Версия для печати
На страницу списка праздников

Апостола и евангелиста Луки. Обрет. мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Мч. Марина Тарсийского. Прп. Иулиана Пустынника. Преставление вмц.Златы(Хрисы)

31 Октябрь 2018 г. Среда

 Св.евангелист Лука род. в Сирийском г. Антиохии. Родители не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует имя Лука, сокращенное из латин.слова "Лукан", особенно одно место из послания ап.Павла к Колоссянам, где св.Павел отделяет Луку от "сущих от обрезания", т.е. иудеев (Кол.4:10-15). 
 Но Лука обнаруживает обстоят. знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; вероятно,  он, еще до обращения ко Христу, принял иудейскую веру. Кроме того, на родине, славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил  ум разными научн.сведениями. Из послания ап.Павла к Колоссянам  видно, что Лука изучил врачебн.ис-во; по преданию, был и живописцем. Несомненно, получил хорошее образование, т.к. греч. язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык проч. новозаветных писателей.
 Когда слух о чудесах и учении Иисуса Христа распространился из Галилеи по Сирии и всем окрестным местам, Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Иисус начал сеять семена Своего спасит. учения (Мф.4: 24-26.Лк.4:37). Семена эти нашли в сердце Луки почву и принесли стократный плод. Вскоре св.Лука удостоен принятия в лик 70 апостолов Христовых и, получив от Господа  наставления и власть творить чудеса, стал ходить "пред лицем" Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Спасителю.
 В последние дни земной жизни Спасителя св.Лука находился в Иерусалиме, сетуя о Господе, принявшем крестные страдания. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали" и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Вскоре скорбь обратилась в радость, ибо Воскресший Господь в день Воскресения утешил Луку, удостоив Своего явления и беседы, о чем с особой подробностью сообщает сам Лука в Евангелии. Скорбя о смерти Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о к-ром сообщили жены-мироносицы, шел Лука с др. учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус, и по дороге удостоился стать спутником Того, Кто есть "путь, истина и жизнь". Оба ученика разговаривали, когда приблизился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию еванг.Марка, "в ином образе" (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию, "глаза их были удержаны" (Лк.24:16), т. ч. не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.
 Господь спросил их, почему печальны. Клеопа и Лука ответили, что последние события с Иисусом Назаряниным тревожат их. Как предали его первосвященники  и начальники, осудили на смерть и распяли.       "Нек-рые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что видели явление Ангелов, к-рые говорят, что Он жив. И пошли нек-рые ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели". Господь ответствовал, что "так и надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою".
 И, начав от Моисея, Господь из всех пророков изъяснил  сказанное о Нем во всем Писании.Так беседуя с Господом, ученики приблизились к Еммаусу, Спутник их намеревался, по-видимому, идти далее, и они  просили Его остаться. Он  остановился с ними в одном доме. Когда Он во время вечери, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им, ученики узнали Господа.Но Христос стал невидим, и они сказали:
 – Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)
 Желая поделиться радостью с др. учениками Господа, Лука и Клеопа  отправились в Иерусалим, нашли собранных в доме апостолов и др.учеников и возвестили им, что Христос воскрес, они видели Его и беседовали. Апостолы сказали, что Господь воскрес воистину и яв-ся Симону. Лука и Клеопа подробно рассказали  обо всем в пути и о том, как узнали Христа  в преломлении хлеба. Во время разговора внезапно среди апостолов яв-ся Воскресший Господь и успокоил их. Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Еванг. Лука снова услышал от Господа разъяснение всего, что сказано о Нем в Свящ. Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49).
 После Вознесения Господня св. Лука пребывал нек-рое время с др.апостолами в Иерусалиме, но потом, по  преданию, отправился на родину, в Антиохию, где было много христиан. По дороге проходил с проповедью г. Севастию, где находились св.мощи Иоанна Предтечи. Св. Лука хотел взять их с собою на родину, но христиане, почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять св.мощи его. Тогда св.Лука взял от них десную руку, под к-рою преклонил главу Христос, приемля крещение от Иоанна.
 С этим бесценным сокровищем св. Лука прибыл на родину, к радости антиохийских христиан. Отсюда ушел, когда стал спутником и сотрудником св.ап.Павла, к-рый, по преданию, был родственником. Это произошло во время второго ап. путешествия св. Павла. Св.Лука с ап.Павлом отправился на проповедь в Грецию, остался для устроения Церкви в Македонском г. Филиппах. Св.Лука несколько лет распространял христ-во в Македонии.
 Когда ап.Павел, в конце третьего ап.путешествия, посетил Филиппы, Лука, по его поручению, ходил в Коринф для сбора милостыни бедным христианам Палестины. Собрав её, св.Лука с ап. Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда ап. Павла заключили под стражу в палестинском г.Кесарии, св. Лука оставался при нем. Не покинул он ап. Павла, когда тот отправлен в Рим, на суд Кесаря. Он с ап.Павлом переносил трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять жизнь.
 Прибыв в Рим, свя.Лука  находился при ап.Павле, вместе с Марком, Аристархом и др. спутниками апостола проповедовал Христа в столице древнего мира. В Риме св. Лука написал Евангелие и книгу Деяний св.Апостолов. В Евангелии изобразил земную жизнь Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но принимая во внимание все, что передали "бывшие с самого начала очевидцы и служители Слова". Св.ап. Павел руководил им и одобрил написанное Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана по повелению ап. Павла.
 После 2-х лет заключения ап. Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил нек-рые из основанных им церквей. Св.Лука сопутствовал ему. Имп. Нерон начал в Риме лютое гонение против христиан. Ап.Павел  прибыл в Рим, дабы словом и примером поддержать гонимую Церковь и, если угодно Богу, разделить с верующими мученич.венец. Он был взят язычниками и заключен в узы. Св. Лука не изменил учителю, и один из всех сотрудников апостола находился при нем в столь тяжкое время, когда апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.
 Очевидно, Лука был свидетелем мученич. кончины ап.Павла в Риме. Позже св.Лука, как говорит церк.предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, особенно в Македонии, где прежде трудился несколько лет, а также в соседней с Македонией Ахаии.
 В глубокой старости ап.Лука предпринял путешествие в Египет и перенес здесь много ради славы Иисусовой. Он пришел в Египет, пройдя Ливию, и в Египте, в Фиваиде, многих обратил ко Христу. В Александрии рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного еванг. Марком и проходившего служение 22 года.
 Возвратившись в Грецию, он устроил здесь, в обл. Беотии, церкви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно ап.Павлу,св.Лука "подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил".
 Скончался в 84 года в Ахаии мученич. смертью, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Тело  погребено в Фивах, главном г. Беотии, где его св.мощи, подававшие множество исцелений, находились до 2-й пол. IV в., потом перенесены в Константинополь. О местонахождении мощей св. ап.Луки стало известно в IV в. по исцелениям, какие совершались. Особенно много исцелений совершалось над страдавшими глазною болезнью. Сын равноап.Константина Великого, имп.Констанций, узнав от ахайского епископа, что тело св.Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи в столицу, и тот с торжеством совершил перенесение.
 Во время перенесения св.мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления не было, и теперь, с верою в чудодейств. силу св. мощей ап.Луки, молил святого об исцелении. Он подошел к раке святого и, сколько было сил, помогал нести ее. Болезнь оставила его, как он прошел несколько шагов. Он с радостью нес раку до храма св.апостолов, где мощи св.Луки положены под престолом, вместе с мощами св.апп.Андрея и Тимофея. Св. мощи были источником чудес и с особой любовью чествовались христианами.
 Древние церк. писатели сообщают, что св.Лука, удовлетворяя благочест. желание христиан, первый написал красками образ Пресв.Богородицы, держащей Предвечн.Младенца, потом написал 2 иконы Пресв.Богородицы и принес их  Богоматери. Она сказала:
  – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
Св. Лука написал также на досках и изображения св. первоверх. ап. Петра и Павла и положил начало писанию св.икон во славу Божию.
Тропарь, глас 5:
 Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.
Кондак, глас 2:
 Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

 Прп.Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, род. 14 ноября 1440 г. в с. Язвище-Покровское, недалеко от г.Волоколамска, в семье благочест. родителей. В 7 лет отдан в обучение к старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского м-ря Арсению. Отличаясь редкими способностями и прилежанием, за год изучил Псалтирь, в след. году Свящ. Писание. Он стал чтецом и певцом в монаст.церкви. У него была необычная память. Не имея в келье ни одной книги, совершал монаш. правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу. Благодаря изучению Свящ.Писания и творений св. отцов, постоянно пребывал в Богомыслии.
 В 20 лет Иоанн избирает путь иноч. подвигов и, оставив дом, уходит в пустынь близ Тверского Саввина м-ря, к строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монаст.правила показались подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца, уходит в Боровск к прп.Пафнутию Боровскому. Простота жизни св.старца, строгое исполнение монаст.устава были по душе Иоанну. Прп. Пафнутий 13 февраля 1460 г. постриг с им. Иосиф. С усердием нес молодой инок тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице. Он одарен музыкально и великолепно владел голосом Прп.Пафнутий поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы наблюдал за исполнением церк. устава.
18 лет провел Иосиф в м-ре прп. Пафнутия. По кончине его Иосиф рукоположен во иеромонаха и, по завещанию настоятеля, назначен игуменом Боровского м-ря. Прп.Иосиф решил преобразовать монаст.жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского м-рей. Это встретило сильное противодействие большинства братии. Лишь 7 иноков были единомысленны с игуменом. Прп.Иосиф решил обойти рус.общежит. м-ри, исследуя наилучшее устроение иноч. жизни. Со старцем Герасимом прибыл в Кирилло-Белозерский м-рь, образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью м-рей укрепило взгляды прп.Иосифа. Но, возвратившись в Боровский м-рь, прп. Иосиф встретил упорное нежелание братии изменить отшельнич. устав. Решив основать новую обитель со строгим общежит. уставом, он с 7-ю иноками отправился в Волоколамск, в родные леса.
В Волоколамске княжил брат вел.кн.Иоанна III Борис Васильевич. Зная о добродет. жизни Иосифа, тот разрешил поселиться при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание места сопровождалось знамением: буря повалила лес на глазах путников, расчищая место для обители. В июне 1479 г. подвижники воздвигли крест и заложили деревян. церковь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 г. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресв. Богородицы на Волоке Ламском. Быстро м-рь отстроен. Много трудов положил при строит-ве основатель. Днем трудясь на строит-ве, ночи проводил в уединен.молитве. Число иноков увеличилось до 100 чел., и прп.Иосиф во всем был примером. Проповедуя воздержание и умеренность, не отличался от др. - простое рубище было одеждой, лапти из древесных лык служили обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами обходил м-рь и кельи, оберегая покой братии; если слышал праздную беседу, стуком в дверь извещал о присутствии и скромно удалялся.
 Прп. Иосиф ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу." Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все общее: одежда, обувь, пища и проч. Никто из иноков без благословения настоятеля не мог принести в келью даже книг и икон. Часть трапезы иноки оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь. Молитва Иисусова не сходила с уст. Прп. Иосиф возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались перепиской богослуж. и святоотеч. книг, и волоколамское книжн.собрание стало одним из лучших среди рус. монаст. библиотек.
  Обитель прп.Иосифа благоустраивалась. В 1484-1485 гг. сооружен камен. храм Успения Богоматери. В 1504 г. заложена теплая трапезная церковь св. Богоявления, затем колокольня, под нею - храм Пресв. Богородицы Одигитрии.
 Прп.Иосиф воспитал целую школу знаменит. иноков. Учениками были митр. Московские и всея Руси Даниил и Макарий, архиеп. Вассиан Ростовский, епп. Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий и многие др. Постриженики Иосифо-Волоколамского м-ря занимали архиер. кафедры Рус. Церкви: свтт. Казанские Гурий и Герман, свт. Варсонофий, еп. Тверской. Деят-сть прп.Иосифа не ограничивались м-рем. Многие из мирян шли  получить совет. Он проникал в глубокие тайники души и прозорливо открывал волю Божию. Простой народ находил в м-ре прп.Иосифа ср-ва к поддержанию существования в случае крайней нужды. Число питающихся в м-ре доходило до 700 чел.
 Жизнь св.Иосифа не была легкой. Величайшим подвигом стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся исказить основы рус. дух. жизни. Св. Иосиф создал первый свод рус. правосл.Богословия - вел. книгу "Просветитель". Вел.кн.Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - в Успенском, в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и ересиарха Схарию. На кафедру вел. моск.свтт. Петра, Алексия и Ионы поставлен митр.-еретик Зосима.
 Борьбу с ересью возглавили прп.Иосиф и свт. Геннадий, еп. Новгородский. Первое послание "О таинстве Пресв. Троицы» прп. Иосиф написал иноком Пафнутьева Боровского м-ря в 1477 г. Успенский Волоколамский м-рь стал дух.оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богослов. труды св. Иосифа, возник "Просветитель", создавший ему славу учителя Рус. Церкви, родились его противоеретич. послания. Исповеднич. труды прп.Иосифа Волоцкого и св.архиеп.Геннадия увенчались успехом. В 1494 г. сведен со свт. кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. соборно осуждены жидовствующие - хулители Св. Троицы, Христа Спасителя, Пресв.Богородицы и Церкви.
  Многие др.испытания посланы св. Иосифу. Гневался то вел. кн. Иоанн III, то князь Волоцкий Феодор. В 1508 г. прп-ный претерпел несправедл. запрещение от свт. Серапиона, архиеп. Новгородского, с коим вскоре примирился. В 1503 г. Собор в Москве под влиянием святого принял "Соборный ответ" о неприкосновенности церк.достояния. Памятником трудов игум. Волоцкого является"Сводная Кормчая" - огромный свод канонич. правил Правосл. Церкви, начатый прп.Иосифом и завершенный митр. Макарием.
 Существует мнение о несогласии двух вел.рук-лей рус. иночества кон. XV - XVI в. – прпп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Их представляют как возглавителей двух "противоположных" направлений в рус. дух. жизни - внешнего делания и внутр. созерцания. Это неверно. Прп.Иосиф в "Уставе" дал синтез рус.иноч. традиции, от прп. Антония Печерского чрез прп. Сергия Радонежского до наших дней. "Устав" пронизан требованием полного внутр. перерождения человека, подчинения жизни задаче спасения и обожения не только отд. инока, но и соборного спасения всего челов. рода. Большое место в "Уставе" занимает требование от монахов непрерывн. труда в соединении с внутр. и церк. молитвой. Труд как "соборное дело" представлял для Иосифа сущность церковности - веру, воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву. С др. стороны, прп.Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принес оттуда учение о созерцат. жизни и "умной молитве" как ср-ве исихастского служения иноков миру, о постоянном дух.делании в сочетании с необходимым для жизнеобеспечения личным физ.трудом. Прпп.Иосиф и Нил– дух.братья, равные продолжатели святоотеч. церк. предания и наследники заветов прп. Сергия... Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами прп. Иосифа обитель, а ее основатель готовился к переходу в вечную жизнь. Пред кончиной приобщился Св. Таин, созвал братию и, преподав ей благословение,  почил в 75 лет 9 октября 1515 г.  1 июня 1591 г. при патриархе Иове установлено общецерк.празднование его памяти.
Тропарь преподобного Иосифа, глас 5
 Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа, глас 8
 Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
 О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

 Св.мч.Марин из Киликии (Малая Азия). За исповедание веры во Христа старец подвергнут пыткам, затем умерщвлен по приказу Лисия, правителя Тарса, во время правления имп. Диоклитиана (284-305).

  Прп. Иулиан подвизался в посте и молитве в Месопотамии (близ р.Евфрат). Во время молитвы услышал глас, возвестивший, что имп.Юлиан Отступник скоро погибнет. Вскоре пророчество исполнилось. Трудами прп-ного на горе Синай воздвигнут храм в память обретения св.прор.Моисеем скрижалей Завета.

   Св.вмц.Злата Могленская жила в болгарском сел.Слатино, Могленской епархии (+ 1795). Болгария находилась под игом турок. С юности отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку, заставить принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки многие месяцы не сломили духа исповедницы Христовой.



 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения