Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмчч.Дионисия Ареопагита,еп.Афинск., Рустика пресвитера,Елевферия диакона. Прп.Дионисия, затворника Печерск. Прп.Иоанна Хозевита, еп.Кесарийск. Блж.Исихия Хоривита. Трубчевск.ик.Божией Матери

16 Октябрь 2018 г. Вторник

 Сщмч.Дионисий Ареопагит, еп. Афинский, один из самых выдающихся христ. богословов, жил в г. Афины, где получил эллинское философ. образование. Следуя примеру вел.мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления  дух. воззрений, где в Гелиополисе с другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле в день распятия Иисуса Христа (Мф.27,45). Тьма не объяснена астроном. причинами, и философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значит. мере подготовило обращение Дионисия.
 Известный мудростью, он введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Название Ареопаг получил от места, где проходили заседания:«холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религ. жизни. Звание члена Ареопага пожизненное.
     Во время  2-го миссионер.путешествия с осени 49 г. по осень 52 г. св.ап. Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном высокой дух.культурой и философ.традициями, вызвала большой интерес. С целью разъяснения нового учения апостол приглашен в Ареопаг (Деян.17,19), где его слова, несмотря на скептич. отношение представителей стоической и эпикурейск.философии, произвели огромное впечатление на ряд образован.афинян, в т. ч.  на Дионисия Ареопагита (Деян.17,34).
 После Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с ап.Павлом, введшим его в глубины христ. мудрости, к-рую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, к-рую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор.2,6-7). Основы учения  позже изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из к-рых дошли «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистич. Богословии» и 10 писем. Сохранилось упоминание еще о 7 утраченных произ-ниях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символич. Богословие», «О духовном и чувственном», «Божеств.гимны», «О праведном суде Божием».
  Согласно церк.преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный св.ап.Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем упоминает в 3-й главе кн.«Об Именах Божественных». На правосл. иконах «Успения Пресв.Богородицы» свт. Дионисий стоит у изголовья Пресв. Девы.
     В кон. 60-х гг. I в. вел. богослов посещает Рим для свидания с первоверх.апп. Петром и Павлом, казненными имп.Нероном. свт. Дионисий претерпел мученич. смерть за христ. убеждения при имп. Домициане в 96 г.
    Его творения получили широкое распространение с 30-х гг. VI в. Особую известность благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и прп.Максима Исповедника. Соч-ния сщмч.Дионисия Ареопагита явились свящ. авторитетом для визант. богословов,л чем свидетельствуют Леонтий Византийский, прпп.Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Огромно влияние св. Дионисия Ареопагита на развитие правосл. искусства, благодаря раскрытой им сущности христ. символики.
  Древнейшее описание жития и мученич. кончины св. Дионисия Ареопагита составлено, по церк.преданию, равноап. Мефодием Константинопольским в IX в. Ранний из дошедших визант. иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церк. истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов») 993 г., передает описание внешности свт.Дионисия, в течение столетий хранимое в благоговейной памяти Церкви Христовой.
 В «Мученичестве...» говорится, что Дионисий был миссионером, отправленным в Галлию сщмч. Климентом, еп. Римским. Святому удалось обратить ко Христу некоторых местн. жителей. Во время гонения при имп. Домициане (81-96) Дионисий со свв.Рустиком и Елевферием схвачен, исповедал себя христианином и обезглавлен. Чтобы христиане не взяли тайно тела казненных, гонители решили утопить их в р. Секвана (Сена), далеко от города. Но женщина Катула, язычница, склонявшаяся к принятию веры Христовой, заманила палачей, перевозивших тела мучеников, к себе на пир. Пока те пировали, слуги Катулы выкрали тела и спрятали их на гумне в 6 милях от города, где и погребли.
 Свт. Венанций Фортунат представлял Дионисия как св.покровителя Паризиев. В 1-й пол. VI в. еп. Леонтий II воздвиг в Бурдигале (Бордо) базилику Дионисия, воспетую свт.Венанцием в особом гимне. Дагоберт I (король Нейстрии и Бургундии) повелел построить на могиле св. Дионисия новую базилику и учредил при ней общину клириков. Мощи Дионисия и его спутников помещены в богатую гробницу. Почитание св. Дионисия приобрело тесную связь с династией франк.королей Меровингов. Преемники Дагоберта I оказывали покровительство базилике св. Дионисия и считали святого небесным покровителем. Почитание Дионисия не распространилось на всю Галлию. Особое благоговение перед св. Дионисием испытывала нейстрийская ветвь потомков Дагоберта I, представители к-рой имели резиденции в окрестностях Паризиев. Нет сведений о почитании св. Дионисия австразийск.франками, в частн. династией майордомов Пипинидов, получивших власть во Франкском королевстве с кон. VII в.

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита глас 4
 Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита глас 8
  Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

      Сщмчч. пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее назв.Парижа) в 96 г.(по др. в 110 г.), во время гонения при имп.Домициане (81-96). Монмартр означает «гора мучеников». По преданию, именно там пострадали сщмчч. Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий.
    Св.Климент, еп. Римский, послал св.Дионисия для проповеди в языч.Галлию (ныне Францию), а вместе с ним еп. Лукиана, свящ. Рустика, диакона Елевферия и др. Началось второе после Нерона гонение на христиан Домициана. Правитель послал в Галлию военачальника Сисиния, чтобы предать мучениям христиан. Схвачен св. Дионисий, Рустик и Елевферий. Многими муками пытался военачальник заставить христиан отречься от Господа. Св.мученики не повиновались ему, твердо исповедовали веру во Христа. Тогда мучитель осудил их на усечение мечом.

  Прп.Иоанн Хозевит, еп.Кесарии Палестинской (587-596), прославился борьбой с евтихианской ересью, а также благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Родился в египетском г. Фивы и еще юношей долго подвизался с дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о св.жизни Иоанна, по повелению императора, его поставили епископом г.Кесарии. Но святой, стремясь к уединению, удалился в Хузевскую пустыню (между Иерусалимом и Иерихоном) и подвизался там до конца жизни (VI).

      Блж.Исихий Хоривит, Безмолвник, жил в VI в. в одном из м-рей на Афоне, вначале не очень усердный инок. После тяжелой болезни Исихий умер, но, Промыслом Божиим, через час возвратился к жизни. Блаженный затворился в келье и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаян. рыдания из затвора. Пред кончиной блж. Исихий сказал: "Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит". С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников - исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

       Прп.Дионисий, затворник Печерский, по прозванию Щепа, был пресвитером. В 1463 г. во время пасхальной утрени Дионисий обходил с каждением мощи св. угодников в Антониевой пещере. Когда он воскликнул: "Святые отцы и братие! Христос воскресе!", как гром, прозвучал ответ от св.мощей: "Воистину воскресе!" С того дня прп. Дионисий ушел в затвор и после многих трудов отошел ко Господу. Чудо с прп. Дионисием засвидетельствовано в 8-й песни общего канона Киево-Печерским святым. Преподобный погребен в Дальних пещерах.
Тропарь прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах глас 4
 Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.
Кондак прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах глас 2
 Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Чудотв. образ из Наровчатской Троице-Скановой обители Пензенской епархии. Обитель знаменита двухкилометровыми пещерами, к-рые превосходили длиной знаменит.пещеры Киево-Печерской лавры. На  иконе обозначено, что написана в 1765 г. монахом Евфимием Спасо-Челнского м-ря г.Трубчевска Орловской губ.(Брянская обл.). Очевидно, икона обители кем-то подарена.
 Первые упоминания с кон.VIII в. На Наровчат и села нашла холера. В панике жители пришли к монахам с просьбой о помощи. Крестный ход с иконой по Наровчату изгнал страшное заболевание. Икона почиталась в народе как чудотворная. К ней шли паломники, монахи забыли, что такое болезни.
После прихода большевиков м-рь отдали под птицефабрику. Пещеры взорвали. От двух км. подземелья остались 600 м. Икону отнесли в краеведч. музей, где использовали как стол и подставку для цвет. горшков. Вскоре икона оказ-сь в подсобке музея, где ждала своего часа, т.е. 1994 г. Служители вновь созданного жен. м-ря обнаружили в документах упоминание о Трубчевской иконе Божьей Матери. В муз. описи в 1975 г. у строки «Трубчевская икона Божией Матери» стояла надпись: «утеряна». Но икона найдена в запасниках музея директором музея Маргаритой Афиногеновой.
 На иконе видны лишь глаза Спасителя и лик Богородицы. Остальное покрыто тёмно-зеленой плесенью. Икону отвезли на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Св. образ не потерял чудотв. силы. Известен случай, когда в обитель из Саранска приехала больная туберкулёзом женщина. Она молилась пред Трубчевской иконой и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки пред чудотв. иконой. Дома с молитвой мазала себя маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц вновь приехала в Наровчатский м-рь, чтобы воздать хвалу св.иконе. 
 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения