Версия для печати
На страницу списка праздников

Свт.Мартина исп.,папы Римского (655). Мчч. Антония,Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (305–311). Мчч. 1000-и Персидских и Азата скопца (ок. 341). Виленской и Виленской-Остробрамской ик.Божией Матери.

27 Апрель 2018 г. Пятница

 Свт. Мартин Исповедник, папа Римский, уроженец Тосканской обл. в Италии, получил хорошее образование, поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин избран на престол. В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение. Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Имп. Констанс (641-668) и Константинопольский Патр. Павел II (641-654) были приверженцами ереси монофелитов. Имп. Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всех. В нем запрещались дальнейшие споры.
  Этот еретический "Образец веры" получен в Риме в 649 г. Св.Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Свт.Мартин послал Константинопольскому Патр. Павлу послание с увещанием вернуться к Правосл. исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить свт.Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, подослал воина, чтобы тайно убить св.Папу. Когда убийца приблизился к свт. Мартину, неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.
  В 654 г. император послал в Рим др. военачальника Феодора, который предъявил свт.Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресв.Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности св.Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил свт.Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился свт.Мартин на почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.
  Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в измене. Пристрастные судьи не стали слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое благодеяние окажете мне, если предадите смерти".
 После суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которая кричала: "Анафема Папе Мартину!" Те, кто знал, что св.Папа невиновен, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Император пришел к умиравшему Константинопольскому Патр. Павлу,  рассказал о суде над св.Мартином. Тот отвернулся и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения свт.Мартина. Император послал к святителю в темницу нотария и др. для дополнительного допроса. Святитель отвечал: "Если раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она в зловерии". Мучители поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
   Там святитель скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он погребен во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы.
  Ересь монофелитов осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 г. Мощи св. исп. папы Мартина перенесены в Константинополь, потом в Рим.
Тропарь святого Мартина Исповедника, папы Римского, глас 4
 Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.

   Св. мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при вел. кн. Литовском Ольгерде (134-1377). Князь женат на правосл. Витебской княжне Марии Ярославне. Крещен, при жизни супруги дозволял проповедь христ-ва. 2 родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини свящ. Нестора св. Крещение и получили им. Антоний и Иоанн. По просьбе Марии Ярославны в Вильне построена правосл. церковь.
 После смерти супруги кн.Ольгерд открыто поддержал жрецов-огнепоклонников, к-рые преследовали христиан. Св.Иоанн и Антоний не раскрывали принадлежность к христианам, но не соблюдали языч. обычаев, не стригли волосы, как делали язычники, по постн. дням не ели скоромной пищи.
 Князь заподозрил братьев в вероотступничестве, они исповедали себя христианами. Их заставили  съесть мясо (в постный день). Св. братья отказались, князь заключил их в темницу. Год томились братья в неволе. Иоанн испугался мучений и объявил, что исполнит приказания вел. князя. Обрадован. Ольгерд выпустил братьев.
  Но Антоний не изменил Христу. Когда снова отказался есть мясо в постный день, князь заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, не общались христиане и язычники. Раскаявшись, Иоанн пришел к свящ.Нестору, просил быть ходатаем, чтоб брат простил. "Когда открыто исповедует Христа, всё у нас будет общее", - ответил мч. Антоний.
  Однажды, прислуживая князю в бане, св. Иоанн наедине сказал ему о примирении с Церковью. Ольгерд дал понять, что это личное дело, можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда св. Иоанн исповедал себя христианином в присутствии придворных. Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату. С радостью встретились мученики в темнице, причастились.
 Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Проповедью братья многих обратили ко Христу. Жрецы требовали казни братьев.
   Утром 14 апреля 1347 г. св.Антоний после принятия Св. Тайн повешен на дереве. Надежды жрецов, что со смертью св. Антония прекратится проповедь о Христе, не оправдались. Множество народа собиралось у темницы, где находился св. Иоанн. 24 апреля 1347 г. его удавили и мертвого повесили на том же дубе. Св. тела мчч. погребены христианами в церкви свт. Николая Чудотворца.
 Третьим страдальцем за веру стал Круглец. При Крещении свящ. Нестор дал имя Евстафий. Это родственник св. братьев. В дружине вел. кн. Литовского Круглец выделялся красотой, мужеством, храбростью, умом и добротой. Однажды, как братья-мученики, отказался за столом есть мясную пищу.
 Св. Евстафий открыто объявил, что он христианин, не ест мяса из-за Рожд. поста. Его били железн. палками, но юноша не издал стона. Князь изощрялся в пытках. Был лютый мороз. Ольгерд приказал раздеть мученика, на улице лить ледяную воду в уста. Но это не сломило святого. Тогда раздробили кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы, отрезали уши и нос. Св. Евстафий переносил истязания с бодростью, сами мучители поразились той Божеств. силе, что укрепляла его. После пыток мч. Евстафий повешен на том дубе, где ранее приняли муч. кончину св. Иоанн и Антоний.
 3 дня не разрешалось снимать тело мученика, и облачный столп защитил от хищных птиц и зверей. На холме, где пострадали св. мчч., позже воздвигнут храм. Престол храма утвержден на основании свящ. дуба, где они приняли смерть. В 1364 г. Константиноп. Патр. Филофей  прислал прп. Сергию Радонежскому крест с мощами св. мучеников. Церковь празднует память 3-х мучеников в один день - 14 апреля. В 1915 г., при наступлении немцев эти святыни как самые драгоценные в Прибалтике взяты в сердце России - Москву.
Тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 4
Иже земных, чести и славы отвергшеся,/ доблии и честнии страдальцы,/ веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/ на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку./ Темже и Христос преславно столпом облачным/ с Небесе вас озари/ и почестьми и венцы от Престола славы венча./ Со Ангелы Тому предстояще,/ молите спастися душам нашим.
Кондак мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 3
 Отеческую прелесть оставльше, святии,/ приведостеся Христови,/ всем души усердием стаете мужемудренно до смерти./ Темже и взясте победы почесть воистинну,/ о всех Владыку нашего непрестанно моляще.
Молитва мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Виленским
  Святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Призрите с Небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, от пагубных страстей воздержание и от всякия скверны удаление; и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог всю нашу державу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вся чада ея, от суемудрия и суеверия свободившеся, духом и истиною покланяются Ему, и о соблюдении Его заповедей усердно потщатся; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце, и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

   Св. мч. Ардалион принял смерть за Христа при имп.Максимиане Галерии (305-311). Св.Ардалион был талантливым мимическим актером ("из лицедеев"). Однажды в цирке играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия св. Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа. Правитель города пытался представить дело так, что св. Ардалион продолжает играть роль и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но св. Ардалион продолжал исповедовать веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так св. Ардалион удостоился мученического венца. 

Виленская икона Божией Матери написана св. еванг. Лукой. Долгое время была родовой святыней греч. императоров в Константинополе. В 1472 г. икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга вел. кн. Московского Иоанна III(1462-1505). В 1495 г. вел. князь благословил этой иконой дочь Елену при выдаче ее замуж за литовского короля Александра.
 В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже св. икону поставили в Предтеченском храме, где погребена кн. Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий м-рь

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом св. Терезии и правосл. м-рем Св. Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками - Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая Корсунской Благовещенской.
Икона была в часовне над воротами, называемыми "Острыми воротами" или "Острой брамой" (польск. "Брама"-ворота). От названия ворот произошло название образа, к-рый издавна над ними помещался. Ворота явл-ся уцелевшим фрагментом древней оборон. системы в части города, назыв. Острый, или Русский.
 Время явления иконы неизвестно. О происхождении существует несколько преданий.  
  По одному преданию, она принесена вел.кн. Ольгердом из Корсуни после крым. похода против татар и подарена первой супруге Марии, а второю супругой Иулианиею передана в Троицкую церковь, из к-рой перенесена в часовню у острых ворот. По др-му, икона прислана Ольгерду греч. имп.Иоанном Палеологом, когда узнал о принятии Ольгердом христ-ва. По третьему, икона чудесно яв-сь на острых воротах 14 апреля 1431 г. В 1431 г. икона находилась в часовне близ Троицкой церкви в рус. или остром конце г. Вильны и имен. Корсунской. В 1498 г. в Вильне из-за опасности нашествия татар совершена закладка новых город. камен. стен, в рус. или остром конце сооружены ворота с башнею, на верху к-рой устроена часовня. В эту часовню помещена Корсунская икона, снаружи, ликом ко входящим в город.
 Когда в 1495 г. невеста вел. кн. литовского Александра, дочь вел. кн.моск. Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанную, по приданию, св. еванг. Лукою, икона привлекла преимущественное молитв. почитание, а Островоротная была несколько забыта.
  Во времена унии, когда отнята Троицкая церковь у православных униатами, Островоротная икона вынесена православными и помещена в одной из приход. церквей, но в 1609 г. насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Ок.1624 г. у  ворот основан Кармелитский м-рь с костелом св. Терезии. Нек-рое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону, при их попечении почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая икону, обратили ее ликом к костелу и городу. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона перенесена в Терезенский костел, но в 1744 г., с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.
  В нач. XIX в. базилиане пытались возвратить икону, спор дошел до Рима, папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, наиболее близкой к часовне, в к-рой находится икона. В 1812 икона несколько повреждена французами. В 1829. отреставрирована, причем, по снятии ризы на иконе оказалась написанною славян. литерами хвалебная песнь Богоматери: "Честнейшую херувим". С закрытием в 1832 г. Кармелитского м--ря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католич. дух-ва. Икона равно почиталась православными и католиками. Она явл-ся частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Написана на дубовой доске 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в кон.XVII в..
  В наст. время обществ. богослужение пред Остробрамской иконой совершается по римско-католич.обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают православные. Списки Остробрамской иконы занимают подобающее место как в правосл. храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя под Остробрамскими воротами, над к-рыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головн. уборы.

   

      

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения