Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвит. Антиохийского. Мчч.Сарвила и Вевеи Едесских. Свт.Савина, еп.Катанского. Сщмч. Лукиана Печерск. Свт.Иоанна,еп.Суздальск. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

28 Октябрь 2018 г. Воскресенье

  Прп.Евфимий, в миру Никита, род. в 824 г. в Галатии. Родители были людьми богатыми,  благочестивыми, страннолюбивыми и милостивыми, отличались христ. добродетелями. Никита с рождения исполнился благодати Св. Духа, с юных лет был кроток, честен, удалялся от обычных игр, часто посещал  богослужения. В 6 лет умер отец. У  матери, кроме Никиты, были две дочери – Мария и Епифания. 
 Никита стал помощником матери. Даже служа воином, был для неё опорой. Престарелая мать, желая облегчить обязанности по дому, поспешила выбрать невесту. Нашла скромную девицу Евфросинию. Бог благословил брачный союз рождением дочери, во св.крещении Анастасии. Никита, считая это дитя  утешением для матери и для жены, оставил их, посвятил себя Богу на иноч. пути. Замужняя сестра Мария жила дома, была помощницей матери. В день св.мч.Никиты ушел навсегда. Долго осиротевшая семья не знала, где он.
 Никита, посетив многих подвижников, достиг Олимпа, где  славен подвигами прп. Иоанникий. Он ушел от св. Иоанникия, поняв, что среди его иноков не избежит славы. Старец Иоанн, живший далеко от Иоанникия, с радостью принял Никиту и, преподав уроки о подвигах иночества,  назвал при пострижении Евфимием.
 Пробыв у Иоанна долгое время и научившись скит.безмолвию, Евфимий по приказанию учителя ушел в Писсадинон учиться у старцев подвигам иночества. Игумен обители, Николай, назначил самые низкие послушания. Евфимий не возроптал. Когда принимал поругания, безропотно сносил их. Евфимий достиг того, что в нем умолкли все злые страсти.
  Он решил отправиться в пустыню, т.к. не пройден путь строгого безмолвия. Отправился к афон. старцам. Намерение открыл вел.подвижнику старцу Феодору. Благословил св.старец инока на новый путь. Евфимий оставил Олимп после 15 лет пребывания на нем. Нашелся  спутник – инок Феостирикт, жаждавший высших подвигов.
 Путь на Афон шел мимо Никомидии. Евфимий послал св.крест родным, передал, что советует следовать за ним. Родственницы, получив известие, решили последовать примеру Евфимия. Кроме дочери прп-ного, что вышла замуж,  стали инокинями.
   На Афоне Евфимий ревностно исполнял устав монаст. жизни. Феостирикт, не перенеся строгого безмолвия, возвратился на Олимп, св.Евфимий продолжил с  иноком Иосифом. Вскоре младший стал учителем старшего. Он требовал, чтоб 40 дней питались только травой, поникши к земле, как животные. Может, очистившись чрез сие, получат очищение. Они провели 40 дней, терпя жажду, холод, голод и жар. Св.Евфимий предложил сподвижнику закрыться в пещере и не выходить 3 года. Кто умрет, будет воистину блажен, гробом будет пещера. Если оба будут живы, умрут страсти и плотские желания.
 Подвижники нашли пещеру, едва поддерживали существование скудною растит. пищею из росших близ желудей и каштанов. Жизнь их исполнена величайших подвигов: всенощн. стояния, непрерывный пост, постоянные коленопреклонения, спанье на голой земле, нахождение в пещере без огня.  Чрез год у подвижников не было ветхого рубища, к-рое защитило бы от насекомых. Это были мученики без гонений.
 Сподвижнику Евфимия оказалось не по силам нести принятый крест страданий. Ослабев, оставил Евфимия. Тот усилил подвиги. Много искушений перенес. Сначала напали тоска и скорбь по удаливш. брату, потом боязнь уединения, его возмущали горделив.помыслы о высоте пройденного пути. Но все  побеждено Евфимием.
  Чрез 3 года Евфимий оставил пещеру. Его ждали подвижники, желавшие подражать. Преподав  наставления, Евфимий отправился на Олимп, куда звал старец Феодор, чтоб отправиться на Афон. На Афоне ок. одра Феодора – от долгого подвижничества был бессилен – Евфимию суждено выполнить подвиг служения, по заповеди Спасителя, немощным. Выстроил для Феодора келью, с усердием служил ему. Это продолжалось, пока больной старец,  страдая от болезней, не отбыл в Солунь, чтоб обратиться к врачам. Там обрел вечное упокоение.
  Любовь к почившему подвигла Евфимия идти в Солунь для поклонения его гробу. Солунский народ, давно слышавший о добродетелях Евфимия, вышел, чтоб получить благословение. Но недолго пробыл Евфимий в Солуни. Жизнь в городе отвлекала от безмолвия. Он вышел из Солуни и, подобно Симеону Столпнику, взошел на столп. С этого столпа Евфимий учил приходивших к нему. Пробыл на столпе долгое время, наставляя к добродет.жизни и врачуя болезни. Он пожелал безмолвствовать на Афоне, т. к. народ тяготил смирен. столпника. Евфимий принял рукоположение во диакона, чтобы приобщаться в пустыне Пречистых Христ. Таин.
   На Афоне Евфимий пробыл недолго, ибо не нашел желаемого безмолвия. Новые подвижники густо заселили пустыню и часто посещали его. Евфимий избрал новое убежище – необитаемый остров, «Новых», куда далился с иноками Симеоном и Иоанном Коловым. По Божию попущению, напали на остров сарацины. Приплыв на двух кораблях, пленили иноков. Варвары пустились в обратный путь. Но корабль с пленниками стал среди моря, хотя другой плыл свободно. Варвары пали к ногам св. пленников, просили прощения. Корабль снялся с места,вскоре был у опустошен. острова. Иноки просили возвратить ничтожные вещи, для пустынножителей необходимые. Жестокие варвары, только что наказанные Господом, не вняли просьбе. Внезапно ветер пригнал их корабли к покинутому острову. Теперь они не могли отказать в просьбах. Один, схватил Иоанна Колова и беспощадно бил его, пока не остановили товарищи. Св.Евфимий кротко заметил, что если бы арабы просто освободили их, они доплыли бы до отечества, но сейчас узнают, что такое оскорбить Бога. В море на арабов напали рим. воен. корабли и отвели в плен корабль, где находился обидчик прп-ных, а др.корабль спасся.
  Афон, куда старцы переселились, не был безопасным местом. Часто нападали варвары. Многие из афон. иноков пленены. Поэтому 3 переселенца на Афон решили разойтись по безопасным местам. Прп. Евфимий перешел во Врастаму. Здесь встретил сподвижника – прп. Иосифа. Много собралось братьев, желавших поселиться ок. Евфимия. Он построил кельи, сам поселился  во рву, иногда посещал братию, иногда восходил на высоты Афона и там, в молитвах к Богу, так очистил  сердце, что сподобился Божеств. видений
  Однажды глас сказал идти в Солунь, на вершину Перистера, где когда-то был храм св.ап. Андрея Первозванного, очистить место и устроить м-рь.  Прп-ный, взяв иноков Игнатия и Ефрема, отправился в Солунь, на гору, где нашел овчарню. Признаки свыше указали, что  здесь развалины храма. Местные христиане имели здесь овчарню. Горько плакал прп-ный, видя попрание святыни. Раскопки обнаружили основание храма. Люди, пораженные прозорливостью старца, взяли на себя расходы по восстановлению храма.
 Так воздвигнут храм св.ап. Андрея с 2 приделами: св.Иоанна Предтечи, Евфимия Великого. Много горя перенес прп-ный. По злоумышлению демонов, опрокинулись леса вокруг здания, обрушилась левая сторона его. Ночью в молитвах, днем не отлучался от рабочих, подавая пример. В 863 г. храм окончен. Возник м-рь, прославившийся  иноками. Прп-ный опасался, как бы новопострижен. иноки оказались неспособными к  многотрудн. иноч. житию. Ппреподал много поучений новоначал.инокам, говорил об опасностях, указывал средства избежания их, славил святость труда, осуждал пороки и призывал к добродетелям. Слушая Евфимия, иноки говорили, что Св.Дух вдохнул в него Божеств. благодать. В числе новоначальных был Василий, позже архиеп.Солунский, благодаря коему сохранилась память о подвигах прп. Евфимия. За благочест. жизнь Евфимий сподобился дара прозрения будущего и дара чудотворений. Василий рассказывает, что прп.Евфимием предречено еп. звание.
 Из жития прп-ного, составленного архиеп. Василием, видно, как он благоговел пред памятью того, чьи подвиги и чудеса описывал. Много иноков приняло пострижение от прп.Евфимия. Многих мирских людей он увлек подвигами и чудесами на путь иночества. Много новых м-рей возникло его заботами на Олимпе, Афоне и в Солуни.
Чрез 42 года после ухода из дома Евфимию привелось постричь в иночество родственников, к чему звал еще будучи в Никомидии. Родственников взял в обитель, а для родственниц построил новый жен. м-рь на купленном им месте. Начальницею м-ря поставлена сестра, назван. во св.схиме Евфимиею. Поручив 2 обители попечению Солунского митр. Мефодия и преподав наставления, прп-ный взошел для безмолвия на прежний столп вблизи Солуни.
 Узнав день успения, св.Евфимий  призвал на трапезу братию афон. м-рей, простился с ними. На др.день взял для служения инока Георгия и удалился с Афона в уединен. место, на «Свящ. остров». На острове подвизался ок. 4 мес. в найденной им пещере и почти безболезненно почил – 15 октября 889 г.
   Спустя 2 года иноки Перистеры решили перенести тело угодника Божия, дабы иметь заступника за обитель. Они послали на Свящ.остров иеромон. Власия и инока Павла. Те нашли тело св. Евфимия лежащим в пещере. Тление не коснулось тела, хотя оно лежало долго. Св.мощи преподобного перенесены в г. Солунь или Фессалонику, где почивают ныне.
Кондак, глас 2:
 Волнений множества невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне, и чудес дар прием, исцеляеши страсти всякия: моли непрестанно о всех нас.

 Прмч.Лукиан, пресвитер Антиохийский, род.в сирийском г. Самосате.Происходил от благочестивых родителей В 12 лет Лукиан осиротел, имущество раздал бедным, пошел в г.Эдессу к исп. Макарию, под рук-вом к-рого прилежно читал Свящ. Писание и учился подвижнич. жизни. Он никогда не пил вина, только воду, пища состояла из сухого хлеба с водой, и ту принимал раз в день, а иногда неделю ничего не вкушал. За строго благочест. жизнь, за ревност. распространение слова Божия между иудеями и язычниками Лукиан посвящен в сан пресвитера Антиохийского. В Антиохии св. Лукиан открыл школу, где учеников наставлял книжной и дух.премудрости, наставлял к добродетел.жизни Св.Лукиан занимался уч. трудами, исправлял текст Свящ. Писания, испорченный переписчиками и еретиками. Ради этого Лукиан изучил еврейский язык.
  Св. Лукиан нашел в свящ.тексте ошибки, внесенные не только временем, но и людьми злонамеренными, потому решился употребить труды свои на то, чтоб передать Церкви текст исправнейший. Труд св.Лукиана во время исповедн. подвига его, сохранен в стене, где ящик с рукописью залит известью и найден при имп. Константине Великом. Перевод, пересмотренный св. Лукианом, вошел во всеобщее употребление.
 Когда слава о добродетелях Лукиана распространилась, о нем узнал царь Максимиан Галерий. Желая уничтожить в восточн. странах св. веру, Максимиан убивал христиан, особенно знаменитых учителей, думая, что если низвергнет их, разрушится Христова Церковь. Он убил св.Анфима Никомидийского и св.Петра Александрийского. Услышав о св.Лукиане, повелел привести его на мучение. Священник, живший в Антиохии, Панкратий, сказал, где пребывает Лукиан. Панкратий завидовал славе Лукиана и, как Иуда, предал на смерть. Св. Лукиан взят и отведен на мучение в Никомидию.
  Лютый мучитель так разъярился на христиан, что убивал, как Ирод, и малых детей. Желая осквернить детей идоложертвен. снедями, насильно клал эти яства в рот им. Они, вразумленные Св. Духом, не брали, за то их убивали. Два брата, наученные родителями и  Богом, гнушались идолопоклонства. Мучитель прельщал их сладкими снедями идол. жертв. Юноши отталкивая снедь. Мучитель повелел бить их розгами; юноши с  терпением переносили истязания. Один из приближенных попросил отдать  детей на мучение.Он обрил головы и, намазав горчицей, запер их в горячей бане, головы детей разгорелись, оба брата скончались. 
  Это было в Никомидии, куда вели на мучение св. Лукиана. В Каппадокии, на пути в Никомидию, Лукиан увидал воинов, из страха отвергших Христа. Лукиан  наставлял их к терпелив. перенесению мучений. Воины обратились ко Христу с покаянием и пошли на мучение, исповедуя Господа. Замучено за Христа ок. 40 воинов. Св. Лукиан обратил ко Христу отпавших от Него и укрепил к мученич. подвигу.
  Когда Лукиана привели в Никомидию, он нашел  известных ему христиан и учеников, к-рые, боясь гонения, были в страхе. Одни скрывались, др. хотели отречься от христ-ва, боясь лютых мучений. Св.Лукиан силою слова возбудил мужество и сделал твердыми в вере. Рассказывают, что девицу Пелагию, ученицу Лукиана, отыскивали на мучение за веру во Христа; боясь за девство, девица бросилась с высокого окна, разбилась и умерла; верующие почтили ее, как мученицу.
 Максимиан боялся, как бы не сделаться христианином, если  будет лично беседовать с Лукианом. Посему, когда Лукиана привели, беседовал чрез завесу. Сначала обещал почести. Когда святой засмеялся на льстив. слова, Максимиан угрожал мучениями. Лукиана посадили в темницу, где претерпел различные страдания. Его связали веревками, били острыми камнями, томили голодом и жаждою. Отторгли из суставов все члены тела и положили спиной на острых черепках, на к-рых лежал 14 дней. Когда наступил праздник Богоявления Господня, святой хотел причаститься Христ.Таин. Бог устроил так, что, по недосмотру стражи, верующие собрались к Лукиану в темницу, принесли хлеб и вино. Св.Лукиан предложил совершить литургию и причаститься. Ученики спросили, куда положить хлеб для совершения св.тайн, он, лежа связанный лицом вверх, сказал положить на груди. Так, в темнице, на груди святого, совершилась Божеств. литургия, со всеми молитвами – по чину, как подобает, – и все сподобились причаститься св.Божеств. Таин.
 Утром царь послал узнать: жив ли Лукиан?.Святой 3 раза воскликнул, что он христианин. И с этими словами предал дух в руки Христа, Бога своего.
  Слуги рассказали Максимиану, что Лукиан умер. Царь повелел бросить тело мученика в море; привязав камень к телу св. Лукиана, слуги бросили его, и оно оставалось в море 30 дней.
 Мученик ученику Гликерию повелел идти на морской берег, и, взяв тело, предать погребению. Гликерий пошел с христианами на берег искать тело святого; они увидали дельфинов, несших нетленное тело мученика; подплыв к берегу, те положили его на сухом месте. Верующие с радостью взяли тело святого и похоронили с честью.
  Много лет спустя св. равноап. царица Елена, мать Константина Великого, построила над гробом св.мч. Лукиана церковь.
Тропарь преподобномученика Лукиана, глас 4
  Воздержанием постничества и мучения кровию/ ты, стяжав венец неувядаемый, священномучениче Лукиане,/ Антиохийская похвало,/ о нас моли Христа Бога,// творящих святую память твою.
Кондак преподобномученика Лукиана, глас 2
 В пощении первее просиявшаго,/ и во страдании второе светяща,/ вси, яко светило пресветлейшее,/ Лукиана песньми славно почтим,// молящаго непрестанно о всех нас
Ин кондак преподобномученика Лукиана, глас 4
  Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец прият,/ идольския жертвы погасил еси,/ добрый пастырь Христову стаду бысть, премудре Лукиане./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами своими.

  Мч. Сарвил Едесский пострадал за Христа с сестрой Вевеей (Февеей, Вивеей) в Едессе при имп. Траяне (98-117). Мч. Сарвил был идол. жрецом в Едессе, но, обращенный ко Христу епископом, принял крещение с сестрой. Язычники долго терзали святых, потом отрубили  головы.

  Свт. Савин, епископ г.Катании в Сицилии, желая усерднее послужить Господу, удалился в пустыню. Здесь вел строгую подвижнич. жизнь, восприял от Господа дар чудотворений и прозорливости. Отошел ко Господу в 760 г.

Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя ок.1243 г.; более ничего о нем неизвестно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства, и во 2-ю Неделю Великого поста.
Тропарь священномученика Лукиана Печерского, глас 4
 И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак священномученика Лукиана Печерского, глас 4
 Во священстве и иночестве благочестно пожив/ и мучения путь прошед,/ мучителя и бесовская полчища посрамил еси/, темнее, почитающе тя, тако вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.

  Свт. Иоанн, еп.Суздальский, с юных лет поступил в один из монастырей г. Суздаля. За добродетельную и смиренную жизнь святитель в 1350 г. поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским. Еп. Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии Суздальский кн. Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. Свт. Иоанн известен любовью к бедным и больным.За бедных он ходатайствовал пред князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богодельни и больницы. Много заботился святитель о просвещении христианской верой языческой мордвы. После присоединения Суздаля к Московской митрополии свт. Иоанн принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь. Там жил уединенно и мирно скончался. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные исцеления.
Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского, глас 8
 Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского, глас 8
  Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.

  Название иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» дано вел. оптинским старцем прп. Амвросием Оптинским, старцем Введенской Оптиной пустыни В 1890 г. настоятельница Болховского м-ря игуменья Илария прислала старцу икону Богородицы совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящей на облаках, руки подняты в благословляющем жесте. Внизу сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи.
   Назвав икону «Спорительница хлебов», прп. Амвросий хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в  душевном спасении, но и в земных трудах. («Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного»). Для пения акафиста пред св.образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
  Прп.Амвросий очень любил этот образ Божией Матери и заповедал молиться пред ним дух.чадам – монахиням основанной им жен.обители в д. Шамордино Калужской губ., где провёл последний год жизни. В год кончины старец заказал снимки с иконы и разослал их с дух. чадам и почитателям.
   Пред смертью прп. Амвросий сказал, что оставляет обитель на попечение Царицы Небесной, и установил день празднования иконе 15\28 октября. В этот день преподобного предали земле. В 1891 г., голодном для России, по молитвам к Пресвятой Богородице пред иконой «Спорительница хлебов» на Шамординских полях и в Калужских пределах собран большой урожай.
   Весть о чудотв. ик. СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ распространялась по России.В 1892 г. в Воронежской губ. случилась сильная засуха. По просьбе монахинь Пятницкой жен. общины привезли список иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный послушником прп.Амвросия Иваном Черепановым. После того как пред иконой отслужили молебен, пошёл дождь и наступил конец засухи, поля дали обильный урожай. Поныне правосл. крестьяне молятся пред иконой  "Спорительница хлебов» о даровании урожая.
  В 1892 г. по указу Святейшего Синода икону «Спорительница хлебов», присланную прп. Амвросию Оптинскому, из Шамординской обители вывезли. Судьба образа неизвестна, хотя есть предположения, что он  в литовском с. Михнево под Вильнюсом. В самой обители, возрождённой в 1990 г., почитается новый список чудотв. иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов».
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой «Спорительница хлебов»
 О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, муд¬рая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой «Спорительница хлебов», глас 3
  Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения, и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

   В  свт.Афанасии, еп.Ковровском, исп., была поразит. целостность. Напряженная богослуж. жизнь во всей полноте церк. устава была реальностью для владыки Афанасия. Свт Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) род. в семье надворного советника. Лишившись отца в ран. детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтоб сын посвятил себя Церкви монахом .С отрочества полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церк.облачения.
  В Шуйском дух.училище написал 1-е литургич. произ-ние - тропарь Божией Матери пред Смоленской Шуйской иконой, учился во Владимир. дух. семинарии. В 1908 г. поступил в Моск. дух.академию, окончил в 1912 г. со степенью кандидата богословия.
 12 октября 1912 г. ректором академии еп.Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с им. Афанасий в честь свт. Афанасия III, Патр.Константинопольского. 14 октября рукоположен во иеродиакона, 17 октября во иеромонаха. В ноябре 1912 г. назначен преподавателем Полтавской дух. семинарии по кафедре гомилетики, литургики и практ. рук-ва для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской дух.семинарии по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. был зав. религ.-нравств.чтениями и народн.собеседованиями при кафед. Владимирском Успенском соборе, с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епарх.съезде дух-ва и мирян в 1917 г. избран членом Владимир. епарх. времен. исполкома и делегатом на Всероссийский съезд дух-ва и мирян. В том же году на 2-м Всерос. монаш. съезде избран первым в списке заместителей членов Поместн.Собора Российской Правосл. Церкви от монашествующих. В январе 1918 г. вошел в состав членов Собора.
На Соборе свт. работал в Отделе богослужения, проповедничества и храма, в Отделе о м-рях и монашествующих и в Отделе церк.дисциплины. Прочитал доклад «О внесении в церк.месяцеслов всех рус. памятей», посвященный проблеме уточнения сведений о рус.святых, составлению месяцеслова святых, чтимых Рус.Церковью.
 Собор создал комиссию для издания правосл.месяцеслова, служб всем рус.святым и лицев. святцев. На пленарн.заседании Собора 15 августа. 1918 г. обсуждался представленный св.Афанасием и проф. Тураевым доклад «Общие положения о порядке прославления святых Рус. Правосл. Церкви к местному  почитанию». Вопрос поставлен свт.Тихоном, Патр.Московским и всея России, в связи с причислением к лику святых Иркутского еп.Софрония (Кристалевского). В докладе св.Афанасия и Тураева впервые на христ. Востоке предложены нормы канонизации, в ч. высказано пожелание, «чтоб... те угодники Божии, к-рые уже причтены к лику святых для местного почитания, были известны за святых всей Правосл. Рус. Церкви» Собор принял решение восстановить существовавшее в Рус. Церкви празднование памяти рус. святых.
 В 1918-1920 гг. свт.Афанасий являлся членом Владимирского епарх. совета. В феврале 1919 г. присутствовал на демонстрации в Успенском соборе Владимира кощунственно вскрытых большевист.й комиссией мощей св. блгв.кн.Андрея Боголюбского, св. блгв .кн.Глеба, св.вел.кн. Георгия Всеволодовича. Во многом благодаря свт. Афанасию во время демонстрации мощей служились молебны владим. угодникам - предполаг. поругание святыни обратилось в торжеств. богослужение. В 1920 г. свт. Афанасий назначен наместником Владимир. Рождества Пресв.Богородицы м-ря с возведением 2 февраля 1920 г. в сан архимандрита. В сентябре 1920 г. закрыт Владимирский епарх.совет, 1 июля 1921 г. свт.Афанасий назначен настоятелем Боголюбского Рождества Пресв.Богородицы м-ря.
 10 июля 1921 г. состоялась хиротония свт. Афанасия во еп.Ковровского, викария Владимир. епархии, 30 марта 1922 г. свт. Афанасий арестован, препровожден в Реввоентрибунал, но 31 марта освобожден. Причиной ареста послужила проповедь 23 марта в Казанском соборе г. Вязники. Обвинили, что призывал верующих сопротивляться изъятию церк. ценностей. Весной 1922 г. во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиево-Суздальского Преображения Господня м-ря. Все архиереи, имевшие отношение к Спасо-Евфимиевой обители, арестованы. Свт.Афанасия обвинили «в агитации масс против сдачи церк.ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского м-ря в г. Суздале». Свт.Афанасий и митр. Сергий (Страгородский)приговорены к заключению сроком на год. 9 июня 1922 г. во Владимире состоялся показат. суд. 10 июня Афанасий освобожден по амнистии,но лишь в апреле 1924 г. дело прекращено.
   16 июня 1922 г. митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Евдоким (Мещерский) и архиеп. Серафим (Мещеряков) подписали «Меморандум трех», содержавший признание обновленческого ВЦУ. В рапорте на имя митр. Сергия свт. Афанасий писал, что не считает ВЦУ закон. органом высшей церк. власти.  Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества.  Вокруг свт.Афанасия сложилась группа дух-ва, верного канонич. Церкви.
  23 сентября 1922 г. свт.Афанасий арестован по обвинению «в возмущении народ. масс на религ .почве» и приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край. В нач. мая 1923 г. этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл. В Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар) встретился с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и до кончины митр. Кирилла пребывал с ним в дух. близости. Во время зырян. ссылки свт.Афанасий жил в Усть-Сысольске, селах Усть-Вымь, Усть-Кулом, Керчомъя. Сохранились письма из ссылки к председателю Об-ва помощи полит. заключенным Е. П. Пешковой, где святитель описывал притеснения со стороны властей: запрет совершать богослужения, конфискацию богослуж. принадлежностей и др.
  Освободившись 2 февраля 1925 г., свт.Афанасий вернулся во Владимир в мае 1925 г. Владимирское ОГПУ взяло  подписку, что он не будет управлять епархией. В сентябре 1925 г. свт.Афанасий присутствовал на епарх.съезде, созванном обновленцами для подготовки к 3-му «Поместному собору» с целью обличить отступников и призвать их к покаянию. 15 января 1926 г. свт.Афанасий арестован по обвинению в антисов. агитации и присвоении себе администр.прав. Поводом  были борьба свт.Афанасия против обновленцев и проповедь, произнесенная в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимир.губ., где он призывал не бояться преследований за веру. 15 марта 1926 г. дело прекращено и свт.Афанасия освободили. В ноябре 1926 г. святитель назначен управляющим Ивановской епархией. По свид-ству свт.Афанасия, ему предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церк. делами», но отказался оставить паству.
  15 января 1927 г. свт.Афанасия арестовали как «участника группы епископов, использовавших Церковь в антисов. целях», и спецконвоем перевезли в Москву. Причина ареста - участие свт. Афанасия в избрании митр. Кирилла на Патр. Престол путем письм. опроса архиереев осенью 1926 г. Во внутрен. тюрьме на Лубянке свт.Афанасий находился в камере с митр. Сергием. Святителя приговорили к 3 годам заключения в СЛОН. 5 января 1930 г. без предъявления обвинения свт.Афанасий арестован,менее чем на неделю отправлен с Попова острова на Соловецкие острова, затем под стражей возвращен на Попов остров, где заболел сыпным тифом и помещен в бараки для инфекционных больных.
 8 марта 1930 г. святитель этапирован в Туруханский край, жил в Красноярске, Енисейске, Туруханске, в станках Мельничном, Селиванихе, Пупкове. После получения известия о кончине матери в 1930 г. начал писать труд «О поминовении усопших по Уставу правосл. Церкви», высоко оцененный митр. Кириллом (Смирновым), с к-рым с февраля по июнь 1932 г. жил в станке Селиваниха. Архипастыри неоднократно обсуждали ситуацию в Церкви после издания митр. Сергием (Страгородским) в 1927 г. «Декларации». Свт.Афанасий прекратил церк.общение с митр.Сергием после публикации статьи его «О полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя», посчитав, что митр. Сергий выступил «захватчиком прав Первоиерарха» и превысил данные ему Местоблюстителем сщмч. митр. Петром полномочия.
  19 августа 1933 г., более чем через полгода после окончания срока ссылки свт. Афанасий освобожден. В 1933-1936 гг. жил во Владимирской обл., иногда нелегально приезжал в Москву. В декабре 1933 г. святитель направил митр. Сергию письмо, где изложил свою позицию. Отказавшись от участия в церк. работе под рук-вом митр. Сергия, свт.Афанасий не считал грехом посещение храмов, в к-рых поминали митр. Сергия. Установилась связь между свт.Афанасием и моск. общинами «непоминающих», в первую очередь прихожанами храма свт. Николая в Клённиках и др. Моск. общины «непоминающих» считали свт.Афанасия своим епископом. Свт.Афанасий тайно рукоположил во свящ. Сергия Никитина (впосл. еп.Стефан), Феодора Семененко и др. В 1933 г. по указаниям свт.Афанасия прот.Владимир Пылаев (расстрелянный в 1937) написал первый вариант иконы «Собор русских святых», к-рую прот. Владимир показал Афанасию, затем послал митр. Сергию. Немного позднее освящена икона «Все святые, в земле Российской просиявшие», созданная прихожанкой храма свт. Николая М. Н. Соколовой (в постриге мон. Иулиания).
  В 1936 г. свт.Афанасий арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контррев. орг-ции «истинно-правосл. церкви», отправлен в Белбалтлаг на 5 лет. По прибытии в лагерь святителя назначили инкассатором, к кон. первого мес. у него оказалась недостача. Хотя недостающая сумма возмещена друзьями Афанасия, к сроку наказания добавили год и перевели на общие работы на лесопункт.
  После нач. Великой Отечеств.войны владыка отправлен пешим этапом за 400 км в Онежские лагеря Архангельск.обл., 13 июля 1942 г. направлен в бессрочн.ссылку в Омскую обл., где в совхозе «Голышманово» 4 мес. работал ночным сторожем, затем ок. года жил в г. Ишиме. Святитель совершал богослужения у себя дома, на службы приходили жители города, к-рые стали хлопотать об открытии церкви.
 В ноябре 1943 г. свт. Афанасий арестован по обвинению «в проведении профашист. агитации, распространении провокац. слухов и участии в антисов. агитации», проходил по делу «Антисов. церк. подполье»,. Владыку признали виновным в совершении тайных богослужений, рукоположений, монашеских постригов и приговорили к 8 годам ИТЛ.  Св.Афанасий отбывал срок сначала в Сибирских, затем в Темниковских лагерях, с июля 1947 г.- в Дубравлаге, с мая 1954 г.- в Зубово-Полянском доме инвалидов для заключенных. В заключении свт.Афанасий узнал об избрании на Поместном Соборе 1945 г. Патриархом Алексия (Симанского). Сразу после получения известия он и близкие ему священнослужители возносили в молитвах имя Патриарха Алексия, «как имя закон. первоиерарха Русской Правосл. Церкви»
  7 марта 1955 г. свт.Афанасий освобожден из инвалидного дома и поселился в г.Тутаеве у знакомого исп. Георгия Седова, к-рый способствовал освобождению свт. Афанасия, заявив себя опекуном владыки. К этому времени относятся 2 письма святителя к дух. чадам с призывом к воссоединению с Моск.Патриархией. Письма имели широкое распространение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Моск.Патриарха. 24 октября 1955 г. свт.Афанасий переселился в пос.Ст.Петушки Владимир.обл. В 1956 г. возглавлял действовавшую при Патриархе Календарно-богослуж. комиссию (существовала год), В последние годы свт.Афанасий вел обширную переписку. Похоронен на Старом кладбище Владимира.
   Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. Свт.Афанасий причтен к лику святых в чине священноисповедника. 15 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого, к-рые 29 октября крестным ходом перенесены в Рождество-Богородицкий м-ь Владимира.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения