Версия для печати
На страницу списка праздников

Прор.Осии.Прмч.Андрея Критск. Мчч.бессребрен.Космы и Дамиана Аравийск.,братий мчч. Леонтия,Анфима и Евтропия. Перенес. мощей прав.Лазаря Четверодн.,еп.Китийск. Прп.Антония Леохновск.Новгородск. Ик.Прежде Рождества и по Рождестве Дева, Избавительница.

30 Октябрь 2018 г. Вторник

 Пророк Осия из 12 малых пророков (820 до Р.Х.), из колена Иссахарова, жил в IX в. до Р. X. в царстве Израильском, современник свв. прор. Исайи, Михея и Амоса. Проповедовал в Израильском царстве в грозное время, когда шло ассирийское войско, призывал перенести нашествие и сохранить в чистоте веру, напоминал, что бедствия посылаются для нравств. вразумления и воспитания грешников. Многие соплеменники, забыв Бога, поклонялись идолам. Св.прор.Осия мудрыми наставлениями обращал их к древнему благочестию.
 Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский, что и исполнилось с абсолютн. точностью. Прозревая "будущая яко настоящая", пророк, по наитию Св. Духа, почти за тысячу лет до пришествия в мир Спасителя предсказал, что прекратится ветхозаветн. кровавое жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Oc.3,5) и что на земле распространится истинное богопознание (Ос.2,20). Указывал Осия на буд. обращение язычников ко Христу. Церковь Христова всемирна, народы всех времен станут детьми Божиими, — учил пророк, — ибо Господь помилует непомилованную (Ос.2,23); и она, языч. пустыня — все ветхозаветн. народы — процветет.Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос.11,1,ср.Мф.2,15), тридневно воскреснет (Ос.6 ср 1 Кор.15.54 – 55) и победит смерть.
Пророчества св.прор. Осии включены в число книг Свящ. Писания. Пророч. служение св.Осии продолжалось более 60 лет. Боговдохновен. пророк дожил до глубокой старости. Книга прор.Оси́и (ивр. הוֹשֵׁעַ‎) — 15-я часть Танаха, часть Ветхого Завета, написана прор.Оси́ей. В Библии  находится под ном. 28. Место написания: Самария (обл.). Написание завершено после 745 г. до Р. Х. Охвачен.время до 804 — после 745 г. до Р. Х.
 Последние 12 книг Ветхого Завета принято называть «малыми» пророками, поскольку их общий объём меньше объема Книги Исаии или Иеремии, что не умаляет значения этих пророч.х книг. В Еврейской Библии (Танахе) помещены в один свиток, к-рый наз-ся «Двенадцать» (арам. תרי עשר). Собраны в одну рукопись ради сохранности, поскольку по отдельности маленькие свитки могли потеряться. Первая книга, книга прор.Осии, подобно 11-ти др., названа по имени автора, Осии, полная форма имени к-рого звучит как Хошеа и означает «спасённый».
 Из книги, носящей имя Осии, почти ничего неизвестно о самом пророке, кроме того, что он сын Беери́я. Его пророчества адресованы в основном к Израилю, об Иуде упоминается лишь вскользь. Осия вообще не упоминает об Иерусалиме, между тем о крупнейшем колене Израиля, Ефреме (Эфраим), говорит 37 раз, а о столице Израиля, Самарии, — 6 раз.

Прмч. Андрей Критский (†767) отличен от Андрея, архиеп.Критского. Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др. - в кон. X в. Симеоном Метафрастом. Согласно последнему,прмч.Андрей Критский род. в 1-й пол. VIII в. на о. Крит, где вел монаш. жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в мест. Кастрон.
Прмч.Андрей Критский жил во время царствования имп.-иконоборца Константина (741-775), к-рый под страхом смерти приказал христианам убрать св.иконы из храмов и домов. Верующие, что безбоязненно сопротивлялись иконоборцу и твердо держались предания св.отцов, заключены в темницы.
В 754 г. византийский имп. Константин, прозванный Копронимом, т.е. гноеименным, т.к. осквернил гноем купель своего крещения, созвал Собор, осудивший почитание икон. Иконоборч. лукавство изобличено на Седьмом вселенском соборе в 787 г., но задолго до собора были праведники, к-рые разглядели диавольские козни.
 Когда прп.Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а благочест. христиан, пришел в Константинополь и всенародно, в храме св.мч.Маманта, обличил еретика в гонении на истин. веру. В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. Прп-ный ответил, что тот, кто страдает за св.иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на к-рой Христос, оскорбляет Самого Христа.
Константин бросил святого в тюрьму. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать св. Андрея до смерти. Чрез нек-рое время Андрея Критского вывели из темницы, снова жестоко избили, затем связал, чрез весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Так по пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Тело бросили в пропасть с трупами преступников, где пролежало 3 мес. 
 По повелению Божию туда приходили люди, одержимые нечистыми духами, они вынули тело св. Андрея и положили в свящ. месте Криси, где находился м-рь, главный храм к-рого посвящен ап. Андрею. Позднее известен как храм прмч. Андрея Критского.  Люди получили исцеление. Чрез 100 лет святому написан канон прп.Иосифом песнописцем. По молитвам прмч. Андрея исцеляются одержимые.
Тропарь св. Андрею Критскому
 Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./
Паки же ко страдальчеству /мужески облеклся еси, /убив Копронима мечем веры; /и обоих ради венчался еси от Бога, /преподобномучениче Андрее приснопамятне.

 Св. мчч. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские ходили по городам и селам, проповедуя Христа и исцеляя больных силой Христовой. За помощь святые не брали никакой платы. В Киликии язычники схватили св. врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христ. веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их из пучины на берег. Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со св. врачами замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий. (Нельзя путать св. Косму и Дамиана Аравийских с др. бессребрениками, с такими же именами, память к-рых 1 ноября и 1 июля.)

  Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского, совершено в IX в. Св. прав. Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в сел. Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, к-рого очень любил и называл Своим другом (Ин.11,3;Ин.11,11), а когда Лазарь умер и уже 4 дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин.11,17-44) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу 6-й недели Вел. поста - "Лазареву субботу"). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Прав. Лазарь упоминается в Св.Евангелии еще раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был воскрешенный Лазарь (Ин.12,-2,Ин.12-11). После воскрешения св. Лазарь жил 30 лет, епископствовал на о. Кипр, где распространял христ-во, и там же мирно почил.
 Св. мощи еп. Лазаря обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором написано: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". Византийский имп. Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 г.перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме Праведного Лазаря.
Тропарь праведного Лазаря Четверодневного глас 4
 Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
Кондак праведного Лазаря Четверодневного глас 8
 Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Прп. Антоний Леохновский, Новгородский, из рода тверских бояр Вениаминовых. Прп-ный жил отшельником недалеко от Новгорода, в Рублевской пустыни, на р. Переходе. Ок.1556 г. переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильменем, на Леохнове, неподалеку от Старой Руссы, и принял от него пострижение. Так устроилась пустынная обитель Преображения Господня, названная  Леохновским, или Ивецким-Антониевым, м-рем. Прп. Антоний дожил до глубокой старости, стяжав дар прозорливости.
 В 1611 г., когда шведы разорили окрестности Новгорода, прп-ный по вызову митр. Исидора переселился в Новгород. Скончался 14 сентября 1611 г. в  85 лет. погребен близ церкви св. еванг. Луки на Софийской стороне. Пред смертью прп-ный в присутствии многих сказал, что тело его упокоится в его пусты. обители. Ученик прп. Григория, вернувшись на место разоренной и сожженной шведами обители, поставил келью с часовней и остался там жить. Трижды явл-ся во сне прп. Антоний: "Брат Григорий, иди в Новгород, скажи митр. Киприану и старшинам города, чтоб положили меня в моей обители". После сообщения Григория митрополит совершил крестный ход к могиле прп. Антония. Нетлен. мощи 13 июля 1620 г. перенесены в Леохновскую обитель. При обретении мощей прп-ного прозрел слепец Иосиф и совершались многие чудеса.
 Своеобразен ряд памятей, что праздновали храмы во имя прп. Антония Леохновского с.Леохново (недалеко ог Старой Руссы) и Рублевской пустыни. Во вторую пятницу после праздника первоверх. апп.Петра и Павла (29 июня) воспоминалось обретение и перенесение мощей прп. Антония из Новгорода в Леохновский м-рь. В Вознесение Господне воспоминалось пришествие прп. Антония из Рублевской пустыни в Леохново. 17 октября - память преставления святого, к-рый скончался на праздник Воздвижения Честного Креста в 9-м часу вечера. В Рублевской пустыни праздновалась еще память освящения церкви прп. Антония - 30 августа (1873).

 Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» принесена в Николаевский Пешношский м-рь Моск. епархии моск. купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Ок. 1780 г. Алексей вступил в число братии обители. Все ср-ва отдал настоятелю архим. Макарию, а св. икону оставил в келье. После кончины Алексея икона принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне прп. Мефодия, к-рая находилась у дороги, недалеко от обители.
 Прославление св. иконы началось в 1827 г., когда капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресв. Богородицы исходил необыкнов. свет. В др. раз было видение иконы во время трудных обстоятельств. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись пред этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.
 Благочест. Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю м-ря, и тот перенес св. образ в обитель. Когда на чудотв. икону хотели надеть ризу, оказалось, что образ Пресв. Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны чудеса от иконы в 1848 г. во время холеры, когда молящиеся пред ней получали исцеления.

  Икона Божией Матери "Избавительница" до того, как принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский м-рь на Кавказе, находилась на Св. Горе Афон у насельника Рус. Пантелеимонова м-ря схимонаха Мартиниана (+1884).
Благочест. схимник получил икону от подвижника Феодула. Св. икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве пред иконой в 1841 г. жители Спарты (Греция) избавились от саранчи.
 Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархим.Макария, эта икона 20 июля 1889 г. передана Ново-Афонской обители, установлено празднество в честь ее 17/30 октября. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые свершилось празднество в честь иконы, буря выбросила на берег у м-ря более тонны рыбы.
 На иконе Пресв.Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница, глас 4
Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница, глас 4
 Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения