Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Назария, Гервасия, Протасия и Келсия(54-68). Прп. Параскевы-Петки Сербск.(ХI). Сщмч. Сильвана, пресвит. Газск. Прп.Николы Святоши, кн. Черниговск., Печерск.чудотворца. Яхромской ик. Божией Матери.

27 Октябрь 2018 г. Суббота

  Св.Назарий род. в Риме, у отца-иудея и матери- христианки Перпетуи, к-рая св. крещение приняла от ап. Петра. В отрочестве Назарий размышлял, какой держаться веры – отца или матери. Наконец решил примкнуть к вере матери, молитва к-рой способствовала его просвещению, был крещен еп. Лином.
  Вскоре св. Назарий оказался совершенным в добродетелях: усердно служа Господу, заботился не только о  спасении, но и о спасении других, ибо многих неверующих обратил ко Христу. Но скоро Назарий ушел из Рима, взяв у родителей часть имения. Придя в Медиолан, раздал все, что имел, творя милостыню убогим и служа средствами узникам, страдавшим за Христа.
  В царствование  Нерона было гонение на христиан, и многие исповедники Христовы содержались в оковах и предавались мукам. Св. Назарий, служа им, укреплял на мученич. подвиг. Правителем Анулином заключены в темницу св.мчч. Гервасий и Протасий. Св.Назарий часто приходил к ним, утешая благочест. беседою, привязался к ним, ибо видел, что желают положить души за Господа. Назарий хотел вместе пострадать и умереть. Правителю стало известно о Назарии, что приносит в темнице узникам необходимое и утверждает их в христ. вере.
  Он Назария на суде спросил, кто он. Узнав, что Назарий – римлянин, по вере христианин, Анулин убеждал  не отвергать отеч.богов, к-рым римляне издревле приносят жертвы. Святой порицал ложных богов и исповедовал Един. Бога, Иисуса Христа. Правитель повелел бить его по губам. Но святой не переставал обличать нечестие его.
 Правитель разгневался, велел бить мученика палками, потом с бесчестием изгнал из города. Блж. Назарий радовался, что сподобился принять раны за Христа. Он скорбел, что разлучен с друзьями Гервасием и Протасием, вместе с к-рыми желал умереть. 
  В след.ночь яв-лсь в видении блж. матерь его, повелев идти в Галлию и трудиться в благовествовании Христа. Он, по указанию матери, просвещал в Галлии светом веры людей. В г. Мелия взял у благородной верующей женщины трехлетнего отрока Кельсия, крестил его и воспитал в благочестии. Тот возрастал, исполняясь Божией благодати, последовал за  учителем, учась высшей премудрости, вскоре сравнялся с учителем, служил спасению людей. Проповедуя Христа, с Назарием терпел гонения, сподобился  мученич. венца.
  Диновий, правитель страны, узнав, что Назарий распространяет христ-во по городам, с Кельсием заключил, после побоев, в темницу, намереваясь предать утром мучениям. Жена правителя, увидев, как Кельсия, красивого отрока, вели на казнь, сжалилась,  умоляла мужа о помиловании отрока с учителем Назарием. Правитель отпустил их. Они пришли в г. Тимир и, распространяя  еванг. учение, приобрели Христу много душ.
   Но нечестивые отослали их к лютому царю Нерону. Святые, став пред царем, исповедали Христа, за что Назария повергли на землю и попирали ногами, Кельсия били розгами .Они ниспровергли словом идолов на землю, отданы на съедение зверям, но те не причинили им вреда. Потом брошены в море, но пошли по водам, как по полю. Слуги царя, приняв крещение от св. Назария, стали служить Христу.
 Св. Назарий пошел со св.Кельсием в Медиолан и нашел св. мчч. Гервасия и Протасия еще живыми в темнице. Он стал проповедовать Евангелие в Медиолане, взят правителем Анулином. Правитель принуждал Назария поклониться богам; но тот хулил их. Анулин повелел бить его по губам, и святой, приняв с учеником Кельсием побои, ввергнут в темницу к св.Гервасию и Протасию. Назарий радовался, что сподобился видеть друзей и терпеть заключение за Христа в одной темнице.
   Правитель Анулин известил письмом царя Нерона о Назарии. Царь, услышав, что Назарий жив, разгневался на слуг, к-рым приказано потопить его в море. Царь написал правителю Анулину, чтоб умертвил Назария. Анулин вывел из темницы св. Назария с учеником его, св.Кельсием и усек мечом честные главы.
 Один из верующих тайно св. мощи внес в свой дом. У него лежала расслаблен.дочь, к-рая, когда внесли в дом мощи, встала с одра здоровой. Хозяин дома с домашними возрадовался и предал тела погребению в саду.
 По усекновении св.мчч. Назария и Кельсия пришел в город военачальник Астазий, шедший на войну против моравов. Жрецы просили умертвить св.мчч. Гервасия и Протасия. Гервасий избит оловян. прутьями и скончался; Протасий окончил мучен. подвиг чрез усекновение главы мечом. Христианин Филипп, взяв с сыном тела их, предал погребению в своем доме.
Мощи 4 -х мчч.Назария и Кельсия, Гервасия и Протаси, оставались скрытыми в земле до времени св. Амвросия, еп. Медиоланского. Мощи Гервасия и Протасия он обрел, по откровению Божию, в царствование Феодосия Великого, мощи же Назария и Кельсия – в царствование Аркадия и Гонория.
 Когда св.мощи вынесены из земли, больные получили исцеление, бесы изгоняемы из людей, слепые прозревали. Св.Амвросий упоминает, что в городе был  известный слепец Севир; он прикоснулся к краю одежд на мощах святых и тотчас прозрел.
Кондак, глас 2:
Светильницы светлии явльшеся, божественнии мученицы, тварь светом чудес озаряете, недугов разрешающе глубокую нощь всегда и Христу единому Богу молящеся непрестанно о всех нас.

 Прп. Параскева Сербская род. в благочестивой болгарской семье в XI в. в сел. Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды пронзили ее сердце услышанные за Богослужением слова Господа: "Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе" (Мф.16,24). С тех пор начала раздавать одежду нищим, за что терпела много огорчений от родных. По смерти родителей постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где подвизалась до глубокой старости.
  За 2 года до кончины прп. Параскеве яв-ся Ангел и повелел вернуться на родину, что она исполнила. Святая скончалась мирно. Мощи ее в соборном храме в Яссах ознаменовались нетлением и многими исцелениями.
Тропарь преподобной Параскевы Сербской, глас 2
 Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.
Кондак преподобной Параскевы Сербской, глас 6
 Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставлыпи тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.
Святой священномученик Сильван, пресвитер Газский (IV), происходил из города Газы, где и был пресвитером. За ревность к распространению веры Христовой он был сослан на работы в копях палестинского города Фена. Несмотря на многие истязания, пресвитер не отрекся от Христа. Впоследствии он принял мученическую кончину: вместе с сорока воинами-христианами был обезглавлен.

   Прп.Никола Святоша (Святослав), кн.Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (+1143), был правнуком вел. кн. Ярослава Мудрого и сыном кн.Давида Святославича Черниговского (+1123), в нек-рых источниках отец прп-ного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь замужем за Новгородским князем св. блгв.Всеволодом-Гавриилом).
  17 февраля 1106 г. св. князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Никола-Святоша с вел. смирением проходил послушания: 3 года работал в поварне, для к-рой рубил дрова и носил воду, след. 3 года был привратником в м-ре. Ок. кельи святой развел сад. На свои средства построил в м-ре храм Св. Троицы и больничную церковь свт. Николая, своего небесного покровителя.
 Прп. Никола был первым из рус. князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач прп-ного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит здоровью. Но внезапно врач заболел и исцелился лишь по молитвам прп. Николая. Тогда Петр постригся в монахи.
 Пройдя разные послушания, прп. Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, употреблял их на украшение храма, на покупку книг или раздавал нищим. Св.Никола был усердным миротворцем. В 1142 г. примирил черниговских князей с вел. кн. Всеволодом.
 Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат кн. Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу прп.Николы. Изяслав надел ее и исцелился.
Тропарь прп.Николы Святоши, кн. Черниговск., Печерск.чудотворца, в Ближних пещерах, глас 2
 Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
Кондак прп. Николы Святоши, кн.Черниг-го, Печер.чудотворца, в Ближних пещерах, глас 8
  Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.       

   Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, недалёко от реки Яхрома (Яхрена), в 40 м от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. 
Яхромская икона Божией Матери явилась отроку Косме, сопровождавшему больного. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ". Свет исходил от иконы Успения Пресв.Богородицы, явившейся на дереве.
 Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для самостоятельных дух. подвигов. По тайному внушению Божию прп. Косма взял чудотв. икону,удалился на берег Яхромы туда, где обрел этот образ. Прп.Косма соорудил храм Успения Божией Матери, в к-ром поставил Яхромскую икону. Впоследствии образовалась обитель. Сам Косма, преставившийся 18 февраля 1492 г., причислен к лику святых с им. прп. Косма Яхромский .
  Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «Успение Пресвятой Богородицы», потому рам  освящён в честь этой иконы, но до наших времён дошёл совершено др.образ Божией Матери – типа «Умиление».
  В нек-рых источниках Яхромскую икону называют Ахренской. День празднования 27 октября (14 октября по старому стилю).
Пред Яхромской иконой Божией Матери молятся при различных тяжелых обстоятельствах и болезнях. 

  

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения