писании читаем: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 8:39). Прп. Серафим Саровский для постоянного памятования о смерти на нек-ром этапе своего подвига спал во гробе, сделанном собственноручно. Смерть предстает пред нами неким учителем, и зачастую, как на уроки к ней, мы приходим на отпевание родственников. Память о почивших делает нас ответственными за них пред Богом. Прп. Ефрем Сирин взывает: «Когда стоите на молитве, поминайте и меня с собою. Прошу возлюбленных моих, заклинаю знающих меня: помолитесь обо мне с таким же сокрушением, с каким я заклинаю вас». Наши усопшие родственники взывают помолиться о них. Нельзя пренебречь их просьбами в те дни, когда Церковь установила особо молиться об умерших. Это и Димитриевская родительская суббота.
  Зачем быть в храме в этот день?
  Церковь призывает трезво посмотреть на жизнь сквозь призму жизней наших родственников и сделать правильные выводы. Ап.Павел говорит: я расскажу вам, «чтобы вы знали об умерших и не скорбели, как прочие не имеющие надежды» (4:13). Кто эти прочие, что не имеют надежды? Надежду имеет тот, кто живет с Богом и умирает для Бога, а о «проч.» апостол говорит, что они спят (Фес.5:6) духовно, не бодрствуют, не живут со Христом, поэтому  не имеют надежды на жизнь вечную с Ним.
 Церковь учит, что только после Второго Пришествия Христа и Всеобщего Суда души вместе с телами окончательно получат или венец славы, или наказание. До этого времени души усопших праведников не получают совершен. награды, так же, как и души осужденных не претерпевают совершен. наказания. Поэтому наша обязанность молиться за усопших, ибо мы сможем облегчить окончат. участь нек-рым из них.
 Придя в храм в этот день помолиться о предках, мы прибавляем нашу горящую свечу к общему пучку, к-рый горит в храме. «Помни, что молитва об умерших сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общей молитвой всех, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, к-рая слагается из живых и умерших. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня» (свт. Феофан Затворник). А у прп.Серафима Саровского дополнение: «Не будет там милости, не сотворившим здесь милости».
 Мы верим, что Господь услышит наши молитвы, потому что Он никому не хочет погибели, но спасения. Всем…
 Одно из первых упоминаний Димитриевской родит. субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородск. происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
  Вне м-рей Димитриевская родит. суббота воспринималась как день заупокойной молитвы обо всех усопших. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитр. субботу. «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике моск. Успенского собора под 23 октября содержится запись 2-й пол.XVII в.: «Пред памятию св.вмч. Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех».
  В XIX в. мнение о связи Димитриевской родит. субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось. 22 августа 1903 г. издан имп. указ, предписывающий в войсков. частях совершать в Димитриевскую родит. субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям современников, и до издания указа рус.армия чтила память всех павших в Куликовской битве в Димитриевскую род. субботу.
  На Руси в народе Димитриевская родит. суббота (др. назв. Дедова суббота) считалась одним из главных поминал. дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годов. цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народн.традициях и обрядах на Димитриев. родит. субботу. Она связана также с «кормлением» матери-земли. На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в нек-рых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников.
   На Рус.Севере в Димитрие. родит. субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников, хотя в ка-ве такого особого дня иногда в народе называют Троицкую субботу. В народе, но не в церкви.

Св.ап. Иаков, брат Господень по плоти (Мф.13,55,Гал.1,19), был сыном Иосифа, Обручника Пресв. Девы Марии, от первой жены. Известен под им. Иакова «малого», или «меньшего» (Мк.15,40). Его нужно отличать от Иакова Зеведеева  и от Иакова Алфеева. 
Св. Иаков, из 70-ти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти как сын Обручника Богоматери, считавшегося "отцом" Христа. По преданию, когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник разделил землю между сыновьями, к-рых имел от первой жены, при этом хотел Христу уделить часть, но сыновья Иосифа не согласились, только Иаков взял Христа сонаследником своей части, поэтому  известен как «брат Господень». Ранее Иаков с отцом и св.семейством находился в Египте, куда, по повелению ангела, Иосиф удалился для сохранения Младенца Иисуса от преследований царя Ирода. 
 Св. ап. Иаков вел жизнь строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. Спал мало, ночи проводил в молитвах, от частого коленопреклонения кожа на коленах стала, как верблюжья. Носил жесткую власяницу, пил только воду в малом количестве, не употреблял вина, не ел мяса, не вкушал масла и молока, один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту девства блюл до кончины. 
  Когда Иисус Христос проповедовал, Иаков пошел за Ним, стал Его учеником. Во время страстей Христовых св.Иаков скрывался в пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, пока Господь не воскреснет из мертвых. По воскресении Господь удостоил Иакова особенным явлением (1 Кор.15.7). Он явился ему в той пещере, в к-рой св. апостол постился, с верою ожидая воскресения Христова. В первые века христ-ва пещера обращена в храм, ее показывали благочест. паломникам, посетившим Святую землю.
  После вознесения Господа и сошествия Св.Духа св. ап. Иаков на 34-м году поставлен первым епископом Иерусалимской церкви, посвященный Христом во время земной жизни. По словам христ. писателей, ближайших ко ап. времени (Климент Александрийский), по вознесении Спасителя Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн  избрали Иакова, брата Господня, прозванного праведным, еп. Иерусалим. церкви.
 Они действовали не без воли Господа. Христос любил прав. Иакова, его уважали св.апостолы. В истории ап. церкви видим св. Иакова, брата Господня, во главе апостолов, хотя не был в 12 учениках Христовых. Каким глубоким уважением пользовался в церкви св. Иаков, брат Господень, видно из Нового Завета. Ап. Павел зовет его с апп. Петром и Иоанном «столпами церкви» и первым ставит Иакова (Гал. 2,9). 
  Именем Иакова отличен брат его, ап. Иуда, называвшийся «Иаковлевым» (Лк:6,16.Деян.1,13), к-рый соборное послание начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд.1,1), показывая особую важность ап.Иакова в ап.церкви. На  ап. соборе  в Иерусалиме ок. 50 г. по Р. Х. для решения вопроса, надо ли принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветн. закона, председателем был Иаков, еп. Иерусалимский. После долгих споров, после речи ап. Петра, рассказа Павла и Варнавы об успехах проповеди среди язычников св. Иаков завершил соборн.рассуждения речью, предложив свое мнение. «Мужи братия! Послушайте меня, я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтоб воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавления и крови,  чтоб не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15,13-20). Суждение всеми уважаемого прав. Иакова принято собором и утверждено изволением Св. Духа (28 ст.).
 Св.ап.Павел, желая проверить чистоту учения, обратился к апостолам, к-рых считал столпами церкви. Он наедине предложил Петру, Иакову, брату Господню, Иоанну благовествование, проповедуемое им язычникам. Иаков с Петром и Иоанном не нашли в нем ни излишества, ни недостатка и признали вел. достоинство учителя языков (Гал.2,10). С глубоким уважением относился ап.Павел к св.Иакову и позже. Когда пред первыми узами прибыл в Иерусалим, вначале отправился к св. Иакову рассказать как столпу церкви и предстоятелю старейшей Иерусал. церкви, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян.21,18-19). Собрались у Иакова пресвитеры Иерусал. церкви и верующие.
   Не только среди христиан ап.церкви пользовался св.Иаков уважением. Его подвижнич. жизнь стяжала славу; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость. Его называли «праведным», защитою и оплотом народа. Об уважении,что приобрел ап. Иаков у нехристиан, можно судить по тому, что иудейские начальники позволяли ему входить в ту часть Иерусалим.храма, к-рая звалась Святая святых. Первосвященники иудейские входили туда раз в год, а Иаков мог во все часы дня и ночи молиться там.Входил один; его находили стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу.
  30 лет был ап. Иаков епископом Иерусалим. церкви. Многие уверовали в проповедуемое св. Иаковом еванг. учение. К нему собиралось множество народа: одни-желая послушать его, другие-прикоснуться к краю одежды. Церковь приобретала множество уверовавших. Распространение Евангелия св. Иаковом возбудило против него злобу фарисеев. С новым первосвящ. Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить прав.старца. Недовольные умножением христиан кричали, что скоро народ признает распятого Иисуса. Св. Иакова предупреждали, чтоб не благовествовал Иисуса Христа, иначе его убьют.
   Настал праздник Пасхи, в Иерусалиме собралось много народа. Рим.правитель Иудеи Фест, при к-ром фарисеи боялись приступить к убийствам и гонениям христиан, умер, а новый правитель не назначен. Фарисеи могли безнаказанно совершать злодейства. Они обратились к Иакову с просьбой:  «Умоляем тебя, праведный, отврати народ от Иисуса, Которым многие в заблуждении признают Христом, Сыном Божиим». «Мы доверяем тебе, — льстиво добавляли, — т. к. сами с народом признаем, что ты праведен и беспристрастен. Убеди народ не заблуждаться о Иисусе. Встань на кровлю храма, чтоб сверху виден был и слова слышны народу».
 Св. ап. Иакова, несмотря на сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтоб говорил с народом на площади. «Праведный! — кричали фарисеи и книжники. —Народ в заблуждении — следует Иисусу распятому. Скажи, как ты о Нем думаешь!» Иаков, вместо того, чтоб отречься пред народом от Христа, как желали фарисеи, и объявить учение Его ложным, исповедал Его Спасителем мира.
 «Для чего вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? —  воскликнул прав. старец. — Он пострадал, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога и опять придет на землю судить живых и мертвых». Верующие в толпе, многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, воскликнули: «Слава Богу — осанна Сыну Давидову!» Фарисеи говорили: «Худо мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; сбросим Иакова, чтоб другие, из страха, не поверили ему».
  С криком устремились они на св.Иакова, столкнули и начали бросать в него камни. Сверженный с высокой кровли храма, св. старец упал на острые камни, расшибся. Собрав остаток сил, приподнявшись, молился за убийц: «Господи! Отпусти им грех сей, ибо не ведают, что творят».
  Озлобленные враги метали в апостола камни. Один из сынов Рихавовых, священник, воскликнул: «Перестаньте, что вы делаете? Праведный за нас молится». Тут на апостола бросился из толпы суконщик и ударил белильным валиком по голове. Глава св.мч. Христова была рассечена страшным ударом, и прав. Иаков предал дух  Богу. Он скончался в 60 лет. Св. тело погребено на месте  мученич. кончины: над его могилою, подле храма, и доселе стоит памятник. Беспристрастные из иудеев, хотя не веровавшие во Христа, мученич. смерть св. Иакова почитали причиною осады и разрушения Иерусалима римлянами как справедл. суд Божий за убиение праведника.
  Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при рус.паломнике Антонии в 1200 г. в приделе Халкопратийского храма, а глава — в храме Апостолов. Сейчас мощи находятся, по свид-ву некоторых, в Риме, в церкви 12 апостолов. В Москве на Староиерусалимском подворье сохраняется часть мощей, присланная Александрийским патр. Иерофеем в 1853 г. 
    По Преданию, ап.Иакову принадлежит одна из древних Литургий, к-рую написал по внушению Св. Духа. Она носит его имя и до сих пор совершается на Востоке в день памяти. Св.Иаков написал первое из соборных посланий, к-рое вошло в канон Нового Завета. Послание написано ок. 59 г. по Р.Х. к христианам из иудеев, живущих в рассеянии. Послание состоит из нравств. наставлений как увещание к терпеливому перенесению страданий.

Тропарь апостола Иакова, глас 2
   Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/ яко мученик имаши еже неописанное,/ дерзновение яко брат Божий,/ еже молитися яко иерарх:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак апостола Иакова, глас 4
   Отчее Единородное Бог Слово,/ пришедшее к нам в последния дни,/ Иакове Божественне,/ перваго тя показа/ иерусалимлян пастыря и учителя,/ и вернаго строителя таинств духовных:// темже тя вси чтим, апостоле.

      Прав.Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 г., на 3-й день Пасхи, к с.Боровичи (в Новгород. обл.) по р.Осте против течения приплыла большая льдина, на к-рой стоял гроб (дубов.колода) без крышки, в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды.
   Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Мое имя Иаков, я получил имя в честь св. Иакова, брата Господня". Мощи св. отрока помещены в часовне, а в 1544 г. перенесены в Святодуховский храм. Тогда установлено празднование. 
 Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам св. Иакова целит. силу. В Иконописн. подлиннике о св. Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 г. патр. Никон часть мощей перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
Тропарь блж.Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, глас 1
   Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!
Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, глас 8
   Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владьще всех, Христу Богу./ Бгоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

   Свт. Игнатий, Патриарх Константинопольский (847-857; 867-877), в миру Никита, происходил из царского рода. Когда его отец, имп. Михаил I (811-813), был свергнут с имп. престола Львом Армянином (813-820), 15-летнего отрока Игнатия заключили в м-рь. Жизнь в м-ре укрепила св. Игнатия в вере и благочестии. Скоро он  поставлен игуменом обители, позже избран Патриархом Константинопольским.
   Имп. Михаил III (855-867) был малолетним, страной управлял его дядя Варда, человек порочный. Св.Патриарх увещевал Варду оставить греховную жизнь и обличал беззакония. Когда Варда хотел заставить святителя постричь в монахини св.царицу Феодору (мать императора), чтобы удалить от управления гос-вом, св.Патриарх Игнатий не только не согласился на это, но всенародно отлучил Варду от Причастия. 15 дней мучили св. Патриарха, заставляя отречься от сана, затем отправили в ссылку. Когда к власти пришел новый император, свт. Игнатий вызван из заточения и еще 10 лет был Патриархом. Скончался в 877 г., в м-ре.

  Архим.Николай в описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком, где ныне Лавришевская приходская Успенская церковь, был муж. м-рь, основанный ок. 1225 г. Елисеем. Согласно жизнеописанию святого на славян.языке, Елисей был сыном кн.Тройната, занимал высокую должность при дворе кн. Миндовга. Став христианином, оставил двор, удалился в пустынь, где его нашел правосл.монах, с к-рым Елисей основал лавру. В числе братии был кн.Войшелк, живший в особом месте. Елисей убит своим питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября ок. 1250 г.
  После кончины мощи его прославлены чудотворениями. В древнем сказании говорилось о бесноватом, исцеленном после того, как случайно коснулся мощей св. Елисея.
  Ок.1505 г., когда татары приблизились к Лавришевскому м-рю, Господь вновь явил чудо чрез своего угодника:татарам показалось, что монаст.двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. Это чудо послужило поводом для канонизации прп. Елисея митр. Иосифом Солтаном на соборе в Вильно в 1514 г. Мощи святого, почивавшие открыто, во время одной из войн были сокрыты в землю и после того, как м-рь сожгли, не найдены.
Тропарь прп. Елисея Лавришевского и свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп.Туровского в Ближних пещерах, глас 3
  Преподобне отче наш Елиссее,/ с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/ земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/ темже Господь увенча вас/ нетленным венцем славы Своея.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения