Версия для печати
На страницу списка праздников

Вел.Пяток.Воспоминание Св.спасит.страстей Господа нашего Иисуса Христа .Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).

26 Апрель 2019 г. Пятница

~~В Великую пятницу Cтрастной седмицы Церковь вспоминает событие, которое является самым трагическим событием человеческой истории, — распятие и смерть Господа Иисуса Христа.
      В этот день исполняются ветхозаветные пророчества об искуплении Спасителем падшего человечества. Подходит к концу земная жизнь Иисуса Христа, наступает кульминационный момент Cтрастной седмицы: Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения всего человечества.
      События Великой Пятницы отражены в церковных богослужениях этого дня. Церковь как бы ставит нас у подножия Креста Христова и изображает спасительные страдания Господни.
         По церковному уставу день начинается с вечера предыдущего дня, поэтому богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером.
        На утрени Великого Четверга читаются двенадцать страстных Евангелий. В них повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением. Во время евангельских чтений верующие стоят с зажжёнными свечами.
         Чтение страстных Евангелий сопровождается пением хора: “Слава долготерпению Твоему, Господи”, восхваляя великое долготерпение Спасителя во время Его страданий за наши грехи.
         По словам свт. Иоанна Златоуста, во время страданий Господа каждая часть Его святой плоти претерпела бесчестие: глава — от тернового венца, лицо — от ударов и плевков, уста — от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши — от злой хулы, руки и ноги — от гвоздей, рёбра — от копия, а всё тело — от бичевания.
        Страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Христос, претерпевая крестные муки, молит Своего Небесного Отца простить мучителей: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». Господь являет великую любовь, стяжать которую он завещает Своим ученикам и последователям.
      “Был час третий, и распяли Его, — повествует Святое Евангелие. — И была надпись вины Его: Царь Иудейский”. От шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал:  "Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”.
        Свершилось немыслимое. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтобы спасти своё любимое создание — человека. Смерть и погребение Сына Божия Святая Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня (по иудейскому времяисчислению — в девятом), в час смерти Иисуса Христа на Кресте в храмах совершается особый чин — Погребение Спасителя.
      Во время богослужения плащаница выносится священнослужителями из алтаря и возлагается в центре храма для поклонения верующих. Плащаница представляет собой плат с изображением умершего Христа и символизирует ту плащаницу, в которую Господь был обёрнут при снятии с Креста и положении во Гроб. Плащаница находится в центре храма неполных три дня — по образу трёхдневного пребывания Иисуса во Гробе.
      В Великую Пятницу не совершают Божественную литургию, во время которой хлеб и вино прелагаются в Пречистые Тело и Кровь Христовы, ибо Голгофская жертва принесена в этот день Самим Христом.
    Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы благодарим Спасителя за совершенный Им искупительный подвиг, прося о том, чтобы Он покрыл Своим милосердием наши прегрешения и сподобил великой радости — встретить светлый праздник Пасхи Христовой.
       Путь Господень на Голгофу. Предательство Иуды. Крестные муки. Распятие и смерть.
         Из Евангелия от Матфея известна участь Иуды. "Видев Иуда, предавая Его, яко осудишь Его, раскаялся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем". Иуда не задумывался о последствиях предательства и
не ожидал казни Иисуса. Когда Учитель был осужден, пред Иудой предстал ужас его безумного поступка. Он раскаялся, но раскаяние соединилось с отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Раскаяние Иуды - это невыносимые муки совести, которые довели до самоубийства. Иуде бы упасть перед Иисусом Христом, умолять Его о прощении - тогда он был бы прощен.
Но он лишь возвращает сребреники, свидетельствуя при этом: "Согрешил, предав кровь неповинную". Это свидетельство, по словам св. Златоуста, умножает вину и его, и первосвященников: "Его — потому, что он не раскаялся, или раскаялся, но уже поздно, и сам произнес осуждение для себя, ибо…предал Господа напрасно; их вину умножает, потому что они…могли раскаяться …не раскаялись". Бессердечно отнеслись они к словам Иуды: "Что нам до того? Смотри сам".. "И бросив сребреники в храме, он вышел: пошел и удавился". Мучения довели его до такого отчаяния, что он повесился, после чего упал с высоты, на которой висел, так как ап. Петр в кн. Деяний (1:18) свидетельствует:"Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его".
При всей развращенности первосвященники признали невозможным употребить эти деньги в пользу храма — "вложить их в корвану", в сокровищницу церковную, так как это была "цена крови".
Путь на Голгофу
О крестном пути Господа повествуют все четыре Евангелиста. Первые два — св. Матфей и св. Марк — говорят о нем совершенно одинаково: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его"
Св. Иоанн говорит коротко, не упоминая о Симоне Киринейском. Подробнее всех говорит св. Лука. Господь Сам нес крест на место казни. Но Он был так измучен Гефсиманским внутренним борением, без сна проведенной ночью, страшными истязаниями, что не в силах был донести крест до места казни. Не из сострадания, а из желания скорее завершить злое дело, враги Господа захватили по пути некоего Симона. Не только враги, но и те, кто сострадал Господу, шли за Ним. Св. Лука добавляет, что "шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем».
Сострадание было столь искренно, что Господь обратился к женщинам, когда произошла остановка в шествии при возложении креста Христова на Симона Кириниянина. "Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших"... "Дочери Иерусалимские" — ласковое обращение, указывающее на благорасположение Господа к женщинам, выражавшим Ему трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих страданиях, и духовный взор Его обращается к  тому страшному наказанию, которое постигнет Иерусалим за отвержение Мессии.
     Он словно имеет в виду страшную клятву, которую так легкомысленно дали иудеи: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Матф. 27:25). "Се, дни грядут"... —речь идет о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р. Х.
                                                         Распятие
           Согласно четырем Евангелистам, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит"лобное место", и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их вели на смерть вместе с Ним. Голгофа— это небольшой холм, находившийся вне городских стен Иерусалима. Неизвестно, почему холм имел такое название. Думают, потому что он имел вид черепа или потому, что на нем было много черепов казненных людей. По преданию, на этом месте погребен прародитель Адам.
Когда Иисуса привели на Голгофу,  Ему дали пить, по св. Марку (15:23), вино со смирною, а по св. Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Это напиток, притупляющий чувства, давали осужденным на казнь для уменьшения страданий. Римляне называли его "усыпительным". По свидетельству еврейских раввинов, это было вино, в которое добавлялась смола, благодаря чему вино помрачало сознание осужденного и облегчало муки. Смирна — один из видов смолы. Приправа вина смолой давала едкий и горький вкус - св. Матфей называл ее "желчью", а вино, уже скисшее, называет "уксусом". "И, отведав, не хотел пить",  желая претерпеть чашу страданий до конца, в полном сознании.
       "Был час третий, и распяли Его, - " пишет св. Марк (15:25).  Кресты были различной формы, распинали по-разному, иногда пригвождая к кресту, лежащему на земле, после чего крест поднимали и водружали в земле вертикально; иногда сперва водружали крест, а потом поднимали осужденного и пригвождали его. Иногда распинали вниз головой (так распят, по собственному желанию, св. ап. Петр). Руки и ноги иногда пригвождались гвоздями, иногда только привязывались. Тело распятого беспомощно свешивалось в ужасных конвульсиях, все мускулы сводила мучительная судорога, язвы от гвоздей, под тяжестью тела, раздирались, казненного томила невыносимая жажда, вследствие жара от гвоздичных язв и потери крови. Страдания распятого были столь велики и мучительны, а к тому же длительны (иногда распятые висели на крестах, не умирая, по трое суток, даже более), что казнь применялась лишь к самым большим преступникам и считалась самой ужасной и позорной из всех видов казни. Дабы руки не разорвались преждевременно от ран, под ноги иногда прибивали подставку-перекладину, на которую распинаемый мог встать. На верхнем, оставшемся свободном конце креста, прибивалась поперечная дощечка с написанием вины распятого.
           Среди неописуемых страданий Господь не оставался безмолвным: Он семь раз говорил с креста. Вначале была молитва за распинателей, затем Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства, в-третьих, поручил Пречистую Матерь св. ап. Иоанну, четвертые слова Его — возглашение: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?", затем слово — "Жажду", потом — "совершилось", а в конце — "Отче, в руки Твои предаю дух Мой".
           Итак,  вначале Господь произнес молитву за распинателей, которую приводит св. Лука (23:34): "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят". Никто из распинавших Христа не знал, что Он — Сын Божий. "Ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы" (1 Кор. 2:8), говорит св. ап. Павел. Даже и иудеям св. ап. Павел говорил во второй проповеди при исцелении хромого: "Вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению" (Деян. 3:17). Римские воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия. Осудившие на смерть Господа иудеи до такой степени были озлоблены, что не думали, что распинают Мессию. Но неведение не оправдывает их преступления, Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит примером, чтобы и мы не мстили врагам, но молились за них Богу.
          "Пилат же написал надпись"... Св. Иоанн свидетельствует, что по приказу Пилата написана дощечка с указанием вины Господа, как это принято (Иоан. 19:19-22). Желая уязвить членов синедриона, Пилат приказал написать: "Иисус Назарянин Царь Иудейский". Ведь члены синедриона обвиняли Господа, что Он присвоил Себе царское достоинство, вот Пилат и приказал написать эту вину в посрамление синедриону - царь иудейский распят по требованию представителей народа иудейского. Вопреки обычаю, надпись сделана на трех языках: еврейском местном, национальном, греческом — тогда общераспространенном и римском — языке победителей.  В минуты крайнего унижения Господь Иисус Христос на весь мир объявлен Царем.
                Обвинители Господа восприняли это как злую насмешку и требовали, чтобы Пилат изменил надпись, но гордый римлянин резко отказал, дав почувствовать свою власть. "Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий". Римский закон отдавал в собственность воинов, совершавших казнь, одежды. Св. Иоанн, подробнее других рассказавший о разделении одежды Господа, говорит, что верхнюю одежду воины разорвали на четыре части, "Каждому воину по части", а нижняя одежда — хитон — была не шитая, а тканная.Если разорвать такой хитон, то части его не будут иметь ценности. Поэтому был брошен воинами жребий, чтобы он достался одному в целом виде. По преданию, хитон выткан Пречистою Матерью Божьею. Воины бессознательно исполнили древнее пророчество о Мессии из Псалма (21:19).
           Далее первые три Евангелиста повествуют о насмешках и хулениях, которым подвергали Господа как воины, так и враги из народа, а особенно первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями. Ему насмешливо предлагали совершить чудо — сойти с креста, лицемерно обещая  в таком случае уверовать в Него.
                         Покаяние благоразумного разбойника
                                          (от Луки 23:39-43)
         Дополняя повествование первых двух Евангелистов, св. Лука говорит о покаянии и обращении к Господу одного из  разбойников. В то время, как один, озлобившись от мучений, стал, по примеру врагов Господа, хулить Его,  другой разбойник усовещивал товарища. "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал". Возможно, он слышал плач иерусалимских женщин, сопровождающих Господа на Голгофу, быть может, произвела на него впечатление надпись на кресте Господа, или задумался он над словами врагов Господа "иных спасал", но скорее решающей стала молитва Христова о врагах - распинателях.
        Он не побоялся среди хулений и насмешек открыто выступить в защиту Господа. Мало того, в его душе произошел такой решительный перелом, что он,  выражая веру в распятого Господа как в Мессию, обратился к Нему с покаянными словами: "Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!" Он не просит славы и блаженства, но молит о самом меньшем. Слова благоразумного разбойника стали примером истинного глубокого покаяния и даже вошли в богослужебное употребление.  Они свидетельствуют о силе веры покаявшегося разбойника. Измученного, умирающего он признает Царем, который придет в Царствие Свое, Господом, основавшим это Царство. Такое исповедание не под силу  даже ближайшим ученикам Господа. Его исповедание заслужило высочайшую награду. "Ныне же будешь со Мною в раю," — сказал Господь. Сегодня он войдет в рай, который откроется для людей через искупительную смерть Христову.
                                             Смерть Христова
             (Матф. 27:45-56; Марк. 15:33-41; Лук.23:44-49; Иоан. 19:28-37)
По свидетельству первых трех Евангелистов, смерти Господа на кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: "В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого", то есть от полудня до трех часов дня. Лука добавляет, что "померкло солнце". Это не было обыкновенное солнечное затмение, так как на еврейскую Пасху 14 Нисана всегда бывает полнолуние, а солнечное затмение случается только при новолунии. Это было знамение, которое свидетельствовало о  смерти возлюбленного Сына Божья. Об этом необыкновенном затмении солнца, когда даже видны были звезды, свидетельствует римский астроном Флегонт, греческий историк Фалос. Вспоминает о нем в письмах к Аполлофану св. Дионисий Ареопагит, тогда еще язычник.  Примечательно,  подчеркивает св. Златоуст и блаж. Феофилакт, что эта тьма "была по всей земле", а не в какой-либо части, как бывает при обычном затмении солнца. Видимо, тьма последовала за глумлениями над распятым Господом, она же  прекратила эти глумления, вызвав то настроение, о котором повествует св. Лука: "И весь народ, сошедший на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (Лук. 23:48)
         "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Или, Или! Ламма савахфани?" Этот вопль не был воплем отчаяния, но только выражением глубочайшей скорби Богочеловека. Для того чтобы искупительная жертва свершилась, необходимо, чтобы Богочеловек испил до дна чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не почувствовал радости единения с Богом Отцом.  Бог как бы оставил Его. Среди самых тяжких мучений, телесных и душевных, это оставление было наиболее мучительным, потому и исторгло из уст Иисуса болезненное восклицание.
        Распятие производило невероятно сильную жажду в страдальцах, и св. Иоанн сообщает, что Господь произнес перед этим: "Жажду" (19:28-30), добавляя: "Да сбудется Писание". Вкусив уксус, по свидетельству св. Иоанна, Господь возгласил: "Совершилось!"  Совершилось искупление человеческого рода и примирение его с Богом через смерть Мессии (Иоан. 19:30)
       По словам св. Луки, Господь воскликнул: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой" (Лук. 23:46), "и, преклонив главу, предал дух" (Иоан. 19:30). Все три первых Евангелиста свидетельствуют, что в момент смерти Иисуса "завеса в храме разорвалась надвое, сверху до низу", то есть сама собой разодралась на две части завеса, которая отделяла Святилище в храме от Святого Святых. Так как это было время принесения вечерней жертвы — около 3 часов пополудни по нашему времени, — то, очевидно, очередной священник был свидетелем чудесного саморазрывания завесы.

 

Артемон род. в 1-й пол. III в. в Лаодикии Сирийской от христ. родителей. С юности посвятил себя служению Церкви. В 16 лет святой поставлен чтецом, так трудился 12 лет. За усердие свт. Сисиний возвел его в сан диакона.
 С такой же ревностью и старанием св.Артемон исполнял это служение 28 лет, позже рукоположен во пресвитера. В этом сане св. Артемон служил в Церкви 33 года, проповедуя христ.веру среди язычников. Когда имп. Диоклитиан (284-305) начал жестокое гонение на христиан, св. Артемон был старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Свт. Сисиний, узнав о прибытии в Лаодикийскую обл. военачальника Патрикия, со свящ.Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем свт.Сисиний и св.Артемон собрали паству в церкви, убеждали быть твердыми в вере.
  Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языч. богов, затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, затем жар, его пришлось, еле живого, внести в первый  на пути дом. "Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня", - сказал он. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили страданий. Он послал гонца к свт.Сисинию и просил помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: "Золото да будет с тобою, хочешь исцелиться, уверуй во Христа".
  Патрикий испугался и объявил, что верует во Христа. По молитве свт.Сисиния болезнь оставила его. Но чудо не изменило души язычника. Хотя он не тронул свт.Сисиння, но отправился выполнять имп.указ в г. Кесарию. По пути встретил старца, за к-рым шли попарно 6 диких ослов и 2 оленя. Это был свящ. Артемон. На вопрос Патрикия, как смог повести диких зверей, св. Артемон ответил, что для веры во Христа нет ничего невозможного.
 Патрикий узнал от язычников, что встреченный старец - тот самый Артемон, к-рый разрушил капище Артемиды. Он приказал схватить его и отвести в Кесарию. Св.Артемон без страха последовал за воинами, животным приказал идти к свт.Сисинию.Один из оленей получил от Бога дар слова и рассказал святителю все. Святитель послал в Кесарию благословение и просфору через диакона.
   В Кесарии Патрикий вызвал св. Артемона на суд,  принуждая принести жертву в капище Асклепия. В капище жило множество ядовитых змей. Жрецы никогда не открывали дверей, не принеся предварительно жертву идолу. Но св. Артемон, призвав Христа, без страха вошел в капище и вывел оттуда змей. Язычники обратились в бегство, но святой остановил их и дуновением умертвил змей.Жрец Виталий уверовал во Христа и просил св.Артемона крестить его.
   Патрикий думал, что св.Артемон умертвил змей волхвованием,  снова  истязал его. Тут в Кесарию прибежал олень, говоривший со свт. Сисинием. Олень лизал стопы мученика, а затем, получив от Бога дар слова, обличил Патрикия, предсказав скорую смерть в кипящем котле. Патрикий испугался, что чудеса, совершаемые св. Артемоном, привлекут народ, и приказал казнить его.
 Огромный котел наполнили кипящей смолой. Воины должны бросить туда св.Артемона. Но когда Патрикий подъехал на коне к котлу, желая проверить, кипит ли смола, два ангела в виде орлов бросили его в котел, а мч. Артемон остался жив. По молитве святого из земли исшел родник, в котором он крестил жреца Виталия и язычников, уверовавших во Христа. На след. утро св.Артемон причастил новокрещенных Святых Тайн.
 Еп. Кесарийский пришел приветствовать св.Артемона. Он отметил место, где страдал мученик, позже основал церковь. Многие крестившиеся посвящены во диаконов и священников, а Виталий поставлен еп. Палестинским. Сщмч. Артемон пошел с проповедью Евангелия в Асию, в сел. Вули. По дороге его похитил ангел и перенес в открытое  в видении селение. Там он многих обратил к вере во Христа. Язычники схватили святого и отсекли ему голову (+ 303).

  Св. мч. Крискент происходил из знатного рода и жил в Мирах Ликийских. Однажды, когда толпа жителей города шла в языческий храм, убеждал их оставить язычество и прийти ко Христу. Об этом стало известно правителю города.
  Когда правитель спросил святого о его происхождении, святой, не желая навести неприятности на родственников, ничего не сказал, кроме того, что он христианин. Правитель знал отца св. Крискента и, желая угодить ему, советовал св.Крискенту принести жертву идолам для вида, а в душе оставаться христианином.
  Св.мученик ответил: "Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, т.к. душа управляет телом". Св. мч. Крискента били, строгали железными зубьями, затем сожгли в пылающей печи.

Св.мц.Фомаида род. в г. Александрии в христ. семье. С детства воспитана в благочестии, любила читать Свящ.енное Писание. В 15 лет отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где св.Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие.
Свекор св. Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда сын ушел ночью на рыбную ловлю, стал склонять невестку к греху. Напрасно св.Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью св. Фомаиды, он в безумии схватил меч, стал угрожать смертью. Но св.Фомаида ответила: "Если ты рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней". Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек св. Фомаиду. Святая приняла мученич. кончину за целомудрие и верность заповеди Божией в 476 г.
Убийцу постигла Божия кара. Он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело св.Фомаиды и окровавлен. слепого старика.  Убийца сознался в злодеянии и просил осудить на смертную казнь.
  В то время в Александрию пришел из пустын.скита прп. Даниил. Он велел монахам Октодекадского м-ря принести тело мученицы похоронить в монаст. усыпальнице. Нек-рые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину с монахами. Прп. Даниил сказал: "Эта отроковица - мне и вам мать. Она умерла за чистоту".
 После торжеств. погребения прп. Даниил возвратился в скит. Вскоре один из молодых монахов пожаловался, что мучают плотские страсти. Прп. Даниил велел помолиться у гробницы св. мц.Фомаиды. Во время молитвы у гробницы инок заснул тонким сном. Ему явилась св. Фомаида: "Отче, прими благословение и иди с миром".
  Проснувшись, инок почувствовал мир в душе. Плот. брань больше не смущала его. Многие находили у гробницы св.Фомаиды освобождение от страстей и дух. радость. Мощи св. мц.Фомаиды перенесены в Константинополь в жен. м-рь. В 1420 г. их видел рус. паломник иеродиакон Зосима.
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения