Версия для печати
На страницу списка праздников

Мчч.Прова,Тараха,Андроника. Прп.Космы,еп.Маиум.,твор. канон. Мц.Домники. Свт.Мартина Милостив.,еп.Турск. Прп.Амфилохия, еп. Глушицк. Перенес. из Мальты в Гатчину части Животв.Креста Госп.,Филермск.ик.,десницы Иоанна Крест. Яросл.-Смолен.,Руднен.,Калуж.ик.

25 Октябрь 2018 г. Четверг

 В царствование Диоклитиана и Максимиана в г. Помпеополе  захвачены 3 христианина – Тарах, Пров и Андроник, приведены в Тарс к проконсулу Максиму. Тарах – человек старый, проконсул допрашивал его первым. Тарах трижды сказал, что христианин. Проконсул потребовал, чтоб принес жертву идолам, т.к. цари поклоняются им. Тарах отвечал, что цари прельщены сатаной. Проконсул приказал разбить ему челюсть, чтоб не говорил так о царях, вновь потребовал принести жертву. Тарах отказался. Максим потребовал снять одежды и бить Тараха прутьями. Затем приказал связать святого  железн.цепями и бросить в темницу, потребовал  привести другого.Тот назвал себя христианином Провом.
 Проконсул Максим приказал, чтоб он принес жертву богам. Пров отказался. Его раздели и, разложив, били суровыми жилами, повернули, били по чреву. При этом жестоком мучении Пров призывал имя Христово, говоря, что тело страдает за Христа, а душа исцеляется. Судья приказал связать ему цепью руки и ноги, бросить в темницу, чтоб никто о нем не заботился.
 По приказанию проконсула представлен  на суд третий, к-рый сказал, что имя его христианин, а обычное – Андроник.Проконсул уговаривал принести жертву идолам, но Андроник ответил, что готов на самые жестокие муки во имя Христово.
Андроника обнажили, привязав, повесили. Проконсул Максим велел терзать тело его. Во время истязаний св. мученика проконсул говорил, что медленными страданиями истребит его.
 – Я не боюсь твоей угрозы, – отвечал Андроник, – разум мой выше  злобы твоей.
Мучитель приказал надеть на него оковы и, заковав ноги, держать под стражею.
 Вскоре проконсул Нумерий Максим сел на судилище, и христиане вновь вызваны на допрос.Сначала Тараха, как старейшего, судья принуждал к жертвоприношению. Когда Тарах не только не повиновался, но и сурово отвечал судье, тот приказал выбить зубы; затем приказал огнем жечь руки Тараха.Потом проконсул велел повесить его вниз головою и развести под ним огонь, вливать в ноздри крепкий уксус, смешанный с солью и горчицей. Мучил он и Прова, и Андроника биением, жжением, строганием острыми железн. орудиями и посыпанием ран солью; но, не достигнув успеха, велел до утра стеречь их в оковах.
Утром проконсул приказал сотнику Димитрию привести мучеников. Тарах просил продлить его мучения, чтоб возрастал о Господе подвиг веры его.Тараха избили по лицу, но он твердил, что лицо его обезобразили, но душу оживили.Слуги раскалили железо и приложили к челюстям мученика. Судья велел принести бритву, отрезать мученику уши и содрать с головы кожу, а на голову положить горящие уголья. Тарах говорил, что если со всего тела содрать кожу, не отступит от Бога, Который укрепляет его.
Тогда проконсул велел взять Тараха под стражу, а на допрос привести Прова, требуя принести жертву богам. Пров твердо отказался. Приказав связать и повесить его вниз головою, мучитель потребовал, чтобы раскал. прутья вонзили в его тело. Проконсул приказал выколоть ему глаза, но и это не сломило узника.
 У Андроника за преданность Христу слуги, обнажив и разложив  на земле, зажгли на чреве мочало, пропитанного маслом, раскалили прутья и вложили между пальцами.Выбили зубы, вырезали язык. Мученикам вливали жертв. вино, вкладывали в рот жертвен. мясо.
 Страдании св. мчч. записаны писцами тогда, когда святых пытали; о проч. страданиях и смерти святых 3 благочест. мужа: Макарий, Феликс и Берий, видевшие кончину, написали в послании к верующим:
«Нумерий Максим, проконсул Киликийский, призвав Терентиана, жреца Киликийского, велел на утро приготовить амфитеатр, где  отдадут мучеников на съедение зверям. Когда амфитеатр наполнил народ, прибыл Максим смотреть на зрелище. Сначала отданы на съедение зверям др.осужденные, коих было много; затем Максим велел воинам ввести христ. мчч. – Тараха, Прова и Андроника. Воины несли мучеников, от ран те не могли ходить.
 Святые брошены  среди арены. Люди роптали на Максима за такой суд; многие разошлись, понося за лютость. Максим велел воинам заметить ушедших, чтоб расследовать виновность. Приказал выпустить зверей на мучеников, когда те не прикоснулись к ним, велел бить устроителей зрелища, требуя, чтоб выпустили самых лютых. Выпущен медведь, к-рый в тот день умертвил 3-х человек, он подошел к Андронику, лизал раны.
 Разгневанный проконсул приказал копьеносцам убить медведя. Выпустили львицу. Она, подойдя к мчч., легла пред Тарахом,кроткая, как овца.
 Максим, разгневавшись, призвал Терентиана и велел убить св.мчч. Тарах, Пров и Андроник заколоты мечами и рассечены на части.
 Уходя, Максим оставил 10 воинов стеречь тела, чтоб не унесли христиане. Молили Господа подать знак, чтоб тайно взять их. Ночью началась буря с  землетрясением.Тайные христиане,у тел нашли огонь угасшим, воины убежали. Христиане молились, чтоб Господь знаком открыл мощи св.мчч., чтоб узнать среди проч. трупов.
 Вдруг 3 свечи, точно звезды, яв-сь над мощами святых. Взяв тайно мощи, христиане зашли на др.сторону горы. Найдя выкопанную в скале пещеру,  положили тела,  вход заделали и возблагодарили Господа.
Тропарь, глас 5:
 Святых мученик исправлением небесныя силы прудивишася, яко в теле смертнем безтелеснаго врага силою креста, подвизавшеся добре, победиша невидимо: и молятся Господу, помиловатися душам нашым.
Кондак, глас 2:
 Троицы нам славу явиша, доблии Христовы оружницы и мученицы, с Тарахом Пров же и Андроник: обличиша бо все мучителей безбожие, верою доблественне страдальчествовавше.

  Прп.Косма, еп. Маиумский, творец канонов, родом из Иерусалима, воспитывался родителями прп. Иоанна Дамаскина вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда св. Косма достиг совершеннолетия, поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на св. иконы прп. Косма с прп.Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев.
 В 743 г. Косма поставлен епископом Маиумским. Преставился в глубокой старости (+ ок. 787), оставив много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы.
Тропарь преподобного Космы глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Космы глас 8
    Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.

 Св. мц. Домника пострадала за исповедание христианства в 286 г. Жила Домника в Киликийской обл. Страшные истязания претерпела мученица за св. веру. По приказу правителя Лисия ее долго били, жгли огнем. Вся истерзанная, св. Домника брошена в темницу, где скончалась.

 Свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, (316–397) род. в нач. IV в. в Паннонии. Почти с детства мечтал о монашестве, подражая прп. Антонию Великому. Мартин рос в нехрист. семье,  отец настоял на воен.карьере. Святой попал в Галлию, где нес службу офицером. Однажды зимой разорвал плащ и отдал половину раздетому человеку. Благочест. традиция отождествляет нищего со Христом.
 Затем Мартин удалился в пустынь Лигуже  вблизи Пуатье, где возник небольшой м-рь, ставший примером монаш. делания в Галлии. Мартин распространял на Западе традиции восточн., египет. мон-ва, следуя прп. Антонию Великому. Вскоре святой в г. Туре провозглашен епископом. Мартину присущи редкост. доброта и заботливость. Сочетание с мужеств. и величав. обликом бывшего военного располагало людей. Мартин  заботился о больных, нищих, голодных, получив прозвание Милостивый. Но святой не оставил мечты о монашестве.
Заняв свт.кафедру в Туре, Мартин основал м-рь в Мармутье, где установил обычные для восточн. монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократ. вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в м-ре, где часто уединялся для молитвы, свт. Мартин уделял молитв. подвигу и изучению Свящ. Писания. О размахе деят-сти св. Мартина говорит, что на похороны в 397 г. собралось ок. 2 тыс.монахов
Ни один святой не пользовался такой посмерт. славой на христ. Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Его базилика в Type была велич. религ. центром Франции, его мантия– гос. святыней франкских королей. Житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, стало образцом для всей агиографич. лит-ры Запада. Оно было первой дух. пищей, важнейшей школой аскезы. Школа св. Мартина резко отличается героич. суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединен. подвига.

   Прп. Амфилохий, игум.Глушицкий, иноком в священнич. сане пришел из Устюга к прп. Дионисию Глушицкому в 1417 г. Св.Дионисий, узнав о желании Амфилохия быть подвижником, рассказал о суровости жизни в обители, но это не смутило пришельца. Тогда св.Дионисий сказал: "Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет - не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле". Амфилохий с радостью согласился и пообещал исполнять устав обители.
 20 лет провел прп. Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под рук-вом прп. Дионисия, подражая и помогая в трудах по устройству обители. После кончины св.Дионисия прп. Амфилохий 15 лет был настоятелем Глушицк. м-ря. Прп-ный мирно скончался в 1452 г., погребен рядом с учителем.
Тропарь прп.Амфилохия,Макария,Тарасия, Феодосия Глушицких глас 8
 Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Кондак прп.Амфилохия,Макария,Тарасия,Феодосия Глушицк. гл. 8
 Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

 Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя совершилось в 1799 г. Эти святыни хранились на о.Мальта у рыцарей католич. ордена св. Иоанна Иерусалимского. В 1798 г. французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к покровительству России. 12 октября 1799 г. преподнесли древние святыни имп. Павлу I, к-рый находился в Гатчине. Осенью 1799 г. святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви Нерукотвор. Образа Спасителя. Праздник событию установлен в 1800 г.

 По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана св. еванг. Лукой. Из Иерусалима принесена в Константинополь, где была во Влахернском храме. В XIII в. взята крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.
Тропарь на перенесение десной руки Иоанна Предтечи глас 4
От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,/ единогласно возсылати славу Христу Богу.
Кондак на перенесение десной руки Иоанна Предтечи глас 6
Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

  По Преданию, некоторые из древних чудотв. образов Божией Матери написаны 1-м иконописцем, св.ап. и еванг.Лукой при земн.жизни Приснодевы. К ним относят Владимирскую, Смоленскую и др. Считается, что образ Иерусалим.иконы написан тоже ап.Лукой,произошло это на Св. Земле, в Гефсимании, на 15 год по вознесении Спасителя.
 В 463 г. при визант. имп. Льве Великом (457-474) Иерусалим. икона перенесена в Константинополь, помещена в храме Богоматери «Пигий», т. е.«Источник». При имп.Ираклии (575-641) город осадили скифы, не взят благодаря народ. молитве пред иконой. В память   образ перенесли во Влахерн. церковь, где оставался почти 3 в.
 В 988 г. Иерусалим. икона принесена в Корсунь и подарена св.равноап. кн. Владимиру, он взял её в Киев. Когда за киевлянами св. крещение приняли новгородцы, князь послал образ им. Ведь «Одигитрия» означает «Путеводительница».
 Более 400 лет образ Богородицы был в Софийском соборе Вел. Новгорода. Его почитанием обусловлена особая любовь к Иерусалим.иконе во многих градах Рус. Севера
 В сер. XVI в., в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона взята в моск. Успенский собор. Икона пребывала в Кремле до 1812 г., французами увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижск.Богоматери, хранится по сей день.
 На утешение москвичам осталось 2 точных списка с Иерусалим. иконы. 1-й принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, в жилых палатах моск. царей. В Успенском соборе помещалась за патр. местом. На полях списка изображения св.апп. Павла,Петра,Луки,Симона,Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, св. мчч. Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.
 Иконографич. тип – «Одигитрия» (Путеводительница). Существует несколько вариантов Иерусалим. иконы. Распространены 2 вида: икона, на полях к-рой св. апостолы и мученики, и икона с предстоящ. св. прав. Иоакимом и Анной родителями Богородицы.
 Один из древних списков с чудотв. Иерусалимской иконы сегодня в моск. храме Рождества Христова в Измайлове. С Иерусалимской схожи Грузинская икона  и Гребненвская ик. Божией Матери. 2-й список Иерусалим. образа пребывает в храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли из Покров. собора цар. усадьбы на Серебряно-Виноградском острове.
 Иерусалим. икона велика и тяжела. В крестных ходах ее с трудом несли 8 чел. По бокам ковчега апостолы и 3 мчч. В отличие от проч. списков, персты десницы Спасителя сложены именословно.
 Особой любовью москвичей Иерусалим. икона из Измайлова окружена с 1866 г., когда крестн. ход избавил от холеры жителей с. Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. От Пасхи до 12 октября икону носили крест. ходом по моск. округе. 12 октября праздник Иерусалим. иконе. В измайлов. храме ежевоскресно читается акафист Иерусалим. иконе
 Еще один местночтим. список Иерусалимской иконы в Иерусалим. приделе моск. храма Троицы в Вишняках, но следы утеряны. Такова судьба чудотв. списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что напротив г. Юрьевца, близ устья р.Унжи (Ивановская обл.). Эта обитель скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список написан в 1709 г. иноком Корнилием, до пострижения известного под им. цар. иконописца Кирилла Уланова. Список прославлен чудесами. Чудотв. списки Иерусалим. иконы были также на Волыни (с.Онышковцы близ г. Дубно), над царск.вратами Покров. собора рус. Пантелеимонова м-ря на Св. Горе Афон, в Гамалеевом Рождеств.-Богородском м-ре близ г. Шостка, в подмоск.Бронницах. В центре Бронниц есть храм, построен. в 1840 г., посвящен. Иерусалим.иконе. В храме хранится точный список с моск. чудотворной из Успенского собора.
Наиболее прославлен список Иерусалим. иконы, дарованный свт.Московским Филаретом чрез  известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 г. Крестовоздвиженской жен.обители Моск. губ. В 1873 г. там состоялось освящение храма Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменит. икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывшая в  м-ре. В 1892 г. жители Бронниц в дар строящемуся в м-ре Воскресенск.собору подарили точную копию чудотв. Иерусалимской Бронницкой. 2 монаст. праздника связаны с Иерусалим. ик.: 8 августа — перенесение образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотв. Иерусалимской.
 Бронницкий список сделан в XVI в. и до 1771 г. был не в храме, а в кладб. часовне. В 1771 г. икона прославилась исцелением больных моровой язвой и перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестн. ход вокруг города. Много чудес. исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 гг.. В 1866 холера появилась в Подольске. Жители обратились к митр. Моск. Филарету отпустить чудотв. моск. Иверскую икону. Но холера свирепствовала и в Москве, пред Иверской постоянно служили молебны и образ возили по городу. Владыка благословил вместо Иверской взять известную чудесами Иерусалим. икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолочен. окладе принесена в Подольск. Встречали ее тысячи людей. В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память подольчане ежегодно 12 августа с торжеством приносили из Бронниц в Подольск чудотв. икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.
  В 1911 г. обитель посетила вел.кн.Елисавета Феодоровна. После  1917 запретили крестный ход с Иерусалим. Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвижен.м-ря располагалось имение Горки, в к-ром жил Ленин. Обитель закрыли. Но она одной из первых открыта в нач. 1990-х гг. Ныне это ставропигиальный м-рь под прямым управлением Патр. Моск-го и всея Руси. Вновь звучит молитв. пение, обращенное к Иерусалим. иконе — Наставнице, Путеводительнице всех правосл. христиан.
Молитвы к Пресв. Богородице пред иконой «Иерусалимская»
 Пред иконой Пресв. Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.
 Молитва первая
 О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.
 О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
 Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.
Тропарь Божией Матери пред иконой Иерусалимской глас 4
 Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Иерусалимской глас 3
Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Иерусалимская нам, Владычице, показася/ пред нею же души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Божией Матери пред иконой Иерусалимской глас 5
 Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

  Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - келейный образ архим. Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 г. во время молитвы он услышал от иконы Смоленской Одигитрии голос: "Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое". Архим.Антоний послал икону с иноком Германом в указанный м-рь, в лесу недалеко от Ярославля. Чудотворная икона поставлена в монаст. храме около алтаря.

  Рудненская икона Божией Матери яв-сь в 1687г. в мест. Рудня Могилевской еп. В 1689 г. иерей Василий перенёс икону Богоматери в жен. Киево-Печерский м-рь. С 1712 г. образ находится в Киевском Фроловском м-ре на Подоле. В Харьковской обл., в г. Алешках, в Покровском храме находится древняя икона Божией Матери Рудненская. Этот образ принесён из Подольской стороны свящ. Петром Андреевым, к-рый, спасаясь от гонений униатов, ок. 1692 г., пришел с образом в Харьковские пределы.
  По преданию, крестьяне с.Крылатского, идя на сенокос, в траве у родника нашли образ Матери Божией. Образ помещен в часовне, спец-но построенной на роднике. Образ Рудненской Божией Матери имелся и в храме. Вскоре после закрытия храма в 1936 г. образ из часовни расколот и сожжен жительницей села. Из храма иконы сжигали на площади пред храмом. Эта и др. жительницы, помрачённые духом, шили из свящ. облачений юбки и ходили в них по селу.
 Женщина, сжегшая икону Рудненской Божией Матери, окончила жизнь трагично. Во время налета нем. авиации на завод за Москвой-рекой бомба случайно попала в село, именно в дом к этой женщине, где она находилась с дочерью. Обе от взрыва погибли,  больше в селе от налетов авиации никто не пострадал. Несколько икон разобрали прихожане по домам и спасли от гибели.
Находящаяся сейчас в храме древняя икона Рудненской Богоматери явл-ся дом. иконой жительницы Крылатского Параскевы Ивановны Мухиной. Ей писали икону на заказ в нач.века. Сама Параскева Ивановна умерла до войны. Ее дочь Варвара сохранила икону, после смерти Варвары икона перешла к её крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 г. икону реставрировали, а в 1990 г. Лидия Ильинична передала ее в храм Рождества Пресв. Богородицы.
С момента закрытия храма в 1936 г. с этой иконой ездили по храмам Москвы в праздник Рудненской иконы Божией Матери, заказывали вскладчину всем селом Всенощное бдение и литургию. Служили молебен с акафистом, а воду с молебна везли на источник и выливали в колодец, освящая его.
Много священнослужителей и мирян чтило память иконы. Известно, что однажды в праздник иконы приезжал к источнику Святейший Патр. Алексий I. В 1917 г. на источнике служил Патр.Московский и Всея Руси Тихон.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Рудненская
Пресвятая Дево Владычице Богородице, милосте Христа моего, обителище Пресвятаго и Животворящаго Духа, надеждо всех святых раб, святое зерцало светлости Божия, святейшая Ангел и Архангел, Тебе припадая, усердно молюся: умоли Сына Своего и Бога моего, да отпустит ми всякое прегрешение, вольное и невольное, избавит мя от всех наветов диавольских. Ей, Владычице, моего падения возведение, простри богоноснеи Свои руце и извлецы мя из глубины греховныя и даждь ми, рабу Твоему (имя рек), всегда угодная Сыну Твоему и Богу моему творити, славя Его вкупе со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

     Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 г. в с.Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на чердаке старые вещи. Евдокия, отличавшаяся несдержан. нравом, позволила резкие, непристойные речи. Подруга увещевала ее и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Евдокия ответила бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас с ней случился припадок, и она упала без чувств. Испуган. подруга рассказала о случившемся. В след.ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась дочь и повелела совершить молебен пред поруган. иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотв. икону в дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Икону перенесли в приходский храм Рождества Пресв.Богородицы в с.Калужке. В Калугу отправлен список с нее. В наст.время находится в кафедр. соборе Калуги.
Чрез эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Рус. земле в тяжелые для нее времена. Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления от моровой язвы в 1771 г. Второе празднование совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 г. В 1898 г. установлено празднование 18 июля в благодарность Божией Матери за охранение от холеры. Празднование совершается и в первое воскресение Петрова поста.
 В 1812 г. многие русские и француз. солдаты видели образ Калужской Божией Матери в воздухе. Так было ок. Калуги и под Малоярославцем. Во время таких явлений всегда побеждали рус. войска. Этого видения удостоилась крестьянка Параскева Алексеева.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 4
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 6
Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.
 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения