Версия для печати
На страницу списка праздников

Ап.Иакова Алфеева. Прпп.Андроника и жены Афанасии. Прав.Авраама праотца и племянника его Лота. Мчч.Еввентия и Максима воинов.Св.Поплии исп.,диакониссы Антиохийск. Прп. Петра Галатийск. Корсунск. ик. Божией Матери

22 Октябрь 2018 г. Понедельник

 Св.ап.Иаков был сыном Алфея и братом ап. и еванг. Матфея, бывшего мытаря. Когда Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в ап. достоинство простых и благочест. людей, чтоб послать на проповедь Евангелия, избрал Иакова и, как достойного, причел его к ап. лику (Мф.10:3;Мрк.3:18;Лк.6:15). Стал Иаков одним из 12 апостолов, проповедником Его таин и Его последователем. Приняв с др. апостолами Духа Святого, сошедшего в огнен.языках, отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал разл. недуги, отгонял от людей духов, насадил веру и возрастил благочестие.
  Ап. Иаков Алфеев совершал ап. служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса(ныне Орфа)– древний знаменит.город Месопотамии на р. Евфрат), проповедовал учение Христово в Газе (один из древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, в ап.время принадлежавший Сирии) и Елевферополе (в Южной Палестине на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредел. местах, откуда отправился в Египет и в г. Острацине (приморск. город на границе с Палестиною) завершил ап. подвиги мученич. смертью на кресте. В египет. г. Острацыне св.Иаков распят на кресте.
 Обходя многие страны, сеял семя небесное, собирал жатву спасения и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христ. страданий, предал дух Богу пригвожденным и распятым  на кресте.
Кондак, глас 2:
 Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.    

  В царствование визант. имп.Феодосия Великого в Антиохии проживал золотых дел мастер Андроник. Женой была дочь золотаря Афанасия. Андроник и Афанасия, проводя богоугодн.жизнь, украшали себя добродетелями. Состояние делили на 3 части – одну бедным, др. на церк. благолепие, третью на дом. нужды. За добрые дела Андроник и Афанасия почитаемы гражданами. После рождения сына Иоанна и дочери Марии прекратили плотск. супруж. сожительство и жили, как брат с сестрой.
 Особен.заботы были об убогих. Они переносили на руках больных, обмывали, кормили, одевали и на свои ср-ва дарили покой нищим и странникам. Андроник и Афанасия среду и пятницу жили в посте и молитвах.
 Однажды после 20-летней супруж. жизни Афанасия, вернувшись из церкви домой, застала детей в бреду. Андроник, придя позже, позвал жену. Андроник отправился в загородн.церковь св.мч.Иулиана, где похоронены родители. Он пробыл на молитве до 6-го часа. Пока Андроник был в церкви, сын Иоанн, коему шел 12-й год, и дочь Мария, 10 лет, умерли. Возвращаясь с молитвы, Андроник услышал вопль в доме. Он застал толпу жителей, детей увидал мертвыми. Уйдя в молельню, Андроник упал пред образом Спасителя, произнося слова прав. Иова:
 – «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).
 В слезах Афанасия так изнемогла, что желала смерти, повторяя, чтоб умереть с детьми. В день погребения детей собрались граждане и пришел патриарх с клиром. Детей похоронили в церкви св.Иулиана, где покоились предки. Афанасия с плачем сидела подле могилы детей. В полночь в образе инока яв-ся св. мч. Иулиан,спросил, почему тревожит пребывающих в покое. Афанасия ответила, что она в скорби, т.к. похоронила двух детей - сына 12 лет, дочь 10-ти. Святой сказал, что дети на небесах. Афанасия возрадовалась, что дети на небесах, обернулась к иноку. Но в церкви никого не было.
 Афанасия, убедившись, что это видение, рассказала мужу, попросила отпустить в м-рь оплакивать грехи. Андроник попросил, чтоб она за неделю проверила себя. Афанасия, выдержав испытание, упрашивала мужа отпустить в м-рь. Андроник сказал отцу Афанасии, что желают поклониться св.местам, вверил имущество, попросил в случае несчастья раздать имущество бедным, а дом превратить в больницу для нищих и приют для странников.
 Достигнув Иерусалима, Андроник и Афанасия поклонились св. местам, приняли благословение св. отцов, пошли в Александрию поклониться мощам св.мч.Мины. Андроник съездил в Скит получить благословение прп.Даниила, рассказал о себе и Афанасии. Прп.Даниил сказал, что даст письмо в Фиваиду, чтоб Андроник поместил Анастасию в жен. м-рь Тавеннисиотов. Андроник ночью привел Афанасию к св.старцу Даниилу. Вручив письмо, старец благословил их. Блж. Андроник поместил Афанасию в жен.м-рь. Сам возвратился к прп.начальнику лавры Даниилу, к-рый постриг его, назначил отд. келью, дабы Андроник подвизался в безмолвии.
  Блж.Андроник пребывал в подвигах безмолвия 12 лет. Он упросил св. Даниила отпустить в Иерусалим поклониться св.местам. Прп.Даниил с благословением отпустил.В Египте Андроник присел для отдыха под можжевел. кустами. По Божеств. устроению, видел блж.Афанасию в муж.одеянии. Афанасия узнала мужа, но он не узнал -  лицо от воздержания исхудало, она почернела, как эфиопка. К тому же в муж. одеянии. Они решили идти в молчании по св.местам - Андроник  и инок Афанасий( так назвала себя жена) .
 Андроник и Афанасия достигли Иерусалима, обошли  св.места, в Александрии поклонились мощам св. мч. Мины. Андроник, придя к авве Даниилу, рассказал о спутнике Афанасии, тот благословил жить в одной келье. Андроник, взяв Афанасию, увел ее в келью, где она прожила в страхе Божием и безмолвии 12 лет. Андроник так и не узнал жены, т. к. та усердно молилась Богу, чтоб не быть узнанной мужем. Авва Даниил часто поучал их. Однажды Даниила догнал блж. Андроник, сказав, что Афанасий отходит ко Господу.
 Старец застал Афанасию в сильном жару. Она попросила прочитать и передать Андронику письмо, причастилась Божеств. Таин и отошла ко Господу. Братия пришли хоронить тело и увидели, что она женщина. Авва Даниил, найдя письмо, передал Андронику. Тот узнал,что Афанасия -жена Собрались обитатели Александрийских лавр, скитники и с честью похоронили св.тело блж. Афанасии, прославляя Бога, даровавшего ей такое терпение. После погребения Афанасии старец Даниил прожил с Андроником 7 дней, затем Андроник в мире скончался. Старец повелел похоронить Андроника с Афанасией вместе. 

Тропарь преподобного Андроника, глас 1
 Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Андроника, глас 4
 Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

 О праведном Аврааме праотце и племяннике его Лоте см. в книге Бытия, 12 - 25.

 Мчч. Иувентин и Максим воины пострадали в царствование имп. Юлиана Отступника, при к-ром служили телохранителями. Однажды в Антиохии Юлиан решил осквернить христиан, окропив идоложертв. кровью все продававшиеся на рынках съестн. припасы. Св. Иувентин и Максим открыто осудили поступок царя и смело обличили его в отступничестве от христ. веры. Оба после беспощадных избиений умерщвлены в темнице по приказу императора (+ ок.361-363)

 Св.мц.Поплия (Публия) исповедница, диакониса Антиохийская, рано овдовев, все силы обратила на воспитание сына Иоанна в христ. благочестии. Иоанн стал пресвитером, Поплия за целомудрен., подвижнич. жизнь удостоилась сана диаконисы. Она для вдов и девиц, желавших посвятить себя Богу, устроила в доме м-рь. Во время гонения на христиан имп.Юлиана Отступника (361-363) св. Поплия с сестрами обличили еретика.
  Когда император проезжал у дома Поплии, сестры громко запели 113-й псалом, обличающий идолопоклонство. Воины правителя жестоко избили почтен. старицу, но она терпеливо перенесла побои. Недолго пожив после этого, Поплия с миром отошла ко Господу.

  О прп. Петре Галатийском известно, что в 9 лет, стремясь к дух. жизни, покинул родит. кров, отправился сначала в Иерусалим,затем в Антиохию. Затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь чрез день хлеб и воду. В подвигах стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Скончался прп-ный ок.429 г. в 99 лет, из к-рых 90 лет служил Богу.

 В Ефесе хранилась икона Божией Матери, написанная св. еванг. Лукой. В 988 г., 9 октября, список с иконы принесен из Корсуни в Киев св. равноап.кн. Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже икона перенесена в Новгород, оттуда в Москву, в Кремлев. Успенский собор. Др.подобный образ Божией Матери принесен из Греции в Россию в 1162 г. прп. Евфросинией Полоцкой.
 Св. Евфросиния основала в Полоцке Спас. обитель. Когда узнала, что в Греции есть иконы, написанные еванг.Лукой, отправила богатые дары греч. императору и патриарху Луке Хризовергу с просьбой прислать икону. Св. образ отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли чрез Корсунь, и по просьбе жителей она пробыла там ок. года, получив назв. Корсунской. В 1239 г. дочь Полоцкого кн.Брячислава, Александра, выходя замуж за св. блгв. кн.Александра Невского, увезла икону в г.Торопец.
 


 

 

 


 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения