Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Иоиля (800 до Р.Х.). Мч.Уара и 7 учителей христианских (ок.307). Перенесение мощей Иоанна Рыльского. Блж.Клеопатры (327), сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, с ним 128 мучеников (342)

01 Ноябрь 2018 г. Четверг

 Прор.Иоиль – один из 12 малых пророков –  сын Вафуила. По преданию, записанному у св. Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, прор. Иоиль, из Заиорданской обл., жил в г.Вефороне или Вефаре. 
 Поводом для пророческих речей Иоиля послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча разорили страну. Даже сильные верою упали духом, не говоря о малодушных. Прор.Иоиль призывает народ обратиться к Господу с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил.2:1). 
  Это будет день страшных бедствий. Предвестником служат постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). Пред наступлением того дня поколеблются небо и земля, померкнут светила небесные, и тогда явится Бог со Своим воинством. Но еще, – вразумлял Иоиль, – есть средство избавиться от бедствий: как настоящих (саранча и засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Богу всем сердцем, и Господь избавит народ от вел.бедствий. Пусть  будет назначен, – говорит пророк, – всеобщий пост и все, без исключения, соберутся в храм.Священники воззовут к Господу от лица  народа: "Пощади, Господи, народ, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить: где Бог их?" (Иоил. 2:17) 
 Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Господу с молитвою, и Господь пощадил его. Устами прор.Иоиля Господь обещал народу за его обращение благоденствие и земные блага. Господь пошлет дождь, на пастбищах произрастет трава, деревья принесут плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила –виноградным соком. Сыны Израилевы узнают, что Бог не оставит Своего народа и не допустит людей до посрамления (Иоил. 2:19-27).
 Милость Господня не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и дух.обетование. Пророк провидит отдаленные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. 
 Прор. Иоиль предсказал наступление всеобщего суда ("день Господень"), к-рому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, в к-рый спасется только тот, кто призовет Господа. Когда настанет день Господень, Бог произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их(Иоил.3:19). Однако страшный для язычников день Господень не будет таковым для Израиля. Для него это день спасения, ибо Бог будет его защитою. Настанет блаженство для Израиля, а все враги погибнут. 
 "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил.3:20-21). Так утешительно оканчивается речь прор. Иоиля. Израиль при всех  бедствиях должен находить утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Господь многомилостив и долготерпелив, не забудет Своего народа, в каком бы бедствии он ни находился. 
 В хронологич.порядке Иоиль явл-ся первым пророком, оставившем запись проповедей.  Прор. служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, лет 800 до Р.Х. То были годы спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм иерусалимский, богослужение - постоянно на устах пророка. Однако в бедствиях, постигших Иудею, - засухе и страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми.
  Главный порок, против к-рого выступает прор.Иоиль, - механич. исполнение обрядов. закона. Благочест. царь Иоас хотел восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем  проявлении. Пророк видит впереди усиление языч. суеверий и послед. наказание Божие,  призывает к искреннему покаянию: "Обратитесь ко Мне сердцем в посте, плаче, рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды, обратитесь к Господу Богу вашему. Ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии" (Иоил. 2:12-13).
  Нередко в одном пророч. видении Иоиля объедин-ся события, отстоящие во много веков, но близкие в религ. плане. Так, в видении Иоиля предстоящ. суд Божий над евр. народом сочетается с судом Божиим над вселенной, относящимся к концу мира: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата (символ. наимен. места суда), ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы...Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля" (Иоил.3:12-18).
  До суда над миром должно произойти сошествие Св. Духа и дух. обновление народа Божия: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов Моих и на рабынь...изолью от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна - в кровь прежде, нежели наступит день Господень...И всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Иоиль 2:28-32).
  О пророчестве Иоиля напомнил иудеям ап.Петр в день сошествия Св. Духа на праздник Пятидесятницы. Прор. Иоиль говорит о  нашествии саранчи (1:2-20), о приближении Дня Господня (2:1-11), призывает к покаянию (2:12-17), о Божьем милосердии (2:18-27), о дух.возрождении (2:28-32); предсказывает суд над всеми народами (3:1-17) и послед. благословения Божия (3:18-21).

Тропарь Иоилю:
   Предведый Божие пришествие во плоти / и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый, / пророче Иоиле: / спасай молитвами твоими / чтущия тя от всех скорбей.

    Во времена рим.царя Максимиана в Александрии жил воин Уар, тайно служивший Царю Небесному: он скрывал веру в  Бога, но обнаружил ее, когда за Христа "сделался памятным для ангелов и человеков" (1Кор.4:9).
  Максимиан начал гонение на христиан и послал указ умерщвлять тех, кто откажется принести жертву богам. Дошло повеление до стран египетских, христ. кровь проливалась нещадно, ибо все, поклоняющиеся Творцу, подвергаемы мучениям.
 Уар обходил по ночам темницы, где верующие содержались за исповедание Христа, и, покупая золотом у стражей вход к ним, помогал св.мчч.,омывал кровь,обвязывал раны,приносил пищу, умолял их, чтобы они вымолили ему милость у Господа. 
 Однажды взяли скрывавшихся в пустынях 7 христ. учителей и привели к наместнику Египта. Наместник, поняв, что они тверды в вере, мучил их, потом, связав, бросил в темницу. Уар пришел ночью туда, где содержались святые, дав сторожам золота. Развязав узы, освободив ноги из колод, предложил пищу, умолял, чтобы вкусили ее, ибо  8 дней не ели. Припадая к ногам, восхвалял страдания их и просил помолиться за него Христу: ибо хотел пострадать за Него, но боится мучений.Святые призывали пострадать с ними.
  Уар ощутил силу претерпеть страдания за имя Христово. Ночь провел в темнице со св.мучениками, внимая наставлениям. Утром слуги пришли в темницу, чтоб взять св.мучеников на суд; нашли Уара, что сидел с узниками. Уар сказал, что готов умереть за Христа. Слуги взяли 6 мучеников; седьмой, скончавшись, отошел ко Христу, уступая место Уару, чтоб он закончил его страдания. 
 Когда святых привели к наместнику, их принуждали принести жертвы идолам, но они отказались, их обнажили и били без милосердия по ранам. Раны усиливали страдания, но они говорили, что христиане. Наместник увидел, что их не 7, а 6, но Уар сказал, что седьмой он, т.к. хочет пострадать вместо ушедшего к Богу, ибо он христианин. 
 Слуги подтвердили, что это воин Уар, начальник Хианинской спиры. Наместник крикнул, что тот утратит воин. честь, подвергнет жизнь великим бедствиям. Он яростно посмотрел на мучеников, т.к. считал их виновныи в прельщении царск. воина. Святые ответили, что лишь вразумили Уара. Тела святых дробили на части, а блж. Уар молился.
  Наместник повелел Уара обнажить и повесить на дереве еле живым, сказав, если они выявят немыслимое терпение, он уверует во Христа. Уар, которого  мучили, просил св. мучеников молиться  Богу. Святые усердно молились за него, а Уара слуги били палками, но он чувствовал помощь Христа. Мучители строгали его железн.ножами и скребками, прибив гвоздями к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по чреву били суковатою палкою, пока внутренности не выпали на землю. Св.мученики заплакали, и мучитель воскликнул, что они боятся мучений, на что ответили, что плачут из любви к брату, к-рый подвергнут лютым мучениям. Наместник повелел вести их в темницу,а Уар, висевший на дереве и терпевший мучения, попросил помолиться за него, благодаря за то, что привели его к вечной жизни.
 Чрез 5 часов св.Уар предал душу в руки Господа. Мучители, считая его живым, мучили охладевшее тело. Заметив, что он умер, сняли с древа и, вытащив из города, бросили на съедение псам.  

   Благочест. вдова Клеопатра из Палестины, муж коей военачальник в Египте и к-рая имела сына, малого отрока Иоанна, со скорбью смотрела на страдания Уара. Когда тело святого  бросили за городом, она ночью тайно унесла его. Дома выкопала могилу в спальне, пред постелью, и там положила его. 
  Утром наместник вывел из темницы проч.страдальцев, долго мучил, усек мечом и бросил за городом непогребенными. Тела их ночью тайные исповедники веры предали погребению. Клеопатра возжигала над гробом св.Уара свечи и совершала каждение, почитая его  заступником и ходатаем пред Богом.
  Когда гонение утихло, Клеопатра решила вернуться в отечество и долго размышляла, как унести мощи св.Уара. Приготовив ценный подарок, обратилась к наместнику с просьбою взять с собой останки любимого мужа, чтобы с почетом предать их погребению в отечестве.
 Наместник, приняв подарок, разрешил увезти тело мужа. Она, взяв мощи св. Уара, принесла из Египта в Палестину и в сел.Эдра ок. Фавора положила со своими  предками. Всякий день ходила на гробницу святого, ставила свечи, др. христиане приходили к гробнице.приносили больных, к-рые, по молитвам св.Уара, получали исцеления. Слава о св.Уаре пошла по окрестн.местах, и все с верою притекали к гробнице. 
 Клеопатра, видя, что христиане собираются для молитвы ко гробу святого, решила построить храм во имя его. Сын Иоанн достиг 17 лет, Клеопатра старалась достать ему место в царск. войске. При помощи ходатаев испросила у царя почетную должность в войске; сын зачислен в воен.службу, получил знаки достоинства, когда начато строение церкви св.Уара. Клеопатра сказала,что сын не будет служить в царск.войске, пока не окончится построение дома Божия; ибо он с ней понесет  одр св.мученика, а потом исполнит царск. повеление.
 Когда постройка храма завершилась, Клеопатра призвала епископов, священников и иноков и, взяв из гроба мощи св. мученика, положила их на драгоцен. одре, вверху мощей – пояс и одежду воинскую, в к-рую должен облечься сын, чтоб освятились от прикосновения к мощам святого; она усердно молила его, чтоб был помощником сыну, к-рого благословили все святители и священники. Собралось множество христиан, и одр с мощами понесли в церковь, – несла мощи и Клеопатра с сыном. По освящении храма мощи святого положили под престолом, где совершали Божеств. литургию.
   По окончании св. службы Клеопатра устроила богатое угощение всем, с сыном служила гостям. Сын внезапно заболел .В полночь отрок умер, оставив мать в безутешном горе. С плачем устремилась она храм св.Уара и, припав к гробнице, молила отдать ей сына.
 У гроба святого она на краткое время от усталости и скорби погрузилась в сон. Яв-ся св. Уар, держа за руку сына. Оба светлы, одежды белее, чем снег; на них золотые пояса и венцы на головах. Блж. Клеопатра бросилась к ногам их, но св. Уар сказал, что умолил Бога о сродниках её, с к-рыми положила его в гробницу, чтоб им были отпущены грехи. Сын принят в небесное воинство.
  Блж.Клеопатра, видя, что сын облечен в чин ангельский, попросила и её взять с ним, на что св. Уар сказал, что когда будет воля Господня, они придут за ней. Придя в себя, почувствовала радость и поведала о видении священникам; вместе с честью погребла при гробе св. Уара сына. Она раздала имение бедным, жила при церкви св. Уара, служа Богу день и ночь в посте и молитвах. Каждую неделю по воскресеньям ей яв-ся, во время молитвы, св. Уар с сыном в сиянии. Проведя 7 лет в подвигах, блж. Клеопатра преставилась. Тело положено в церкви св. Уара, близ сына Иоанна.

Тропарь Уару и с ним семи учителям христианским:
 Воинством святых страстотерпец / страждущих законно, / зря онех, показал еси мужески крепость свою. / И устремився на страсть волею, / и умрети вожделе за Христа, / Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, / моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
 Христу последуя мучениче Уаре, того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за душы наша.

 Прп.Иоанн Рыльский, вел.подвижник Болгарской Православной Церкви и покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в с.Скрино Средецкой обл. (ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик стал пастухом. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, в р. Струме сильно поднялась вода.  Юный пастух помолился, положил на воду верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на др.берег реки, где была корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя  чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил. 
  Мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, неизвестно. Первоначально подвизался на высокой горе, питаясь растениями. Хижина  была из хвороста. Вскоре разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали. Он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. 
   Там же поселился его племянник св.Лука. Место было столь безлюдное, что прп.Иоанн принял появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, принял его. Недолго они жили вместе: брат прп.Иоанна нашел подвижников и забрал сына. По дороге юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил на могилу прав. юноши.
   Преподобный провел 12 лет в дикой пещере, затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и плакал; питался травой. Видя такое терпение, Бог произрастил ему бобы для пиши. Эти бобы сделали его подвиги известными. Однажды стадо овец от  страха бежало по горам, пока не остановилось там, где жил прп.Иоанн. Пастухи с изумлением увидели отшельника, что ласково угощал их: "Вы пришли голодные - рвите бобы мои и ешьте".Все насытились, но одинприпрятал бобы. По дороге предложил другим, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, старец простил: "Видите, дети,п лоды назначены Богом для пропитания пустынного". 
 С тех пор приводили к преподобному больных, одержимых нечистым духом, он исцелял их молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о вел.пустыннике дошел до болгарского царя Петра(927-969),который желал увидеть его, но прп. Иоанн отклонил свидание по смирению. 
    Позже пустынник принял под окормление иноков, к-рые устроили м-рь с храмом в пещере, где прежде он жил. Он скончался 18 августа 946 г.  на 70-м году. За 5 лет до кончины написал "Завет к ученикам", одно из лучших творений староболгарской письменности. Св. жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были лучшей проповедью веры в новокрещеной Болгарской земле.
 В тревожное время борьбы Болгарии с Византией при западноболгарском царе Самуиле (976-1014) прп.Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предположительно, перенесли мощи в 980 г. Немного позднее правая рука прп. Иоанна Рыльского перенесена на Русь (в г. Рыльск, где построена церковь прп. Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мчч. Флору и Лавру, в день памяти которых, 18 августа, он скончался).
   Имя прп. Иоанна с глубокой древности любимо рус.людьми. Именно в рус.источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 г.венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял с др. драгоценностями Средца ковчег с мощами прп.Иоанна и перенес в г.Остергом. В 1187 г., украсив ковчег, он отослал св. мощи назад с вел.честью. 
  19 октября 1238 г. мощи прп. Иоанна торжественно перенесены в новую столицу-Тырново, положены в храме святого. 1 июля 1469 г. мощи прп.Иоанна Рыльского возвращены в Рыльский м-рь, где почивают сегодня, подавая благодатную помощь верующим.
Тропарь,  глас 4
 Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.
Кондак преподобного Иоанна Рыльского глас 8
  Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

   Сщмч. Садок, еп. Персидский, и с ним 128 мучеников пострадали в Персии при царе Сапоре II. Св. Садок был преемником сщмч. Симеона. Однажды увидел сон, в к-ром св. Симеон предупреждал его о предстоящей мученич. смерти. Стоя в вел. славе на вершине лестницы до небес, свт. Симеон сказал: "Взойди ко мне, Садок,не бойся - я вчера взошел,а ты взойди сегодня".
  Вскоре царь Сапор, воздвигший гонение на христиан, повелел взять св. Садока с его клиром и паствой. Всего схвачено 128 чел., в их числе 9 дев. Они брошены в темницу, где 5 мес. их жестоко истязали, принуждая отречься от христиан. веры и поклониться солнцу и огню. Св. мученики бестрепетно отвечали: "Мы - христиане и поклоняемся Единому Богу". Они осуждены на усечение мечом.
Кондак священномученика Садока, епископа Персидского глас 4
  Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучеyиче Садофе, молим тя, многострадальне, / моли gастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садофе,/ иже за Христа кровь свою излиявый.

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения