Версия для печати
На страницу списка праздников

Прп.Амвросия Оптинск. Мчч.Евлампия и Евлампии. Свт.Иннокентия,еп.Пензенск. Мч.Феотекна. Прп.Вассиана. Прп.Феофила исп. Свт.Амфилофия,еп.Владимиро-Волынск. Блж.Андрея,Христа ради юрод.Тотемск. Собор Волынск.святых.

23 Октябрь 2017 г. Понедельник

  Св.мч. Евлампий и Евлампия, брат и сестра, жили в нач. IV в. в Никомидии. Прочитав указ имп. Максимиана (284-305) об осуждении христиан на смертную казнь, Евлампии возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христ.веры. За отказ Евлампия истязали железн. орудиями, затем положили на раскален.железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языч.храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина.В капище Марса святой воскликнул: "Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол бездушный, пади и обратись в прах!". Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: "Един Бог христианский, великий и сильный!" Святой снова  взят на мучения.
 В это время сестра страдальца Евлампия яв-сь пред судьями и объявила, что она христианка. Евлампий ободрял сестру. После пыток мучеников бросили в раскален. печь, но Господь сохранил их. Наконец брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.
Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии, глас 4
  Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Кондак мучеников Евлампия и Евлампии, глас 3
 Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.

 Александр Гренков, буд. отец Амвросий, род. 21 или 23 ноября 1812 г., в дух. семье с.Большие Липовицы Тамбовск. епархии. Окончив дух.училище, прошел успешно курс в дух.семинарии. Но не пошел ни в дух. академию, ни в священники. Был дом. учителем в помещичьей семье, затем преподавателем Липецкого дух.училища. Обладая живым хар-ром, добротою и остроумием, Александр Михайлович был любим сослуживцами. В последнем классе семинарии перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
 Выздоровев, не забыл обета, но откладывал исполнение, «жался», по его выражению. Но совесть не давала покоя. Чем больше проходило времени, тем мучительнее укоры совести. Периоды беззаботного веселья сменялись периодами тоски, усилен. молитвы и слез. Однажды в лесу в Липецке, стоя у ручья,  расслышал в журчании: «Хвалите Бога, любите Бога...»
 Дома, уединяясь от любопытных, молился Божией Матери просветить ум и направить волю. Он не обладал настойчив. волей и в старости говорил дух.детям: «Вы должны слушать меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить, я могу уступить, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к известн. подвижнику Илариону. «Иди в Оптину," — сказал  старец. Гренков послушался. Осенью 1839 г. прибыл в Оптину Пустынь, где ласково принят старцем Львом.
 Вскоре принял постриг, наречен Амвросием в память свт. Медиоланского, рукоположен в иеродьякона, позднее во иеромонаха. Когда о.Макарий начал дело изд-ва, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми яз-ми (знал 5 яз.), стал ближайшим помощником. После рукоположения заболел. Болезнь была тяжела и продолжительна, навсегда подорвала здоровье о.Амвросия и почти приковала к постели. Из-за болезни  до кончины не мог совершать литургии и участвовать в длин. монаст. богослужениях.
 Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него важное значение. Она умерила живой характер, предохранила от самомнения, заставила глубже понять себя и челов. природу. Позже о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни  надо не лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издат. деят-сти, после его кончины продолжал заниматься этим. Под его рук-вом изданы: «Лествица» прп.Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и др. книги.
   Но не издат. деят-сть была средоточием старч. трудов о. Амвросия. Его душа искала живого общения с людьми, он  приобрел славу опытн. наставника и руков-ля в делах дух. и практич. жизни, бладал острым, наблюдательным и проницат. умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточ. молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнич. лит-ры. По благодати Божией проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу собеседника, читал в ней, как в раскрыт. книге, не нуждаясь в признаниях. Лицо крестьянина-великоросса, с выдающ. скулами и с седой бородой светилось умными и живыми глазами. О. Амвросий, несмотря на постоян.болезнь и хилость, излучал неиссяк.жизнерадостность и умел давать наставления в такой простой и шутлив. форме, что они  навсегда запоминались людьми. Когда необходимо, был взыскательным, строгим и требоват., применяя «наставление» палкой или накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить: петербург. сенатор и старая крестьянка, профессор универ-та и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
 С какими только просьбами и нуждами не приходили к старцу! Приходит молодой священник, год назад назначенный, по собств. желанию, на самый последний приход. Не выдержал скудости приход. существования, пришел к старцу просить благословения на перемену места.Издали старец закричал:«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник спросил, что это значит. Старец ответил: «Да ведь дьявол, что тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадов. священник воспрянул духом и, вернувшись на приход, терпеливо повел пастыр. работу - чрез много лет прославился, как второй старец Амвросий.
 Толстой, после беседы с о. Амвросием, сказал: «Этот о. Амвросий совсем св. человек. Поговорил с ним, как-то легко и отрадно стало на душе. Когда с таким человеком говоришь, чувствуешь близость Бога».Др.писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и непостижимая бездна любви, что были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принцип. люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло чрез огонь скептицизма и не потускнело».
  В старце в сильной степени была одна рус.черта: он любил что-нибудь устроить, создать. Он часто научал предпринять какое-то дело, и когда приходили за благословением на это люди, он с горячностью обсуждал и давал не только благословение, но и добрый совет. Непостижимо, откуда брал отец Амвросий глубочайшие сведения по всем отраслям челов.труда..
 Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала так. День начинался в 4-5 утра. звал келейников, читалось утрен. правило,продолжалось более 2-х часов, после келейники уходили, а старец предавался молитве и готовился к вел. дневн. служению. С 9 часов начинался прием сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два приносили скудную еду, после к-рой час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длин. вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался один. О.Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен стоять в др. комнате. Однажды один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца и увидел его сидящим на постели с лицом, осиянным радостью.
  Более 30 лет старец Амвросий совершал подвиг. В последн.10 лет взял еще одну заботу: основание и устройство жен. обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1 тыс. монахинь, приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта деят-сть была для старца не только лишней матер. заботой, но и крестом, возложенным Провидением и закончившим его подвижнич. жизнь.
  1891 г. был последним в жизни старца. Лето провел в Шамордин. обители, спеша устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в рук-ве и указаниях. Старец неоднократно назначал дни отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие хронич. болезни — заставляли откладывать отъезд.
Так протянулось до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Старец Амвросий слабел с каждым днем. Едва преосвященный проехал половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском м-ре, как подали телеграмму о кончине старца. Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно, такова воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — и сам совершил отпевание старца».
  Решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел жизнь и где покоились его дух. руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморн. надгробии выгравированы слова ап.Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор.9,22). Слова эти точно выражают смысл жизн. подвига старца.
Тропарь преподобного Амвросия глас 5
    Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Амвросия,глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт.Иннокентий (Смирнов), еп.Пензенский, род. в 1784 г. в семье церковнослужителя. Учёный по призванию, был человеком кротким, расположен к молитв. деланию и аскетич. жизни. Профессор Санкт-Петербург. дух. академии, написал двухтомн.труд «Начертание церк. истории от библейских времён до 18 в.», к-рый полстолетия служил рук-вом в церк. школах.
 Владыка был дружен с митр. Филаретом (Дроздовым). Деят. противник модного мистицизма, удалён из Санкт-Петербурга на епископ. кафедру в Уфу, затем в Пензу. Народ его почитал за аскетич. житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству.
 Святитель умер 10 октября 1819 г. Причислен к лику святых Рус. Правосл. Церкви для общецерк. почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

 Св.мч.Феотекн был знаменит.военачальником в Антиохии при имп. Максимиане (305-311). Однажды император прибыл в Антиохию и потребовал, чтоб все жители принесли жертвы языч.богам. Христианин Феотекн отказался. Император, глумясь над верой Христовой, велел одеть Феотекна в жен. одежду и заставил его прясть с рабынями.
 Чрез 3 недели император призвал Феотекна, думая, что унижение сломило его, но вновь услышал исповедание Имени Христова. "Ты погубишь свою жизнь, если не покоришься", - угрожал Максимиан. Феотекн молчал. Император, ожесточившись, приказал жечь мученику ноги и резать жилы, затем бросить в котел с кипящей смолой. Но как только Феотекн оказался в котле, пламя погасло, а жар в котле остыл. Ужас охватил императора. Не желая более испытывать мученика, отправил  в темницу и поручил сотнику расправиться с подвижником.
   В темнице с Феотекном оказалась христианка-исповедница Александра. Феотекн помог ей бежать из заточения. Узнав, сотник подверг Феотекна зверским пыткам и, наконец, приказал бросить в море с камнем на шее. Чрез некоторое время близ г. Русова на Киликийском побережье обретены св.мощи мученика и совершено христ. погребение.

 Прп.Вассиан Константинопольский род. в восточной Сирии, подвизался в Константинополе, где правил благочестивый имп.Маркиан (450-457). В обители, игуменом к-рой был прп.Вассиан, насчитывалось до 300 иноков. Среди них прп.Матрона, переодетая в муж. платье. В м-ре прп. Вассиан дожил до глубокой старости, прославившись доброд. жизнью, многими чудесами, и мирно отошел ко Господу.

Св.Феофил исповедник, из окрестн. Тивериады, в 13 лет ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под рук-вом св. старца Стефана. Чрез 3 года принял постриг. Родители святого узнали, где сын, пришли в обитель, просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтоб основали м-рь ближе к родн. дому. Игумен повелел инокам соблюдать пост и молиться, чтоб получить знамение. На 3-й день в храме услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими дух.подвигами в новой обители.
 Наступило время правления имп.-иконоборца Льва Исавра (717-741). Св.Феофил открыто восстал против иконоборч. безумия. По имп. повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от св.икон, но не смог поколебать его. Св.Феофил сумел переубедить Ипатия. Он привел в док-во медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумлен. Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им м-рь. Там прожил недолго, в 716 г. св. Феофил мирно отошел ко Господу.

   Свт.Амфилохий епископствовал в древнейшей рус.епархии - Владимиро-Волынской, учрежденной св. равноап. кн. Владимиром. Свт.Амфилохий был третьим архипастырем на кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный равноап.Владимиром; его преемником–прп. игумен Печерский Стефан, поставленный прп. Феодосием. Свт. Амфилохий хиротонисан во епископа 27 августа 1105 г. митр. Киевским Никифором и 17 лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, в искоренении языч. суеверий у новокрещеных и умирению княж. междоусобиц.
Оставив святительство, продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского м-ря, где скончался в 1122 г.
Тропарь святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского, глас 4
  От мирскаго мятежа изшед,/ в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси./ святителю Христов, отче Амфилохие,/ и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/ в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./ И тако достиг добродетелей совершенства,/ паки в пещеры святыя возвратился еси,/ идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/ к лику преподобных Печерских причтен,/ с ними же молися Христу, всечестне, / спастися душам нашим.
Кондак святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского. глас 8
   Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую,/ и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим/ и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго,/ всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынскаго почтим,/ просяще его, да в лике преподобных Печерских водворялся,/ молится купно с ними о душах наших.

 Блж.Андрей Тотемский род. в 1638 г. в с.Усть-Тотемском, уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского м-ря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в г. Тотьме на берегу р.Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой в малом кол-ве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим.
 За подвиги и труды блж. Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой Ажибокай, предлагая большую сумму и прося исцеления, но юродивый убежал. Ажибокай вымыл глаза снегом, на к-ром стоял блаженный, и тут же прозрел. Блж. Андрею открыто время кончины. Он исповедался, причастился Св. Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой воздвигнута колокольня храма св. мч. Андрея Стратилата, имя к-рого носил. У гроба его засвидетельствованы многие исцеления.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского глас 4
 Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого, глас 8
 Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

 Празднование Собора Волынских святых совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. Вел. чертами запечатлена история Правосл. Церкви на Волыни. Совр-ная первонач. просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она много веков  развивалась под влиянием самых разнообразн. условий: тяжелые смуты княж. усобиц, жестокое татар. иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, прп-ных, праведных.

В Собор Волынских святых входят:
•Равноап. Кирилл Философ, Моравский, учитель Словенский: (+ 869; 14 февраля, 11 мая)
•Равноап. Мефодий Моравский, архиеп., учитель Словенский (+ 885; память 6 апреля, 11 мая)
•Св. Ольга равноапостольная, вел. княгиня Российская (+ 969; память 11 июля)
•Св. Владимир равноапостольный, вел. князь, просветитель Руси (+ 1015; память 15 июля)
•Прп. Варлаам Печерский, игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1065; память 19 ноября)
•Св. Ярополк Владимиро-Волынский, князь (+ 1086; память 22 ноября)
•Прп. Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, еп. (+ 1094; память 27 апреля)
•Прп. Нестор Летописец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1114; память 27 октября)
•Св. Амфилохий Владимиро-Волынский, еп. (+ 1122; память 10 октября)
•Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143; память 14 октября)
•Прп. Нифонт Печерский, Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1156; память 8 апреля)
•Св. Андрей Боголюбский, великий князь (+ 1174; память 29 июня, 4 июля)
•Прп. Олег Брянский, князь (+ ок. 1285; память 20 сентября)
•Свт. Петр Московский, митр., чудотворец (+ 1326; память 24 августа, 21 декабря)
•Свт. Феогност Киевский и Московский, митр. (+ 1353; память 14 марта)
•Прп. Мефодий Почаевский (+ 1353)
•Прп. Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (+ 1406; 27 мая, 16 сентября)
•Свт. Фотий Киевский, митр. (+ 1431; память 27 мая, 2 июля)
•Прп. Феодор Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ ок. 1483; память 11 августа)
•Прп. Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1550; память 6 июля)
•Прмч. Афанасий Брестский, игумен, прмч. (+ 1648; память 20 июля, 5 сентября)
•Прп. Иов Почаевский, игумен (+ 1651; память 6 мая, 8 августа, 28 августа, 28 октября)
•Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец, прмч. (+ 1678; память 13 мая, 7 сентября)
•Свт. Иннокентий Иркутский, еп. (+ 1731; память 9 февраля, 26 ноября)
•Прп. Амфилохий (Головатюк), Почаевский (+ 1970; память 29 апреля, 19 декабря)
Тропарь Собора Волынских святых, глас 4
 Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.
Ин тропарь Собора Волынских святых, глас 4
    Приспе день светлаго торжества,/ обитель Печерская радуется/ и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ преподобных и Богоносных отец Печерских,/ от нихже волею Божиею изыдоша/ первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ ихже молитвами, Господи,/ землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/ и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/ Пречистую Матерь Свою Богородицу,/ от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/ в просвещение и спасение душ наших.
Кондак Собора Волынских святых, глас 8
 Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения