Версия для печати
На страницу списка праздников

Праздн. в честь Казанской иконы Божией Матери. Равноап. Аверкия, еп Иерапольск.,чудотворца. Семи отроков, иже во Эфесе. Мчч.Александра еп.,Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии. Андрониковской, Якобштадтской ик.Богородицы.

04 Ноябрь 2018 г. Воскресенье

  Празднование Пресв.Богородице, в честь Ее иконы "Казанская, установлено в благодарность за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1612 г. Кон. ХVI и нач.ХVII в. известны как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, к-рые глумились над правосл. верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманом овладели Москвой. По призыву патр. Ермогена рус.народ встал на защиту родины. В ополчение, к-рое возглавлял кн. Димитрий Михайлович Пожарский, прислан из Казани чудотв.образ Пресв.Богородицы.
   Зная, что бедствие пришло за грехи,  народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Пречистой Матери за помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков свт. Арсения (позже еп. Суздальского) пришла весть, что в видении открыто о перемене суда Божия на милость по заступничеству Пресв.Девы. Воодушевленные рус.войска 22 октября 1612 г. освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы установлено в 1649 г.
  Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
 Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный иконе Казанский собор, разрушенный в сер. 1930-х и возрожденный в кон. ХХ в. по чертежам, сохраненным реставратором Петром Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот, недалеко от памятника спасшим Русь гражданину Минину и кн.Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви Казанский собор в Санкт-Петербурге, в к-ром покоится прах фельдмаршала М.И.Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.Казанская икона—незыблемое напоминание о милости Богородицы к Рус. земле, о заступничестве Ее в тяжелейшие годы.
  В 1552 г., на след.день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен  собор Благовещения Пресв.Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, свт.Гурий. Спустя четверть с лишним века, в 1579 г., страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с частью города. Магометане заговорили, будто рус.Бог немилостив к людям и пожаром показал гнев. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда явил Господь милосердие. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по стар. ст.), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав муж.одежды из вишневого сукна. Лик был светел, словно икона только что написана.
  Образ торжественно перенесли в приход. церковь Николы Тульского, настоятелем к-рой был буд. патр. Гермоген, погибший от рук поляков за верность Православию и причисленный к лику святых. Буд.святитель составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
   Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы жен. м-рь на 40 инокинь; отроковица Матрена с матерью первыми приняли в обители пострижение. В 1594 г. заложен Казанской собор. В обитель делались вклады утварью, образами, ризами; чудотворная обложена царскими дарами — золотом, драгоцен. камнями, жемчугом. Спустя 2 века имп. Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением к-рой стала бриллиант. корона, снятая с царицы земной ради Царицы Небесной. В 1798 г. для Казанской заложен, а в 1808 г. освящен новый собор, разрушенный вместе с Богородицким м-рем  в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
  Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило Сибирь и дошло с гос-вом Российским до Тихого океана. На этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую икону.
   В ночь на 29 июня 1904 г. несколько святотатцев-грабителей во главе с  В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоцен.украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотв. образа при них не было. Главный грабитель уверял, будто ризу распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академич. слободке Казани. Многолетнее следствие и показания святотатцев ни к чему не привело.
   Говорили, будто икона в действительности куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим её в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоцен. ризе. Образ оказался мастерски исполненным уже в XX в. списком; но риза, судя по свидетельствам, подлинная, что была на пропавшей в 1904 г. чудотворной. Правосл. американцы пытались выкупить образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском правосл. храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге Казанская с украшающей ее ризой куплена в 1970 г. католиками, долгое время хранилась в португальском г. Фатима, с 1982 г. находилась в Ватикане.
   Но если не была распилена подлин. риза, то мог сохраниться первый чудотв. образ Казанской, во что верят тысячи правосл. людей. Трудно представить злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к к-рому веками припадали мириады паломников, к к-рому обращались мольбы всей России. Доподлинно известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого м-ря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 г., что стало одним из первых ударов, за 12 послед. лет разрушивших вел.империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, рус. люди взялись спасать Россию, земская рать несла список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 г. правосл.воинство вошло в Московский Кремль, этот день также посвящен Казанской иконе.
   Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый воскресный день земская рать и обитатели столицы совершили торжеств. крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотв. силе они убедились воочию. Для нее выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру моск. Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 г. закрыт только что отреставриров. П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936 его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедр. собором г. Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). 
   Но и он к кон.1930-х снесен, после чего следы Казанской затерялись в музейн. запасниках. А когда после Великой Отечеств.войны патриаршим собором сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочест. христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что он тоже сопровождал ополчение 1612 г., но то был не чудотв. образ из собора на Красной площади. Поэтому когда собор воссоздали, образ Казанской заново писали мастера-реставраторы Центра им.Грабаря. Не умолкают пред ним слова народной молитвы…
    Несомненно, промыслительной стала судьба третьего обретения чудотв. образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала чудеса и стала любимейшей святынею града Петра. С 1737 г. она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 г. на его месте выстроен новый Казанский собор. 
   Спустя год разразилась Отечеств. война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал пред отъездом в армию отправился помолиться в Казанский собор пред чудотворной. Народ взывал: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе. А донские казаки, отбив у французов награбленное  в моск. церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». У колоннады собора воздвигли монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 г. иконостас разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в кон. 1922 г. проданы за границу украшения с Казанской иконы.
  Спустя год, в 1923-м, обновленцы захватили Казанский собор. Но чудотворная спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона моск. письма конца XVI в., близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечеств.войны еще одно чудо.
  Престарелый митр. Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в к-ром Богородица повелела передать кремл. властителям Свою волю: обойти с чудотв.образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Известно, что когда в 1947 г. Илия Салиб посетил город на Неве, его, по указанию властей, встречали с поистине царск.почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что приехал Сталин), а Казанской иконе благочест. восточный архиерей подарил новый золотой венчик.
   Давно возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
  Общецерк.почитанием пользуются несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская,  Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых Казанских по рус.градам и весям, по приходам и семьям правосл. христиан такое множество, что и не перечислить.
Тропарь, глас 4
   Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Молитва
  О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8
   Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

   При имп.Аврелии св.Аверкий был епископом в г. Иераполе, населенном язычниками. Те поклонялись идолам, принося жертвы. Св.Аверкий молился о спасении их. Во сне предстал прекрасный юноша, дал Аверкию жезл, чтоб сокрушал язычников. Пробудившись, Аверкий понял, что это Господь. Взяв кол, ночью отправился к храму Аполлона, где был языч. праздник. Св.Аверкий нашел двери запертыми; ударил в них, они распахнулись. Войдя, св.епископ поразил идола Аполлона, разбил идолов. Жрецы услышали шум и стук. Прибежав, увидели, что идолы на земле, а св.Аверкий попирал обломки ногами и сокрушал жезлом.
 Святой пошел домой, жрецы отправились к город. начальникам рассказать, что сделал Аверкий. Днем пришли к храму, увидев идолов разбитыми, потребовали казнить Аверкия и сжечь дом.
  Верующие молили пастыря скрыться, но он отправился на площадь. Воссев на возвышении, Аверкий поучал людей отказаться от идолослужения,чтоб верно служить Богу. Язычники начальникам возвестили, что Аверкий поучает людей Христ.вере, решили убить его. 3 отрока, одержимые бесами, пришли в исступление, испуская вопли, привели всех в ужас. Упав на землю, катались, кричали, чтобы Аверкий не мучил их. Святой, помолившись, изгнал бесов из юношей, ударяя жезлом, поднял  с земли. Они выздоровели, а народ просил, чтоб св.Аверкий научил их веровать.
  Св.Аверкий наставлял до 9-ти утра, затем исцелил больных, призывая Иисуса. Все уверовали в Господа, прося Аверкия, чтоб крестил их. Святой отложил крещение до утра, утром повел к церкви, поучал, затем, сотворив молитвы, крестил 500 мужей. Несколько дней Иераполь, окрестные селения покрестил. 
  Знатная женщина Фриелла, мать Евксениана Поплиона, проконсула, была слепой. Услышав, что Аверкий исцеляет, попросила святого, чтоб излечил слепоту. Фриелла дала обет уверовать, святой, помолясь, прикоснулся к глазам, она прозрела, приняла крещение, вручив половину имения нищим, и возвратилась к себе. Сын, проконсул Евксениан Поплион, видя мать прозревшей, захотел воздать благодарность . Святой научил его вере и обратил  ко Христу.
  Аверкий, узнав, что в др. городах есть страдающие недугами, отправился туда с учениками, уча о царствии Божием и исцеляя больных. Придя в место у р. Селище, стал молиться об источнике теплых вод.. После молитвы загремел гром и забил источник теплых вод, где возносил молитву. Святой повелел копать рвы,  больным приказал омыться, и они получили исцеление по молитвам.
  Диавол, желая искусить Аверкия, принял вид женщины и попросил благословения. Взглянув на беса, святой задел ногой камень - на голени образовалась язва. Диавол, приняв обычный вид, сказал, что он дал язву и теперь тот будет болен. Бес  вошел в юношу. Св.Аверкий, помолившись, изгнал его. Бес поклялся отомстить. Вернувшись домой, святой 7 дней не вкушал пищи и пития, пребывал в посте, молитвах. Аверкий молил Бога, чтоб дал власть над бесом. На 7-ю ночь Господь сказал, что сие исполнится в Риме.
   Аверкий рассказал братии. Властитель Рима Марк Аврелий сделал соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь Лукиллу. Но бес вошел в девицу, стал ее мучить. Отец и жених собрали врачей, волхвов и жрецов, чтоб излечить Лукиллу. Бес кричал, чтоб призвали Аверкия. Имп.Марк Аврелий послал двух сановников привести Аверкия. Получив послание, проконсул уговорил епископа идти в Рим. Когда св. Аверкий прибыл в Рим, император с женою Фаустиной отвел его к дочери. Бес смеялся, но Аверкий усердно молился Господу об исцелении девушки. Диавол, выйдя,  по приказу святого понес огромный камень по воздуху в Иераполь, положил где приказал св.Аверкий. Жители Иераполя, видя громадный камень, упавший с небес, поняли тайну, когда возвратился св. Аверкий.
  Освободившись от мучителя, цар. дочь лежала у ног Аверкия. Царица Фавстина подумала, что дочь скончалась, но святой простер руку и поднял девицу здоровой. Родители святому обещали дать все, что хочет. Аверкий просил, чтоб в Иераполе бедным раздавали ежегодно из податей пшеницу, чтоб царь построил на ср-ва казны бани при источнике теплых вод для исцеления. Царь дал  письм. свидетельство.  Святому во сне явился Христос и потребовал, чтоб отправился в Сирию проповедовать. Аверкий отплыл в Сирию, в Антиохию, в Апамею, др.города, восстанавливая церкви, потрясенные ересью маркионитов. Он послужил людям на спасение и просвещение. Возвратился в Иераполь. Все радовались возвращению св. мужа, особенно бедные, т.к. Аверкий принес цар. указ о выдаче каждый год пшеницы из цар. податей. Выдавалась пшеница до Юлиана Отступника, к-рый отменил указ. 
  Св. Аверкий разумно управлял паствою. О кончине извещен заранее: в видении яв-ся Господь. Аверкий собрал паству, умолял, чтоб были непоколебимы в вере, любили друг друга. Приготовив гроб, дав благословение, предал Господу душу в  72 года. Жители Иераполя возложили с трудом на могилу святого камень, к-рый принесен из Рима. По молитвам святого подавались исцелений от гроба, от источника теплых вод, изведенного его молитвами.
Кондак, глас 8:
  Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный.

 Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин - жили в III в. Св. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные 6 юношей - сыновьями знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, состояли на военной службе. Когда имп. Декий (249-251) прибыл в Ефес, повелел гражданам явиться для принесения жертвы идолам, непокорных ждали мучения и казнь. По доносу к ответу призваны и семь ефесских отроков.
  Представ пред императором, св. отроки исповедали веру во Христа. С них сняты знаки воин. отличия - воен. пояса, но Декий отпустил их на свободу, надеясь, что  изменят решение, пока он будет в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где молились, готовясь к мученич. подвигу. Младший, св. Иамвлих, в нищенское рубище в городе покупал хлеб. Однажды услышал, что император вернулся и их ищут. Св. Максимилиан воодушевил всех выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Но,узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход камнями. чтобы они умерли от голода и жажды. Двое из сановников, при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Чтобы сохранить память о святых, вложили в камни запечатан. ковчежец с двумя оловян. дощечками, где написали имена 7 отроков и обстоятельства их  смерти.
       Господь навел на отроков чудный сон почти на два века. Гонения на христиан прекратились, хотя при св.царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Иисуса Христа. Одни говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, т.к. они уничтожаются?" Другие: "Только души будут иметь воздаяние, тела не оживут после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и буд. жизни через Своих 7 отроков.
      Владелец участка земли, где находилась гора Охлон, начал камен.постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, они проснулись, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили св. Иамвлиху купить хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах св.крест. Услышав свободно произносимое Имя Христа, он засомневался, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, св. отрок подал торговцу монету с изображением имп.Декия и был задержан как скрывший клад старин. монет. Св. Иамвлиха привели к градоначальнику, у к-рого был Ефесский епископ. Слушая недоумен. ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает чрез него какую-то тайну, отправился с народом к пещере. У входа епископ вынул из груды камней запечатан.ковчежец. Он прочел на оловян.дощечках имена 7-ми отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению имп. Декия.  Войдя в пещеру и увидев живых отроков, поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открыл Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же св. отроки на глазах всех склонили головы и заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого положить в драгоцен. раку, но, явившись во сне, св. отроки сказали, чтобы тела были оставлены в пещере. В ХII в. рус. паломник игумен Даниил видел в пещере св. мощи семи отроков.
Тропарь семи отроков Ефесских, глас 4
   Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Кондак семи отроков Ефесских, глас 4
   Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

     Св. мчч. Александр еп., Ираклий воин и жены Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия за исповедание Христа умерщвлены в III в. в Адрианополе. Невзирая на гонения, воздвигнутые на христиан, еп. Александр безбоязненно обращал в св. спасительную веру и крестил много язычников. Начальник области, где жил святитель, приказал воинам пытками добиться отречения Александра от Христа. Святитель терпеливо переносил ужасные мучения. Пораженный этим, воин Ираклий уверовал во Христа. Вслед за ним исповедали себя христианками Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия.

  Андрониковская икона Божией Матери - родовая святыня греч. имп. Андроника III. В 1347 г. он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Отсюда образ прислан в 1839 г. в Россию. В 1877 г. икона поставлена в храме Казанского женского м-ря близ г. Вышний Волочек.
  На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана. По преданию, однажды турок-икононенавистник ударил икону ножом, после чего из неё потекла кровь. В нижней части иконы приделан футляр, где хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок нанёс удар иконе. Некоторое время образ принадлежал имп. Андронику III Палеологу, в честь которого получил именование.
 По документ. свидетельству, в 1347 г. Андроник пожертвовал её Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до нач.XIX в.. Когда турки в 1821 г. напали на Грецию и опустошили города, в т. ч. Монемвасию, настоятель м-ря, еп.Агапий, оставив сокровища м-ря в руках неприятелей, спешил спасти чудотв. Андрониковскую икону и скрылся с нею в г. Патрас. 
    Пред смертью Агапий завещал святыню родственнику, рус.генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын к-рого А. Н. Влассопуло в 1839 г. послал образ из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения его в Петербург имп. Николаю Павловичу.
    С 1839 г. по 12 мая 1868 г. Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 по 16 апреля 1877 г. в Троицком соборе, что на Петербург. стороне. В 1877 г. икона перенесена в жен. м-рь Казанской иконы Божией Матери Тверской губ, близ г.а Вышний Волочок. Сохранившаяся в годы рев. лихолетья, в 1984 икона украдена, местонахождение её неизвестно. Др.название иконы – Греческая.
 Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы приделан футляр, в к-ром хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, к-рым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего появилась кровоточ. рана. К иконе прилагалась также вышитый визант. герб (двуглавый орел), подтверждающий имп. происхождение образа.

        Якобштадтская икона Божией Матери – правосл. святыня Латвии – обретена во время рус.-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину один из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Там обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный, солдат принёс икону в правосл. храм Св. Георгия в слободе Гольмгоф (позже г. Якобштадт, сейчас Екабпилс).
 Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие и присоединился к местной монаш. общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеления. Просить заступничества к этой иконе часто приезжали рус. купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров.
  В 1675 г. пред иконой Пресв.Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, правосл. купец Яков Раткевич дал обет построить в обители новый храм и вскоре выполнил обещание, выстроив храм Святого Духа.
   Во время Первой Мир.войны по решению епарх. начальства чудотв.Якобштадтская икона эвакуирована в глубь России, а после рев.смуты следы её затерялись. В 2008 г. моск. иконописцы по благословению Патр. Алексия II создали новый список чудотв.образа по описаниям. 26 июля 2008 г. в Екабпилс святыня возвратилась в Свято-Духов муж. м-рь. 
 

 


.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения