Версия для печати
На страницу списка праздников

Сщмч.Киприана,мц.Иустины и мч. Феоктиста. Блж.Андрея, Христа ради юродивого.Прав.воина Феодора Ушакова. Мчч.Давида и Константина, кнн.Арагветск.Блгв.кн.Анны Кашинск.Прп.Кассиана Уличск.

15 Октябрь 2018 г. Понедельник

 В царствование Декия жил в Антиохии знаменитый волхвователь Киприан из Карфагена. В детстве посвящен родителями языч. богу Аполлону, в 7 отдан чародеям для  бесов науки. В 10 лет послан для подготовки к жреч.служению на Олимп. Киприан научился всем дьявольским хитростям: постиг бесовские превращения, научился изменять св-ва воздуха, наводить ветер, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам и полям, насылать болезни на людей, научился пагубной мудрости. Он видел полчища бесов с князем тьмы, призраки и привидения, вызыванию учился при сорокадневном посте.
 В 15 лет слушал уроки 7-ми вел. жрецов, от к-рых узнал бесов. тайны. В Аргосе служил Гере, учился обольщениям у жреца. В Таврополе служил Артемиде, в Лакедемоне научился вызывать мертвецов. В 20 лет в Египте, в Мемфисе обучался волшебству. На 30-м году пошел к халдеям учиться звездочетству, возвратился в Антиохию совершенным в злодеяниях. Стал волхвователем, душегубцем, верным рабом ад. князя, с коим беседовал.
 Живя в Антиохии, много людей совратил к беззакониям, погубил отравами и чародейством, юношей и девиц прносил в жертву бесам. Многих научил волхвованию: одних – летать по воздуху, других – плавать в ладьях по облакам, иных ходить по водам. Славился как жрец и мудрейший слуга мерзких богов. Содействовал в любодеянии, во гневе, вражде, мщении, зависти. Господь, по Своей благости, соизволил его спасти. 
 Жила в Антиохии девица Иустина. Отцом был идол. жрец Едесий, мать звали Клеодонией. Она случайно услышала слова спасения из уст диакона Праилия. Он говорил о вочеловечении Господа, что Он род. от Пречистой Девы и пострадал ради нашего спасения, воскрес из мертвых, вознесся, воссел одесную Отца и царствует вечно.  Проповедь запала в сердце Иустины,  она тайно ходила в церковь и, слушая слово Божие, уверовала во Христа. Убедила мать, привела к вере престарел. отца. Едесий пошел с женою и дочерью к  еп. Онтату, прося совершить крещение. Епископ, наставив в вере Христовой, крестил Едесия, Клеодонию и дочь Иустину, затем причастив Св. Таин,
 Когда Едесий укрепился в вере, епископ поставил его пресвитером. Пожив добродетельно год с половиной, Едесий скончался. Иустина подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Христа, служила Ему молитвами, целомудрием, постом и воздержанием. Но враг людей вредил, причиняя  бедствия.
Жил в Антиохии Аглаид, сын богатых родителей. Увидел Иустину у церкви, поразился красоте, решил привести чистую агницу Христову к скверне. Говорил льстив. речи, восхваляя красоту. Девица не слушала его. Юноша попросил её стать женой. Она ответила, что Жених её – Христос; ради Него хранит чистоту. Слыша ответ, Аглаид, подстрекаемый дьаволом, распалился страстью, замыслил похитить ее. Собрав безрассудн. юношей, подстерег девицу у церкви, но она закричала. Соседи отняли св. Иустину. Аглаид пошел к чародею Киприану за помощью, обещая дать золото и серебро. Тот обещал исполнить его желание.
 Взяв книги по тайному ис-ву, призвал нечистого духа. Бес дал снадобье, чтоб юноша окропил дом Иустины, и блудный бес вошел, чтоб плоть разжечь нечистой похотью. Иустина ночью возносила молитвы ко Господу. Внезапно ощутила бурю телесной похоти. Пришел на память Аглаид, родились дурные мысли. Девица прибегла к Богу с молитвою. Бес бежал, пламя вожделения погасло, кровь успокоилась. Иустина прославила Бога.
 Киприан позвал более злобного беса. Тот напал на девицу. Но она вооружилась молитвой, облеклась во власяницу, мерщвляла плоть постом. Укротив страсть, Иустина победила диавола. Тогда Киприан призвал одного из князей бесовских, тот принял вид женщины и вошел к Иустине, благочестиво беседовал, спросил девицу, какова награда за соблюдение чистоты. Иустина ответила, что награда целомудренно велика, диавол же хитрыми речами соблазнял принять супружество.
Иустина положила крестное знамение,  дьавол исчез, но принял облик Иустины, пошел к Аглаиду, надеясь,что юноша удовлетворит желание, и Киприан не будет посрамлен. Но лишь юноша произнес «Иустина», как бес исчез, не в состоянии вынести имени. Юноша прибежал к Киприану. Тот придал ему облик птицы, послал к дому Иустины, посоветовав влететь в комнату. Несомый бесом Аглаид прилетел к дому. Иустина посмотрела в окно, бес бежал. Юноша едва не расшибся, летя вниз. 
  Видя себя посрамленным, Киприан задумал пойти к Иустине, надеясь на силу волшебства. Он превращался  в женщину,  в птицу, но не успевал дойти до дома, как призрачное подобие  исчезало. Киприан навёл волхвой бедствия на дом Иустины, на дома сродников ее, соседей и знакомых, убивал скот, поражал рабов язвами, ввергая в печаль. Он поразил болезнью Иустину, она лежала в постели.
 На весь город, по Божию попущению, навел Киприан бедствия вследствие ярости. Слух прошел, что вел. жрец Киприан казнит город за сопротивление Иустины. Почетнейшие граждане пришли к Иустине, требуя,чтоб вышла замуж за Аглаида во избежание бедствий. Св. Иустина помолилась Богу, бесов. наваждение прекратилось; все выздоровели. Киприан сказал диаволу, что благочест. люди спасут его душу, но дьявол решил убить его,
 Киприан, едва живой, вспомнил знамение св. креста и призвал Господа, взял чародейские книги, пошел к еп. Анфиму, умолял совершить св. крещение, со слезами исповедал все, отдал книги на сожжение. Епископ наставил его вере, повелел готовиться к крещению; книги сжег пред верующими .
 Удалившись от епископа с сокрушен.сердцем, Киприан плакал о грехах, искренно каялся, взывая к Богу об очищении. Придя на др. день в церковь, слушал слово Божие с умилением, стоя среди верующих. Св.Иустина возблагодарила Бога, раздала милостыню нищим и сделала в церковь приношение. Киприана на 8-й день епископ поставил в чтеца, на 20-й в иподиакона, на т30-й в диакона, чрез год рукоположил во иереи.
 Киприан с каждым днем увеличивал подвиги, оплакивая прежние деяния, восходил от добродетели к добродетели. Скоро поставлен епископом и в этом сане проводил такую св.жизнь, что сравнялся с вел. святыми. Св. Иустине поручил девичий м-рь, сделав ее игуменией. 
 Видя строгую жизнь св. Киприана, заботы его о спасении чел. душ, диавол побудил язычников оклеветать его пред правителем. Нечестивцы пришли к правителю Евтолмию, клеветали на Киприана и Иустину, обвиняя, что враждебны и богам, и царю, и властям, просили предать Киприана и Иустину смертной казни. Евтолмий  схватил Киприана и Иустину и посадил в темницу.
 Отправляясь в Дамаск, взял их для суда. Св. Киприан рассказал правителю, как узнал немощь бесов, уразумел силу Христову, изъяснил причину обращения ко Христу. Мучитель велел повесить святого и строгать тело, а св. Иустину бить по устам и очам. Во время долгих мучений они исповедовали Христа и с благодарением претерпевали все. Мучитель заключил их в темницу, пробовал вернуть к идолопоклонству.Не с мог убедить их, повелел бросить в котел, но они и там, невредимые,славили Бога.
 Идол. жрец Ифанасий сказал, что бросится в огонь во имя идолов, но сгорел в котле. Мучитель испугался, послал мучеников к правителю Клавдию в Никомидию, описав все. Правитель осудил их на усечение мечом. Киприан попросил время для молитвы, чтоб прежде казнили Иустину:опасался, что испугается при виде его смерти. Она радостно склонила  голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.
 Видя смерть мучеников, Феоктист, воспылав сердцем к Богу, припал к св. Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином, осужден на усечение. При гробах их происходили многие исцеления.
Кондак, глас 1:
 От художества волшебного обратився богомудре к познанию божественному, показался еси миру врачь мудрейший, исцеления даруя чествующым тя, Киприане со Иустиною: с нею же молися человеколюбцу Владыце, спасти душы наша.

 Блж.Андрей, Христа ради юродивый, жил в Х в. в Константинополе. С юных лет полюбил храм Божий и свящ.книги. Однажды в сон. видении увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом - черные и страшные бесы. Ангел Божий держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы - не украшение земного мира, а небесное сокровище, к-рым Господь награждает воинов, побеждающих черные полчища.
 - Иди на добрый подвиг, - сказал Ангел Андрею, - будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего". Поня тот, что Господь призывает на подвиг. 
 Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум помутился. Многие годы терпел насмешки, оскорбления. Благодушно сносил побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее нищим. За вел. терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.
 Во время молитвы во Влахернском храме св.Андрей сподобился узреть Пресв. Богородицу, покрывающую молящихся омофором. Скончался блж.Андрей в 936 г.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого
   Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого, глас 4
 Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.

  Св.блгв.вел.кн. Анна - дочь Ростовского кн.Димитрия Борисовича, правнучка св.блгв.кн.Василия Ростовского, принявшего мученич. смерть за отказ изменить правосл. вере. Побратимом деда блгв.Анны был св.Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизирован. Рус. Правосл. Церковью. В 1294 г. блгв. кн. Анна вступила в брак с кн. Михаилом Тверским, племянником св.блгв.кн. Александра Невского. 
 Много скорбей выпало на долю св. Анны. В 1294 г. скончался отец. В 1296 г. сгорел дотла великокняж. терем со всем имуществом. Вскоре заболел молодой князь. Во младенчестве умерла дочь Феодора. В 1317 г. началась трагич. борьба с кн. Юрием Московским. В 1318 г. блгв.княгиня прощается с супругом, уезжающим в Орду, где он зверски замучен по предательству двоюродн. брата кн. Моск-го Юрия. В 1319 г. его убили, вырезав сердце. Михаил стал единств.князем, причисленным к лику святых, в земле Тверской просиявших.
  В 1325 г. старший сын, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде кн. Юрия Московского, виновника смерти отца, убил его, за что казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродн. братом хана Узбека. После стихийного восстания тверская земля опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверск. княжество не знало никогда. В 1339 г. в Орде погибают второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела  разняли по суставам.
 Блгв. вел. княгиня приуготовлена к монашеству всей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, но Анна вынесла все. 
С достоинством принимала Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобившись, решила посвятить себя защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение свято выполняла, уйдя в м-рь. Став монахиней между 1339-1346 гг., она, как повествует в XVII в. житие Анны Кашинской, "цвела добродетелями и Богу угождала". Потом обратился к Анне единств. оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где построил для нее м-рь. Анне тяжело расставаться с Тверью, к-рой правил любим. супруг, где была счастлива. Но огласилась. Приезд Анны стал праздником для кашинцев, к-рые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти 20 лет, пользовалась  почитанием. Кн. Анна-инокиня - любимый народом образ настрадавшейся рус.женщины, к-рая, как бывало в Древней Руси, обрела за монаст. стеной покой в Боге. В 1368 г. преставилась всеми почитаемой схимонахиней в 90 лет. Сын  Василий умер от горя в тот же год, похоронен рядом с матерью в Успенском соборе. Так завершился земной путь вел. княгини.
 Имя блгв. кн.Анны забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, только в 1611 г. вследствие явления ее благочест. клирику пробудилось в жителях Кашина благоговение к небесной покровительнице, защищавшей от врагов и спасавшей город от разорения. Слух о чудесах от мощей блгв.кн.Анны дошел до царя Алексея Михайловича и Святейшего Патр. Никона, и на Моск. Соборе 1649 г. постановлено открыть мощи кн. Анны. Перенесение мощей блгв. Анны Кашинской было 12 июня 1650 г.
 Вскоре св. блгв. Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников. Чрез 10 лет после оконча. раскола Рус. церкви, 12-21 февраля 1677 г. в Кашин по распоряжению патр. Иоакима отправлена новая комиссия, осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 г. Этот последний документ утверждал, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 г., согласно протоколу, показал, что «длань и персты» княгини лежат прямо. Существует старообрядч. легенда, что пальцы княгини, сложенные двуперстно, после попытки патриарш.ю комиссии их «поправить» чудесным образом снова сложились так же. Утверждалось, что в описании чудес были «несогласия и неприличия», а мощи святой, помещенные в разных местах, истлели и разрушились, хотя в писании указано, что не подвержены тлению.
 Помимо процедур. нарушений при осмотре 1649 г. обнаружились многочисл. расхождения между недавно составленными житиями и летописями: так, в новых текстах утверждалось, что Анна по происхождению не княжна, а боярышня, якобы род-сь в Кашине, дата смерти изменена на 30 лет и т.п. Предполагаем.автор «криминального» жития, старец Соловецкого м-ря Игнатий, стал известным деятелем старообрядчества; культ княгини мог стать опасным для Церкви. Малый Собор в Москве (1677) принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678—1679 гг. подтвердил решение. Это необычное событие- единственное в истории Рус. Правосл. Церкви. 
 Но, несмотря на деканонизацию, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверск. епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений (до 1746) и т. п. Уже в 1818 г. Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 г. началась негласная подготовка к восстановлению церк. почитания, в частн., возобновилась запись исцелений и иных чудес. Лишь в 1908 г. на повторную канонизацию дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 г.
 В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше 100 тыс. богомольцев, приняли участие 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников. По преданию, вел. кн. Елизавета Федоровна ночью долго пребывала у гробницы, никем не узнанная.
 Хотя церк. развенчанность блгв.княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народ.память хранила веру в предстательство пред Господом небесной покровительницы. Пред вступлением в брак, на службу, пред постригом, пред началом учебн. занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу блгв.Анны. В тревожные годы войны и в 1917 образ блгв. кн.Анны стал рус.людям ближе и понятнее. Вспоминалось, что блгв.Анна тоже провожала мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена бежать и скрываться, в то время как враги громили ее землю. В наше время Анна Кашинская почитается также в день кончины (2 октября ст. ст.) и в соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.).

Тропарь, глас 3: Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине, Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши в лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4: Яко пресветлая звезда явилася еси в Российскей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и взошла еси к Вышнему граду радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася, на исцеление всем, приходящим с верою. Темже и вопием ти: радуйся, всекрасная душею и моли Христа Бога о спасении душ наших.

   Св.прав. Феодор Ушаков, адмирал Флота России, непобедимый флотоводец, канонизирован Рус. Правосл. Церковью 6 августа 2000 г. как местночтим. святой Саранской епархии.Св. Феодор род.13 февраля 1745 г. в с.Бурнаково Ярославской губ. Родители буд. флотоводца принадлежали к небогатому дворянскому роду, были людьми глубоко верующими. Вел. молитвенником за Феодора был дядя - прп. Феодор Санаксарский, подвизавшийся в Санаксарском м-ре. Благочестие родителей и пример монаш. дяди стали фундаментом нравств. воспитания Феодора. Наравне с кротостью рано обнаружилось бесстрашие пред лицом опасности.
  Окончив Морской кадет. корпус в Санкт-Петербурге, Феодор начал службу на Балтийском флоте. С 1769  служит в Донской (Азовской) флотилии, а в 1768 - 1774 гг. участвует в русско-турецкой войне.
  В основе действий Ушакова лежала христ. забота о каждом человеке. Он был сторонником суворовск. принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки. За проявленную во время эпидемии находчивость Ф.Ушаков произведен в капитаны 1-го ранга.
 С 1785 г. Феодор Феодорович служил в Севастополе. В 1787 г. Турция, недовольная итогами войны, вновь выступила против Российской империи. В ходе развертывания воен.действий 3 июля 1788 г. у о.Фидониси (Змеиный) близ устья р.Дунай произошло сражение севастоп. эскадры с турец. флотом. Командуя рус.авангардом, Феодор Феодорович внезапно применил смелый маневр и нанёс решительное поражение превосходящим силам турок.
  Получив чин контр-адмирала, Феодор Феодорович в нач. 1790 г. назначен командующим Черноморск. флота. В том же году одержал блистат. победу над вдвое превосходящими силами турок возле Керченского пролива и закрепил успех в бою у о. Тендра вблизи нынешней Одессы. Обладая искренним смирением, командующий приписывал победы исключительно Божеств. милосердию и усердию подчиненных.
 В 1791 г. война завершилась полным разгромом Ушаковым турецкого флота у мыса Каликария, что на юго-западном побережье Черного моря.
В перерыве между ратными делами Ф.Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он "каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной".
   В 1793 г. Феодор Феодорович получил чин вице-адмирала. В связи с заключением российско-тур. союза против Франции, к-рая приступила к захватам территорий соседних европ. стран, в 1798 г. Феодору Ушакову поручено отправиться во главе двух союзн. флотов в Средиземное море и содействовать воюющим против французов сухопутным войскам.
 Первым вел. свершением Ушакова в Средиземном море стало освобождение занятых французами Ионических островов, расположенных вдоль юго-западн.обережья Греции и издавна населенных правосл.греками. 
  Последние, по письмен.призыву флотоводца, содействовали успеху рус. моряков. Кульминацией освобождения островов стало взятие в 1799 г. укреплений о. Корфу, считавшихся неприступными в Европе.  Встреча освободителей местными жителями была триумфом. Феодор Ушаков усердно молился в здешних правосл. храмах и благоговейно припадал к мощам св. Дионисия на о. Занте и св. Спиридона Тримифунтского на Корфу. Управляя освобожден.островами, командующий Черноморским флотом России стал создателем первого греч. нац. ос-ва со времен захвата Греции турками - Республики Семи Соединенных Островов.
Заслуги Федора Ушакова в Средиземномор. кампании увенчались возведением его в 1799 г. в чин адмирала. В 1800 г. прославл. адмирал вернулся в Севастополь, а в 1807 г. вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводч. службу не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. 
  Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Федор Ушаков отписал им в 1810 г. в завещании небогатые имения и поселился в дер. Алексеевке Тамбов. губ., возле Санаксарского м-ря, где монашествовал и похоронен дядя адмирала. Молясь в обители в праздн. и воскр. дни, Феодор Феодорович также и "в Великий пост живал в м-ре, в келье для своего пощения и приготовления к Св. Тайнам по целой седмице и всякую продолжит. службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал обители значит. благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния".
 Во время Отечеств. войны 1812 г. Ф.Ушаков избран начальником внутрен.тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от  должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. "Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе... Отечества!" -утешал адмирал скорбящих в те дни.
 Преставился праведник 2 октября 1817 г., погребен в Санаксарском м-ре подле сродника. Мощи Угодника Божия почивают в храме Рождества Пресв.Богородицы.

  Св. мчч. Давид и Константин, кнн.Арагветские, с детства воспитанные в правосл. вере, были достойными правителями, мужеств. военачальниками, благочест.христианами. Храбро защищали св. братья Грузию от мусульман.завоевателей. Но силы были неравными. Арабский военачальник Мурван-Абдула-Касим, захватив братьев-князей в плен, пытался склонить к принятию мусульманства. Но они твердо исповедали Христа. Тогда Мурван-Кру ("кру" - глухой) с помощью чародеев хотел добиться отречения их от правосл. веры. Но св. братья Давид и Константин все ухищрения преодолели молитвой. Видя непреклонность исповедников, магометанин приказал подвергнуть их жестоким мучениям, затем утопить в реке Риони (в 740). Река вынесла тела братьев, освещенные тремя столпами света. Христиане погребли их в пещере горы Цхалцители в г. Кутаиси.
    В XII в., во время охоты царя Баграта Великого (1072-1117), нетленные мощи св. братьев обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь церковь Мучеников (Моцамети), основал Моцаметский м-рь. Мощи св.братьев прославились многочисл. исцелениями.

      Прп. Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, из рода князей Мангупских, прибыл в Москву в составе посольства к вел. кн.Иоанну III с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе вел. князя и поселился у Ростовского еп.Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов м-рь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь.
Монашество принял после чудесного ночного видения прп. Мартиниана, побуждавшего принять постриг. Вскоре св. Кассиан оставил м-рь и недалеко от г.Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель Успения Божией Матери.
 Слава о нем широко распространилась, и "начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним". Св.Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения "тихими словесы".
  Прп-ный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 г. В Угличской летописи записано много чудес по молитвам прп-ного, в частн., защита им обители от польских воинов в 1609 - 1611 гг.
Ин тропарь прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца, глас 4
  Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобне,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ наших.
Кондак прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца, глас 8
  Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане
Молитва преподобному Кассиану
  О преподобне отче наш Кассиане, великий подвижниче и угодниче Христов! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Якоже ты отечество твое и княжение любве ради Божия оставил еси и от Российскаго самодержца даемыя тебе грады и веси не приял еси, да Вышнее нетленное наследие получиши, тако и нас, грехолюбно в суетном мире сем странствующих, молитвами твоими к любви Божией настави и обрати ум наш ко вниманию техже Небесных почестей, да не прельщаемся тленными сего мира красотами. О блаженне отче Кассиане, ты, великим воздержанием и бдением плоть твою духу покорив, сотворил еси ю чистый сосуд Святаго Духа. Испроси и нам благодать сию, да, плотския похоти поправше, духовно и богоугодно поживем в сие время, данное нам для приобретения вечных неизреченных сокровищ. О великий трудолюбче и угодниче Божий, яко имеяй дар зубныя и очныя болезни целити, огневицы же и долголетныя раны, и всякия разслабления врачевати, и от насилий бесовских страждущих избавляти, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи нестерпимыя болезни телесныя, от бед и напастей защити, избавляя нас от всякаго искушения и насильства диаволя в жизни сей; в час же исхода душ наших предстани нам, великий заступниче, и, прогнав темнострашныя зраки лукавых духов, путеводствуй нас до превыспренняго Престола величества Божия, да тамо, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, толикаго предстателя и заступника, и, с тобою купно соединяяся ликом святых, согласно и единодушно чистою любовию воспоем и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



 

 

 

На страницу списка праздников
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения